Направленность и средства внешней политики




Направленность внешней политики, как подчеркивают политики и дипломаты определяется национальными интересами. Содержание понятия "национальный интерес" наполняется не только с учетом объективных, но и субъективных представлений. Представители одного социального слоя и идеологических убеждений уверены, что национальный интерес требует поспешной интеграции с более мощным соседом. Другие же считают, что для защиты физической, политической, культурной самобытности своего народа необходима внешняя политика, ориентированная на изоляцию от влияний этого самого соседа.

Направленность внешней политики, если "освободить" ее от дипломатического прикрытия, пропагандистско-маскировочного словоблудия, может быть ориентированной на экспансию, или, как говорят некоторые политики, "собирание земель" и их сохранение. Естественно, направленность политики тех государств и народов, которые становятся объектом политического, дипломатического, экономического и военного давления, ориентирована на защиту суверенитета и национальных интересов.

Политика государства, ориентированного на имперско-колониальные цели, направлена на нарушение стабильности. Ибо она неблагоприятна для обоснования и осуществления экспансии. Направленность внешней политики государств, которые отстаивают свой суверенитет, будет ориентирована на сохранение стабильности и мира.

Для реализации внешнеполитических ориентаций каждое государство имеет соответствующий дипломатический аппарат, систему специальных аналитических институтов, структуру внешнеполитических служб и ведомств. Им вменяется в обязанность осуществлять долгосрочные и краткосрочные прогнозы в мировом политическом процессе. В соответствии с прослеживаемыми тенденциями формируются внешнеполитические цели, разрабатывается стратегия и тактика внешней политики.

Политологами дипломатия трактуется как процесс, эффективность которого определяется искусством получения информации, соответствующей обработки и своевременной передачи ее другим государствам. Весьма распространенным средством дипломатического влияния является официальные ноты, заявления, меморандумы, в которых доводятся до сведения правительств, мирового общественного мнения те или иные факты, действия, намерения, наносящие ущерб миру, стабильности и т.д. К числу основных обязанностей дипломатических служб относится работа по подготовке и заключению международных соглашений, проведению встреч руководителей государств, конгрессов, конференций, совещаний.

В качестве иллюстраций приведем некоторые примеры того, как усилиями дипломатов обеспечивается международная стабильность. На протяжении ряда лет работали делегации государств в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. После долгих дискуссий и взаимных уступок в августе 1975г. в Хельсинки был подписан Заключительный акт. В этом историческом документе были сформулированы 10 основных принципов международных отношений, главными из которых являются: суверенное равенство всех государств; не применение силы при решении возникающих проблем; незыблемость, неизменность границ, сложившихся после окончания второй мировой войны; территориальная целостность государств; мирное урегулирование возникающих споров; невмешательство во внутренние дела других государств; уважение прав человека. Этот документ подписали 35 государств Европы, США и Канада.

Сотрудничество между государствами неизбежно сочетается и с элементами соперничества, состязания, которое по мнению американского политолога Р.Арона, напоминает спортивные, и проходят по определенным правилам. Международное право выработало определенные требования и нормы политических игр, которые были признаны всеми государствами. Вместе с тем, в дипломатии, во внешнеполитических акциях, действиях, решениях нередко прослеживается стремление вести "игру без правил". Наряду с дозволенным "прессингом" применять насилие, удары на поражение.

В условиях научно-технической революции, когда даже, так называемые, обычные виды вооружения фактически являются средством массового уничтожения, "рентабельность" приобретений путем военных побед, мягко говоря, не выдерживает критики. И формула войны, как продолжение политики другими средствами, явно устарела. Политологи, политики, исповедующие социал-демократические, либеральные, миролюбивые ценности, ведут поиск концепций и аргументов, которые бы способствовали предотвращению войн, отказу от силового варианта международных отношений.

Весьма действенную и стабилизирующую роль в последние несколько десятилетий играет Организация Объединенных Наций (ООН). Устав этой организации вступил в силу 24 октября 1945 года. Это самая полная программа, призванная обеспечить цивилизованные отношения между государствами. В настоящее время все члены ООН декларируют свою преданность ее основополагающим принципам и целям, в частности, поддерживать международный мир и безопасность; подавлять акты агрессии, которые угрожают миру на планете; развивать дружественные связи между народами; отстаивать основные свободы всех людей без расовой, половой, языковой или религиозной дискриминации; добиваться международного сотрудничества в решении экономических, социальных и культурных проблем.

Это конечно не значит, что на данном этапе в отношениях между государствами не возникает острых противоречий. ООН - сложный механизм взаимодействия государств. Она оказывает заметное стабилизирующее воздействие на внешнеполитический курс стран и сыграла ведущую роль в урегулировании ряда конфликтных ситуаций.

Однако представление о силовом потенциале государства как средства навязывания другим державам определенных правил и норм, все еще превалирует. Следовательно, для сохранения суверенитета, защиты национальных интересов, неприкосновенности границ, необходимо поддерживать баланс сил. При появлении угрозы со стороны большого и сильного государства он обеспечивается созданием коалиций, оборонительных блоков, что способствует предотвращению войн даже тогда, когда возникают очаги напряженности.

Анализируя причины многих военных конфликтов, некоторые политологи делают вывод, что чаще всего фактором нарушения баланса сил и возникновение войн является борьба за государственный суверенитет. Как иллюстрацию, используют конфликты и войны после распада СССР и Югославии. Следовательно, чтобы исключить опасность новых войн, необходимо поощрять интеграционные процессы, которые все более объединяют человечество.

Интеграция объективно обеспечивает народам наиболее оптимальные возможности сотрудничества, решения острейших экологических, энергетических, научно-технологических проблем, повышения жизненного уровня населения. Однако она не реальна при наличии проимперской, шовинистической политики со стороны более сильных держав. Интеграционные процессы успешно развиваются только тогда, когда в них участвуют абсолютно равноправные партнеры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: