Классификация вредных и опасных производственных факторов




Санкт-Петербургское государственное бюджетное

Профессиональное образовательное учреждение

«Политехнический колледж городского хозяйства»

 

Утверждаю Председатель П(Ц)К ___________________________ ________________________________   «____»_______________20____г.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Проведения занятия по Безопасности жизнедеятельности

ТЕМА: Значения дисциплины Безопасности жизни деятельности.

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:

1. Цель, задачи и практическое значение безопасности жизнедеятельности – дисциплины, предметом изучения которой являются вопросы обеспечения безопасного взаимодействия человека со средой обитания и защиты населения от опасностей в чрезвычайных ситуациях.

2. Ознакомить обучающихся с понятием Российской единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. РСЧС.

 

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Практическое значение дисциплины безопасности жизнедеятельности (БЖД).

2. Основные понятия БЖД.

3. Классификация вредных и опасных факторов.

4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

 

МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ: Лекция

ВРЕМЯ: _______

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: учебный класс

 

Вводная часть

Наука о безопасности жизнедеятельности исследует мир опасностей, действующих в среде обитания человека, разрабатывает системы и методы защиты человека от опасностей. В современном понимании безопасность жизнедеятельности изучает опасности производственной, бытовой и городской среды как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения. Реализация целей и задач безопасности жизнедеятельности включает следующие основные этапы научной деятельности:

идентификация и описание зон воздействия опасностей техносферы и отдельных ее элементов (предприятия, машины, приборы и т.п.);

разработка и реализация наиболее эффективных систем и методов защиты от опасностей;

формирование систем контроля опасностей и управления состоянием безопасности техносферы;

разработка и реализация мер по ликвидации последствий проявления опасностей;

организация обучения населения основам безопасности и подготовки специалистов по безопасности жизнедеятельности.

Человек существует в процессе жизнедеятельности, непрерывном взаимодействии со средой обитания в целях удовлетворения своих потребностей.

Цель, задачи и практическое значение дисциплины безопасности жизнедеятельности.

Жизнедеятельность — это повседневная деятельность и время отдыха человека. Она протекает в условиях, создающих угрозу для жизни и здоровья человека. Жизнедеятельность характеризуется качеством жизни и безопасностью.

Деятельность — это активное сознательное взаимодействие человека со средой обитания.

Формы деятельности разнообразны. Результатом любой деятельности должна быть её полезность для существования человека. Но одновременно с этим любая деятельность потенциально опасна. Она может быть источником негативных воздействий или вреда, приводит к заболеваниям, травматизму и обычно заканчивается потерей трудоспособности или смертью.

Опасность — это угроза природной, техногенной, экологической, военной и другой направленности, осуществление которой может привести к ухудшению состояния здоровья и смерти человека, а также нанесению ущерба окружающей природной среде.

Т.о., безопасность жизнедеятельности — наука, изучающая опасности, средства и методы защиты от них.

Основные понятия БЖ.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой, представляет собой область научных знаний, изучающая опасности угрожающие человеку и разрабатывающие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.

В учебной дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" соединены тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания, охрана труда и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций.

Основная цель учения о безопасности жизнедеятельности — защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности.

Решение проблемы безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении комфортных условий деятельности людей, их жизни, защите человека и окружающей его среды от воздействия вредных факторов. За любой вред человек расплачивается своим здоровьем и жизнью, которые можно рассматривать как системообразующие факторы в системе “человек — среда обитания”, конечный результат ее функционирования и критерий качества окружающей среды.

Объектом изучения безопасности жизнедеятельности служит комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в системе "человек — среда обитания".

Предмет исследования безопасности жизнедеятельности — опасности и их совокупность, а также средства и системы защиты от опасностей.

Цель изучения безопасности жизнедеятельности

· формирование и пропаганда знаний, направленных на снижение смертности и потерь здоровья людей от внешних факторов и причин;

· создание защиты человека в техносфере от внешних негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественного происхождения.

Объектом защиты («полигоном») является человек.

Задачи БЖД:

1. идентификация опасности, распознавание и количественная оценка негативных воздействий среды обитания;

2. предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;

3. защита от опасности;

4. ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;

5. создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.

Основная задача дисциплины — вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

§ идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, антропогенного и техногенного происхождения;

§ прогнозирования развития этих негативных воздействий и оценки последствий их действия;

§ создания комфортного (нормативно допустимого) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

§ проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями но безопасности и экологичности;

§ разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

§ обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайно опасных ситуациях;

§ принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.

Причины возникновения дисциплины БЖД в России:

· Высокая смертность (особенно среди мужчин репродуктивного возраста)

· Низкие показатели средней продолжительности жизни (особенно характеры для мужской части населения)

· Ежегодное снижение средней общей численности населения

· Возрастающее число техногенных нарушений и катастроф.

Значение и решение данных проблем очень важной для нашей страны, так как по прогнозам, России в обозримом будущем грозит вымирание. Важнейшая задача, стоящая перед государством — стабилизация численности населения.

Классификация вредных и опасных производственных факторов

Опасность– источник или ситуация, которая потенциально может нанести вред человеку, привести к ухудшению состояния здоровья, нанесению ущерба собственности, производственной среде, или сочетание всего перечисленного (Системы управления профессиональной безопасности и здоровья OHSAS 18001: 1999). Идентификация риска – процесс нахождения, составления перечня и описания элементов риска. (ГОСТ Р 51897-2002). Идентификация опасности– процесс определения опасности и ее характеристик (Системы управления профессиональной безопасности и здоровья OHSAS 18001: 1999). Обязательные процедуры в области охраны труда, такие как аттестация рабочих мест по условиям труда и сертификация, ставили целью реализовать государственную социальную политику по предоставлению гарантий государства работникам на безопасные условия труда в соответствии с действующим законодательством. Иначе говоря, обязательные процедуры могут подтвердить соответствие объекта (организации работ по охране труда) минимально установленным в нормативных правовых актах требованиям. Добровольная сертификация в международных сертифицирующих органах предполагает достижение цели более высокого уровня, имея базой реализацию минимальных требований. Организация вырабатывает собственную политику в области охраны труда. Исходя из целей, определенных в политике, организация разрабатывает систему управления охраной труда, промышленной и экологической безопасностью, основополагающим принципом которой является постоянное, последовательное улучшение условий труда, минимизация и исключение рисков, связанных с трудовой деятельностью. Важнейшим этапом в реализации политики в области охраны труда является идентификация опасностей или рисков. Приступить к идентификации опасностей можно только при наличии налаженных процедур получения информации об опасностях, вовлечения в этот процесс максимального числа работников организации; нормативной базы, содержащей критерии (нормативы) опасностей (вредных факторов рабочей среды и опасных производственных факторов, и, так называемого, «человеческого фактора»). Продолжение идентификации - определение характеристик опасностей (абсолютных значений) по соответствующим методикам, сравнение с критериями (нормативами) и, по возможности, численное определение опасности (класс условий труда, по факторам рабочей среды, факторам трудового процесса, по опасным производственным факторам (травмобезопасность) и др.). В организации должна существовать политика в области профессиональной безопасности и здоровья, санкционированная высшим руководством организации, в которой ясно сформулированы общие цели и обязательства по улучшению исполнения в области охраны труда и промышленной безопасности. Понятие «Вредный производственный фактор». Классификация вредных факторов   В статье 209 Трудового кодекса РФ дано следующее определение вредного производственного фактора. Вредный производственный фактор- производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию. Руководство Р 2.2.2006-05 вводит понятие «вредный фактор рабочей среды»– фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работника может вызывать профессиональное заболевание или другое нарушение состояния здоровья, повреждение здоровья потомства. Вредными факторами могут быть: - физические факторы; - химические факторы; - биологические факторы; - факторы трудового процесса – тяжесть и напряженность труда; - опасные факторы рабочей среды. Физические факторы К физическим вредным производственным факторам относятся: – температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение; - неионизирующие электромагнитные поля (ЭМП) и излучения – электростатическое поле; - постоянное магнитное поле (в т. ч. гипогеомагнитное); - электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц); - широкополосные ЭМП, создаваемые ПЭВМ; - электромагнитные излучения радиочастотного диапазона; - широкополосные электромагнитные импульсы; - электромагнитные излучения оптического диапазона (в т. ч. лазерное и ультрафиолетовое); - ионизирующие излучения; производственный шум, ультразвук, инфразвук; - вибрация (локальная, общая); - аэрозоли (пыли) преимущественно фиброгенного действия; - освещение – естественное (отсутствие или недостаточность), искусственное (недостаточная освещенность, пульсация освещенности, избыточная яркость, высокая неравномерность распределения яркости, прямая и отраженная слепящая блесткость); - электрически заряженные частицы воздуха – аэроионы. Химические факторы К химическим вредным производственным факторам относятся химические вещества и их смеси, в т. ч. некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), получаемые химическим синтезом и (или) для контроля которых используют методы химического анализа. Биологические факторы К биологическим вредным производственным факторам относятся микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы – возбудители инфекционных заболеваний. Факторы трудового процесса: тяжесть и напряженность труда Тяжесть труда– характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, характером рабочей позы, глубиной и частотой наклона корпуса, перемещениями в пространстве. Напряженность труда – характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника. К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы. Опасный фактор рабочей среды Опасный фактор рабочей среды – фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья или смерти. В зависимости от количественной характеристики и продолжительности действия отдельные вредные факторы рабочей среды могут стать опасными. Контроль за уровнем вредных производственных факторов на рабочих местах   Слежение за соответствием производственного процесса требованиям правил гигиены и охраны труда основано на результатах объективных оценок (лабораторно-инструментальные исследования). Для этого должны быть привлечены аттестованные или аккредитованные в области охраны труда лаборатории. Их основное назначение – проведение аттестации рабочих мест и текущий лабораторно-инструментальный контроль, т.е. производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемических (профилактических) мероприятий (СП 1.1.1058-01). Программа производственного контроля согласовывается с территориальным органом Федеральной службы в сфере защиты потребителей и благополучия человека. Принципом организации производственного контроля является отбор проб и выполнение замеров в характерных условиях работы, т.е. в условиях, установленных для предприятия, для рабочего места. Конечный смысл такого контроля – обеспечение установленных нормативов. Для оценки фактических условий труда, характеризующихся возможными нарушениями, установленных для каждых конкретных условий требований, контрольные исследования должны проводиться в реальных условиях с фиксацией отклонений от нормальной эксплуатации. Наличие такой информации позволяет рассчитать риск заболевания и судить об уровне воздействия на здоровье. Оценка условий труда должна лежать в основе решений по изменению в технологии ведения производственного процесса, замене техники, принятию мер по локализации вредных производственных факторов, изоляции неблагоприятных процессов. При невозможности по разным причинам выполнения указанных работ, либо недостижении необходимой эффективности следует прибегать к использованию коллективных средств защиты (отопление, вентиляция и др.). На предприятии должны быть установлены режимы эксплуатации средств коллективной защиты и назначены лица, ответственные за их выполнение. В случаях, когда не удается обеспечить соблюдение предельно допустимых величин вредных производственных факторов, решения о ведении работ могут быть приняты только при условиях установления режима труда и отдыха, разработанного на основе принципа «защиты временем», и использовании средств индивидуальной защиты. В первом случае необходимо иметь достаточно представительные материалы контрольных замеров, чтобы можно было провести достоверные расчеты риска, во втором – иметь характеристику условий труда на рабочем месте, что позволит назначить адекватные средства индивидуальной защиты и определить производственные операции, при которых они должны использоваться в обязательном порядке с соответствующей записью в инструкции по охране труда на профессию или вид работы. Результатом оценки производственного контроля является количественная оценка степени риска ущерба для здоровья работников от действия вредных и опасных факторов производственной среды. Эти данные (табл. 4) являются обоснованием для принятия управленческих решений по разработке средств профилактики (Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки Р 2.2. 1766-03).   4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основополагающим документом, регламентирующим и определяющим общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан, всего земельного, водного, воздушного пространства, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Во исполнение его и с учетом предложений МЧС России Правительством РФ принято постановление от 30 декабря 2003 г. № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций". Основная цель создания РСЧС — объединение усилий центральных органов исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти республик, краев, областей, городов, организаций и учреждений в деле предупреждения и ликвидации ЧС. РСЧС базируется на нескольких постулатах: 1. признание факта невозможности исключить риск возникновения ЧС; 2. соблюдение принципа превентивной безопасности, предусматривающего снижение вероятности возникновения ЧС, отдание приоритета профилактической работе; 3. комплексный подход при формировании системы, т. е. учет всех видов ЧС, всех стадий их развития и разнообразия последствий; 4. построение системы на правовой основе с разграничением прав и обязанностей состава участников. Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 5 уровней (рис. 2.1): 1. федеральный (вся территория РФ); 2. региональный (несколько субъектов РФ); 3. территориальный (территория субъекта РФ); 4. местный (регион, город); 5. объектовый. Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ОУ ГОЧС), органы повседневного управления, силы и средства, системы связи, оповещения, информационного обеспечения, резервы финансовых и материальных ресурсов. Координирующие органы РСЧС: 1. на федеральном уровне — Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти; Рис. 2.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) 2. на региональном — региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (РЦ ГОЧС); 3. на территориальном — комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов РФ (КЧС); 4. на местном, охватывающем территорию района, города (района в городе), — комиссии по ЧС органов местного самоуправления (КЧС); 5. на объектовом, охватывающем территорию организации или объекта, — объектовые комиссии по ЧС (КЧС).   Положения о КЧС утверждаются руководителями соответствующих органов исполнительной власти и организаций Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ОУ ГОЧС): 1. на федеральном уровне — МЧС России; 2. на региональном — 9 региональных центров (в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске, Чите, Хабаровске); 3. на территориальном — органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ (ОУ ГОЧС); 4. на местном — органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах местного самоуправления (ОУ ГОЧС); 5. на объектовом — отделы (секторы, специально назначенные лица) по делам ГО и ЧС. Органы повседневного управления РСЧС: 1. пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях МЧС России); 2. оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС (ОУ ГОЧС) всех уровней; 3. дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти; 4. дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения организаций. Размещение органов повседневного управления РСЧС осуществляется на пунктах управления, оснащаемых средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию. Территориальные подсистемы РСЧС (рис. 2.2) создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем РСЧС определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти субъектов РФ. Функциональные подсистемы РСЧС (рис. 2.3) создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики Рис.2.2. Территориальные подсистемы РСЧС   Рис. 2.3. Функциональные подсистемы РСЧС Организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных подсистем РСЧС определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС России. Исключение составляет положение о функциональной подсистеме РСЧС реагирования и ликвидации последствий аварий с ядерным оружием в РФ, которое утверждается Правительством РФ. Например, экологическая безопасность возложена на силы и средства МПР России, наблюдение и контроль за стихийными (природными) явлениями — на Росгидромет, контроль обстановки на потенциально опасных объектах — на Госатом и Гостехнадзор России, экстренная медицинская помощь — на Минздравсоцразвития России, пожарная безопасность — на МЧС России. Руководство всей системой РСЧС возложено на Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Важнейшей частью системы РСЧС являются ее силы и средства: наблюдения и контроля силы и средства ликвидации последствий ЧС. Силы и средства наблюдения и контроля включают органы, службы, учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспекцию, мониторинг, контроль состояния природной среды, опасных объектов, здоровья людей.

 

Обеспечение военной безопасности Российской Федерации является одним из важнейших направлений в деятельности государства. Целям обеспечения военной безопасности РФ служит военная организация государства. Она включает в себя Вооруженные Силы РФ, а также другие войска, воинские формирования и органы, обеспечивающие военную безопасность. Развитие и становление Вооруженных сил России тесно связаны с историей государства, ее общественным строем, экономикой и политикой.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) предназначена для предупреждения чрезвычайных ситуаций в мирное время, а в случае их возникновения - для ликвидации их последствий, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба объектам экономики.

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС.

Основными задачами РСЧС являются:

1) разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;

2) осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в ЧС;

3) обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;

4) сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

5) подготовка населения к действиям при ЧС;

6) прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

7) создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

8) осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

9) ликвидация чрезвычайных ситуаций;

10) осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

11) реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

12) международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Структура органов РСЧС

Структуру органов РСЧС составляют территориальные и функциональные подсистемы, которые имеют пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.

Рассмотрим каждый элемент структуры органов РСЧС.

Территориальные подсистемы (ТП) РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территории и состоят из звеньев, соответствующих административному делению этих территорий.

Функциональные подсистемы (ФП) РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслей экономики.

Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

Координирующими органами РСЧС являются:

1) на федеральном уровне - правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям в федеральных органах исполнительной власти;

2) на региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов Российской Федерации, - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. На территории Российской Федерации организовано шесть таких центров в регионах: СевероЗападный с центром в Санкт-Петербурге, Центральный с центром в Москве, Южный с центром в Ростове, Приволжско-Уральский с центром в Екатеринбурге, Сибирский с центром в Новосибирске, Дальневосточный с центром в Хабаровске;

3) на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта Российской Федерации, - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

4) на местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного управления;

5) на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Для нас наибольший интерес представляют объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Основными задачами объектовых КЧС являются:

1) руководство разработкой и осуществление мероприятий по предупреждению ЧС, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования объектов при возникновении ЧС;

2) организация работ по созданию и поддержанию в состоянии готовности локальных систем контроля и оповещения на потенциально опасных объектах;

3) обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при ЧС, руководство их ликвидацией и эвакуацией работающего персонала объектов;

4) руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

5) организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также работающего персонала объектов к действиям в ЧС.

Постоянно действующими органами управления РСЧС являются:

1) на федеральном уровне - Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России);

2) на региональном уровне - региональные центры по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;

3) на территориальном и местном уровнях - органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГОЧС), создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ и при органах местного самоуправления;

4) на объектовом уровне - отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Органами повседневного управления РСЧС являются:

1) стационарные пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), подвижные пункты управления, оперативно-дежурные службы органов управления ГОЧС всех уровней;

2) дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций.

Пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях) оснащаются современными средствами передвижения (автотранспортом, вертолетами, самолетами), техническими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаются в постоянной готовности к использованию.

В состав РСЧС входят силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями по наблюдению и контролю за состоянием окружающей природной среды, потенциально опасных объектов и по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

В состав этих сил входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее 3 суток и находящиеся в состоянии полной готовности (силы постоянной готовности).

Специально подготовленные силы и средства ВС РФ, других войск и воинских формирований привлекаются для ликвидации ЧС в порядке, определяемом Президентом РФ.

Решением руководителей организаций и объектов на базе существующих специализированных организаций, служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и др.) могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС.

Информационное обеспечение функционирования РСЧС в чрезвычайных ситуациях осуществляется информационно-управляющей системой органов МЧС России.

Порядок сбора информации в области защиты населения и территорий от ЧС и обмена этой информацией между органами государственной власти, органами управления определяется Правительством РФ.

Функционирование РСЧС осуществляется в зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации по трем режимам:

1) режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий;

2) режим повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС;

3) режим чрезвычайных ситуаций - при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании РСЧС, являются:

1) в режиме повседневной деятельности:

а) осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;

б) планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях;

в) совершенствование подготовки органов управления ГОЧС, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, организация обучения населения способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях;

г) создание и пополнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

д) осуществление целевых видов страхования;

2) в режиме повышенной готовности:

а) принятие на себя соответствующими комиссиями по чрезвычайным ситуациям непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложений по ее нормализации;

б) усиление дежурно-диспетчерской службы;

в) усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов;

г) принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, обеспечению устойчивого функционирования объектов;

д) приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район ЧС;

3) в режиме чрезвычайных ситуаций:

а) выдвижение оперативных групп в район ЧС;

б) определение границ зоны чрезвычайных ситуаций;

в) организация защиты населения;

г) организация ликвидации чрезвычайных ситуаци



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: