История родного края в стихотворениях поэтов Шатковского района.




²Творчески одаренных людей в районе немало – самодеятельные поэты, художники, краеведы, композиторы, журналисты… Все они входят в общественную организацию «Вдохновение», которая была создана в 1995 году.

Работает «Вдохновение» более двенадцати лет. За эти годы выпущены сборники стихов: «Память. Шатковские напевы», «Обыкновенное чудо», «О чем сердца поют и плачут», «Отчий свет», «Испытание временем», «Во имя и на века».
Кроме того, изданы индивидуальные сборники стихов - Василия Агафонова («У калины»), Михаила Николаева, Нины Мирсковой («Луговой веночек»), Ивана Новикова («Откровение» и «Память сердца»), историко-биографический справочник «Шатки и шатковцы», сборник песен «Твои песни, Шатки!». В настоящее время готовится вторая книга о земляках-шатковцах и очередной общий сборник стихов. В 2006 году организация «Вдохновение» была представлена на областной выставке-ярмарке «Шатковский район - нижегородцам и гостям» и отмечена Дипломом министерства промышленности и инноваций Нижегородской области.²

Более пристальное накомство с творчеством местных поэтов начал с внимательного прочтения имеющихся в школьной библиотеке сборников: «Память. Шатковские напевы»\ Сост.: А. В. Осипов, В. П. Винидиктова, В. В. Мальцев, 1995 г., «Испытание временем» \ Сост.: В. П. Венидиктова, Т. Е. Тихонова, 2004 г., «Во имя и на века»: сборник стихов. Арзамас, 2005 г., «Вдохновение». – Сборник стихов шатковских поэтов. - Арзамас 2010 г. В процессе чтения особое внимание уделял тематической направленности стихотворений. В результате проведённого наблюдения выяснил, что в плане тематики шатковские поэты привержены коренным традициям русской литературы. Тема Родины и природы, тема исторического прошлого, тема труда, тема любви и судьбы, тема дружбы – основные в их творчестве.

Тема истории среди них – одна из важных. Она представлена в стихотворениях всех поэтов.

Предметом изображения стали основные исторические события середины и второй половины XX века: события, свидетелями которым были сами авторы или их ближайшие предки.

Основные аспекты исторической темы, это тема Великой Отечественной войны и послевоенные годы, экономический прорыв 50 – 60-х годов, комсомольские стройки 80-х, тема афганской и чеченской войн, тема распада СССР, духовный кризис 90-х, тема опустения деревень.

Тема Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. – центральная. Она отражена в творчестве каждого автора.

М. И. Николаев, участник войны, своими глазами видевший все её ужасы, скупо, не жалуясь, подводит итог и даёт оценку своего боевого прошлого:

Не измерить вёрстам военными

Что на фронте нам пришлось пройти…

«Возвращение с фронта» 1995 г.

Но с особой заботой и горечью он пишет о тех, кому не повезло дожить до победы, кто погиб на полях сражений:

От северных вод до седого Кавказа

Таких безымянных могилок не счесть.

Собрать бы их всех, не окинешь и глазом,

Пора по заслугам воздать бы им честь.

«Безымянный солдат» 1995 г.

Познав смертельные клещи блокады, зная, как тяжело выживали в них ленинградцы, Михаил Николаев делится своим опытом с потомками в надежде, что они не допустят повторения тех страшных событий:

Жестокая вещь, мой товарищ, блокада…

И счастлив, коль жизни не порвана нить,

Я вам расскажу, как боец Ленинграда

Умел эту хлебную крошку ценить.

«Крошка хлеба» 1995 г.

Среди стихотворений о Великой Отечественной войне отдельной группой можно выделить стихи о ленинградской пионерке Савичевой Тане, личный дневник которой стал одним из символов Великой Отечественной войны. Эта тема близка нашим землякам, потому что именно на Шатковской земле похоронена Таня.

Память о ленинградской девочке, пережившей все ужасы блокады, сохранили поэты в своих стихах:

На всю страну посёлок знаменит.

Здесь вечным сном уснула ленинградка.

И с каменных страниц на нас глядит

Упрёком вечным детская тетрадка!

Г. М. Суханова («Немой упрёк»)

О трудной жизни тыла в военные годы, о силе русского характера, о терпении, воле к победе мы читаем в стихотворении В. П.Агафонова:

…И даже чёрный хлеб мы ели

Наполовину с лебедой.

Да что поделать, ели, жили,

Лишь туже подтянув ремень.

И вражью свору так крушили

И день и ночь, и ночь и день.

«Лебеда»

Об этом же по воспоминаниям матери пишет И. П. Новиков:

 

Как жили мы? Да так вот мы и жили,

Работали с темна и до темна.

И голодали мы, и рвали жилы.

Но что поделаешь, сынок. Война!

«В войну»

1946 – 1950 гг.пятилетка восстановления разрушенного войной народного хозяйства. О «простом» послевоенном детстве вспоминает В. П. Агафонов:

Моё детство простое было,

Я не мучился в выборе блюд:

Холодило или горчило, -

Ел я всё, что мне подадут.

И, как многие наши мальчишки,

С кем под солнцем одним я дышал,

Я единственные штанишки

По утрам в углах не искал.

«Моё детство простое было»

50 - 70 –е годы. Экономический прорыв: укрепление обороноспособности, освоение целины, покорение космических далей – время молодых. В стихах, посвящённых этим ярким историческим событиях, отчётливо слышится гордость за свою страну, за свой народ:

Не из строк газетных взятый,

И сейчас гореть готов,

Комсомол шестидесятых

Непросроченных годов.

К звёздам взмытая ракета,

По тайге идущий БАМ…

Разве ж позабыть об этом

Беспокойным,

Смелым

Нам?

В. П. Агафонов «Не из строк газетных взятый»

 

Что ты знала до нас, целина?

Свист сурков, топот орды Батыя?

Мы пришли, нас прислала страна,

Чтоб растить здесь хлеба золотые.

В. П. Винидиктова «Встреча с юностью»

Радуясь новым свершениям и открытиям, не замалчивают поэты и исторические промахи, одним из которых считают разрушение деревень, начатое ещё в 70-е годы под оптимистичным лозунгом «Укрупнение хозяйств»:

 

Земля родная! Сирота ты наша!

Сегодня вот, куда ни посмотри,

Стояли сёла здесь одно другого краше,

Теперь бурьян, сплошные пустыри.

 

Хранивший честь Руси издревле,

Разбит, поруган «на заре»

Печальный памятник деревне,

Как сирота на пустыре.

М. И. Николаев «Раздумье»

80-90-е годы отозвались в стихах местных поэтов беспокойным эхом афганской и чеченской войн. Эта тема нашла отражение в стихотворениях В. П. Винидиктовой, Н. М. Мирсковой, В. И. Осиповой, В. И. Горшкова, И. П. Новикова:

Жестока и безжалостна судьба!

Вчера подорвалась его машина,

И эта незамеченная мина

Немало юных жизней унесла.

……………………………………

Я не хочу, чтоб сыновья парней,

Которые погибли там, в Афгане,

Кровь проливали на земле своей

Или в плену, в Чечне сидели в яме.

В. П. Винидиктова «Клянусь сединами»

Опять эпоха раной кровоточит

В аулах горных и степных станицах.

Что ждёт от нас и что сказать нам хочет

Истории открытая страница?

В. И. Горшков «Урок истории»

 

Горьким событием, непоправимой ошибкой изображён в стихах шатковских поэтов распад СССР.

Уж год прошёл,

Как в Беловежской Пуще

Подписан был

Союзу приговор,

Который стал

Для большинства гнетущим,

Усилившим

В республиках раздор:

Азербайджан,

Армения, Молдова,

Таджикистан,

Абхазия – война!!!

И тысячи сегодня ищут крова –

И даст приют какая им страна?

И. П. Каравашкин «Годовщина СНГ»

«Лихие» 90-е – время экономического, политического, идейного и духовного кризиса – такими представлены они в растерянных, взволнованных, гневных строчках молодого поэта 90-ых В. Горшкова:

Я приколочен без гвоздей

В родном краю, под отчим небом,

Распят среди очередей

За пайку колбасы и хлеба.

…………………………………

Я приколочен без гвоздей,

Пусть кровь моя не оросила

Твоих мятежных площадей,

К тебе, безумная Россия.

«Я приколочен без гвоздей…»

Не избегая горькой правды, не приукрашивая действительность, поэты не теряют веры в силы народа, в лучшее будущее, в процветание любимой России:

Но кто ж пословицу не знает? –

По всей земле гуляет слух,

Что русский долго запрягает,

Зато уж мчится во весь дух!

За плач детей, за униженье

Воздав обидчику отпор,

Вставала Русь, как искупленье

Смывая кровью свой позор!

Н. М. Мирскова «Вольнолюбива Русь святая…»

Новый XXI век вступил в свои права. Вместе с ним в жизнь россиян пришли новые события, новые достижения и новые разочарования. И по-прежнему поэты-земляки творят свою поэтическую летопись. Восстановление разрушенных церквей, дальнейшее угасание деревни, размышления о дальнейшей судьбе страны и народа – эти темы не перестают волновать их души и умы:

…Нет бабушки Насти, а церковь, - живая!

Её купола вознеслись до небес.

И, к покаянию всех призывая,

Малиновый звон раздаётся окрест.

Его ради многие жизни лишились,

За веру святую неся тяжкий крест,

Чтоб снова над всей

православной Россией

Поющий, ликующий плыл благовест.

В. П. Винидиктова «Поющий благовест»

 

Опустели дома, опустели…

Я поверить глазам не могу.

Заметают их тихо метели,

И стоят они молча в снегу.

……………………………

Я хочу, чтоб село возродилось.

Чтобы жизнь в нём забила ключом.

Чтобы люди в дома возвратились,

Закрутилось чтоб всё колесом.

Е. П. Безухова «Возвращайтесь в родное гнездо»

 

Так повелось уж на святой Руси:

Везде сначала храмы закрывали.

Помилуй, Боже, грешных и спаси

За то, что их ломали и взрывали.

Теперь и школам очередь пришла.

Науки храмы, вас настигла участь

Святых церквей. Теперь, как и тогда,

Это явленье, а не единый случай…

Е. П. Безухова «Сон наяву»

 

Связь времен и поколений, уважение к предкам, к их жизненному опыту, к их традициям – главный источник духовной и физической силы народа. В этом стремятся убедить нас поэты-шатковцы. Не закрывать глаза на ошибки прошлого, а исправлять, не повторять их. Искать положительный опыт, сохранять и передавать потомкам лучшие традиции предшествующих поколений – вот рецепт оздоровления нации. Этому учит творчество наших поэтов-земляков:

Опять о лапте?..

Да, опять о лапте!

Закройте

Утончённые носы!

В нём, в лапте,

Время жизни,

Как в коллапсе,

Остановило

Звёздные часы!

…………………

Да будет свят

Их подвиг величавый!

За ними годы

Встали на дыбы!

Смотрите, дети, -

Это наша слава.

Смотрите, внуки, -

Это наша быль.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: