Теория издержек производства




План урока № 25-26

ОУД.011 ЭКОНОМИКА

Дата проведения 16.05.2020г

Группа 1ПИ

Тема программы Товар и его стоимость.

Тема урока Практическое занятие № 4. Теория предельной полезности и издержек производства.

Цель урока: рассмотреть и изучить теорию предельной полезности и издержек производства.

Повторение

1. Что такое полезность?

2. Что такое стоимость товара?

3. Как выражена стоимость товара?

4. Что такое цена?

5. Виды цен?

6. Функции цен?

Изложение нового материала (приложение 1)

Выполнение работы

Заполнить таблицу

В чем выражена теория предельной полезности? В чем выражена теория производства?
   

4. Выдача задания на дом.

 

А) составить 10 вопросов по теме «Понятие цены» б) составить 5 вопросов по теме «Теория предельной полезности и издержек производства»

Литература:

1.Гомола А. И. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник / А. И. Гомола, В. Е. Кириллов, П. А. Жанин. — 6-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. —-336с.

2. Жабина С. Б.Основы экономики, менеджмента и маркетинга в общественном питании: учебник для учреждений сред. проф. образования / С. Б. Жабина, О. М. Бурдюгова, А. В. Колесова. — М.: Издательский центр «Академия», 2015. — 336 с.

3. Борисов Е. Ф. Основы экономики. –М.: Дрофа, 2012.

4. Борисов Е. Ф. Основы экономики. Практикум. Задачи, тесты, ситуации. – М.: Высшая школа, 2011.

5. big-library.info (Большая электронная библиотека) 6. https://www.rsl.ru/ru/about/funds/elibrary (Электронная библиотека РГБ) 7. https://www.book.ru/ (электронно-библиотечная система для учебных заведений)

Преподаватель _______ Музалевская Л. Н.

Приложение 1

Тео́рия преде́льной поле́зности — концепция в экономической теории, возникшая в последней трети XIX века. Теория разрабатывалась представителями австрийской школы: К. Менгером, Э. Бём-Баверком, Ф. Визером, Й. Шумпетером, а также Л. Вальрасом (Лозаннская школа), У. С. Джевонсом и А. Маршаллом.

Теория предельной полезности возникла как альтернатива трудовой теории стоимости. Основные положения теории предельной полезности были сформулированы Г. Госсеном в надолго всеми забытой работе 1854 года, а начало массированного проникновения маржиналистских идей в экономическую литературу следует отнести только к середине 1880-х годов. Сам термин «предельная полезность» (нем. Grenznutzen) впервые использовал Ф. Визер.

График показывает предельную полезность (измеряется в единицах полезности) алмазов и воды как функцию объёма потребления.

Согласно теории предельной полезности, ценность товаров определяется их предельной полезностью на базе субъективных оценок человеческих потребностей. Предельная полезность какого-либо блага обозначает ту пользу, которую приносит последняя единица этого блага, причём последнее благо должно удовлетворять самые маловажные нужды. При этом редкость товара объявляется фактором ценности. Субъективная ценность — это личная оценка товара потребителем и продавцом; объективная же ценность — это меновые пропорции, цены, которые формируются в ходе конкуренции на рынке. По мере постепенного насыщения потребностей субъекта полезность вещи падает. Теория предельной полезности пытается дать совет, как наилучшим образом распределить средства для удовлетворения потребностей при ограниченности ресурсов.

Современные экономисты используют теорию предельной полезности, акцентируя внимание на изучении закономерностей потребительского спроса, анализе предложения, исследовании рынков и ценообразования на микроэкономическом уровне. Ограниченность законов предельной полезности обсуждалась многократно, однако показать их в микроэкономической модели пока удается только в виртуализированной экономике.

Теория издержек производства

В экономической науке теория издержек производства, как и теория стоимости, существует в двух вариантах: теории объективных и субъективных издержек.

Признание объективного характера издержек характерно для классической школы.

Австрийскую Школу называют субъективно - психологической школой. Она объявила, что реальные издержки не более чем древнее заблуждение, а один из представителей австрийской школы – Фридрих Визер (1851-1926) разработал субъективную теорию издержек. Исходными посылками данной теории являются два положения.

Первое положение гласит, что производительные блага представляют собой будущие, потенциальные блага, ценность их носит производный характер и зависит от ценности конечного продукта, приносящего непосредственное удовлетворение. Следовательно, не издержки производства придают ценность продуктам, а наоборот, издержки производства приобретают ценность от своих продуктов.

Согласно взглядам представителей австрийской школы, потребительские блага сами наделяют ценностью те производственные ресурсы или факторы, которые участвуют в их изготовлении. Блага первого порядка сообщают ценность благам более высоких порядков, которые нужны, чтобы могли появиться на свет те самые первоочередные блага. В этой идее и заключается знаменитая "теория вменения" австрийской школы.

Второе положение сводится к утверждению, что предложение представляет собой обратную сторону спроса - спроса тех, кто обладает товаром. При достаточно низких ценах производители сами предъявят спрос на свою продукцию. Отсюда следует, что предложение обусловлено не реальными издержками, а издержками отказа от других направлений использования, включая использование самим производителем. Другими словами издержки представляют собой ни что иное, как необходимую плату за отвлечение ресурсов от других вариантов использования; как цены, предлагаемые за услуги факторов, используемые для его производства другими конкурирующими производителями.

Можно считать Визера автором "концепции альтернативных затрат", которая представила как спрос, так и предложение зависящими от полезности, сведя все издержки к отказу от полезности. В данной теории издержки - не более чем форма, в которой индивиду сообщается о "желанности" обладания вещью каким-либо другим человеком.

Каков механизм формирования ценности производительных благ? Выделив наименьшую предельную полезность из суммы потребительских благ, которые созданы определенным производственным благом, Визер назвал ее предельным продуктом. Используя данное понятие Визер сформулировал закон: предельная полезность предельного продукта обусловливает цену производительного блага, которое пошло на его изготовление, и соответствующую часть издержек производства, которые определяют предельные полезности других, непредельных потребительских продуктов, произведенных из указанного блага (так называемый закон Визера).

Представители австрийской школы оказались перед необходимостью разрешить довольно трудный вопрос: какая часть ценности предметов потребления должна быть отнесена (вменена) на счет того или иного производительного блага. И хотя их теория и не является законченной, подход к проблеме представляется достаточно определенным.

Признается, что для получения "хозяйственной пользы" требуется совместное действие нескольких материальных благ, при этом если не достает одного из них, цель не может быть достигнута в полной мере. Такие материальные блага Менгер назвал комплиментарными, т.е взаимно дополняющими друг друга. Совокупная ценность данной группы материальных благ определяется величиной предельной пользы, которую могут принести все эти материальные блага при совместном использовании.

Например, три материальные блага: А, Б и С составляют комплиментарную группу, и если предельная польза, которые могут принести данные материальные блага при совместном использовании составляет 100 единиц, то и ценность всех трех материальных благ вместе тоже будет равна 100. Однако в реальной жизни обычна ситуация, когда отдельные члены комплиментарной группы сохраняют способность приносить известную пользу вне совместного использования. Предположим, беря наш пример, что благо А, взятое отдельно, может дать предельную пользу - 10, В - 20, С - 30 единиц. Следовательно, суммарная предельная польза в случае раздельного использования составит 50 единиц. Возникает вопрос - какому фактору приписать "излишек" предельной полезности, возникающий при совместном использовании благ.

Представители австрийской школы, в частности Бем-Баверк, считают, что данный излишек полезности должен приходится на долю самых труднозамещаемых благ. Бем-Баверк подтверждает правильность своей гипотезы ссылкой на то, что именно в практической жизни из общей суммы дохода вычитаются прежде всего издержки производства, которые представляют собой расходы на способные замещаться производственные блага (наемный труд, сырье, оборудование). Чистый доход относят за счет не могущих замещаться членов комплиментарной группы (земля, фабрики, предпринимательские способности).

Остается открытым вопрос о механизме четкой количественной определенности доли каждого фактора в цене продукта. У представителей австрийской школы ответа на это вопрос нет.

Заканчивая вопрос о теории издержек "австрийской школы", следует сказать, что при всех ее несовершенствах многие положения вошли в современную экономическую теорию. В частности, это положение о том, что ценность средств производства носит производный характер, которое вошло в современный курс в качестве положения о производном характере спроса на факторы производства, зависящего от спроса на конечную продукцию и, конечно, концепция альтернативных затрат.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: