Общие положения. Условия и порядок проведения




ПОЛОЖЕНИЕ

Открытого городского конкурса-защиты
научно-исследовательских работ учащихся

 

Общие положения

1.1. Положение об Открытом городском конкурсе-защите научно-исследовательских работ учащихся (далее – Конкурс) определяет порядок организации и проведения Конкурса, его организационное и методическое обеспечение, порядок участия и определения победителей и призеров.

1.2. Конкурс проводит Департамент образования и науки города Севастополя, ГБОУ ЦДО «Малая академия наук» и ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет».

 

2. Цель и задачи:

2.1. Конкурс проводится с целью выявления и поддержки творческих способностей, учащихся в сфере научно-исследовательской деятельности и направлен на повышение мотивации к занятиям научно-исследовательской деятельностью.

2.2. Основные задачи Конкурса:

- выявление и поддержка одаренных детей;

- популяризация и пропаганда научных знаний;

- привлечение учащихся к научно-исследовательской деятельности и экспериментальной работе;

- формирование активной гражданской позиции;

- воспитание у учащихся самостоятельности, настойчивости, умения формулировать и отстаивать свою точку зрения.

Участники

3.1. В конкурсе принимают участие учащиеся 7-11 классов общеобразовательных учебных учреждений и обучающиеся соответствующего возраста учреждений дополнительного образования, которые активно занимаются научно-исследовательской деятельностью. К участию в Конкурсе могут быть допущены учащиеся 5–6 классов.

3.2. Работа может быть индивидуальная или групповая (до 2 человек).

Условия и порядок проведения

4.1. Для участия в Конкурсе необходимо в срок до 14 февраля 2021 года подать заявку по ссылке https://forms.gle/KU5EydtYkAdz3ZdEA и загрузить свою научно-исследовательскую работу в формате pdf. Каждый участник подает заявку индивидуально. Для регистрации необходимо иметь аккаунт на gmail. (Контактное лицо – Слюсарева Екатерина Сергеевна, slyusareva.katrin@yandex.ru, +7 (978) 0041336).

4.2. Организационный комитет Конкурса оставляет за собой право не рассматривать заявки, поданные после установленного срока.

4.3. Регистрируя заявку, участники конкурса, их родители и их руководители соглашаются предоставить организаторам конкурса разрешение на обработку их персональных данных, публикацию информации об авторах и их научном руководителе в печатном и электронном виде, а также на публикацию фотографий, сделанных во время проведения конкурса.

4.4. К участию в Конкурсе допускаются учащиеся, у которых степень оригинальности работы составляет не менее 45%. Проверка степени оригинальности работы осуществляется на сайте https://www.antiplagiat.ru. По результатам экспертизы работ по каждому направлению определяется список участников Конкурса и публикуется на официальном сайте Малой академии наук 21 февраля 2021 года.

4.5. Конкурс проводится согласно Графику (Приложение № 1) на базе ГБОУ ЦДО «Малая академия наук» (пр. Генерала Острякова, 163). Защита научно-исследовательских работ проходит отдельно по каждому направлению и по каждой секции. Регламент защиты-презентации – 7 минут, ответы на вопросы – до 3 минут.

4.6. На Конкурс научно-исследовательские работы оформляются в печатном виде в двух экземплярах: один используется жюри во время оценки работы, другой – участником во время защиты. Экземпляры должны быть идентичными и предоставлены Оргкомитету за один час до начала проведения финального этапа.

4.7. Победители и призеры конкурса могут получить до 10 дополнительных баллов за индивидуальные достижения, при зачислении на первый курс ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» по программам бакалавриата и специалитета, в соответствии с Правилами приема в ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет».

 

Оргкомитет оставляет за собой право вносить изменения в Положение до 20 февраля 2021 года.

 


Критерии оценивания

5.1. Оценка работы складывается из суммы баллов за заочное оценивание и защиту научно-исследовательской работы.

5.2. Критерии оценивания научно-исследовательских работ по направлениям: «Естественные науки», «Общественно-гуманитарные науки» и «Физико-математические и технические науки»:

 

Заочное оценивание(25 баллов):

- актуальность темы, практическое, прикладное значение работы – 2;

- наличие элементов научной новизны – 7;

- обоснование полученных результатов – 6;

- полнота раскрытия темы, глубина анализа литературных данных – 4;

- соответствие требованиям к оформлению научных работ – 6.

Защита научно-исследовательской работы (45 баллов):

- аргументированность темы и методов исследования – 5;

- критический анализ исследуемой проблемы, степень самостоятельности и личный вклад автора в работу – 14;

- четкость и логичность, последовательность и грамотность изложения материала – 9;

- квалифицированное ведение дискуссии (полнота ответов и содержательность вопросов). Культура речи, свободное владение материалом – 12;

- наличие и целесообразность дополнительного материала, который дополняет основные результаты исследования (мультимедийная презентация, схемы, таблицы, рисунки, раздаточный материал и т.д.) – 5.

 

Критерии оценивания секции «Юный изобретатель, 3-5 классы»)

 

- оригинальность и творческий подход (10 баллов);

- техническая сложность конструкции (10 баллов);

- качество описания - лаконичность, четкость (10 баллов);

- уровень презентации (5 баллов).

5.3. Критерии оценивания научно-исследовательских работ по направлению «Творческая категория»:

- Заочное оцениваниесекции «Видео» (25 баллов):

- аргументированность и глубина раскрытия темы, ясность представления – 5;

- креативность (новизна идеи, оригинальность) видеоролика – 5;

- информативность - 5;

- общее эмоциональное восприятие – 5;

- уровень владения специальными средствами: наличие звукового сопровождения, видеоэффекты – 5.

- Заочное оцениваниесекции «Статья» (25 баллов):

- четко выраженная авторская позиция – 5;

- последовательность и оригинальность изложения – 5;

- умение формулировать выводы и аргументировать – 5

- проявление творческого и самостоятельного мышления – 5;

- соответствие правилам орфографии и пунктуации – 5.

- Заочное оцениваниесекции «Реклама, пиар, стартап»:

- значимость проблемы – 5;

- оригинальность идеи – 5;

- степень использования авторских компонентов в работе – 5;

- адекватность рекламы целевой аудитории – 5;

- степень использования собственных материалов и наработок – 5.

 

Защита научно-исследовательской работы (45 баллов)

- аргументированность темы – 5;

- критический анализ исследуемой проблемы, степень самостоятельности и личный вклад автора в работу – 14;

- четкость и логичность, последовательность и грамотность изложения материала – 9;

- квалифицированное ведение дискуссии (полнота ответов и содержательность вопросов). Культура речи, свободное владение материалом – 12;

- наличие и целесообразность дополнительного материала, который дополняет основные результаты исследования (мультимедийная презентация, схемы, таблицы, рисунки, раздаточный материал и т.д.) – 5.

 

- четко выраженная авторская позиция – 5;

- последовательность и оригинальность изложения – 5;

- умение формулировать выводы и аргументировать – 5

- проявление творческого и самостоятельного мышления – 5;

- соответствие правилам орфографии и пунктуации – 5.

- Заочное оцениваниесекции «Реклама, пиар, стартап»:

- значимость проблемы – 5;

- оригинальность идеи – 5;

- степень использования авторских компонентов в работе – 5;

- адекватность рекламы целевой аудитории – 5;

- степень использования собственных материалов и наработок – 5.

 

Защита научно-исследовательской работы (45 баллов)

- аргументированность темы – 5;

- критический анализ исследуемой проблемы, степень самостоятельности и личный вклад автора в работу – 14;

- четкость и логичность, последовательность и грамотность изложения материала – 9;

- квалифицированное ведение дискуссии (полнота ответов и содержательность вопросов). Культура речи, свободное владение материалом – 12;

- наличие и целесообразность дополнительного материала, который дополняет основные результаты исследования (мультимедийная презентация, схемы, таблицы, рисунки, раздаточный материал и т.д.) – 5.

 

Требования к оформлению работ

6.1. Общие положения.

6.1.1. На конкурс подаются работы проблемного (поискового) характера, которые отвечают возрастным интересам и познавательным возможностям учащихся, свидетельствуют об осведомленности участника конкурса о современном состоянии области исследования, овладения им методикой эксперимента.

6.1.2. Каждая работа должна основываться на определенной научной и экспериментальной базе, содержать данные собственных исследований, наблюдений, поисковой работы; их обработки, анализа и обобщения; ссылки на соответствующие научные источники и отображать собственную позицию исследователя.

В работе должны быть четко отображены следующие аспекты: определение цели, объекта и предмета исследования, задачи, методика исследования, отличие и преимущества предложенных подходов и результатов. Содержание и результаты исследований излагаются кратко, логично, грамотно и аргументировано, без лишних слов, рассуждений, бездоказательных утверждений, тавтологии.

Название работы должно быть коротким и отвечать сути научной проблемы (задачи), которая решается.

Также к рассмотрению не допускаются работы без отредактированных и оформленных согласно данным требованиям тезисов.

 

6.2. Структура работы.

Работа должна быть построена по определенной структуре. Основными ее элементами в порядке расположения: титульный лист, тезисы, содержание, перечень условных сокращений (при необходимости), введение, основная часть, выводы, список использованных источников, приложения (при необходимости).

 

6.3. Требования к содержанию работы.

6.3.1. Титульный лист.

Титульный лист является первой страницей работы, содержит название работы, данные об авторе работы, научном руководителе и научной секции (Приложение № 4).

6.3.2. Тезисы.

В тезисах (текст объемом до 1 страницы) дается краткая характеристика содержания научно-исследовательской работы с определением основной цели, актуальности и задач научного исследования. Также в них отражаются выводы и полученные результаты проведенной работы.

В заголовке тезисов приводятся такие данные: название работы, фамилия, имя, отчество автора; название учреждения дополнительного образования; общеобразовательное учреждение; класс (курс); электронный адрес автора; фамилия, имя, отчество, должность (при наличии научная степень, научное звание) научного руководителя (Приложение №5).

6.3.3. Содержание.

Содержание подается в начале работы. Оно включает наименование и номера начальных страниц всех разделов, подразделов и пунктов (если они имеют заголовок), в том числе введения, выводов к разделам, общих выводов, приложений, списка использованных источников и т.д.

Содержание фактически должно быть планом научно-исследовательской работы и отображать суть поставленной проблемы, структуру и логику исследования.

6.3.4. Перечень условных сокращений, символов, обозначений и терминов (при необходимости).

Если в работе используется специфическая терминология, а также малоизвестные сокращения, новые символы, обозначения и т.п., то их перечень подается в виде отдельного списка, который размещается перед введением.

Перечень может размещаться двумя столбцами. Слева в алфавитном порядке приводятся условные обозначения, символы, термины, справа – их детальная расшифровка.

Если в работе специальные термины, сокращения, символы, обозначения и т.д. повторяются меньше трех раз, перечень не составляется, а их расшифровка приводится в тексте при первом упоминании.

6.3.5. Введение.

В введении кратко обосновывается актуальность и целесообразность выбранной темы, подчеркивается сущность проблемы; формулируется цель и содержание поставленных задач, объект и предмет исследования, дается перечень использованных методов исследования; дается характеристика работы (теоретическая, прикладная); указываются новые научные положения, предложенные участником конкурса лично, отличие полученных результатов от известных ранее и степень новизны (впервые получено, усовершенствовано, получило дальнейшее развитие); сообщается о научном использовании результатов исследования, для прикладных работ – практическая ценность полученных результатов.

В случае использования в работе идей или разработок, которые принадлежат соавторам, следует отметить этот факт и обозначить конкретный личный вклад участника. Также указываются сведения о публикации работы и апробации ее результатов (при наличии).

Указывается количество страниц пояснительной записки, количество иллюстраций, количество использованных источников, количество приложений.

Объем введения – 2-3 страницы.

6.3.6. Основная часть.

Основная часть научно-исследовательской работы состоит из разделов, подразделов, пунктов, подпунктов.

Каждый раздел начинается с новой страницы. Основному тексту раздела может предшествовать короткое предисловие с описанием выбранного направления и обоснованием примененных методов исследований. В конце каждого раздела формулируются выводы с кратким изложением приведенных в разделе научных и практических результатов, что дает возможность освободить основные выводы от второстепенных подробностей.

В основной части работы приводится характеристика источников для написания работы и краткий обзор литературы по данной тематике (не должен превышать 20% объема основной части), определяются основные этапы научной мысли по данной проблеме, указываются вопросы, которые остались нерешенными; обосновывается выбор направления исследования, приводится методика и техника исследования; подаются сведения об объеме исследования; излагаются, анализируются и обобщаются полученные результаты, дается их оценка.

Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать.

6.3.7. Выводы.

Выводы должны содержать краткое изложение результатов решения научной проблемы и поставленных задач, полученных в процессе анализа выбранного материала оценок и обобщений. Необходимо подчеркнуть их самостоятельность, новизну, теоретическое и (или) прикладное значение, подчеркнуть количественные и качественные показатели полученных результатов, обосновать достоверность результатов и привести рекомендации по их использованию.

6.3.8. Список использованных источников.

Список использованных источников – элемент библиографического аппарата, который содержит библиографическое описание использованных источников.

Список использованных источников следует размещать одним из таких способов: в порядке ссылок в тексте (наиболее удобный в использовании и рекомендованный при написании работы), в алфавитном порядке фамилий первых авторов или заголовков, в хронологическом порядке.

Данные об источниках составляются согласно ГОСТ Р7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу». Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления»

Структура и правила оформления:

например,

- книга одного автора оформляется так: Жабина С.Г. Основы экономики, менеджмента и маркетинга в общественном питании / С.Г. Жабина. - М.: Академия, 2014. - 336 с.

- книга двух, трех авторов оформляется так: Волков, М.В. Современная экономика/ М.В. Волков, А.В. Сидоров. – СПб. Питер, 2014. – 155 с.

- книга более четырех авторов: Коробкин, М.В. Современная экономика/ М.В. Коробкин [и д.р.] – СПб. Питер, 2014. – 325 с.

- оформление учебников и учебных пособий: Волков, М.В. Современная экономика: учебное пособие / М.В. Волков. – СПб. Питер, 2014. – 225 с.

- оформление статей из журналов: Боков, В.К. Причины кризиса экономической модели США / В.К. Боков // РБК. – 2014. – №4 (11). – С. 32-36.

- электронные источники: Крохин, Е.Е. Реставрация памятников архитектуры [Электронный ресурс], – https://www.architechos.ru/restovrat.htm – статья в интернете.

- Рекомендации по оформлению списка литературы [Электронный ресурс] / Всероссийский банк учебных материалов; ред. Марфунин Р.М. – Режим доступа: https://referatwork.ru, свободный. (Дата обращения: 16.07.2014 г.).

 

6.3.9. Приложения.

В приложениях содержатся вспомогательные или дополнительные материалы, необходимые для полноты восприятия работы, лучшего понимания полученных результатов: промежуточные математические доказательства, формулы и расчеты, дополнительные таблицы, графики, рисунки, иллюстрации и тому подобное.

 

6.4. Правила оформления работы.

6.4.1.Общие требования.

Научно-исследовательская работа оформляется в печатном виде (в текстовом редакторе MS Word (или Open Office), кегль - 14, межстрочный интервал – 1,5, абзацный отступ – 1,25 см, поля: верхнее – не менее 20 мм; нижнее – не менее 20 см; левое – не менее 20 мм; правое – не менее 10 мм печать односторонняя на белой бумаге формата А4 (до 30 строк на странице).

Объем научно-исследовательской работы составляет до 25 печатных страниц. В общий объем научно-исследовательской работы не входят: тезисы, приложения, список использованных источников, таблицы и рисунки, которые полностью занимают площадь страницы. Текст работы должен быть написан грамотно, без орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок.

Научно-исследовательские работы выполняются на русском языке (для секций «Зарубежная филология», «Зарубежная литература», «Межкультурная коммуникация» допускается английский язык в качестве рабочего).

Каждая структурная часть научно-исследовательской работы начинается с новой страницы. Заголовки структурных частей печатаются большими буквами симметрично к набору «СОДЕРЖАНИЕ», «ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ», «ВВЕДЕНИЕ», «РАЗДЕЛ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЯ». Заголовки подразделов печатаются маленькими буквами (кроме первой прописной) с абзаца. Заголовки пунктов печатаются маленькими буквами (кроме первой прописной) с абзаца в подбор к тексту.

Расстояние между заголовком (за исключением заголовка пункта) и текстом должно быть равно 3-4 интервалам.

6.4.2. Правила нумерации в работе.

Нумерация страниц, разделов, подразделов, пунктов, рисунков, таблиц, формул представляется арабскими цифрами без знака №.

Все страницы работы, считая титульную страницу, тезисы и приложения, подлежат общей нумерации, номер на титульной странице не ставится, а на всех следующих страницах проставляется в верхней части страницы, по центру, без точки в конце.

Нумеруются только разделы основной части. Содержание, введение, выводы не нумеруются, то есть нельзя печатать: «1. ВВЕДЕНИЕ» или «РАЗДЕЛ 6. ВЫВОДЫ».

Номер раздела ставится после слова «РАЗДЕЛ», после номера точка не ставится. Заголовок раздела печатается с новой строки.

Подразделы нумеруются в границах каждого раздела по правилу: (номер раздела).(номер подраздела). В конце номера подраздела должна стоять точка, например: «2.4.». Заголовок подраздела приводится в той же строке.

Пункты нумеруются в пределах каждого подраздела следующим образом: (номер раздела).(номер подраздела).(номер пункта), например: «2.3.4.». Заголовок пункта приводится в той же строке, но пункт может и не иметь заголовка.

В конце названий разделов, подразделов, пунктов точка не ставится.

Формулы нумеруются в пределах раздела. Например, «формула (2.3)» означает «формула 3 раздела 2» (наличие подразделов на нумерацию не влияет). Формулы, на которые нет ссылок, можно не нумеровать. Номер необходимо брать в круглые скобки и размещать на правом поле страницы, на уровне нижней строки формулы, к которой он относится.

Рисунки нумеруются в пределах раздела арабскими цифрами (аналогично формулам и подразделов) и обозначаются словом «Рис.», например «Рис. 1.2».

Таблицы нумеруются последовательно в пределах раздела. В правом верхнем углу над заголовком таблицы размещается надпись «Таблица» с указанием ее номера. Номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой, например: «Таблица 2.3».

Приложения оформляются как непосредственное продолжение работы на следующих страницах. Они размещаются в порядке ссылок в тексте работы. Каждое из приложений должно размещаться на отдельной странице. Приложение должно иметь заголовок, который печатается вверху симметрично относительно текста. Приложения нумеруются большими русскими буквами и обозначаются словом «Приложение», например: «Приложение Б».

6.4.3. Правила цитирования и ссылки на использованные источники.

При написании научно-исследовательской работы учащийся должен ссылаться на научные источники, материалы, идеи, выводы, результаты, которые используются в работе. Это дает возможность проверить приведенные сведения. Ссылаться следует на последние издания публикаций.

Если в работе используются сведения из материалов с большим количеством страниц, тогда следует точно указать номера страниц, иллюстраций, таблиц, формул из источника.

Ссылки в тексте работы на источники отмечается порядковым номером по перечню ссылок, выделенным двумя квадратными скобками, например, «... в работах [1-7]...».

Если в тексте научно-исследовательской работы необходимо сделать ссылку на конкретные сведения, цитата приводится в кавычках, а ссылки берутся в квадратные скобки с указанием порядкового номера источника в списке использованных источников и соответствующей страницы. Например, «... приобретение научного знания предполагает оперирование фактами, которые характеризуют определенное явление, разработку научной гипотезы (теории), которая объясняет то или иное явление и постановку эксперимента для доказательства выдвинутой теории [8, с. 37]».

Согласно научному этикету текст цитаты необходимо точно воспроизводить и приводить полностью, чтобы не исказить мысли автора. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается без искажения авторского текста и обозначается многоточием. В тексте работы допускается косвенное цитирование автора (перевод, изложение мыслей автора своими словами), при этом следует точно излагать мысли автора и давать соответствующие ссылки на источник.

Ссылка на иллюстрации в тексте работы указываются порядковым номером иллюстрации, например, «рис. 1.2».

Ссылка на формулы указываются порядковым номером формулы в скобках, например, «... в формуле (2.1)».

На все таблицы работы должны быть ссылки в тексте, при этом слово «таблица» в тексте пишут сокращенно, например, «... в табл. 1.2».

В повторных ссылках на таблицы и иллюстрации следует указывать сокращенно слово «смотри», например, «см. табл. 1.3».

6.4.4. Правила оформления формул.

Формулы в тексте работы располагаются сразу после ссылки на них. Они отделяются от текста интервалами в одну строку сверху и снизу и располагаются посередине страницы. Формулы, если они громоздкие и сложные, располагаются на отдельных строках, это касается и нумерованных формул. Несколько однотипных небольших формул подаются в одной строке через запятую, а иногда небольшие несложные формулы располагаются непосредственно в тексте.

Переносы в формуле допускаются только на знаках равенства, плюс, минус, умножение и деление с повторением знака в следующей строке.

Символы и коэффициенты, приведенные в формуле, описываются непосредственно под ней в той последовательности, в которой упоминаются в формуле. Значение каждого символа или числового коэффициента подается с новой строки. Первая строка начинается словом «где» без двоеточия.

Номер формулы располагается на правой стороне страницы на уровне нижней строки.

6.4.5. Правила оформления иллюстраций и таблиц.

Иллюстративный материал в работе используется для более наглядного представления результатов исследований и их обоснования. Чаще всего в научно-исследовательских работах используются такие виды иллюстративных материалов: чертежи, рисунки, таблицы, диаграммы, графики, схемы, фотографии.

Все иллюстрации указываются в тексте работы.

Название иллюстрации размещается сразу после ее номера, внизу.

Цифровой материал работы оформляется в виде таблиц. Слово «Таблица» начинается с большой буквы, прописывается курсивом и размещается в верхнем правом углу страницы, а ее название – посередине, симметрично к тексту и приводится жирным шрифтом.

 

Пример построения таблицы

 

Таблица 1.1 Название таблицы

 

     
       
         
         
         

 

Заголовок

 

Строки

 

 

Графы (колонки)

 

Заголовки граф должны начинаются с больших букв, подзаголовки – с маленьких, если они составляют одно предложение с заголовком, и с больших, если они являются самостоятельными. Высота строк должна быть не меньше 8 мм. Графу с порядковыми номерами строк в таблицу включать не надо.

Таблица размещается (после первого упоминания о ней) в тексте так, чтобы ее можно было читать без вращения переплетного блока рукописи или вращением по часовой стрелке.

Таблицу с большим количеством строк можно переносить на следующую страницу. При переносе таблицы на другой лист слово «Таблица», ее номер и название не повторяются, дальше над другими частями справа пишутся слова «Прод. табл. » и указывается только номер таблицы, например:
«Прод. табл. 1.2».

6.5. Требования к творческим работам

6.5.1. Требования к видеосюжету:

- Формат видео: DVD, MPEG4, AVI.

- Минимальное разрешение видеоролика - 720x480 (12:8 см).

- Продолжительность видеоролика - от 1 до 5 минут.

- Видеоролики должны быть оформлены информационной заставкой с именем автора, названием видеоролика, названием образовательного учреждения.

- Использование при монтаже и съёмке видеоролика специальных программ и инструментов - на усмотрение участника.

- Не допускается использование в конкурсной работе фотографий людей, нарушающих авторские права третьих лиц, а также использование элементов существующих логотипов.

- Не допускается использование чужих рисунков, фотографий, плагиата.

- На конкурс не принимаются ролики оскорбляющие достоинство и чувства других людей.

6.6 Требования к статье:

- Объем работы - не более 2 страниц в редакторе MS Word (поля: левое - 3,0 см, правое - 1,5 см, верхнее/нижнее - 2,0 см, шрифт Times New Roman, 14, межстрочный интервал - 1,5, выравнивание по ширине, абзацный отступ - 1,25 см);

- На конкурс может представлено портфолио, состоящее из нескольких статей, объединенных единой тематикой;

- На конкурс не принимаются статьи, оскорбляющие достоинство и чувства других людей

6.7. Требование к работам номинации реклама, пиар, стартап:

- Содержание соответствует заданной тематике;

- На конкурс не принимаются работы, оскорбляющие достоинство и чувства других людей.

Подведение итогов

Победителями и призерами становятся участники, которые набрали наибольшее количество баллов в своей номинации по итогам Конкурса. Победители и призеры Конкурса награждаются дипломами. Победители в каждой секции (кроме «Юный изобретатель, 3-5 классы») (26 участников) награждаются ценными призами.

Финансирование

Расходы, связанные с организацией и проведением Конкурса, осуществляются за счет бюджета города Севастополя. Расходы по командированию команд к месту проведения несут командирующие организации или сами участники.


Приложение №4

к приказу № ____

от «___»__________ 2021 г.

 

Департамент образования и науки города Севастополя

ГБОУ «Центр дополнительного образования «Малая академия наук»

 

 

Направление: Физико-математические и технические науки

Секция: приложения для мобильных устройств, компьютерные системы и базы данных

 

Мобильное приложение

 

Работу выполнил:

Иванов Иван Иванович,

ученик 10 класса, ГБОУ «СОШ № 49»

Научный руководитель:

Петров Петр Петрович, педагог дополнительного образования

ГБОУ ЦДО «Малая академия наук»

 


Приложение №5

к приказу № ____

от «___»__________ 2021 г.

 

Показатели прооксидантно-антиоксидантной системы
как индикаторы состояния рыб и среды их обитания»

Шелест Лариса Георгиевна,
ГБОУ ЦДО «Малая академия наук»,

класс, № школы, адрес электронной почты.

Научный руководитель: Скуратовская Екатерина Николаевна,
педагог ДО творческого объединения «Экотоксикология» ГБОУ ЦДО «Малая академия наук», к.б.н., ведущий научный сотрудник, заместитель директора ФГБУН Федеральный исследовательский центр «Институт биологии южных морей имени А.О. Ковалевского РАН» по научно-образовательной работе.

В настоящее время в связи с высоким уровнем загрязнения морских акваторий разрабатываются специальные программы биомониторинга, основанные на концепции биоиндикаторов, среди которых наиболее чувствительными являются параметры молекулярных систем. К ним относятся показатели прооксидантно-антиоксидантной системы (ПАС). Изучение ПАС рыб разных экологических и систематических групп представляет несомненный интерес для понимания механизмов их адаптаций к условиям обитания, а также для решения многих задач, связанных с охраной природы и рациональным природопользованием.

Цель работы заключалась в изучении показателей прооксидантно-антиоксидантной системы печени некоторых черноморских рыб из прибрежных акваторий г. Севастополя. Объектами исследования служили морской ерш Scorpaena porcus (донный вид), спикара Spicara flexuosa (придонно-пелагический вид), ставрида Trachurus mediterraneus ponticus (пелагический вид).

Выявлены видовые отличия параметров ПАС, связанные с приспособленностью рыб к определенным условиям обитания. Установлено, что загрязнение морской среды вызывает смещение прооксидантно-антиоксидантного равновесия в сторону активации процессов свободно-радикального окисления и истощения антиоксидантной системы. В акваториях с высоким уровнем загрязнения отмечается ингибирование активности антиоксидантных ферментов и увеличение концентрации продуктов окислительного стресса в печени рыб.

Результаты исследований показали, что изученные параметры являются чувствительными индикаторами состояния рыб и среды их обитания и могут найти широкое применение в экологическом мониторинге прибрежных акваторий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: