V. Работа над выразительностью чтения и характеристикой героев.




Тема: Знакомство с произведениями Марка Твена «Приключения Тома Сойера».

Цели.

  • Познакомить детей с жизнью и творчеством писателя Марка Твена, его романом “Приключения Тома Сойера”.
  • Учить выделять жанровые особенности романа-пародии.
  • Работать над выразительностью чтения.
  • Продолжить знакомство с литературными терминами.
  • Воспитывать любовь к книге.

Ход урока

I. Повторение пройденного

Возможные вопросы и ответы детей.

Вопрос: Как изменилась Русалочка после встречи с принцем?

Ответ: Она стала еще тише, задумчивее.

Вопрос: Сколько лет жили русалки?

Ответ: Русалки жили триста лет.

Вопрос: На что захотелось ей променять триста лет своей жизни?

Ответ: На один человеческий день.

Вопрос: На какие условия ведьмы согласилась Русалочка, чтобы стать девушкой?

Ответ: Она отдала свой голос.

- Ей было больно ходить, когда раздвоился ее хвост.

- Она навсегда покидала свой дом, отца, сестер.

II. Физминутка

Звучит тихая спокойная музыка.

- Покажем, как тянется к кораблю своими белыми руками Русалочка. Волны покачивают ее из стороны в сторону. Кружимся вместе с ней в водовороте. А теперь замираем, как замерла Русалочка на камне. Она и теперь сидит, поджав ноги, на огромном каменном ложе и вглядывается вдаль.

III. Знакомство с биографией писателя.

- Сегодня мы продолжаем знакомство с зарубежной литературой.

Откройте учебник на странице ……. И прочитайте имя и фамилию писателя, о творчестве которого мы будем сегодня говорить. (Марк Твен. Сэмюэл Ленгхорн Клеменс.)

- Как вы думаете, почему здесь написано два имени? (Под одним именем он писал, а другое – его настоящее имя.)

- Каким словом называют вымышленное имя автора? (Псевдоним.)

- Какие писатели, поэты подписывали свои сочинения псевдонимом? (Аркадий Гайдар, Анна Ахматова, Андрей Платонов, Кир Булычев. Произведения этих авторов дети уже читали ранее).

Учитель приглашает к доске учащихся и предлагает им для чтения заранее напечатанный текст.

- Послушайте и приготовьтесь ответить на вопросы, которые вы видите на доске.

Вопросы на доске:

1. Где встречал своих героев Марк Твен?

2. Кого из героев книги напоминает Марк Твен?

3. Какие книги для детей написал Марк Твен?

Вызванные к доске дети читают тексты.

“Писатель Сэмюэл Ленгхорн Клеменс, пришедший в литературу под именем Марка Твена, провел свое детство в городе Ганнибал. В те годы город только начинал заселяться. Он располагался на берегу Миссисипи – огромной судоходной реки. Здесь вместе со своими сверстниками Сэмюэл проводил время в играх и проказах, купался в Миссисипи, обманывал учителей воскресной школы, бродил в пещерах. Расположенных неподалеку от города. Здесь в толпе босоногих мальчишек, наводнявших улочки Ганнибала, он впервые встретил прототипов своих будущих героев – Тома Сойера, Гекльберри Финна, Джо Гарнера. Был в Ганнибале и Индеец Джо, и однажды он чуть не погиб от голода, заблудившись в одной из пещер”. “В книге, которая называется “Том Сойер”, - пишет Марк Твен, - я заморил его до смерти голодом, но единственно в интересах искусства – на деле этого не было”. (По А.С.Ромму)

“Но детство Сэмюэля Клеменса кончилось очень рано. Ему было только 12 лет, когда умер его отец, и ему вместе с братом пришлось заботиться о содержании семьи. Будущий писатель изучил профессию наборщика, он был и лоцманом, и золотоискателем, служил солдатом, выступал с чтением юморесок. В своих произведениях он стремился отображать правду жизни, то, что он сам выстрадал и пережил. Марк Твен оставил потомкам замечательные произведения. Такие, как “Приключения Тома Сойера”, “Приключения Гекльберри Финна”, “Принц и нищий”, “Таинственный незнакомец” и другие”. (По А.С.Ромму)

Запомните это слово. А почему это произведение называют романом? Давайте разберемся. Вспомните по фильму: о чем говорится в этой книге?

(О дружбе Тома с Гекльберри. О любви Тома к Бекки. О воскресной школе. Об убийстве на кладбище. О том, как мальчишки искали клад.)

- Каких героев этого романа вы можете припомнить? (У Тома была тетушка. Индеец Джо. Судьи. Учитель в школе. Родители Беки.)

- Прочитаем вывод.

Дети читают текст, написанный на доске.

“Роман – повествовательное произведение с описанием большого числа всевозможных историй и событий. В романе много действующих лиц”.

V. Работа над выразительностью чтения и характеристикой героев.

- Попробуем прочитать разговор Тома и Беки в лицах. Скажите: как нужно читать за Тома? (Весело. С хитростью, ведь он все время хитрил, так как хотел, чтобы Бекки обратила на него внимание. Уверенно. Чтобы понравиться, надо сделать вид, что все знаешь.)

- А за Беки? (Тихо. Спокойно. С достоинством. Она послушная девочка. И с любопытством. Ей было интересно разговаривать с Томом.)

Дети читают отрывок со слов: “Ах, как хорошо! Жалко, что я не умею рисовать”, до слов “… то я сама посмотрю”.

К доске вызываются ученики, читающие отрывок по ролям.

- Внимательно слушайте и готовьтесь ответить на вопрос: что можно сказать о речи героев? Какая она: серьезная, смешная, взрослая, детская?

После чтения вопросы в сокращенном варианте повторяются. (Речь детская: “Честное-пречестное”, “когда меня хотят выдрать”, “вот это здорово!”)

- Речь героев – это тоже художественное средство. С его помощью Марку Твену удается рассмешить читателя. Вспомним: с чего начинается фрагмент романа? (Том опаздывает в школу.)

- Мог ли он избежать наказания? (Да, если бы что-нибудь соврал.)

- Почему же он не сделал этого? (Ему хотелось сесть с Бекки, и он все подстроил так, что об этом никто не догадался. Ему это удалось, ведь учитель посадил его рядом с Бекки.)

- Как Том привлек к себе внимание Бекки? (Он сначала дал ей персик, потом он нарисовал смешной рисунок, потом он познакомился с Беки, а дальше он признался ей в любви.)

- Прочитайте окончание фрагмента.

Учитель вызывает одного ученика для чтения вслух.

- Что же мы можем сказать о Томе? Какой он? (Том веселый. Он умеет хитрить. Он может заинтересовать собой. Том очень увлекался всем. Он так увлекся Бекки, что больше ни о чем другом и думать не мог. Том мог во всем видеть смешное, интересное. У него все получалось как-то смешно).

VI. Итог урока.

- Теперь мы можем подвести итог урока. Фрагмент из какого романа-пародии мы сегодня читали? Кто его автор?

VII. Домашнее задание.

1. Прочитать любой фрагмент романа “Приключения Тома Сойера” и самостоятельно подготовить его к пересказу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: