Соотношение понятий успешности и успеваемости




 

Под успешностью обучения понимают качественную характеристику результатов учебной деятельности конкретного субъекта, которая является одним из показателей эффективности, результативности и продуктивности образовательного процесса. Успешность бывает субъективной и объективной. Если субъект в процессе обучения может преодолеть свой страх, затруднения, растерянность, неорганизованность, и может принимать решения в ситуации выбора, то учебная деятельность имеет субъективную успешность.

Субъективная успешность противопоставляется объективной успешности, которая предполагает внешнюю оценку результатов учебной деятельности студента со стороны преподавателя, родителей, других референтных лиц и выражается обычно в виде различного рода поощрений.

С одной стороны, «успеваемость» и «успешность» - слова по значению близкие. «Успешность, - свойство, заключающее в себе успех». А «успеваемость» трактуется как «степень успешности обучения, усвоения знаний». Но не будем делать поспешные выводы. Успешность - это свойство, а успеваемость - степень, внешний показатель. В настоящий момент существует множество сомнений в том, что этот показатель действительно отражает свойство, которое во внутреннем мире человека и его реальной внешней деятельности проявляет себя, переживается как успешность.

Как же можно трактовать учебную успешность?

Прежде всего, успешность - это качественная оценка результатов деятельности, которая складывается из объективной результативности и субъективного отношения к этим результатам самого человека. Последнее часто забывается, отодвигается на второй план, а ведь без субъективного переживания успеха нет и не может быть успешности.

Может быть, студент достиг многого, но такой ценой, что чувствует себя несчастным и неудачливым, а не успешным и сильным. Может быть, он продвинулся совсем чуть-чуть (если судить объективно), но для него самого - это преодоление, победа, и чувство успеха переполняет его. А возможно, он вообще не продвинулся, но зато и не потерял. И это - предмет его гордости.

Субъективные составляющие успешности - это устойчивая высокая самооценка и удовлетворенность собой и своей деятельностью. Несчастный, тревожный, замученный нормативными требованиями и ожиданиями окружающих отличник не может, по моему разумению, быть отнесен к успешным ученикам. Учеба не приносит ему радости, удовлетворения, ощущения подъема, всего того, что входит в понятие «успех».

Объективный показатель успешности - результативность - тоже не стоит трактовать примитивно. Показатели результативности могут быть количественными и качественными, они должны давать возможность оценить реальные достижения ребенка в разных системах координат - в сравнении с самим собой, учебной группой, некоторой региональной нормой, стандартом и т.п.

По определению Т.В. Гадай, учебная деятельность есть составная деятельность, включающая две подсистемы, или деятельности. Первая подсистема - основной функциональный ее компонент, который рассматривается как подсистема, - или деятельность учения. Подготовительные функциональные компоненты учебной деятельности объединяются в другую подсистему - деятельность обучения. Деятельность учения - «чистый» акт познания, реализуемый учащимися через усвоение наличного опыта. Деятельность обучения направлена на обеспечение условий успешного осуществления деятельности учения [6].

Обучение есть система организации способов передачи индивиду знаний, умений, навыков, видов и способов деятельности. В свою очередь учение как особый вид познавательной деятельности субъекта выполняется с целью усвоения определенной совокупности знаний, умений, навыков.

Обучение протекает в форме сотрудничества, совместной деятельности и обучающего и обучаемого. Обучающий посредством общения и других средств организует деятельность обучаемого, адекватно целям обучения. Процесс обучения, как показала Н.Ф. Талызина, двусторонний, он охватывает деятельность как преподавателя таки учащегося [30, с. 34].

Рассматривать учение как деятельность имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, умения, навыки. Причем учение возможно лишь на той степени развития психики человека, когда он способен регулировать свои действия сознательной целью. Поэтому важным показателем сформированности учебной деятельности студентов является уровень ее сознательности - умение студента «отдать себе отчет в том, что и почему он делает», то есть взять ответственность за успех или неудачу в учебе на себя.

Так же установлен фазовый характер учебной деятельности [30]. В первой фазе происходит осмысление создавшейся ситуации, повышается общая готовность к выполнению длительной умственной работы, усиливается организованность. Эго связано в первую очередь с формированием установки на объект изучения, с приспособлением познавательного и чувственного уровней к новому виду деятельности. Во второй фазе наблюдается неустойчивое приспособление - системы мотивов, потребностей и интересов в тесном взаимодействии с волевой деятельностью образует предпосыкии для дальнейшего приспособления к учебной деятельности. В этой фазе отмечается выработка таких качеств как трудолюбие, настойчивость в достижении цели, внимательность, самоорганизованность, любознательность и т.д. Возникает интерес к изучению тех или иных наук

Третья фаза - период устойчивой адаптации, когда цель полностью осознана и появляются предпосылки для ее реализации, вся система уровней деятельности происходит в соответствие с основной целью обучения. В этой фазе формируются качества, характеризующие выработку у студентов общих профессиональных умений, необходимых будущему специалисту, развивается чувство собственного достоинства, чувство общественного долга.

Таким образом, задачи формирования профессионального самосознания и усвоение основ будущей профессии требует не только интенсивной умственной работы, но и создание предпосылок для того, чтобы студент относился к обучению именно как профессиональной подготовке, а не просто условию получения диплома, чтобы смысл обучения виделся не в успешной сдаче экзаменов, а постоянном соотнесении получаемых знаний с требованиями будущей профессии. Поэтому ядром учебной деятельности является самосознание студентов, под которым Б.Г. Ананьев понимал осознание учащимися мотивов, целей, приемов учения, осознание самого себя как субъекта учебной деятельности, который организует, направляет и контролирует процесс учения [4]. Поэтому хорошо успевающий студент - это студент адекватно воспринимающий и оценивающий самого себя в процессе. Поэтому сохраняет актуальность изучения развития когнитивного компонента самопонимая и понимания в процессе подготовки специалиста.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: