Аннотация на образовательную программу, в рамках которой проводится открытое занятие «Введение в образовательную программу».




Конспект открытого занятия «Введение в образовательную программу»

Первого занятия по вокалу для детей 6-7 лет

Составитель:

Танклаева Светлана Таймуразовна,

педагог дополнительного образования
МБУ ДО ДДК (искусств) «Радуга » г. о. г. Выкса

Количество детей: 7

Аннотация на образовательную программу, в рамках которой проводится открытое занятие «Введение в образовательную программу».

Данное занятие проводится согласно учебно-тематическому плану дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы художественной направленности «Мелодии детства» (далее – Программа). Программа, рассчитана на 3 года обучения. Участники программы дети в возрасте от 7 до 17 лет, занятия организуются в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

Обучение по Программе приобщает учащихся к музыкальному искусству через пение, самый доступный для всех детей, активный вид музыкальной деятельности.В основу обучения положена постановка голоса, включающая в себя:

· тренировку дыхательной системы с помощью специальной гимнастики:А.Н.Стрельниковой;

· артикуляционную гимнастику по методики В.В. Емельянова,

· дыхательные упражнения по методике Б.С.Толкачева.

Активизация дикции – комплекс упражнений для развития артикуляционного аппарата;разогревание голосовых связок округление вокального звука и владение им, а также озвучивание природных резонаторов;интонационно - фонопедический метод развития голоса В. В. Емельянова.

Тема занятия: «Введение в образовательную программу»

Описание занятия и практическая значимость:

· используются элементыздоровьесберегающих технологий;

· предлагаемый на занятиях комплекс упражнений универсален, его можно применять как в вокальных детских коллективах, так и в дошкольных образовательных учреждениях в целях музыкального развития детей и профилактики заболеваний органов дыхания.

Предлагаемый конспект демонстрирует пример проведения первого занятия по вокалу для детей 7 лет. Он может быть полезен учителям музыки, руководителям вокальных студий, педагогам дополнительного образования.

Количество учащихся: 7 человек

Цель: знакомство с Программой объединения посредствомвокальныхупражнений.

Задачи:

· познакомить учащихся с упражнениями на дыхание, развитие звуковысотного слуха, развитие артикуляционного аппарата;

· развивать музыкальное восприятие, памятьчерез игровые приемы;

· Сформировать на мотивацию через игровые приемы

· обучить фокусированию звука в резонаторы;

· обучить правильному вокальному дыханию

Методы и приемы, используемые на занятии:

по источнику знаний:

· наглядные – личностный показ;

· словесные – комментарии, объяснения (пояснения практического действия), беседа;

· практические – упражнения, практические задания;

по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Технологии: развивающего обучения, здоровьесбережения;

Форма организации учебного занятия: игра-путешествие.

Приемы: д иалог, сообщение информации, игра.

Форма организации занятия: индивидуальная, групповая

Средства обучения:

Наглядные пособия: карточки для игры «Музыкальный словарь», слайды с текстом скороговорки, с текстом песни «Дорога добра», с портретами композитора Марка Минкова и поэта Юрия Энтина, цветик-семицветик из бумаги с открепляющимися лепестками.

Оборудование: фортепиано, стулья, мультимедийное оборудование, ноутбук (компьютер).

План занятия:

1. Вводная, организационная часть (3 мин):

· приветствие;

· постановка цели занятия.

2. Основная часть (15 мин):

· введение образовательного материала;

· обобщение. Систематизация и закрепление материала.

3. Заключительная часть (2 мин):

· подведение итогов занятия.

Этапы занятия Ход занятия
Организационный Педагог:Здравствуйте, друзья! Я приглашаю Вас побывать в чудесной стране «Королевство Пения?» Ответы детей. Педагог:Для того чтобы отправиться в страну «Королевство пения», нам надо познакомиться. А поможет нам в этом песня (Педагог поет свое имя, ребенок свое).   Педагог:Молодцы, вы прекрасно справились,ребята, а на чем мы отправимся в страну «Королевство Пения»? (ответы детей) Педагог:Для волшебного путешествия нужны иволшебные помощники – это сказочный экран, и необыкновенный поезд. Сказочный экран у нас есть, необыкновенный поезд мы с вами создадим сами – Я буду паровозом, а Вы будете вагонами. Давайте сейчас построимся, возьмемся за руки и попробуем погудеть как настоящий поезд. Игра «2 поезда » Цель игры: развитие звуковысотного слуха. Результат: развитие легких, умение различать высоту звука. Встретились 2 поезда - большой и маленький. Большой говорит:"У!" (очень низко). Маленький тоже умеет разговаривать:"У!"(очень высоко!). Большой приветствует маленького: "У-У-У!"(3 раза коротко, низко), Маленький тоже приветствует большого:"У-У-У"(3 раза коротко,высоко). Большой удивляется,почему он такой маленький?"УУУ" (делаем глиссандо(почти до визга!), а на самом верху открываем широко рот, получается "УУУУУА"). "Не маленький я!"- обиделся маленький!"УУУ"портаменте!тот же принцип,что и с глиссандо, внизу открываем рот. Педагог: Молодцы, у вас отлично получается! Педагог одевает фуражку железнодорожника, берет флажок и свисток. Дети изображают поезд. Педагог:- Но что за путешествие без веселой песни? Чтобы дорога была веселей, я буду петь песенку, а вы попробуете запомнить не сложные слова и петь вместе со мной. Итак, приготовились. Поехали… Дети вместе с педагогом начинают движение по аудитории. Звучит музыка, педагог поет песенку: Мы едем, едем, едем В далёкие края, Хорошие соседи, Счастливые друзья
  Педагог:Ребята, нашим путеводителем по «Королевству Пения» будет цветик-семицветик.Вот он! (на экране появляется цветик - семицветикбез лепестков) Педагог:Но почему он без лепестков-помощников? Без них песенка не сложится…Случилась беда - Королева Молчунья похитила поющие лепестки!... И наверно музыке больше не звучать. Помогите лепестки - помощники собрать?! Но Королева Молчунья их просто так не отдаст. Она будет задавать нам определенные задания. А задания мы будем получать на каждой станции. Только тогда Королева-Молчунья вернет их нам. Вы готовы их выполнить? Ответы детей Педагог:Ну, а для того, чтобы не устать за время путешествия, нам нужно размять свои плечи. - Выполняем упражнение «Пиджачок». («Надеваем пиджачок» – плечи проводим вперёд, и «снимаем пиджачок» – плечи проводим назад) повтор 2 р. - Теперь спинки у нас прямые и мы готовы к путешествию. Давайте скорее сядем в поезд и найдем их! -Итак, приготовились. Поехали… Дети вместе с педагогом начинают движение по аудитории. Звучит музыка, педагог поет песенку: Мы едем, едем, едем В далёкие края, Хорошие соседи, Счастливые друзья. Поезд останавливается. На экране Надпись «Дыхание » Педагог:Вероятно, для того, чтобы вернуть первого помощника, надо научиться правильно дышать. В этом нам поможет дыхательная гимнастика. Итак, Немножко старания – разовьешь дыхание. Упражнение: Надувала кошка шар (собачка, комар)   Вот идет сердитый ёж (Дети вместе с Педагог: Ф ф…ф….ф (нужно обхватив руками грудь) Педагог:Где же носик не поймёшь (свернувшийся в клубок ёжик) Дети: ф. ф. ф. ф…. ф. ф. ф. ф. ф Педагог:Вот веселая пчела зззззззззз (кружат головой следя за пчелой поднимаются) Высоко летит она (Детивместе с Педагог:ззззззззззззззззззз (звук помогает при болезненных ощущениях в горле) Села к нам на локоток зззззззззззззззззззззз Полетела на носок зззззззззззззз Пчелку ослик испугал (Дети вместе сПедагог: иаиаиаиа (укрепление связок гортани, профилактика храпа) На весь лес он закричал иаиаиаиа Гуси по небу летят, гуси ослику гудят (Дети вместе с Педагог:Гу –у-у-у, гу—у-у-у-у (Медленно идут, руки крылья поднимать на вдохе, опускать со звуком). Звучит сигнал, на экране появляется Лепесток с надписью Дыхание» Педагог:Ребята! Вот мы и познакомились с первым лепестком цветика –семицветика. Мы с ним еще обязательно встретимся, а пока отправляемся в путешествие в поисках новых друзей. Нас веселый поезд в путешествие увозит. «поезд» - вибрация губ. Словно пес мотор рычит: «Остановка» - говорит. «Мотор рычит» - вибрация звука «Р». Поезд останавливается. На экране Надпись «Дикция,артикуляция » Упражнение «Скороговорки» Проговаривание скороговорки, начать в медленном темпе, далее продолжать с ускорением. «Мы перебегали берега» «От топота копыт пыль по полю летит»на глухие согласные; «На мели лениво лосося ловили» - на работу кончика языка. Проговариваются по 2 раза на одном дыхании. Цель использования: развитие артикуляционного аппарата. Результат: отчетливая дикция. Звучит труба (фонограмма).   Педагог: Трубачи трубят тревогу – все скорее на подмогу. Мы по берегам гуляли, черепаху повстречали Медленно, не зная страха, поет нам черепаха. «Мы перебегали берега» - протяжно Чуть быстрее – жучок, жучок-паучок. Мы перебегали берега - сдержанно Услышал тревогу и мотылек. Мы перебегали берега» - скоро,ускоряя Самый торопливый – муравей, еще быстрей. Мы перебегали берега» - быстро   Звучит сигнал, на экране появляется Лепесток с надписью «Дикция,артикуляция » Педагог:Вот к нам вернулся и второй Лепесток цветика-семицветика. У вас все получается,мои друзья! Дети вместе с педагогом начинают движение по аудитории. Звучит музыка, педагог поет песенку: Мы едем, едем, едем В далёкие края, Хорошие соседи, Счастливые друзья. Поезд останавливается   На экране Надпись «Распевание» Педагог:Распевание - очень важный этап работы певца в Королевстве Пения. Надо разогреть голос,подготовить наши горлышки к пению. Для этого мы выполним несколько упражнений. И, возможно, некоторые упражнения вам покажутся забавными и смешными, знайте, что они самые полезные для развития вашего голоса. К тому же, они помогут нам вернуть следующего помощника!
3.Основной этап  
Рассказ Упражнение
Жила-была маленькая Лошадка. Она очень любила бегать. Вот так. Дети быстро «щелкают» языком на полуулыбке (высоко).
Лошадка жила со своей мамой - доброй и красивой Лошадью. Ходила она так. Дети медленно «щелкают» языком, вытянув губы (низко).
И очень часто Лошадка любила бегать с мамой наперегонки. Поочередно высоко – низко, быстро – медленно «щелкать» языком.
Но однажды подул сильный ветер. Активный долгий вдох через рот 4 раза.
Лошадка подошла к своей маме и спросила: «Можно мне погулять?» От нижнего звука «у» до верхнего «о». «У» - «о»?
«Да куда же ты пойдешь? – ответила мама, - на улице сильный ветер». От верхнего «о» к нижнему «у». «О» - «у»?
Но Лошадка не послушалась и побежала «Щелкать» высоко.
Вдруг она увидела на полянке красивый цветок. «Ах, какая прелесть», - подумала Лошадка, подбежала к цветку и стала его нюхать. Вдох через нос – легкий, бесшумный, выдох – через рот со звуком «а» медленно 4 раза.
Только это был не цветок, а красивая бабочка. Она вспорхнула и улетела. А Лошадка поскакала дальше. «Щелкать» высоко.
Вдруг Лошадка услыхала странный звук. Долгий звук «ш – ш – ш».
«Подойду-ка я поближе», - решила Лошадка. «Щелкать» высоко.
Это была большая змея, которая ползла по дереву, она очень напугала Лошадку. Звук «ш» короткий по 4 раза.
Во время прогулки Лошадка слышала множество необычных звуков. Вот пробежал ежик. Звук «ф» по 4 раза.
Застрекотал кузнечик. Звук «ц» по 4 раза.
Пролетел жук. Звук «ж» продолжительный.
За ним комар. Звук «з» продолжительный.
А ветер дул все сильнее и сильнее. Продолжительный выдох.
Лошадка замерзла. Звук «брр» 4 раза.
И побежала домой. «Щелкать» высоко.
Навстречу Лошадке вышла ее добрая мама. «Щелкать» низко медленно.
Она стала согревать Лошадку. Бесшумный выдох на ладоши через открытый рот 4 раза.
  Упражнение: №1 Ммм… (зевок) Упр.№2 И-Э-А-О-У (с наклоном) Упр.№3 МИ-МЭ-МА-МО-МУ Упр.№4 Трель губами… Упр.№5 7 «Вот иду я вверх Упр.№6 Я пою, хорошо пою. Упр. Педагог: -А сейчас я вас познакомлю с замечательной песней из телефильма «Приключения маленького мука». Музыку к этой песне написал современный композитор Марк Минков, а слова - поэт Юрий Энтин. Название песни я называть не буду, я думаю, вы мне его скажете сами, после прослушивания песни. Педагог:Исполнение песни «Дорога добра» Педагог: - Как бы вы назвали песню? - Что такое добро? Дети отвечают. Педагог: -Да, это всё самое хорошее, что происходит в нашей жизни. Например: солнце, весна, улыбка, мама, папа. Добро - это когда люди помогают друг другу. Педагог: Добрый человек - это тот, кто: • любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. • любит природу и бережет ее. • вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим • добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее. Стихотворение: Стань добрым волшебником Ну-ка попробуй Тут хитрости вовсе не нужно особой Понять и исполнить желание другого Одно удовольствие, честное слово. Не стой в стороне равнодушным Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда. И если кому-то поможет Твоя доброта и дружба твоя Ты счастлив, что день не напрасно был прожит На свете живешь ты не зря. Разучивание мелодии 1 куплета Педагог:Молодцы! Вот мы выучили мелодию песни, слова. Но чтобы слушателям понравилось наше исполнение, петь нужно очень выразительно. Давайте проанализируем, какое настроение в музыке песни? Каким звуком нужно петь? Дети отвечают.   Педагог:Давайте поиграем в игру «Подбери слова». Мы разделимся на 2 группы. Каждой группе я выдам карточку со словом, которое описывает характер звучания музыки. Например: торжественно или нежно… Ваша задача, по одному участнику команды подойти к столу и выбрать карточку со словом подходящим по значению к слову вашей группы. Например к слову, описывающему Торжественнуюмузыку подходят слова: 1. величественно 2. грандиозно 3. победно и т.д. к слову, описывающему нежнуюмузыку подходят слова: 1. трогательно 2. мягко 3. ласково и т.д. После того как вернутся первые игроки, в игру вступают вторые и так далее. Время для игры 3 минуты. Игра «Подбери слова» Подведение итогов игры. Давайте подберем слова подходящие к нашей песне (благородно, серьёзно, доброжелательно и светло) Исполнение песни(1.2.) (1.3.) (3.2.) (3.1.) Звучит сигнал, на экране появляется Лепесток с надписью «Распевание » - Друзья, едем дальше. Осталось совсем немного!   Дети вместе с педагогом начинают движение по аудитории. Звучит музыка, педагог поет песенку: Мы едем, едем, едем В далёкие края, Хорошие соседи, Счастливые друзья.   Поезд останавливается
  На экране Надпись «Гигиена голоса » Педагог: «Правила охраны голоса» Прежде всего каждый певец должен беречь свой голос: - не кричать - не злиться А ещё есть особые правила для певцов. Например, нельзя кушать надо за 2 часа до занятия пением. Повторить правила пения (спросить детей) Если хочешь сидя петь Не садись ты как медведь Спину выпрями скорей Ноги в пол упри смелей   Звучит сигнал, на экране появляется Лепесток с надписью «Гигиена голоса » Ура! Совсем скоро все помощникипоющего Цветика-семицветика будут собраны и зазвучит песня! Продолжаем наше путешествие! Дети вместе с педагогом начинают движение по аудитории. Звучит музыка, педагог поет песенку: Мы едем, едем, едем В далёкие края, Хорошие соседи, Счастливые друзья. Поезд останавливается На экране Надпись «Ритмика »   Игра: «Ритмическое эхо». Педагог прохлопывает простые ритмические рисунки. Дети должны их точно повторить. Усложнение: вводится притоп ногой, обеими ногами. Раз, два, три, повтори! Взрослый задает хлопками ритмическую фразу, которую дети повторяют «звучащими жестами»: хлопками, притопами, шлепками, щелчками и т. Д   Шлепки по коленям Далее можно добавить слоги:   Да дэ ди до ду Шлепки по коленям     Звучит сигнал, на экране появляется Лепесток с надписью «Ритмика »
Ребята, мы выполнили уже 6 заданий Королевы Молчуньи, осталось последнее. Не устали? Тогда вперед! Дети вместе с педагогом начинают движение по аудитории. Звучит музыка, педагог поет песенку: Мы едем, едем, едем В далёкие края, Хорошие соседи, Счастливые друзья.Поезд останавливается На экране Надпись «Сцена » «Микрофон» Ну, вот, ребята, мы с вами и приехали на одно из самых главных мест страны «Королевство Пения» - «СЦЕНА». Все кто попадает сюда, становятся настоящими артистами. И верным другом им становится Микрофон. Как со всеми друзьями, так и с микрофоном нужно обращаться бережно. Держать микрофон нужно в одной руке. 4 пальца должны располагать наверху все вместе, а большой внизу. Микрофон не должен закрывать ваше лицо и располагаться на расстоянии 5 -10 сантиметров. Звук должен попадать в середину микрофона. На протяжении всего рассказа педагог демонстрирует правильное обращение с микрофоном. Педагог:Сейчас мы с вами попробуем спеть песню с микрофонами. Если мы с вами будем внимательны, то у нас получится настоящее выступление маленьких артистов. Педагог раздает всем детям микрофоны. Звучит музыка. Дети, вместе с педагогом исполняют песню «Мы едем, едем, едем в далекие края». Звучит сигнал, на экране появляется Цветик-семицветик Педагог:Вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие. Но в стране «Королевство Пения» еще много, много интересного. Занимаясь вокальным творчеством, вы сможете узнавать об этой стране все больше и больше. Понравились ли вам наши приключения? Ответы детей Педагог:А вы знаете, мы так понравились Королеве Молчунье, что она нам передала подарок.   Педагог достает музыкальную шкатулку. Шкатулка открывается. Звучит волшебная музыка. Педагог:В этой шкатулке Лепестки, которые мы искали! Возьмите из шкатулочки Лепесток такого цвета, какого цвета у вас настроение на нашем занятии и прикрепите на цветик-семицветик. Если ваше настроение веселое, пусть эти лепестки будут красного или желтого цвета, а если ваше настроение грустное, то пусть эти лепестки будут синего или зеленого цвета. Дети берут лепестки и прикрепляют на цветик-семицветик Педагог:Посмотрите, вот какой путеводитель Цветик-семицветик у нас получился.Да, от общения с музыкой и мы стали сегодня чуть-чуть красивее и добрее. Несите эти чувства в наш мир, и он станет лучше! Сегодня мы уделили внимание развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевках, над текстом новой песни. домашнее задание: - К следующему уроку проработай так же 2 куплет, а первый выучи наизусть. Вы были замечательными попутчиками, обещайте не забывать дорогу в музыкальную страну «Королевство Пения». Я очень рада, что сегодня познакомилась с вами. Спасибо вам большое. До новых встреч, друзья!

 

 

Список используемой литературы:

1. В. В. Емельянов. «Фонопедический метод развития голоса».

2. О. В. Кацер. «Игровая методика обучения детей пению».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: