Психологические особенности развития в подростковом возрасте




 

2 сл. 1 Социальная ситуация развития

Средний школьный возраст (от 9—11 до 14—15 лет) принято в психологии называть отроческим, или подростковым. Отрочество — период жизни между детством и взрослостью. Однако уже это простое определение содержит проблему: если начало пубертатного периода может быть с достаточной четкостью определено с помощью биологических критериев, то этого нельзя сказать о его окончании.

Социальная ситуация, на первый взгляд, остается прежней: подросток продолжает жить в той же семье, ходит в ту же школу, он окружен теми же сверстниками, т.е. внешние обстоятельства жизни могут ничем не отличаться от условий жизни в предшествующий период. Однако меняется внутренняя позиция подростка: совершается поворот от направленности на мир к направленности на себя, формируются новые ценностные ориентации, подросток по-новому начинает относиться к себе, следовательно, меняются его отношения к семье, школе, сверстникам. Все это обусловливает новую социальную ситуацию. Такое обращение ребенка к самому себе, в частности, связывается с его физическим развитием.

Период ускорения физического развития и полового созревания подростка называют пубертатом (от лат. pubertas, pubertatis – возмужалость, взрослость), или пубертатным периодом. Происходит заметное увеличение скорости роста, повышение количества жировых отложений и мышечной массы, быстрое развитие репродуктивных органов и появление вторичных половых признаков, кардинальные изменения отмечаются во всех органах и системах организма.

Суть социальной ситуации развития заключается в том, что подросток включается в новую систему отношений и общения со сверстниками и взрослыми, при этом непосредственное влияние на подростка оказывает группа сверстников.

 

3 сл. 2 Ведущий вид деятельности

Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является интимно-личностноеобщение со сверстниками - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников. Общаясь, подростки осваивают нормы социального поведения, морали, устанавливают отношения равенства и уважения друг к другу.

В этом возрасте складываются две системы взаимоотношений: одна — со взрослыми, другая — со сверстниками. Отношения со взрослыми пока остаются неравноправными. Отношения со сверстниками строятся как равно-партнерские и управляются нормами равноправия. Подросток больше времени начинает проводить со сверстниками, так как это общение приносит ему больше пользы, удовлетворяются его актуальные потребности и интересы. Подростки объединяются в группы, которые становятся более устойчивыми, в этих группах действуют определенные правила. Подростков в таких группах привлекает сходство интересов и проблем, возможность говорить и обсуждать их и быть понятыми.

4 сл. У подростков возможность широкого общения со сверстниками определяет привлекательность занятий и интересов. Если подросток не может занять удовлетворяющего его места в системе общения в классе, он «уходит» из школы и психологически, и даже буквально. Динамика мотивов общения со сверстниками на протяжении подросткового возраста: желание быть в среде сверстников, что-то делать вместе (10—11 лет); мотив занять определенное место в коллективе сверстников (12 —13 лет); стремление к автономии и поиск признания ценности собственной личности (14—15 лет).

5 сл. В подростковом возрасте появляется два вида отношений: в начале этого периода — товарищеские (базируются на "кодексе товарищества", включающем в себя уважение личного достоинства, равенство, верность, честность, порядочность, готовность), в конце — дружеские (сходство интересов и дел). В старшем подростковом возрасте четко разделяются три вида взаимоотношений: деловые — эпизодические контакты, служащие для сиюминутного удовлетворения интересов и потребностей; товарищеские, способствующие взаимообмену знаниями, умениями и навыками, а также информацией, связанной с общими увлечениями; дружеские, позволяющие решать вопросы эмоционально-личностного характера.

Во второй половине подросткового возраста общение со сверстниками превращается в самостоятельный вид деятельности. Подростку не сидится дома, он рвется к товарищам, хочет жить групповой жизнью. Проблемы, возникающие во взаимоотношениях со сверстниками, переживаются очень тяжело. Для привлечения к себе внимания сверстников подросток может пойти на все, даже на нарушение социальных норм или открытый конфликт со взрослыми.

6 сл. 3 Новообразование

Новообразованиями данного возраста являются: чувство взрослости; развитие самосознания, формирование идеала личности; склонность к рефлексии; интерес к противоположному полу, половое созревание; повышенная возбудимость, частая смена настроения; особое развитие волевых качеств; потребность в самоутверждении и самосовершенствовании, в деятельности, имеющей личностный смысл; самоопределение.

Чувство взрослости — отношение подростка к себе как ко взрослому. Подросток хочет, чтобы взрослые относились к нему не как к ребенку, а как к взрослому.

Тезисно

- происходит духовный рост и меняется психический статус

-рефлексия приводит к внутренним противоречиям

- могут быть навязчивые состояния: сомнения, страхи, угнетающие мысли о себе

-акцентуация характера

 

7 сл. 4 Кризис подросткового возраста

Физиологическая основа кризиса связана с бурными изменениями в этой области, с дисгармоничностью развития, с процессом полового созревания, с недостаточной стабильностью в работе нервной системы.

Из множества психических новообразований при переходе к подростковому возрасту наиболее специфичны для кризиса развития изменения во временной перспективе и образе взрослости. Отношение «Я в настоящем» и «Я в будущем» — предмет переживания при переходе к подростковому возрасту. Многие подростки полагают, что станут хуже, отмечается низкая согласованность оценок себя в настоящем и близком будущем, что говорит о поиске Я. Изучение временной перспективы указывает, что средоточие кризиса — период от 10,5 до 11,5 лет. Стабильное, объектное Я распадается на множество ситуационно зависимых, а затем собирается по оси времени.

8 сл. Представление о собственной взрослости изменяется, проходит ряд этапов: от внешне обусловленного «геройского поступка» с элементами фантазии (1) к внешнему, но реальному поступку (2), к реальным поступкам, связанным с внутренними признаками взрослости (3) и, наконец, к целостному представлению о взрослости как единству ответственности и самостоятельности (4).

9 сл. Симптомы подросткового кризиса изначально описывались исходя из представления о кризисе всего периода. Так, от С. Холла пошло представление о трудновоспитуемости, конфликтности и эмоциональной неустойчивости подростков. Е. А. Личко выделил типичные реакции подростков: имитация (подражание), оппозиция (активный протест), гиперкомпенсация (настойчивое стремление подростка добиться успеха именно в той области, в которой он слаб), группирование (включение в различные группы), эмансипация (стремление к нормативной, эмоциональной, поведенческой независимости от родителей и пространственной автономии), а также хобби-реакции (появление новых увлечений и интересов). К симптомам подросткового кризиса также можно отнести аффект неадекватности (бурная неуправляемая реакция, не соответствующая но выраженности вызвавшему ее поводу).

10 сл. Основная линия кризиса — это борьба подростка за расширение своих прав. Взрослым важно объяснять подростку, что права должны находиться в единой связке с обязанностями. Важно поддерживать самостоятельность подростка, не вторгаться в его личностное пространство. Поведение подростка — это проба, ему важно увидеть себя в новом образе, он ждет реакции со стороны взрослых. Поэтому и гиперопека, и попустительство со стороны родителей не отвечают задачам развития подростка. Родителям важно продумать систему разрешенного-запрещенного с учетом того, что в кризисе есть внутренняя потребность выйти на границу дозволенного. Если эту границу расширять, то подросток может идти в своем поиске все дальше и дальше. Как и в «кризисе 7 лет», важно переведение из плоскости разрешение/запрет в плоскость самостоятельность/ответственность.

Взрослым важно отдавать приоритет диалогическому общению с подростками. При обычном негативизме иногда нужен твердый отпор и в то же время обсуждение ситуации. Подростки нуждаются в эмоциональной поддержке и адекватных возрасту формах досуга.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: