Поучение Владимира Мономаха детям




Предчувствуя скорую гибель свою, великий киевский князь Мономах оставил письменное поучение Владимира Мономаха детям. Этот труд, составленный Владимиром, касался многих тем, но главным смыслом, которое несло в себе поучение детям, было передать им законы Божьи и научить справедливо управлять государством. Поучение Владимира Мономаха детям начиналось с краткого описания жизни Владимира. Он писал о том, что при рождении его Ярослав Мудрый, дед Владимира, дал ему имя Владимир, а родители его дополнили его прозвищем Мономах. Причины появления этого прозвища не уточнены, но вероятнее всего, оно связанно с тем, что Владимир по материнской линии был потомком Византийского императора – Мономаха.

Далее поучение детям продолжилось призывом править справедливо и свято чтить и исполнять те положения, которые несет в себе поучение Владимира Мономаха. Владимир требовал свято чтить обещания, подкрепленные целованием креста, и никогда их не нарушать. После известного Любеческого съезда на Руси вспыхнула с новой силой междуусобная вона, но Владимир, свято чтивший данное им обещание, не запятнал кровью братьев руки свои. Продолжалось поучение Владимира Мономаха детям призывом заботиться о народе, быть открытым к его нуждам и всячески проявлять свои благодетели. «Будьте отцами для своего народа, честными и справедливыми, не убивайте не виновных и защищайте слабых», - так писал Владимир.

Войны были неотъемлемой частью того времени. Поэтому поучение детям продолжалось наставлением о том, как нужно вести себя в сражениях и походах. Поучение Владимира гласило, что в походе и в битве нужно быть смелым и заражать ею всех остальных. Нужно быть мудрым, ибо только умом достигаются большие победы. Владимир призывал сыновей своих во всем быть примером ля своих солдат и в битве не прятаться за воеводой, а опережать его. Во время отдыха, продолжалось поучение детям, нужно отдыхать, но не снимать с себя оружия, поскольку враг и смерть любят появляться внезапно. В битве и миру, продолжал Владимир Мономах, нужно во всем уповать на Бога и надеяться на его заступничество. Не следует беречь себя, опасаться кого-либо, человека или зверя. Бог всегда покровительствует смелым, не дает им умереть. Описывая Свои походы, Владимир писал о том, что всего их было 83. И это только крупных, мелких же он и счета не вел. И в каждом этом походе Владимир был первым среди войска своего. Поучение ВладимираМономаха детям завершало военную тему, а также тему жизни и смерти, тем, что нужно быть смелым и не бояться умереть с честью. Проведение самого определяет судьбу человека, и если ему будет угодно, чтобы человек умер, то такого человека не спасет ничего, ни латы, ни прочные стены замка, ни другие люди.

Отдельной строкой поучение Владимира Мономаха детям несло в себе призыв к получению знаний. Владимир писал своим детям, чтобы те постоянно искали новых знаний: «Вы должны на всю жизнь запомнить то, что узнали. А то чего не знаете – должны стремиться узнать, чтобы уже никогда не забыть». Сам Владимир свято следовал этому правилу. По приданию летописцев он был крайне образованным человеком. Относится это также и к отцу его, Всеволоду Ярославичу, который даже сидя дома, как говорил Владимир, знал пять иностранных языков, чем заслуживал любовь и уважение других князей и царей соседних держав.

Завершалось поучение Владимира Мономаха детям призывом к любви. Владимир писал сыновьям, чтобы те любили не только братьев своих, но и весь свой народ, жен и детей своих, а также почитали родителей. Всякий странник должен быть встречен с любовью, поскольку именно странники разносят по странам другим славу о других государствах. И именно от теплоты их приема зависит, будет эта слава доброй или худой.

Поучение Владимира Мономаха детям сохранилось до наших дней в, так называемой, Лаврентьевской летописи. Уникальность этого документа в том, что он позволяет сделать достоверный вывод о том, каким человеком был сам Владимир: храбрым, честным, справедливым и любящим.

Устав Владимира Всеволодовича

Устав Владимира Всеволодовича — один из разделов древнерусского свода законов, Русской Правды. Он был составлен в начале правления киевского князя Владимира Мономаха (1113-1125 годы) с целью изменения части экономических, уголовных и социальных норм. Статьи Устава регулировали разрешение имущественных конфликтов, улучшали положение низших сословий, ограничивали влияние феодалов и ростовщиков.

Причины создания Устава

Единым сводом законов Руси до Владимира Мономаха была Русская Правда в Пространной редакции. Она была установлена в начале 11 века князем Ярославом Мудрым. Сто лет спустя многие нормы этого сборника уже не могли чётко регламентировать изменившиеся отношения в обществе.

Устав Владимира Всеволодовича был принят под давлением обострившихся социальных противоречий. Рост налогов привёл к обеднению населения. Киевляне были вынуждены брать в долг у ростовщиков под проценты. Возмущение населения в 1113 году переросло в восстание. Владимир Всеволодович, принявший киевский престол после смерти своего двоюродного брата Святополка, начал правление с разработки новых законов.

Структура документа

Самый ранний источник, содержащий новые законы Мономаха — Троицкий список Пространной Правды, датированный 14 веком. Текст оригинала не разбит на статьи, поэтому началом раздела принято считать красный заголовок «Устав Владимира Всеволодовича». Свод содержит следующие документы:

· Устав о резах (долговых процентах);

· Закон о долгах и банкротстве купцов;

· Устав о закупах (разорившихся крестьянах, отрабатывавших долг феодалу).

Многие историки предполагают, что непосредственно к Уставу Мономаха относятся 53-66 статьи. Ряд исследователей утверждает, что вся вторая часть Пространной Правды, до 121 статьи составлена в правление Владимира Всеволодовича.

Содержание Устава Владимира Всеволодовича

Первые статьи, принятые Мономахом, регулировали выплаты процентов по долгам. Кредитор, взявший третные проценты дважды в год, имел право получить только начальную сумму долга. Должник, уплативший третные проценты трижды за год, освобождался от возвращения самого капитала.

Новые законы определяли права закупов — людей, оказавшихся в зависимости у феодалов из-за неуплаты долга. «Закупы в деньгах» сохраняли право на свободу личности и не могли быть проданы. «Ролейные закупы» получали от заимодавца землю, которую обрабатывали в уплату за долг, а также скот и инвентарь. Они не могли уйти, не вернув хозяину имущество. Полномочия землевладельцев ограничивались — не разрешалось без вины наказывать закупа, отдавать его в залог или продавать в рабство.

В уставе Владимира Всеволодовича определялись ситуации, в которых свободный смерд мог стать холопом (рабом):

· брак с холопкой без договора;

· продажа себя или своего ребёнка в холопы;

· побег закупа от хозяина;

· служба в качестве тиуна без договора о свободе.

Вторая и третья части Устава дополняют нормы Русской Правды об имуществе и защите личной чести. Четвёртый раздел уточняет полномочия свидетелей в суде и размеры судебных пошлин.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: