по дисциплине «Общая психология»




КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: «Профессиональная деформация личности: причины и последствия»

Направление подготовки: 37.03.01 — Психология,

направленность (профиль) - общий

 

 

Выполнила:

студент II курса

группа 701

Иванова А. С.

 

Научный руководитель:

Доцент кафедры общей и прикладной психологии

Сидорова А. А.

 

 

Санкт-Петербург


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………..……………………...3

1. Профессиональная деформация личности……………………..……………5

1.1 Общее понятие профессиональной деформации………………...…………5

1.2 Виды профессиональной деформации……………………………..……….8

1.3 Стадии профессиональной деформации личности………….…………….12

2. Причины возникновения и последствия профессиональной деформации.14

2.1 Причины возникновения профессиональной деформации……………….14

2.2 Последствия профессиональной деформации личности……………...….15

2.3 Психологические особенности профессиональной деформации у представителей разных профессий………………………………………...21

3. Заключение …………………………………………………………………..25

4. Список литературы………………………………………………...………...27


4.1

ВВЕДЕНИЕ

 

Большую часть жизни человек трудится, профессиональная деятельность людей начинается сразу после школы, у некоторых позже. И каждый трудящийся человек в среднем проводит треть дня на рабочем месте, или занимаясь деятельностью в другом месте. Поэтому работа значительно влияет на нашу жизнь. Человек может осознанно или неосознанно переносить свои рабочие привычки, манеру поведения и общения с другими людьми, определенные стереотипы и даже стиль мышления в личную жизнь. Обсуждение проблем людей в профессиональной деятельности, определенные искажения в их поведении начинались уже в конце 19 века, и тогда видны были эти изменения, но не было научных исследований в этой области знаний. Со временем появлялись учёные, которые своей целью ставили поиск причины возникновения такого феномена, как «профессиональная деформация». Поэтому проблема профессиональной деформации личности является очень важной и в современном мире. Её актуальность можно объяснить тем, как профессиональная деятельность накладывает свой отпечаток на личность практически каждого человека. Кроме того, актуальность также состоит во всё ещё недостаточном количестве исследований такой важной проблемы. Трудовая деятельность формирует личность и оставляет свой след на многие ее особенности. Развитие личности в процессе трудовой деятельности, влияние её на психологию личности, формирование взглядов, жизненных ценностей, профессионального типа характера личности - это довольно актуальная проблема для современной психологии. Для эффективного решения задачи формирования гармонично развитой личности необходимы компетентные мнения и наставления со стороны психологов, которые возможно дать, лишь тщательно изучив “профессиональную деформацию”.

Этот феномен может оказывать как негативное влияние на личность, так и позитивное. И в связи с этим в данной курсовой работе будет рассмотрена тема профессиональной деформации личности, а также причины её появления и последствия. Чтобы детально раскрыть эту тему, необходимо выявить объект и предмет исследования, а также составить цель и задачи для её выполнения.

Цель: рассмотреть понятие профессиональной деформации личности, выявить причины и последствия.

Задачи:

1. Охарактеризовать профессиональную деформацию личности как психологический феномен.

2. Выделить виды профессиональной деформации личности.

3. Охарактеризовать стадии профессиональной деформации личности.

4. Изучить причины профессиональной деформации личности.

5. Описать проявления и основные последствия профессиональной деформации личности.

6. Выявить психологические особенности профессиональной деформации у представителей разных профессий.


 

Глава 1 Профессиональная деформация личности

 

1.1 Общее понятие профессиональной деформации

Профессиональная деформация, от латинского deformatio (искажение) — это вид когнитивного искажения, которое возникает под влиянием профессиональной деятельности. Иначе говоря, человек воспринимает и оценивает информацию и окружающий мир через призму профессиональных обязанностей и интересов. В этот момент случаются значительные психические трансформации, вызванные особенностями работы, которую выполняет человек. Его характер, поведение, повседневные привычки, отношение к миру, манера общения, реакции на происходящее и многое другое претерпевают изменения. Изначально профессиональную деформацию связывали с распространением выработанных человеком профессиональных стереотипов на другие сферы его жизни, включая поведение вне профессии и общение. [1]

Впервые такое понятие как «professional deformation» было использовано Х. Ландероком в статье «Профессионализм: Исследования профессиональной деформации», опубликованной в 1915 г. в «Американском журнале социологии». Исследователь в своём труде говорит, что профессиональная деформация — это изменение процессов мышления у отдельного человека и нездоровое оценивание важности его деятельности в общей работе всего трудового коллектива. В отечественную психологическую литературу термин «профессиональная деформация» был введён Питиримом Сорокиным, русским социологом и культурологом, для обозначения негативного влияния профессиональной деятельности на поведение и переживания человека в 1921 году, и им же была предложена первая социологическая программа изучения профессиональных деформаций. [2; 13]

Любая профессиональная деятельность способствует образованию искажений в профессии – качеств личности, негативно влияющих на трудоспособность и искажений в профессиональном поведении, и тогда происходит дезадаптация человека в профессии. Иногда профессиональные деструкции и деформация личности неизбежны, однако одних людей они приводят к потере компетентности и профессионализма, других людей – к равнодушию, а третьих – к неадекватной самооценке или агрессивности, но в основном – к поиску методов и средств профессиональной реабилитации. Сложные рабочие ситуации, нестабильность на рынке труда, сокращение или увольнение сотрудников на предприятиях, потеря уверенности в будущем дне, повышение конкуренции, все это порождает психическое и эмоциональное напряжение и повышает уровень агрессии и стрессов у людей на рабочем месте. Затем изменяются мотивы деятельности, перестраиваются ценности человека, появляется пессимизм и тому подобное. У руководителей деформации развиваются и формируются на основе организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и других способностей, либо появляется комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, любование собой и завышенная самооценка. [1; 2]

Безносов под профессиональной деформацией личности полагает процесс и результат влияния субъектных качеств человека на целостную индивидуальность личности работника профессионала, в результате которого у человека возникает неадекватный перенос сугубо рабоче-трудовых норм в сферу личностного общения, поведения, быта, делового общения с представителями других профессиональных цехов и мировоззрений. Исходя из этого, ученый делает акцент на необходимости разделения целой жизнедеятельности человека на область жизни и область деятельности для выявления специфики профессиональной роли и лучшего понимания сущности феномена профессиональной деформации. [3]

Е. И. Рогов предлагает называть профессиональными деформациями личности такие ее изменения, которые возникают под влиянием выполняемой профессиональной деятельности и проявляются в абсолютизации труда как единственно достойной формы активности, а также в возникновении жестких ролевых стереотипов, которые переносятся из трудовой сферы в иные условия, когда человек не способен перестраивать свое поведение адекватно меняющимся условиям. [8]

Рассматривая профессиональные деформации в общем и целом, Эвальд Зеер высказывался о выполнении одной и той же профессиональной деятельности, проходящей на протяжении многих лет, которое приводит к снижению эффективности трудовой деятельности, к появлению сжатости и однородности способов выполнения работы, а также к частичной или полной утрате профессиональных навыков и умений. Профессиональная деформация по мнению профессора Зеера – это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности. [4; 5]

Определение профессиональной деформации по мнению учёной А. Р. Мусалаевой — это разрушение профессиональных качеств, нарушение устоявшейся трудоспособности, появление стереотипов профессионального поведения, изменения в личности при переходе от одной стадии профессионального становления к другой, а также проявление каких-либо психологических барьеров при переключении на иную трудовую деятельность, формировании новых профессиональных навыков. Получается, что Мусалаева говорит о профессиональной деформации как о деструктивном изменении личности человека по мере становления его как профессионала, который проходит через различные трудности, возникающие при преобразованиях профессиональной среды. [1; 9]

А. А. Картузова определила профессиональную деформацию личности как изменение качеств личности, ценностных ориентаций, стереотипов восприятия, характера, способов общения и поведения, возникающих в результате длительного пребывания в профессиональной деятельности. По итогу неразрывного единства сознания и конкретной деятельности формируется профессиональный тип личности. Больше всего профессиональная деформация сказывается на личностных характеристиках тех профессий, работа которых связана с людьми, и выражается в них в формальном, чисто функциональном отношении к людям. Высокий уровень профессиональной деформации наблюдается также у медицинских работников, спецслужб и военнослужащих. Сотрудники УИС относятся к категории сотрудников спецслужб, что может объяснить высокий риск профессиональных деформаций у них.

Кантимирова Ю.П. в своей статье связывает этот феномен с профессиональной адаптацией и указывает, что любая профессиональная деятельность уже находится на стадии развития, а затем при регулярном выполнении деформирует личность. В результате получаются такие формы профессиональной деформации, как профессиональные акцентуации и профессиональное разрушение, которые негативно влияют на производительность и удовлетворенность работой, функциональное и межличностное взаимодействие с коллегами, а также на развитие личности субъекта труда. Об этом говорил в своих работах Э. Ф. Зеер, сформулировав аналогичное определение профессиональной деформации. [4; 9]

Кантимирова наиболее полно раскрыла смысл профессиональной деформации, ее формы и ранее отмечала влияние профессиональной деятельности на личность, в отличие от многих ученых, которые говорили о возникновении профессиональной деформации в результате длительного воздействия. долговременное влияние профессиональной среды на личность работника.

 

1.2 Виды профессиональной деформации

Систематизировать проявления деформации личности можно несколькими способами:

Первая систематизация

Официальная деформация – заключается в том, что лидер не ограничивает свои властные полномочия, у него появляется желание подавить другого человека, нетерпимость к иному мнению, способность видеть свои ошибки, исчезает самокритика, появляется уверенность в том, что его собственное мнение – единственно правильное. Наиболее общий.

Адаптивная деформация – заключается в пассивной адаптации личности к конкретным условиям деятельности, в результате чего у человека формируется высокий уровень конформизма, он перенимает модели поведения, безусловно принятые в организации. При более глубоком уровне деформации у сотрудника развиваются значительные, а иногда и четко выраженные негативные изменения личных качеств, в том числе власти, низкой эмоциональности и ригидности. [6; 9]

Профессиональная деградация - это крайняя степень профессиональной деформации, когда человек меняет свои морально-ценностные ориентации, становится профессионально несостоятельным.

Систематизация Роговой Е.И. По распространенности.

Общепрофессиональные деформации типичны для работников определенной профессии. Это особенности личности и поведения, которые прослеживаются у большей части работников со стажем. Например, у работников правоохранительных органов развивается синдром «асоциальной перцепции», при котором каждый гражданин воспринимается как потенциальный нарушитель.

Типологические профессиональные деформации вызваны слиянием, синтонией личностных качеств с соответствующими функциями деятельности, что в педагогической профессии отражается в существовании таких типов, как «ученик-предметник», «организатор», «методист».

Профессионально-специальные деформации возникают в процессе специализации по профессии. Любая профессия объединяет несколько специальностей, и каждая специальность имеет свой состав деформаций. Так, у следователя появляется правовая подозрительность, у оперативного работника – актуальная агрессивность, у адвоката – профессиональная изворотливость, у прокурора – обвинительность.

Индивидуальные деформации – это деформации, вызванные изменениями личности работника, внешне не связанными с процессом деятельности, когда параллельно с формированием важных качеств происходит развитие качеств, на первый взгляд не имеющих отношения к данной профессии. [3; 9]

По областям профессионализации предмета деформации личности:

1. Акцентирование профессионально важных качеств личности с одновременной деградацией свойств, не задействованных в деятельности.

2. Поглощение личности деятельностью, постоянная потребность в ее выполнении, как единственно возможный способ самореализации, проявляющийся в явлениях трудоголизма, профессиональное «огрубление» личности, административное наслаждение, опьянение силой и так далее.

3. Изменения самосознания личности, зафиксированные в деформированных образах своего «Я» как субъекта деятельности. Представления сотрудника о профессионально важных качествах, преувеличенная оценка важности и значимости своей профессии, произвольно-субъективная интерпретация нормативного поведения, психологическая пресыщенность профессиональной деятельностью, в деидеологизации или сверхидеологизации сознания и т. д.

4. Развитие у субъекта профессиональных состояний физического, эмоционального и психического истощения, проявляющееся в синдроме «психического выгорания», синдроме хронической усталости, симптоме «переживания травмирующих обстоятельств», симптоме «в клетке», эмоциональная ригидность, «застревание» в профессиональном развитии.

5. Формирование неадекватной регуляторной системы стабилизации личности, включая явления психологической защиты, самообман, поведенческие деформации, снижение аналитических способностей, гибкости мышления, способности взглянуть на ситуацию с другой позиции. [6; 7]

Деформации профессиональной деятельности:

1. Деформация основных составляющих профессиональной деятельности, начиная с мотивов и заканчивая результатом.

2. Следование инструкциям, реализуемым с помощью таких форм поведения, как формализм, педантизм, жесткая регламентация деятельности. А также чрезмерная уверенность в безошибочности применяемых методов, противодействие новым способам и формам работы, низкая профессиональная мобильность и блокирование формирования индивидуального стиля деятельности и т. д.

3. Устранение эмоциональных проявлений из сферы профессиональной деятельности, выражаемое в эмоциональной отстраненности, опоре на профессиональные стереотипы, упрощенном восприятии ситуации, искажении моральных установок и снижении терпимости к фрустрации.

4. Деформация профессиональных функций и норм, зафиксированная в явлениях редукции, то есть упрощении профессиональных обязанностей, инверсия субъективного смысла профессии, возможно, ослабление контроля над реализацией профессионального поведения, усвоенная беспомощность, поведенческая ригидность, неэффективность принятия решений, информационная пассивность.

Деформации профессионального взаимодействия:

1. Монолог и неоправданное доминирование, проявляющееся в чувстве абсолютной правоты, демонстрации авторитаризма и агрессии. Эффект «опьянения силой», завышение индивидом своих возможностей, симптом «личной непривязанности или обезличивания», симптом двойных стандартов, разделение словесного и реального планов, восприятие партнера по общению как объекта манипуляции.

2. Жесткая структурированность и формализация отношений в системе субъект–объект, которая раскрывается по отношению к объекту профессиональной деятельности как «типичному представителю» или неодушевленному объекту. Взаимодействие не с конкретным человеком, а с преобладающим в субъекте стереотипом, в симптоме «эмоциональной недостаточности». Неумение войти в позицию объекта, участвовать, сопереживать, равнодушие, равнодушие, душевная черствость.

3. Оценка отношений связана с гипертрофией оценочной функции, при этом субъект деятельности присваивает себе право на любые оценки, что приводит к профессиональному цинизму. Наблюдение и оценка объекта через координатную сетку своих классификаций, симптом «эмоциональной и моральной дезориентации».

4. Перенос характеристик и методов профессионального взаимодействия на общение в других сферах и взаимодействие с ближайшим социальным окружением. Это направление деформаций проявляется в нарушении взаимопонимания, коммуникативных барьеров, симптоме «расширения сферы спасения эмоций». [4]

 

1.3 Стадии профессиональной деформации личности

В настоящее время феномен «профессиональной деформации» широко изучается в контексте профессионального стресса. Так, М.А. Воробьева, придерживаясь этого контекста, утверждает, что сегодня наиболее распространенным, вызывающим профессиональную деформацию, является информационный стресс, поскольку неумение работать с информацией в современном мире приводит к истощению всех сфер личности человека. Симптомы стресса проявляются во всех сферах психики: эмоциональной, когнитивной, мотивационной и поведенческой. Находясь в состоянии стресса, человек испытывает тревогу, сопротивление, а затем истощение, то есть профессиональную деформацию в чистом виде. Другими словами, человек проходит три стадии стресса по концепции Ганса Селье. Воробьева говорит о влиянии профессиональной среды не только на эмоциональную и поведенческую сферы, но и на когнитивную и мотивационную. [11]

Синдром выгорания развивается постепенно. Согласно исследованиям К. Маслач 1982 года, этот синдром проходит три стадии:

Эмоциональное истощение. Это состояние вызвано переутомлением, как физическим, так и эмоциональным, из-за истощения ресурсов организма, постоянного присутствия в стрессовых ситуациях в процессе работы и взаимодействия с людьми. Человек не находит сил, чтобы восстановить собственное состояние до такой степени, которая позволила бы ему эффективно работать, не нанося вреда собственному здоровью.

Деперсонализация. Проявляется в циничном поведении, бессердечии к окружающим, предметом собственного труда, деформации отношений с окружающими. Деперсонализация сегодня заменяется аналогичным понятием «цинизм». Также это может быть проявлением сильной зависимости от окружающих. [16]

Снижение личных достижений. Он проявляется в негативной оценке собственных профессиональных успехов и достижений, унижении собственного достоинства, ограничении собственных возможностей.

Аспекты выгорания:

Первый – это снижение самооценки. В результате эти «сгоревшие» рабочие чувствуют себя беспомощными и апатичными. Со временем это может перерасти в агрессию и отчаяние.

Второй – одиночество. Люди, страдающие эмоциональным выгоранием, не могут наладить нормальный контакт с людьми.

Третий – эмоциональное истощение, соматизация. Сопровождающие эмоциональное выгорание переутомление, апатия и депрессия приводят к серьезным физическим недугам – гастритам, мигрени.

Глава 2. Причины возникновения и последствия профессиональной деформации личности

 

2.1 Причины профессиональной деформации

Одной из наиболее частых причин профессиональной деформации, по мнению экспертов, является специфика ближайшего окружения, с которым вынужден общаться профессиональный специалист, а также специфика его деятельности. Еще одна не менее важная причина профессиональной деформации – разделение труда и все более узкая специализация профессионалов. Ежедневная работа на протяжении многих лет, решение типовых задач, не только улучшает профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, стереотипы, определяет стили мышления и общения. Наряду с влиянием длительного осуществления специальной профессиональной деятельности на особенности развития личности субъекта труда, что проявляется у большинства людей, занимающихся профессией, индивидуальные личностные особенности предмета труда также могут играть важную роль. Особое значение придается таким качествам индивидуальности, как: ригидность нервных процессов, склонность к формированию жестких стереотипов поведения, узость и завышенность профессиональной мотивации, дефекты нравственного воспитания, относительно низкий интеллект, самокритика, рефлексия. [14]

Е.И. Рогов считает, что профессиональные деформации могут быть вызваны особенностями мотивационной сферы субъекта труда, заключающимися в субъективной сверхзначимости трудовой деятельности при его невысоких функциональных и энергетических возможностях, а также при относительно низком интеллекте. [8]

Среди других причин развития профессиональной деформации можно выделить:

1. Монотонный и однообразный стиль работы. Смысл выполняемой деятельности кажется сомнительным и непонятным. Также отмечается, что монотонная работа приводит к снижению интеллектуальных способностей и застою профессионального роста.

2. Ссоры, конфликтные ситуации и напряженная ситуация в трудовом коллективе, отсутствие или незначительная поддержка со стороны других сотрудников, чрезмерная критика.

3. Умение и желание решать рабочие задачи в срок и на высоком уровне негативно оцениваются коллегами. Вместо поддержки человек получает критику, насмешки, нападки и мнение, что он просто хочет выслужиться перед руководством.

4. Вклад в работу слишком много индивидуальности, энергии и амбиций. В этом случае достоинства не оценены. Человек с головой погружается в работу, но руководство и коллеги воспринимают это как должное.

5. Четкий временной план и непропорционально большое количество задач. Есть дедлайн, а объем работ не позволяет нам выполнить все на высоком уровне в ​​срок.

6. Небольшое количество возможностей для профессиональной самореализации. Все идеи отвергаются, не находят отклика у команды.

7. Отсутствие возможностей для обучения, самореализации, повышения уровня собственных знаний. Организация не предусматривает карьерного роста, поэтому человек долгое время обречен на одну и ту же работу.

8. Неразрешенные внутренние личные споры. Человек считает, что только «идеальную» работу можно считать правильной, выполненной на высоком уровне. Такое дело обязательно нужно выполнять профессионально, постоянно исправлять и доводить до совершенства. [14]

 

2.2 Проявления и последствия профессиональной деформации личности

В науке выделены индивидуальные деформации, обусловленные и проявляющиеся особенностями работников самых разных профессий, когда отдельные профессионально важные качества проявляются как в положительных, так и в отрицательных качествах человека. Эти качества начинают проявляться настолько ярко, что это приводит к возникновению сверхкачеств, или акцентуации, например, таких как: сверхответственность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм, и др. Авторитарность проявляется в жесткой централизации управленческого процесса, демонстративность в эмоционально окрашенном поведении, профессиональный догматизм возникает вследствие частого повтора одних и тех же ситуаций, типовых профессиональных задач, доминантность обусловлена выполнением менеджером властных функций, консерватизм проявляется в предубеждении против нововведений, приверженности устоявшимся технологиям, настороженном отношении к творческим работникам. Детерминантами деформации могут быть разные причины, но большинство исследований подчеркивают и ставят в приоритет причины самой профессии, ее специфики, например, людей, деятельность которых связана с общением. Можно выделить личные и индивидуальные причины, например, впечатлительность, демонстративность, авторитаризм, черты характера, а также факторы, связанные с обществом и взаимодействием в нем. В последних исследованиях можно найти описание причин деформации, которые связаны с определенными нормами в работе, общении, взаимодействии, выражающимися в консерватизме и стереотипах, ограничивающих свободу выбора решений, идей, слов. Эти ограничения формируются в профессиональной деятельности, но отражаются на личности в целом. Человеку сложно выйти из роли профессионала, возможно, уже деформированного, и он эти эмоции, состояние вносит в семью, то есть «Я-профессионал» проникает в «Я-человека». Можно сказать, что после того, как человек уходит из профессиональной ситуации, его естественного «выпрямления» не происходит, поэтому даже в личной жизни человек продолжает нести «деформирующий отпечаток» своей профессии. Если рассматривать процесс деформации, то можно увидеть, что человек, попадая в общество, должен обладать достаточными характеристиками и личностными качествами, чтобы противостоять этим деформирующим факторам, как внешним, так и внутренним, адаптируясь к профессии, оставаться таким человеком, которым он был изначально, и успешно продолжать развиваться в профессии. [14]

В исследовании Р. М. Грановской выявлен факт проявления профессиональных деформаций в стереотипных действиях. Человек начинает работать автоматически, не осознавая и не чувствуя положительного результата. Стереотипы ускоряют и повышают эффективность работы, но на небольшой промежуток времени они тормозят восприятие и лишают творчества, то есть возникают искажения в когнитивной сфере, снижается работоспособность, исчезает гибкость мышления и человек не может выйти из этого состояния. и привыкает к этому. [15]

Проявления профессиональной деформации имеют место во внешней среде профессиональной деятельности, взаимодействии с объектом деятельности, во внутрисистемном общении, совместном выполнении служебных задач с другими сотрудниками, контактах с руководителем, а также в среде непрофессиональной деятельности. Это может даже проявляться в физическом облике. Профессиональная деформация в наибольшей степени влияет на личностные характеристики представителей тех профессий, чья работа связана с людьми. Крайняя форма профессиональной деформации личности в них выражается в формальном, чисто функциональном отношении к людям. Высокий уровень профессиональной деформации наблюдается также у медицинских работников, военнослужащих и сотрудников спецслужб. А.К. Маркова на основе обобщения исследований нарушений профессионального развития личности определила следующие последствия профессиональных деформаций: отставание в профессиональном развитии по сравнению с возрастными социальными нормами, т.е. запоздалое профессиональное самоопределение, неправильный выбор профессии; неразвитость профессиональной деятельности, необходимых моральных представлений, недостаточный профессионализм и квалификация; упрощение профессиональной деятельности, мотивационная недостаточность, низкая удовлетворенность работой; несостоятельность отдельных звеньев профессионального развития; снижение профессиональных способностей, снижение работоспособности; потеря трудовых и профессиональных навыков и умений, профессионализма и квалификации, временная утрата трудоспособности, резкое снижение производительности труда и удовлетворенности работой; отклонение от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, проявления деформации личности, т.е. эмоциональное истощение, желание манипулировать людьми, деформация профессионального сознания; прекращение профессионального роста в связи с профессиональным заболеванием, длительной или стойкой нетрудоспособностью. Эти и другие отклонения в профессиональном развитии приводят к депрофессионализации. [7]

Среди наиболее общих форм проявлений профессиональной деформации личности можно выделить:

1. Жалобы на психический дискомфорт, напряженность и неудовлетворенность работой как проявления эмоционального истощения и ущербности профессиональной позиции. Отставание, замедление профессионального развития при сравнении с возрастными и социальными нормами.

2. Дезинтеграция профессионального развития, полный или частичный распад профессионального сознания и как следствие – нереалистические цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты.

3. Низкая профессиональная мобильность, неумение приспосабливаться к новым условиям труда и дезадаптация. Появление стереотипов профессионального поведения и психологических барьеров при освоении новых профессиональных технологий, новой профессии или специальности.

4. Рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития. Ослабление ранее имевшихся профессиональных данных, профессиональных способностей, профессионального мышления; искаженное профессиональное развитие, появление ранее отсутствующих негативных качеств, отклонений от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности.

5. Формальный, функциональный подход к людям. Профессионал не относится к человеку как к личности, индивидуальности во всей полноте ее проявлений, а рассматривает его лишь в одной какой-то плоскости: пациент, клиент, штатная единица, правонарушитель. [15; 16]

Психологические предпосылки возникновения профессиональной деформации личности включают в себя воздействие следующих факторов:

- акцентуация на определенных мотивах выбора профессии, социальная значимость, материальные блага, стремление к власти;

- сверхожидания на стадии вхождения в профессиональную жизнь, которые часто вступают в противоречие с реальностью;

- стереотипизация профессиональных функций, действий, операций, которая может вносить искажения в отражение профессиональной ситуации, создает психологические барьеры разного типа, затрудняет приспособление к новым условиям;

- разные формы психологических защит, среди которых наибольшее влияние на образование профессиональных деструкций оказывают отрицание, рационализация, вытеснение, проекция, идентификация, отчуждение;

- снижение профессиональной активности, создающее благоприятные условия для стагнации профессионального развития;

- снижение уровня профессионального интеллекта, которое неизбежно происходит на определенных стадиях профессионального пути личности;

- высокая эмоциональная напряженность профессионального труда, которая по мере профессионализации может снижать фрустрационную толерантность личности;

- достижение человеком предела уровня профессионального развития, который вступает в противоречие с профессиональными требованиями.

Результаты изменений из-за профессиональной деятельности могут проявляться по-разному. Для кого-то они полезны, на некоторых, напротив, оказывают отрицательное влияние, в частности на личность, ее качества и характер.

Положительное воздействие профессиональной деформации

Иногда профессиональная деформация действительно может пойти на пользу. Например, в случае с медицинским работником: если он окажется рядом с местом происшествия, то сможет оперативно оказать помощь. Люди, занимающие руководящие должности, могут перенести свои навыки и в повседневную жизнь: оперативно организовать семейное мероприятие. Но нельзя забывать о том, что работу и повседневные события стоит разграничивать, пользоваться проф. навыками в быту редко и только по необходимости.

Отрицательное воздействие профессиональной деформации

К отрицательным последствиям проф. деформации можно отнести:

1. Управленческую эрозию. Работа руководителя становится безрезультатной, а он по своему поведению напоминает тирана.

2. Ощущение сверхзначимости. Сотрудник, заняв даже небольшую позицию на работе, ощущает себя большим руководителем и общается с другими коллегами свысока.

3. Пониженный уровень адаптивности. Сотрудник считает, что он максимально подкован в специальности и не интересуется ничем новым.

4. Выгорание эмоционального фона. Персона полностью погружается в рабочий процесс, нарушая какую-либо психологическую защиту. В последствии человек выгорает и не понимает, что ему делать дальше.

5. Напряжение в отношениях с окружением и ухудшение этих отношений. Поведение в работе переносится в обычную жизнь.

Как показывает статистика, профессиональная деформация, как правило, идет в паре с ссорами, перманентным напряжением, кризисными ситуациями и психологическим неудобством. Если вовремя решать такие возникающие трудности, то в будущем это поможет безболезненно и прогрессивно развиваться в области рабочей деятельности и как личности. Если вовремя купировать или вовсе не поддаться профессиональной деформации, то вы сможете избавиться от выгорания в деловой области. [15]

 

2.3 Психологические особенности профессиональной деформации у представителей разных профессий

В отечественной психологии принято считать, что профессиональные деформации по-разному выражаются у представителей различных профессий: у учителей – в авторитарности и категоричности суждений; у врачей – в грубоватом защитном юморе, низкой эмпатии; у программистов – в подавлении эмоций, скрупулезности, тенденции поиска ошибок в различных жизненных ситуациях, склонности к алгоритмизации, абстрагированию от конкретной практической деятельности.

К профессиональным деформациям медицинских работников относят своеобразие их поведения, проявляемого в привычной черствости по отношению к больным в такой степени, что у стороннего наблюдателя создается впечатление бездушия и цинизма. Профессиональные деформации в медицинской сфере характеризуются следующим комплексом деформационных проявлений: односторонность восприятия и понимания; узость мышления; субъективизм и однобокость диагноза; преувеличение значимости биологических и недооценка роли социальных и психологических факторов болезни; концентрация внимания врача только на одном органе, а не на всем организме в целом; сосредоточение мышления на частностях в ущерб общему; превращение лечащих врачей или в диспетчеров (участковый терапевт), или в механических манипуляторов (хирург); деформация этической и юридической ответственности (особенно при групповых формах курирования больного); утрата индивидуального и целостного подхода к пациенту; бесцеремонность; отсутствие в работе терапии словом; забвение доброты к больному, лечения лаской и любовью; рвачество (т.е. отношение к пациенту как к источ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: