Сущность и модели политической культуры




Роль умонастроений, культуры, ценностей, как фактора стабильности или нестабильности общества отмечали еще Аристотель, М.Вебер и некоторые другие ученые. Анализируя и прогнозируя развитие политических процессов, они придавали значение религиозным чувствам и ценностным ориентациям людей. Однако человек с его менталитетом, национально - специфическими традициями, стереотипами, мифами и устремлениями не ставился в центр политологических исследований. Не использовали человеческий фактор и при прогнозировании развития политических процессов, социальных потрясений, кризисов и революций.

Впервые это попытались сделать основоположники политико-культурного метода. В политическую науку они привносили методы и модели исследований культурологов, социальных психологов, социологов и т.д. Такой междисциплинарно-интегральный метод политологических исследований открывал новые возможности для глубокого анализа и прогноза развития политических процессов.

Первая попытка сформулировать концепцию политической культуры была предпринята в статье известного американского политолога Г.Алмонда "Сравнительные политические системы". Углубленно и более конкретно эта концепция рассматривается в книге Г.Алмонда и С.Вербы "Гражданская культура" /1963 г./. По их определению политическая культура - это "субъективная среда, лежащая в основе политических действий и придающая им направленность и смысл".

Политическая культура - это не только определенная система взаимоотношений граждан, отношений между властью и различными социальными слоями и группами - это и непрерывный процесс производства и воспроизводства составляющих его элементов. Явление это - динамическое, развивающееся, обогащающееся меняющимися реалиями окружающего мира. Практика способствует совершенствованию, оптимизации политических концепций, организационно-правовых институтов. Меняются представления людей, меняется их политическое поведение.

Политическая культура каждой нации имеет глубокие исторические и психосоциальные наслоения. Национальному характеру могут быть свойственны определенные стереотипы, мифы, иллюзии. Представления у таких социальных и этнических групп могут содержать великодержавные, националистические предрассудки. Поэтому в условиях одного государства, особенно на переходном этапе его развития, могут сосуществовать несколько доминирующих моделей политической культуры.

Кроме моделей политической культуры, которая в каждой конкретной стране проявляется в национально-специфической форме существуют и модели сходные. Западные политологи Г.Алмонд и С.Верба, прослеживая особенность политических ориентаций, характерных для граждан различных политических режимов, описывают отличительные черты трех типов политической культуры: "патриархальной", "подданнической" и "активистской".

"Патриархальной" политической культуре характерно отсутствие интереса к политической жизни, ориентация членов общества на мудрость "вождя", "руководящую и направляющую партию", "патриархов племен", которые все знают и объясняют.

Характерной чертой "подданнической" модели политической культуры также является пассивность, недостаточно высокая степень участия граждан в политической жизни. Вместе с тем, представители различных социальных слоев и групп не сомневаются в превосходстве их политической системы. Им свойственны чувство не слепого, фанатического, а осмысленного и осознанного чувства патриотизма.

"Активистская" политическая культура отличается более высокой степенью участия граждан в политической жизни. Они постоянно следят за политическими событиями, хорошо информированы, критически оценивают деятельность органов исполнительной власти. Через различные организационные структуры, политические партии, общественные движения и объединения проявляют свое волеизъявление.

Естественно, эти модели политической культуры в чистом виде не существуют, они могут только сосуществовать. Однако, в зависимости от политического режима, продолжительности его функционирования, особенностей общественно- политической системы и национальных особенностей, удельный вес тех или иных компонентов в политической культуре может превалировать, выделяют следующие более или менее очерченные крупные модели политической культуры: либерально-демократическая, авторитарная и тоталитарная.

Тоталитарный режим, осуществляя жесткий контроль над сознанием человека, его мыслями и помыслами, внутренним духовно-эмоциональном миром, стремится конструировать новый тип личности. Фальсифицируя историю, тоталитаризм стремится уничтожить национальные традиции, нравственные ценности, социальные связи и тем самым изолировать людей друг от друга, доводя человека до конформизма, утраты индивидуальной самобытности, способности мыслить и объективно оценивать реалии, процесс идентификации личности, в основном завершается. На этом этапе у человека появляется сильное стремление опереться на вождя, партию.

Утраченная уверенность в себе, своей способности мыслить и оценивать, человек, как чеховский чиновник, живет по принципу "как бы чего не вышло". Вместо социальной и политической активности масс утверждается пассивность, создается атмосфера для торжества невежественной, но целеустремленной посредственности, которая заполняет почти все властные структуры, борется между собой за посты, титулы, награды. И побеждают, как правило, те, кто не обладает ни общей, ни духовной, ни нравственной, ни политической культурой.

Авторитарная политическая культура характеризуется, прежде всего, прогрессирующим отчуждением людей к власть придержащим, идеологическим ценностям, пропагандистским кампаниям. Появляется двойной стандарт в поведении людей. На официальном уровне – риторика, которая соответствует пропагандистским стереотипам и идеологическим заклинаниям. На уровне межличностного общения - равнодушие, апатия, которые в устном творчестве формулируются: "инициатива - наказуема", "не высовывайся", "ты у власти - я дурак, я у власти - ты дурак", "тише едешь - дальше будешь", моя хата с краю, ничего не знаю" и т.д. Социально-политическая пассивность, индифферентность - типичные черты личности, социализация которой проходит при авторитарной модели политической культуры.

Становление либерально-демократической модели политической культуры взаимосвязано с процессом формирования гражданского общества и правового государства. К ее числу относят ориентации и установки на такие демократические ценности как политический и идеологический плюрализм, парламентаризм, выборность должностных лиц и т.д. Важными компонентами этой модели являются также нормы, принципы, правила политической жизни о предоставлении равных возможностей для представителей всех социальных, этнических, религиозных групп и слоев для защиты своих интересов, достижения в рамках конституционного права поставленных целей. На теоретическом уровне сторонники данной модели политической культуры пытаются обосновать возможность соотношения свободы, равенства и справедливости. Функции политической культуры

Поскольку политическая культура является составной частью политической системы, в условиях одного государства может существовать несколько доминирующих моделей политической культуры, возникает необходимость изучения их функций. Одни могут рассматриваться как культурно-мировоззренческая надстройка политической системы, т.е быть функциональными. Иные, носители которой по своим убеждениям, политическим ориентациям, целенаправленной политической деятельностью опозиционно или даже враждебно относятся к существующей политической системе, являются дисфункциональными.

Так называемые национально-сознательные граждане, политические ориентации которых не противоречат стратегическим программным целям государства, заинтересованы в демократическом совершенствовании политической системы. Представители различных социальных слоев, этнических и региональных групп, объединенные единством в политических ориентациях, основополагающих убеждениях, сплачиваются общей политической культурой. В этом и заключается ее идентификационно-интегрирующая функция.

Важную роль в процессе государственного строительства и функционирования всех структурных элементов политической системы играет регулирующая функция, Единство и слаженность системы могут основываться на единых ценностных ориентациях, установках, идеалах, убеждениях и принципах. При наличии социально-классовых, этнических, региональных неантоганистических противоречий и разночтений политическая культура создает идейно-ориентационную основу для регулирования несовпадающих интересов.

Политическая культура выполняет также прогностическую функцию. На основе изучения ценностных ориентаций, убеждений, настроений, традиций, которые предопределяют политическое поведение и действия представителей различных слоев общества, можно предвидеть различные варианты развития ситуации.

Политическая культура - явление динамическое, обогащающееся в своем содержании и формах. Общество, его история, традиции, обычаи, нравы, стереотипы оказывают влияние на ее своеобразие и развитие. В свою очередь политическая культура видоизменяет ориентации, убеждения и политическое поведение людей, оказывает на них воспитательно - корректирующее воздействие. Благодаря политической культуре формируется и совершенствуется политическое сознание, повышается социальная активность и степень цивилизованности деятельности и действий в политической сфере. Поэтому воспитательная функция относится к числу важнейших.

Политическая культура представляет собой подсистему в области общей культуры и находится в зависимости с другими ее составляющими. Она в значительной степени отражает те моральные ценности и нормы, свойственные данному обществу. Под воздействием ценностей национальной духовной культуры нормативная модель культуры политической выполняет функцию позитивной системы и служит оценке реальных явлений, фактов, событий, действий, позиций в политической жизни.

Духовная культура существует в двух неразрывно связанных между собой формах: во-первых, в форме духовных ценностей, созданных, апробированных, усвоенных человечеством: (научные работы, произведения искусства, национальный фольклор, нормы права и морали, религиозные учения и т.д.);во-вторых, в форме усвоенных духовных качеств человека, которые влияют на его деятельность. Следовательно, духовно-нравственная культура - это та совокупность ценностей, которая обладает способностью влиять на человека, "очеловечивать" его.

Воздействуя на мысли и чувства людей, национальная духовная культура интегрирует ту часть общества, у которой пробудилось национальное самосознание. Эта общественная группа начинает ориентироваться на одни и те же ценности, нормы, политические институты, образцы и способы политического действия. Следовательно, национальная духовная культура объединяет представителей различных социальных слоев и классов, повышает их гражданскую активность, придает смысл и направленность их политической деятельности.

Обогащение, развитие политической культуры диалектически взаимосвязано с развитием личности, интеллектуальным прогрессом членов общества. Осмысливая подлинные, а не фальсифицированные исторические события и факты, глубже познавая реальный мир, общество избавляется от идеологических стереотипов и иллюзий. На основе подлинных знаний люди обретают способность познавать свои потребности, экономические, социальные и политические интересы, формировать свое отношение к реальностям и порядкам.

В демократическом правовом государстве гражданин имеет конституционное право на достоверную информацию. Вместе с тем, демократический режим предполагает и политический плюрализм. Поэтому, различные, нередко противостоящие друг другу политические партии, общественные движения дают различные объяснения и оценки происходящих в обществе событий, стремятся влиять на процесс формирования убеждений, мнений, политических ориентаций.

Пропагандистская активность многократно возрастает накануне и в период избирательных компаний. Власть придержащая политическая элита, лидеры политических партий и общественных движений бескомпромиссно соперничают в борьбе за умы и сердца людей, изощряются в популистских обещаниях различных благ. В результате чего нередко к власти демократическим путем пробиваются политические авантюристы или бездарные и некомпетентные люди.

Средства массовой информации являются не только существенным компонентом демократии, но и важным фактором формирования политической культуры. И хотя нередко они распространяют сомнительные идеи и политические концепции, тем не менее выполняют необходимую для посттоталитарного общества работу. СМИ постепенно отучают от мыcли, что все опубликованное - истина в последней инстанции. Они учат самостоятельно мыслить, оценивать, анализировать, т.е. способствуют формированию политических установок и ценностных ориентаций, углублению политической культуры общества, политической социализации личности.

Политизация населения на этапе перехода от тоталитарной к демократической системы. В условиях кризисов максимальная политическая активность при минимальной степени цивилизованности и культуры ведет к экстремистской деятельности людей, "параличу" государства.

Возможны и иные последствия политизации: когда вместо одних иллюзий и мифов люди, не обладающие достаточной политической культурой, вдруг страстно и безаппеляционно переориентировались на мифы иные. Например, - разрушение командно-административной системы, осуществленная приватизация вселяла надежды на мгновенное повышение благосостояния. А когда эти иллюзии не оправдались, одни уверовали в мифы недалекого прошлого, другие - впали в состояние полнейшей политической апатии. Поэтому реальная демократизация осуществляется лишь в том обществе, граждане которого усвоили основные элементы политической культуры, прошли через процесс социокультурной и политико-культурной социализации.

Освоение культурно-политического наследия и опыта именуется политической социализацией. В этом процессе целенаправленно принимают участие многие государственные институты, система образования и воспитания, средства массовой информации. Определенное воздействие на степень восприятия индивидом идеологических и политических ценностей оказывает экономическая сфера, материальное благосостояние людей, микросреда, семья и т.д.

Процесс политической социализации - это не только усвоение целенаправленных потоков информации и идеологических ценностей. Это лишь первая ее стадия. Как мы знаем из опыта нашего недалекого прошлого, в СССР функционировала четко координируемая единая система воспитания. Однако результативность ее была крайне недостаточной. Формально усваивая политико-идеологические ценности и знания, внутренне воспринимали их далеко не все. Люди вынуждены были ради карьеры, материальных благ приспосабливаться к существующим обстоятельствам, социально-политическим условиями и нормам, играть ту роль, которую хотели видеть власть придержащие.

Вторая стадия политической социализации достигается лишь при условии внутреннего восприятия индивидом политико-идеологических ценностей, установок, ориентаций, убеждений, образцов и норм политического поведения. Только тогда государство обретает стабильность, когда его граждане, во всяком случае достаточная часть общества, прошли через оба этапа социализации. Такие граждане являются убежденными патриотами своего государства, составляют его социальную базу и опору.

Политическая социализация формирует определенное эмоциональное отношение индивида к политическим событиям и процессам, четкую и принципиальную политическую позицию. Осознавшие свои политические интересы индивиды, как правило, уже не являются сторонними наблюдателями, а активно включаются в политику.

Общество, граждане которого не прошли через фазы политической адаптации и интериоризации, не может быть подлинно демократическим, гражданским, правовым. Политическая культура личности и общества позволяют создать действенный, а не декоративный механизм контроля за деятельностью чиновников, властных структур. Без такого, постоянно действующего контроля "снизу", демократия трансформируется в демократический тоталитаризм. Поэтому, политическая культура личности является постоянно действующим фактором управления и совершенствования политической системы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: