Лекция 7. «Количественные» средства гармонизации композиционного замысла. Пропорциональные соотношения




Все перечисленные ранее приемы построения композиции находят применение при разработке «черновой заготовки» будущего изделия – здания, сооружения, скульптуры, декоративного панно, картины и т. п. После его одобрения заказчиком начинается процесс усовершенствования исходного варианта с помощью самых различных средств гармонизации.

 

Гармония (греч. harmonia – стройность, соразмерность) в композиционном плане есть согласованность, соразмерность частей (элементов) и целого. Согласованная в частях, гармоничная форма убеждает, выглядит совершенной, собранной, красивой. Гармоничность − важнейший, не зависящий от вкуса признак выразительной композиции.

 

Средства гармонизации бывают «количественными» и «качественными».

 

«Количественные» средства гармонизации в основном влияют на размерные характеристики изделия. К их числу относятся пропорции и масштаб.

«Качественные» средства гармонизации влияют только характер поверхности изделия, не затрагивая его размерных характеристик. К их числу относятся фактура и структура поверхности, светотень и цвет.

 

Пропорции, пропорциональные соотношения (лат. proportion) – определенное количественное соотношение частей изделия между собой, соразмерность. Выражаются формулой A: B = C: D. Различают три вида пропорциональных соотношений.

 

1. Арифметическая прогрессия – ряд чисел, в которых каждое последующее число больше или меньше предыдущего на одну и ту же величину (0, 1, 2, 3 … и т. д.).

2. Геометрическая прогрессия – ряд чисел, в которых каждое последующее число больше или меньше предыдущего в одно и то же число раз (1, 2, 4, 8 … и т. д.).

3. Гармоническая прогрессия – ряд чисел, обратных числам, составляющим арифметическую прогрессию (1, 1/2, 1/3, 1/4 … и т. д.). Именно она лежит в основе музыкального строя.

 

Пропорции выражают соотношение не только отдельных частей произведения между собой, но и их соотношение ко всему произведению в целом. Пропорции в архитектуре и искусстве обычно соотносятся с размерами взрослого человека (мужчины, женщины). Поскольку все здания и сооружения служат человеку, они обязаны быть ему соразмерными. Поэтому еще в глубокой древности части человеческого тела послужили естественной основой для всех единиц измерения. И в наше время все размеры построек мы сравниваем с человеческим ростом (относительный масштаб), что важно и с точки зрения эргономии, и с чисто психологической.

 

 

Один из самых известных способов пропорционирования называется «золотое сечение» (1: 1,618). Оно было открыто в XV веке Леонардо да Винчи (1452-1519).

 

 

 

Одной из разновидностей гармонической прогрессии является т. н. последовательность Леонардо Пизанского (Фибоначчи, 1170-1250), в которой каждое последующее число равно сумме двух предыдущих чисел (0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21 … и т. д.). Отношения между смежными числами такого ряда, начиная с «8», практически постоянны и близки т. н. «золотому сечению». Пропорциональная шкала «золотого сечения» выглядит следующим образом:

 

0,146 – 0,236 – 0,382 – 0,618 – 1 – 1, 618 – 2, 618 – 4,236 – 6,854 – … и т. д.

 

Эта числовая последовательность обнаруживается в самом широком спектре природных явлений и нашла применение во многих произведениях мирового искусства и архитектуры. Его целенаправленно использовали в своих произведениях И.В. Жолтовский, Ле Корбюзье, многие другие выдающиеся зодчие.

 

 

 

Существуют также иные системы пропорционирования: «Египетский треугольник» (Древний Египет), «Вписанные квадраты» (древнерусская, романская архитектура), «Вписанные треугольники» (готическая архитектура).

 

 

 

 

В архитектуре в роли единицы измерения обычно используется так называемый «Модуль». Это единица измерения, которая находится в пропорциональном отношении к величине изображения. В античной архитектуре и в архитектуре эпохи Возрождения модулем служил нижний диаметр либо радиус ствола (фуста) колонны.

 

 

В древнерусской архитектуре модулем служили сажень маховая (расстояние от конца пальцев одной руки до конца пальцев другой при расставленных в стороны руках – 2,1336 м), аршин (1/3 сажени = 0,7112 м), локоть (единица измерения длины, не имеющая определенного значения и примерно соответствующая расстоянию от локтевого сустава до конца вытянутого среднего пальца руки, в России – 47,4 см), пядь (изначально равная расстоянию между концами растянутых пальцев руки – большого и указательного, в России – 17,78 см).

 

 

 

В настоящее время в качестве строительного модуля выбран метр – 1/ 4×107 парижского географического меридиана. Это длина пути, проходимого светом в вакууме за (1 / 299 792 458) секунды.

 

Законы пропорционирования, выраженные в математических соотношениях, определяют только общий «скелет» здания или сооружения. Этот «скелет» должен быть правильным и соразмерным, как скелет здорового человека. В рядной записи плотника, строившего деревянную церковь Усть-Кулуйского погоста (кон. XVII в.) сказано следующее: «А рубить мне, Федору, в высоту от порога 9 рядов, а от пола до поволоки – как мера и красота скажет…».

 

 

Это говорит о том, что в архитектуре прошлых столетий, помимо математических закономерностей, присутствовали и элементы чисто интуитивного, творческого начала.

Существует самые различные варианты соразмерной связи элементов композиции между собой и с формой в целом.

Отношения характеризуют собой наиболее простой вид соразмерной связи элементов композиции. Они определяются связью между двумя величинами формы. Например, между длиной и высотой прямоугольника. С композиционной точки зрения отношения оцениваются численно и чисто визуально. Они могут быть сближенными и отдаленными. К сближенным отношениям можно отнести те, которые находятся в пределах от 1:1 до 1:0,5. К отдаленным − от 1:0,5 до 1:0 (условно). Первые типичны для форм, приближающихся к квадрату и отличающихся монументальным, статичным характером. Вторые − для форм, приближающихся к линейной форме и отличающихся визуальной легкостью, неустойчивостью.

К сближенным отношениям можно причислить так называемое «золотое сечение». Оно равно 1: 0,618. Это отношение выражается формулой, где большая величина так относится к меньшей величине, как их сумма − к большему отрезку. Оно характерно для уравновешенной формы и выражает так называемую золотую середину в построении композиции.

Пропорции выражают соразмерность двух и более отношений. Характеризуют гармоничную связь не одной, а нескольких форм. Главным их элементом часто служит так называемый пропорциональный модуль. Он дает возможность производить композиционное построение на основе использования кратных величин, то есть простого их умножения или сокращения в определенное число раз. Как правило, для модуля используются натуральные (целые) числа, позволяющие получить в результате их деления или умножения также целые, кратные ему числа. Модулем может быть не только число, но и любая величина, не связанная с метрической или другой системой измерения. Им может быть любой элемент композиции, например, ширина или высота прямоугольника. С его помощью можно построить так называемую модульную сетку, в которую легко вписываются любые пропорциональные величины. На основе такой «сетки» легко строятся самые разные пропорционально-композиционные системы.

В композиционном плане также весьма эффективен метод пропорциональной гармонизации форм на основе геометрического построения форм − прямоугольников. Он дает возможность наглядно установить пропорциональную связь элементов композиции друг с другом и с целым. Основным признаком установления такой связи является подобие геометрических фигур, составляющих композицию. Выражается оно в параллельности или перпендикулярности их диагоналей. Наличие параллельных диагоналей передает прямую пропорцию основных величин элементов композиции. Эта пропорция выражается формулой А: В = а: в. При перпендикулярном расположении диагоналей получается обратная пропорция − А: В = в: а. В зависимости от изменения пропорций зрительно меняется и характер композиции. Она отличается либо однонаправленным, либо разнонаправленным расположением пропорциональных форм.

Важно отметить, что точное математическое нахождение тех или иных отношений и пропорций само по себе не является рецептом гармонического построения композиции. Даже применение «золотого сечения» не гарантирует ей остроты и выразительности. Если принятая соразмерность не отвечает содержанию формы, то она вовсе теряет свое художественное значение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: