Зачем детям участвовать в конкурсах?
Что дает участие в конкурсах нашим ученикам помимо дополнительной эмоциональной и физической нагрузки?
Конечно участие в конкурсе – это большой шаг вперед на новую ступеньку развития.
В процессе подготовки к конкурсу ребята:
1. закрепляют уже имеющиеся знания и навыки;
2. получают новые знания, приобретают новый опыт.
Участие в конкурсных мероприятиях:
3. воспитывает в детях такие личностные качества как умение владеть собой и стремление к поставленной цели (волю к победе). От конкурса к конкурсу ребенок становится более уверенным в себе, собранным и в то же время раскрепощенным.
4. формирует метапредметные навыки: такие как умение правильно оценить себя (свои знания и умения, свое выступление) и возможности других участников. Умение анализировать свою деятельность пригодится ребенку в его дальнейшей жизни.
Конкурс -
5. это приобретение жизненного опыта. В наше время очень важно уметь себя презентовать, уметь представить себя в лучшем свете (то, что пригодится при сдаче экзаменов, при поступлении в институт и приеме на работу и в др. ситуациях). Если ребенок прошел школу конкурсных испытаний, ему не страшны будут никакие жизненные трудности.
Для ребенка конкурс -
6. это возможность расширить круг общения: найти друзей, единомышленников.
В то же время подготовка к конкурсу - это
7. Укрепление семьи (совместное участие в деятельности). Часто родители принимают непосредственное участие в конкурсе, либо являются опорой и поддержкой ребенка во время подготовки и участия в конкурсных мероприятиях. Родители горячо болеют за своего ребенка, присутствуют всей семьей на конкурсных испытаниях. Можно наблюдать единение и сплочение семей. И это очень важно для ребенка (не только с точки зрения его дальнейшей творческой жизни, но и со стороны семейных ценностей).
Успешное участие в конкурсе для ребенка - это
8. подтверждение правильности выбранного пути, что несомненно поддерживает мотивацию в дальнейшем.
9. самосовершенствование (стимул в работе). От конкурса к конкурсу растет профессионализм ученика, растут его знания и его возможности.
Технология участия в конкурсе
1. Реклама конкурсного мероприятия
Когда педагог получает положение о конкурсе первое, что ему необходимо сделать - это тщательно его изучить: надо понять соответствуют ли условия конкурса вашему объединению. Если прописанные в положении пункты вам подходят, можно приступать к рекламе данного конкурсного мероприятия среди учеников и среди родителей. Конечно, желание участвовать в конкурсе, должно быть обоюдным. И вы, и ваши дети и (может быть странно прозвучит), но и родители этих детей должны тоже гореть желанием, чтобы их дети приняли участие в конкурсных мероприятиях.
Бывает так, что ребенок очень хочет участвовать, но у родителей нет возможности его привести на дополнительные занятия, а если конкурс платный, то нет возможности заплатить за участие. И тогда, как это ни грустно, но ребенку приходится отказываться от участия.
Задача педагога на I этапе - заинтересовать всех участников образовательного процесса. Я своим ученикам рассказываю: где будет проходить конкурс, какие требования, сколько у нас есть времени на подготовку.
Я сама люблю участвовать в конкурсах. И видимо это мое отношение передается ученикам. Я всегда им с радостью рассказываю о конкурсе, в котором предстоит поучаствовать. Сразу говорю все + и -. Никогда ничего не скрываю от них и не приукрашиваю. Все предельно честно и открыто. Могу сказать из опыта, что чаще всего у детей загораются глаза и они с радостью начинают готовиться.
Подготовка к конкурсу
Конечно, подготовка к конкурсу требует дополнительных усилий, но и вся наша ежедневная работа может быть выстроена таким образом, чтобы изо дня в день пополнять знания детей, совершенствовать их навыки и развивать таланты. В связи с этим мне хочется рассказать о некоторых методах и формах своей работы, которые я использую, и которые очень любят дети и с радостью выполняют.
1. Творческие задания:
- рисунки к прослушанным музыкальным произведениям;
- рисунки к пройденному материалу;
- ритмические задания;
- сочинить мелодию;
- игра в оркестр.
Проекты большие и маленькие
Мы участвовали в двух конкурсах организованных Анастасией Сергеевной:
В 2020 году конкурс назывался «О танцах всерьез» и в 2021 году «Истории в звуках. М.И. Глинка – эпоха русской культуры»
Для 1 конкурса каждый учащийся выбрал себе один танец и подготовил о нем сообщение, к которому можно было добавить музыкальную иллюстрацию.
Перед вами работа девочки, которая рассказывала о мазурке. Благодаря такой включенности в процесс всех учащихся мы смогли познакомиться с большим количеством танцев, и ребята хорошо запомнили их характерные особенности.
Для 2 конкурса каждый учащийся выбирал для себя интересные факты из биографии М.И. Глинки и его творческого пути. Все работы я не стала размещать в презентации, взяла ту, которая хорошо оформлена. Но хочу сказать, что каждый ребенок смог выступить на занятии и рассказать тот факт из жизни композитора, который ему понравился и запомнился.
Из больших проектов, которые помогают подготовить детей к олимпиаде, хочу рассказать о музыкально-теоретической игре. Еще на первом году своей работы мне хотелось как-то сплотить детей, устроить им праздник, но не просто праздник-развлечение, а чтоб он был обучающий и нес в себе элементы соревнования. Если коротко, то маленькую домашнюю олимпиаду. Родилась мысль о такой музыкально-теоретической игре.
В ней были использованы следующие задания:
- разминка;
- решение кроссворда;
- составление мелодии;
- определение интервалов;
- гармонизация мелодии;
- ритмическая эстафета.
Игра была воспринята детьми на Ура! И я советую всем коллегам проводить такого рода игры. Кроме того, что ребята совершенствуют свои знания, они развивают свои коммуникативные навыки, критическое мышление, креативность, одним словом, навыки 21 века SoftSkills. И конечно это хорошая подготовка к более серьезным олимпиадам и конкурсам.
3.Еще одним хорошим подспорьем в подготовке к конкурсным мероприятиям являются заочные конкурсы. Сейчас после дистанционного обучения таких конкурсов появилось большое количество. В основном они платные, но можно найти и бесплатные. Из своего опята могу сказать, что одна треть учащихся из группы с радостью принимала участие в таких конкурсах. Детей привлекает необычность проведения такой олимпиады: в спокойной обстановке, без лишних волнений они могут выполнять конкурсные задания. И вот как видно из отзыва родителей, все участники остались довольны участием в этих олимпиадах. А я как педагог могу сказать, что задания, предложенные детям, были очень интересными, творческими, непростыми. Для решения некоторых задач надо было проявить смекалку и конечно обладать определенными знаниями. Считаю, что участие в заочных конкурсах очень полезно и является подготовительным этапам к конкурсам очным, а также это дополнительный стимул для учащихся.
Надо сказать, что II этап «Подготовка к конкурсу» требует дополнительных усилий и от педагога и от ученика и от родителей.
Педагогу необходимо подготовить:
- творческие задания и упражнения;
- подобрать музыкальный материал;
- придумать проектную деятельность;
- организовать и провести дополнительные встречи, репетиции.
Ученику надо активно включиться в подготовку, не пропускать репетиции и дополнительные занятия, выполнять творческие задания и упражнения, слушать и запоминать фрагменты музыкальных произведений, участвовать в проектах.
Родителям надо:
- помогать детям морально, если надо, то материально, а также приводить детей на все дополнительные встречи.
Участие в конкурсе
Успешное участие в конкурсе – это мощная дополнительная мотивация детей к занятиям. Но даже если что-то не сложилось, и участие в конкурсных мероприятиях не было высоко оценено – это также может стать дополнительным стимулом к самосовершенствованию и к занятиям в целом, т.к. пережив поражение, ребенок ставит себе цель достигнуть желанной победы и начинает заниматься с еще большим рвением.