Конспект открытого занятия «Введение в образовательную программу»
Первого занятия по вокалу для детей 6-7 лет
Составитель:
Танклаева Светлана Таймуразовна,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО ДДК (искусств) «Радуга » г. о. г. Выкса
Количество детей: 7
Аннотация на образовательную программу, в рамках которой проводится открытое занятие «Введение в образовательную программу».
Данное занятие проводится согласно учебно-тематическому плану дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы художественной направленности «Мелодии детства» (далее – Программа). Программа, рассчитана на 3 года обучения. Участники программы дети в возрасте от 7 до 17 лет, занятия организуются в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
Обучение по Программе приобщает учащихся к музыкальному искусству через пение, самый доступный для всех детей, активный вид музыкальной деятельности.В основу обучения положена постановка голоса, включающая в себя:
· тренировку дыхательной системы с помощью специальной гимнастики:А.Н.Стрельниковой;
· артикуляционную гимнастику по методики В.В. Емельянова,
· дыхательные упражнения по методике Б.С.Толкачева.
Активизация дикции – комплекс упражнений для развития артикуляционного аппарата;разогревание голосовых связок округление вокального звука и владение им, а также озвучивание природных резонаторов;интонационно - фонопедический метод развития голоса В. В. Емельянова.
Тема занятия: «Введение в образовательную программу»
Описание занятия и практическая значимость:
· используются элементыздоровьесберегающих технологий;
· предлагаемый на занятиях комплекс упражнений универсален, его можно применять как в вокальных детских коллективах, так и в дошкольных образовательных учреждениях в целях музыкального развития детей и профилактики заболеваний органов дыхания.
Предлагаемый конспект демонстрирует пример проведения первого занятия по вокалу для детей 7 лет. Он может быть полезен учителям музыки, руководителям вокальных студий, педагогам дополнительного образования.
Количество учащихся: 7 человек
Цель: знакомство с Программой объединения посредствомвокальныхупражнений.
Задачи:
· познакомить учащихся с упражнениями на дыхание, развитие звуковысотного слуха, развитие артикуляционного аппарата;
· развивать музыкальное восприятие, памятьчерез игровые приемы;
· Сформировать на мотивацию через игровые приемы
· обучить фокусированию звука в резонаторы;
· обучить правильному вокальному дыханию
Методы и приемы, используемые на занятии:
по источнику знаний:
· наглядные – личностный показ;
· словесные – комментарии, объяснения (пояснения практического действия), беседа;
· практические – упражнения, практические задания;
по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Технологии: развивающего обучения, здоровьесбережения;
Форма организации учебного занятия: игра-путешествие.
Приемы: д иалог, сообщение информации, игра.
Форма организации занятия: индивидуальная, групповая
Средства обучения:
Наглядные пособия: карточки для игры «Музыкальный словарь», слайды с текстом скороговорки, с текстом песни «Дорога добра», с портретами композитора Марка Минкова и поэта Юрия Энтина, цветик-семицветик из бумаги с открепляющимися лепестками.
Оборудование: фортепиано, стулья, мультимедийное оборудование, ноутбук (компьютер).
План занятия:
1. Вводная, организационная часть (3 мин):
· приветствие;
· постановка цели занятия.
2. Основная часть (15 мин):
· введение образовательного материала;
· обобщение. Систематизация и закрепление материала.
3. Заключительная часть (2 мин):
· подведение итогов занятия.
Этапы занятия | Ход занятия | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный | Педагог:Здравствуйте, друзья! Я приглашаю Вас побывать в чудесной стране «Королевство Пения?» Ответы детей. Педагог:Для того чтобы отправиться в страну «Королевство пения», нам надо познакомиться. А поможет нам в этом песня (Педагог поет свое имя, ребенок свое). Педагог:Молодцы, вы прекрасно справились,ребята, а на чем мы отправимся в страну «Королевство Пения»? (ответы детей) Педагог:Для волшебного путешествия нужны иволшебные помощники – это сказочный экран, и необыкновенный поезд. Сказочный экран у нас есть, необыкновенный поезд мы с вами создадим сами – Я буду паровозом, а Вы будете вагонами. Давайте сейчас построимся, возьмемся за руки и попробуем погудеть как настоящий поезд. Игра «2 поезда » Цель игры: развитие звуковысотного слуха. Результат: развитие легких, умение различать высоту звука. Встретились 2 поезда - большой и маленький. Большой говорит:"У!" (очень низко). Маленький тоже умеет разговаривать:"У!"(очень высоко!). Большой приветствует маленького: "У-У-У!"(3 раза коротко, низко), Маленький тоже приветствует большого:"У-У-У"(3 раза коротко,высоко). Большой удивляется,почему он такой маленький?"УУУ" (делаем глиссандо(почти до визга!), а на самом верху открываем широко рот, получается "УУУУУА"). "Не маленький я!"- обиделся маленький!"УУУ"портаменте!тот же принцип,что и с глиссандо, внизу открываем рот. Педагог: Молодцы, у вас отлично получается! Педагог одевает фуражку железнодорожника, берет флажок и свисток. Дети изображают поезд. Педагог:- Но что за путешествие без веселой песни? Чтобы дорога была веселей, я буду петь песенку, а вы попробуете запомнить не сложные слова и петь вместе со мной. Итак, приготовились. Поехали… Дети вместе с педагогом начинают движение по аудитории. Звучит музыка, педагог поет песенку: Мы едем, едем, едем В далёкие края, Хорошие соседи, Счастливые друзья | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Педагог:Ребята, нашим путеводителем по «Королевству Пения» будет цветик-семицветик.Вот он! (на экране появляется цветик - семицветикбез лепестков) Педагог:Но почему он без лепестков-помощников? Без них песенка не сложится…Случилась беда - Королева Молчунья похитила поющие лепестки!... И наверно музыке больше не звучать. Помогите лепестки - помощники собрать?! Но Королева Молчунья их просто так не отдаст. Она будет задавать нам определенные задания. А задания мы будем получать на каждой станции. Только тогда Королева-Молчунья вернет их нам. Вы готовы их выполнить? Ответы детей Педагог:Ну, а для того, чтобы не устать за время путешествия, нам нужно размять свои плечи. - Выполняем упражнение «Пиджачок». («Надеваем пиджачок» – плечи проводим вперёд, и «снимаем пиджачок» – плечи проводим назад) повтор 2 р. - Теперь спинки у нас прямые и мы готовы к путешествию. Давайте скорее сядем в поезд и найдем их! -Итак, приготовились. Поехали… Дети вместе с педагогом начинают движение по аудитории. Звучит музыка, педагог поет песенку: Мы едем, едем, едем В далёкие края, Хорошие соседи, Счастливые друзья. Поезд останавливается. На экране Надпись «Дыхание » Педагог:Вероятно, для того, чтобы вернуть первого помощника, надо научиться правильно дышать. В этом нам поможет дыхательная гимнастика. Итак, Немножко старания – разовьешь дыхание. Упражнение: Надувала кошка шар (собачка, комар) Вот идет сердитый ёж (Дети вместе с Педагог: Ф ф…ф….ф (нужно обхватив руками грудь) Педагог:Где же носик не поймёшь (свернувшийся в клубок ёжик) Дети: ф. ф. ф. ф…. ф. ф. ф. ф. ф Педагог:Вот веселая пчела зззззззззз (кружат головой следя за пчелой поднимаются) Высоко летит она (Детивместе с Педагог:ззззззззззззззззззз (звук помогает при болезненных ощущениях в горле) Села к нам на локоток зззззззззззззззззззззз Полетела на носок зззззззззззззз Пчелку ослик испугал (Дети вместе сПедагог: иаиаиаиа (укрепление связок гортани, профилактика храпа) На весь лес он закричал иаиаиаиа Гуси по небу летят, гуси ослику гудят (Дети вместе с Педагог:Гу –у-у-у, гу—у-у-у-у (Медленно идут, руки крылья поднимать на вдохе, опускать со звуком). Звучит сигнал, на экране появляется Лепесток с надписью Дыхание» Педагог:Ребята! Вот мы и познакомились с первым лепестком цветика –семицветика. Мы с ним еще обязательно встретимся, а пока отправляемся в путешествие в поисках новых друзей. Нас веселый поезд в путешествие увозит. «поезд» - вибрация губ. Словно пес мотор рычит: «Остановка» - говорит. «Мотор рычит» - вибрация звука «Р». Поезд останавливается. На экране Надпись «Дикция,артикуляция » Упражнение «Скороговорки» Проговаривание скороговорки, начать в медленном темпе, далее продолжать с ускорением. «Мы перебегали берега» «От топота копыт пыль по полю летит»на глухие согласные; «На мели лениво лосося ловили» - на работу кончика языка. Проговариваются по 2 раза на одном дыхании. Цель использования: развитие артикуляционного аппарата. Результат: отчетливая дикция. Звучит труба (фонограмма). Педагог: Трубачи трубят тревогу – все скорее на подмогу. Мы по берегам гуляли, черепаху повстречали Медленно, не зная страха, поет нам черепаха. «Мы перебегали берега» - протяжно Чуть быстрее – жучок, жучок-паучок. Мы перебегали берега - сдержанно Услышал тревогу и мотылек. Мы перебегали берега» - скоро,ускоряя Самый торопливый – муравей, еще быстрей. Мы перебегали берега» - быстро Звучит сигнал, на экране появляется Лепесток с надписью «Дикция,артикуляция » Педагог:Вот к нам вернулся и второй Лепесток цветика-семицветика. У вас все получается,мои друзья! Дети вместе с педагогом начинают движение по аудитории. Звучит музыка, педагог поет песенку: Мы едем, едем, едем В далёкие края, Хорошие соседи, Счастливые друзья. Поезд останавливается На экране Надпись «Распевание» Педагог:Распевание - очень важный этап работы певца в Королевстве Пения. Надо разогреть голос,подготовить наши горлышки к пению. Для этого мы выполним несколько упражнений. И, возможно, некоторые упражнения вам покажутся забавными и смешными, знайте, что они самые полезные для развития вашего голоса. К тому же, они помогут нам вернуть следующего помощника! | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Основной этап |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Упражнение: №1 Ммм… (зевок) Упр.№2 И-Э-А-О-У (с наклоном) Упр.№3 МИ-МЭ-МА-МО-МУ Упр.№4 Трель губами… Упр.№5 7 «Вот иду я вверх Упр.№6 Я пою, хорошо пою. Упр. Педагог: -А сейчас я вас познакомлю с замечательной песней из телефильма «Приключения маленького мука». Музыку к этой песне написал современный композитор Марк Минков, а слова - поэт Юрий Энтин. Название песни я называть не буду, я думаю, вы мне его скажете сами, после прослушивания песни. Педагог:Исполнение песни «Дорога добра» Педагог: - Как бы вы назвали песню? - Что такое добро? Дети отвечают. Педагог: -Да, это всё самое хорошее, что происходит в нашей жизни. Например: солнце, весна, улыбка, мама, папа. Добро - это когда люди помогают друг другу. Педагог: Добрый человек - это тот, кто: • любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. • любит природу и бережет ее. • вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим • добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее. Стихотворение: Стань добрым волшебником Ну-ка попробуй Тут хитрости вовсе не нужно особой Понять и исполнить желание другого Одно удовольствие, честное слово. Не стой в стороне равнодушным Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда. И если кому-то поможет Твоя доброта и дружба твоя Ты счастлив, что день не напрасно был прожит На свете живешь ты не зря. Разучивание мелодии 1 куплета Педагог:Молодцы! Вот мы выучили мелодию песни, слова. Но чтобы слушателям понравилось наше исполнение, петь нужно очень выразительно. Давайте проанализируем, какое настроение в музыке песни? Каким звуком нужно петь? Дети отвечают. Педагог:Давайте поиграем в игру «Подбери слова». Мы разделимся на 2 группы. Каждой группе я выдам карточку со словом, которое описывает характер звучания музыки. Например: торжественно или нежно… Ваша задача, по одному участнику команды подойти к столу и выбрать карточку со словом подходящим по значению к слову вашей группы. Например к слову, описывающему Торжественнуюмузыку подходят слова: 1. величественно 2. грандиозно 3. победно и т.д. к слову, описывающему нежнуюмузыку подходят слова: 1. трогательно 2. мягко 3. ласково и т.д. После того как вернутся первые игроки, в игру вступают вторые и так далее. Время для игры 3 минуты. Игра «Подбери слова» Подведение итогов игры. Давайте подберем слова подходящие к нашей песне (благородно, серьёзно, доброжелательно и светло) Исполнение песни(1.2.) (1.3.) (3.2.) (3.1.) Звучит сигнал, на экране появляется Лепесток с надписью «Распевание » - Друзья, едем дальше. Осталось совсем немного! Дети вместе с педагогом начинают движение по аудитории. Звучит музыка, педагог поет песенку: Мы едем, едем, едем В далёкие края, Хорошие соседи, Счастливые друзья. Поезд останавливается | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На экране
Надпись «Гигиена голоса »
Педагог: «Правила охраны голоса»
Прежде всего каждый певец должен беречь свой голос:
- не кричать
- не злиться
А ещё есть особые правила для певцов.
Например, нельзя кушать надо за 2 часа до занятия пением.
Повторить правила пения (спросить детей)
Если хочешь сидя петь
Не садись ты как медведь
Спину выпрями скорей
Ноги в пол упри смелей
Звучит сигнал, на экране появляется Лепесток с надписью «Гигиена голоса »
Ура! Совсем скоро все помощникипоющего Цветика-семицветика будут собраны и зазвучит песня! Продолжаем наше путешествие!
Дети вместе с педагогом начинают движение по аудитории. Звучит музыка, педагог поет песенку:
Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Поезд останавливается
На экране
Надпись «Ритмика »
Игра: «Ритмическое эхо».
Педагог прохлопывает простые ритмические рисунки. Дети должны их точно повторить. Усложнение: вводится притоп ногой, обеими ногами.
Раз, два, три, повтори! Взрослый задает хлопками ритмическую фразу, которую дети повторяют «звучащими жестами»: хлопками, притопами, шлепками, щелчками и т. Д
Шлепки по коленям
Далее можно добавить слоги:
Да дэ ди до ду
Шлепки по коленям
Звучит сигнал, на экране появляется Лепесток с надписью «Ритмика »
|
Список используемой литературы:
1. В. В. Емельянов. «Фонопедический метод развития голоса».
2. О. В. Кацер. «Игровая методика обучения детей пению».