Тема: Знакомство с произведениями Марка Твена «Приключения Тома Сойера».
Цели.
- Познакомить детей с жизнью и творчеством писателя Марка Твена, его романом “Приключения Тома Сойера”.
- Учить выделять жанровые особенности романа-пародии.
- Работать над выразительностью чтения.
- Продолжить знакомство с литературными терминами.
- Воспитывать любовь к книге.
Ход урока
I. Повторение пройденного
Возможные вопросы и ответы детей.
Вопрос: Как изменилась Русалочка после встречи с принцем?
Ответ: Она стала еще тише, задумчивее.
Вопрос: Сколько лет жили русалки?
Ответ: Русалки жили триста лет.
Вопрос: На что захотелось ей променять триста лет своей жизни?
Ответ: На один человеческий день.
Вопрос: На какие условия ведьмы согласилась Русалочка, чтобы стать девушкой?
Ответ: Она отдала свой голос.
- Ей было больно ходить, когда раздвоился ее хвост.
- Она навсегда покидала свой дом, отца, сестер.
II. Физминутка
Звучит тихая спокойная музыка.
- Покажем, как тянется к кораблю своими белыми руками Русалочка. Волны покачивают ее из стороны в сторону. Кружимся вместе с ней в водовороте. А теперь замираем, как замерла Русалочка на камне. Она и теперь сидит, поджав ноги, на огромном каменном ложе и вглядывается вдаль.
III. Знакомство с биографией писателя.
- Сегодня мы продолжаем знакомство с зарубежной литературой.
Откройте учебник на странице ……. И прочитайте имя и фамилию писателя, о творчестве которого мы будем сегодня говорить. (Марк Твен. Сэмюэл Ленгхорн Клеменс.)
- Как вы думаете, почему здесь написано два имени? (Под одним именем он писал, а другое – его настоящее имя.)
- Каким словом называют вымышленное имя автора? (Псевдоним.)
- Какие писатели, поэты подписывали свои сочинения псевдонимом? (Аркадий Гайдар, Анна Ахматова, Андрей Платонов, Кир Булычев. Произведения этих авторов дети уже читали ранее).
Учитель приглашает к доске учащихся и предлагает им для чтения заранее напечатанный текст.
- Послушайте и приготовьтесь ответить на вопросы, которые вы видите на доске.
Вопросы на доске:
1. Где встречал своих героев Марк Твен?
2. Кого из героев книги напоминает Марк Твен?
3. Какие книги для детей написал Марк Твен?
Вызванные к доске дети читают тексты.
“Писатель Сэмюэл Ленгхорн Клеменс, пришедший в литературу под именем Марка Твена, провел свое детство в городе Ганнибал. В те годы город только начинал заселяться. Он располагался на берегу Миссисипи – огромной судоходной реки. Здесь вместе со своими сверстниками Сэмюэл проводил время в играх и проказах, купался в Миссисипи, обманывал учителей воскресной школы, бродил в пещерах. Расположенных неподалеку от города. Здесь в толпе босоногих мальчишек, наводнявших улочки Ганнибала, он впервые встретил прототипов своих будущих героев – Тома Сойера, Гекльберри Финна, Джо Гарнера. Был в Ганнибале и Индеец Джо, и однажды он чуть не погиб от голода, заблудившись в одной из пещер”. “В книге, которая называется “Том Сойер”, - пишет Марк Твен, - я заморил его до смерти голодом, но единственно в интересах искусства – на деле этого не было”. (По А.С.Ромму)
“Но детство Сэмюэля Клеменса кончилось очень рано. Ему было только 12 лет, когда умер его отец, и ему вместе с братом пришлось заботиться о содержании семьи. Будущий писатель изучил профессию наборщика, он был и лоцманом, и золотоискателем, служил солдатом, выступал с чтением юморесок. В своих произведениях он стремился отображать правду жизни, то, что он сам выстрадал и пережил. Марк Твен оставил потомкам замечательные произведения. Такие, как “Приключения Тома Сойера”, “Приключения Гекльберри Финна”, “Принц и нищий”, “Таинственный незнакомец” и другие”. (По А.С.Ромму)
Запомните это слово. А почему это произведение называют романом? Давайте разберемся. Вспомните по фильму: о чем говорится в этой книге?
(О дружбе Тома с Гекльберри. О любви Тома к Бекки. О воскресной школе. Об убийстве на кладбище. О том, как мальчишки искали клад.)
- Каких героев этого романа вы можете припомнить? (У Тома была тетушка. Индеец Джо. Судьи. Учитель в школе. Родители Беки.)
- Прочитаем вывод.
Дети читают текст, написанный на доске.
“Роман – повествовательное произведение с описанием большого числа всевозможных историй и событий. В романе много действующих лиц”.
V. Работа над выразительностью чтения и характеристикой героев.
- Попробуем прочитать разговор Тома и Беки в лицах. Скажите: как нужно читать за Тома? (Весело. С хитростью, ведь он все время хитрил, так как хотел, чтобы Бекки обратила на него внимание. Уверенно. Чтобы понравиться, надо сделать вид, что все знаешь.)
- А за Беки? (Тихо. Спокойно. С достоинством. Она послушная девочка. И с любопытством. Ей было интересно разговаривать с Томом.)
Дети читают отрывок со слов: “Ах, как хорошо! Жалко, что я не умею рисовать”, до слов “… то я сама посмотрю”.
К доске вызываются ученики, читающие отрывок по ролям.
- Внимательно слушайте и готовьтесь ответить на вопрос: что можно сказать о речи героев? Какая она: серьезная, смешная, взрослая, детская?
После чтения вопросы в сокращенном варианте повторяются. (Речь детская: “Честное-пречестное”, “когда меня хотят выдрать”, “вот это здорово!”)
- Речь героев – это тоже художественное средство. С его помощью Марку Твену удается рассмешить читателя. Вспомним: с чего начинается фрагмент романа? (Том опаздывает в школу.)
- Мог ли он избежать наказания? (Да, если бы что-нибудь соврал.)
- Почему же он не сделал этого? (Ему хотелось сесть с Бекки, и он все подстроил так, что об этом никто не догадался. Ему это удалось, ведь учитель посадил его рядом с Бекки.)
- Как Том привлек к себе внимание Бекки? (Он сначала дал ей персик, потом он нарисовал смешной рисунок, потом он познакомился с Беки, а дальше он признался ей в любви.)
- Прочитайте окончание фрагмента.
Учитель вызывает одного ученика для чтения вслух.
- Что же мы можем сказать о Томе? Какой он? (Том веселый. Он умеет хитрить. Он может заинтересовать собой. Том очень увлекался всем. Он так увлекся Бекки, что больше ни о чем другом и думать не мог. Том мог во всем видеть смешное, интересное. У него все получалось как-то смешно).
VI. Итог урока.
- Теперь мы можем подвести итог урока. Фрагмент из какого романа-пародии мы сегодня читали? Кто его автор?
VII. Домашнее задание.
1. Прочитать любой фрагмент романа “Приключения Тома Сойера” и самостоятельно подготовить его к пересказу.