лет со времени проведения




Международный музыкальный фестиваль в Челябинске

____________________________

лет со времени проведения

 

29 сентября 2004 г. в Челябинске открылся новый фестиваль – «Джаз на большом органе» (“Jazz and pipe Organ”). В течение последующих 14 лет в столице Южного Урала состоялось еще 4 таких фестиваля: в 2005, 2008, 2015 и 2017 гг. Их участниками становились музыканты из России (Архангельск, Белгород, Екатеринбург, Казань, Москва, Челябинск), Западной Европы (Германия, Голландия, Дания, Италия, Норвегия, Польша, Франция, Швеция) и США – органисты, пианисты, исполнители на духовых, ударных и других музыкальных инструментах. Инициатором, бессменным организатором и художественным руководителем органного форума, не имеющего аналогов в мире, является солист-органист и органный мастер Челябинской государственной филармонии, арт-директор челябинских международных органных фестивалей (с 1992 г.), народный артист России Владимир Викторович Хомяков. Главное действующее «лицо» органной жизни Челябинска это инструмент немецкой фирмы «Германн Ойле» (“Germann Eule Orgelbau Bautzen”), который звучал более 26 лет (c 30.07.1987 г. по 27.11.2013 г.) в Зале камерной и органной музыки на Алом поле; а после его переноса, существенной модернизации и установки вот уже 4-й год (с 25.12.2014 г.) радует слушателей в новом Зале органной и камерной музыки «Родина».

Традиционно считалось, что орган – «неповоротливый инструмент, на котором невозможно играть ритмизированную музыку». Однако с появлением в ХХ веке джаза консервативность органа стала подвергаться сомнению. Оказалось, что именно джаз, не ограничивающий исполнителей жесткими рамками, позволяет «королю инструментов» демонстрировать новые свойства и качества. Смелая попытка музыкального симбиоза органа с инструментами джазовых составов, предпринятая в сердце Евразии – на Южном Урале, оказалась удачной, плодотворной и перспективной. Поэтому фестиваль «Джаз на большом органе» занял уникальное место в мире органной музыки – как первыйорганный форум, полностью отданный джазу, а впоследствии авангарду и импровизации во всем их многообразии.

Интересна предыстория фестиваля. Первое выступление Владимира Хомякова в роли джазового органиста на международном фестивале состоялось в октябре 1995 г. в Архангельске, совместно с квартетом известного фри-джазового саксофониста Владимира Резицкого (организатора и вдохновителя этого фестиваля). Следующим важным этапом стало сотрудничество с московским валторнистом Аркадием Шилклопером, с которым Хомяков познакомился на том же фестивале. Их первый совместный концерт прошел в рамках челябинского международного органного фестиваля «Прощай, ХХ век!» в декабре 1999 г. Ну, а решающий поворот в творческой судьбе В. Хомякова связан с его поездкой на конкурс “Jazz & Churchorgan” («Джаз и церковный орган») в немецкий Ганновер (2001 г.). Музыкантом «двигало огромное желание узнать, как в мире играют джаз на духовом органе»[1]. В конкурсной программе он решил не исполнять известные произведения, так как, по его мнению, необходимой «степени свободы» для этого не будет. В. Хомяков выбрал собственные сочинения: «Увертюра», «Июльская импровизация», «Посвящение А. Шилклоперу». В результате жюри оценило выступление челябинца как самое интересное, присудив ему I премию. «Владимир Хомяков из России покорил жюри своей дьявольски гениальной игрой, необычным владением инструментом и харизматической силой творения звука, который можно отнести к области ”новой музыки”», – писала “Hannoversche Zeitung”. На конкурсе состоялось знакомство В. Хомякова и с именитыми джазовыми органистами (Б. Деннерляйн, Р. Скотт, Я. ван’т Хоф), а затем прошел их совместный гастрольный тур по Германии. После этого челябинскому музыканту предстояли гастроли в России, где в октябре 2001 г. в Екатеринбурге прошел его концерт с одним из лучших универсальных трубачей Сергеем Пронем, а в марте 2002 г. – турне в Екатеринбург–Петербург вместе с Аркадием Шилклопером.

В итоге успешные гастроли Хомякова и его коллег с новой программой-поиском новых музыкальных форм стали основанием для того, чтобы сделать нечто подобное и в Челябинске. Такое предложение в тот год поступило В. Хомякову от руководителя ЧГКО Д. А. Северинова.

Соответственно, в ноябре 2002 г. в Челябинске открылся музыкальный цикл под названием «Картины музыкального пространства». Соавторство первого концерта разделили два исполнителя – В. Хомяков и С. Пронь. Через 2 месяца состоялся второй концерт цикла. На этот раз с Хомяковым играл известный саксофонист-виртуоз, мультиинструменталист Игорь Паращук (Екатеринбург). Через 2,5 месяца прошел третий, заключительный концерт с участием В. Хомякова (орган) и екатеринбургского джазового квартета в составе: С. Пронь, И. Паращук, тромбонист Виталий Владимиров (автор «Моравских этюдов», написанных специально для этого события) и джазовый барабанщик Игорь Захаров.

Последующие полтора года (март 2003 – сентябрь 2004) прошли для Владимира Викторовича «под знаком триумфальных гастролей по России и Западной Европе, где он продолжал блестяще опробованную в Челябинске тему “Картин музыкального пространства”»[2].

И вот, наконец, в 2004 г. Владимир Хомяков впервые собрал музыкантов из России и Западной Европы в Челябинске, чтобы осуществить новую оригинальную идею – провести I фестиваль органного джаза (хотя сам маэстро «предпочитает говорить не о джазе, а об импровизационной музыке»[3]).

Графическим символом фестиваля «Джаз на большом органе» стал слон с хоботом в виде органных труб (автор логотипа – челябинский дизайнер Евгений Ковалев[4]). Ведь, по словам Хомякова, «играть джаз на классическом органе – все равно, что заставлять слона танцевать. Инструмент “сопротивляется” жанру, поэтому музыкантов, которые делают это убедительно, в мире достаточно мало»[5].

Обратимся к краткой истории каждого из форумов.

 

I фестиваль«Джаз на большом органе», 29.09–3.10.2004 г., Челябинск, Зал камерной и органной музыки на Алом поле.

Состав участников:

орган – Лада Лабзина (Казань), Анастасия Сидельникова (Москва), Владимир Хомяков (Челябинск); Бернд Кёппен, Давид Тимм (Германия); Ульрик Спанг-Хансен (Дания), Марко Ло Мушо (Италия), Йоханнес Ландгрен (Швеция);

фортепиано – Даниил Крамер (Москва);

фортепиано, синтезатор – Вячеслав Горский (Москва);

саксофон – Хокан Левин (Швеция).

Отметим, что, кроме традиционного дуэта орган-саксофон, на фестивале впервые был представлен дуэт орган-фортепиано, а также орган-синтезатор.

 

Из публикаций о I фестивале:

«…Объемнейшее понятие джаза на органе каждый из участников воспринял по-разному. Б. Коппен (Вупперталь) много лет импровизирует в манере free-jazz. Он пытается найти собственный стиль и отказывается от следования каким бы то ни было канонам и традициям. Органист увлекает созданием музыкальных пейзажей. В финале фестиваля он сыграл композицию “Посвящение Челябинску”… Публике представили две авторские программы дуэтов орган-фортепиано: Д. Крамер сыграл вместе с В. Хомяковым, а В. Горский – с солисткой Московской филармонии А. Сидельниковой. Специально для фестиваля В. Горским была написана “Чакона в джазовых тонах”, где соединились барокко и джаз, орган и фортепиано»[6].

«…Квинтэссенцией I фестиваля надо признать выступление молодого органиста из Германии… Д. Тимм, несмотря на свою молодость (35 лет!), настолько познал музыку И. С. Баха, что позволил себе показать челябинцам свою импровизацию на тему знаменитейшей токкаты и фуги ре минор, исполненную в джазовой манере. После последнего аккорда фуги зрители в едином порыве встали и устроили Д. Тимму многоминутную овацию!

Конечно, при полном успехе фестиваля мнение зрителей все же оказалось полярным. У части зрителей возникли сомнения – а стоит ли играть джаз на органе? Вполне естественные сомнения – музыка джаз-бэнда и музыка органа – совершенно разные вещи. Причиной этих сомнений является тот факт, что механизм получения звука в органе технически не может выполнить присущие лишь джазу эффекты ритмической иррегуляции (свинг).

Но как бы то ни было, челябинский фестиваль стал практически мировой премьерой. В России и даже в Европе ничего подобного до сих пор не было… Участники фестиваля… высказали свое восторженное мнение о прошедшем фестивале, признавая отличную организацию, благодарную публику, и отметили, что это был первый в мире фестиваль джаза на органе»[7].

Добавим, что в финале музыканты устроили джем-сейшн с трубами, вынутыми из чрева органа.

 

II фестиваль, 29.09–2.10.2005 г., Челябинск, Зал камерной и органной музыки на Алом поле.

Состав участников (6 человек из 10 приехали вновь):

орган – Владимир Хомяков (Челябинск); Давид Тимм, Бернд Кёппен (Германия); Йоханнес Ландгрен (Швеция);

саксофон – Андреас Бер, Райко Брокельт (Германия); Хокан Левин (Швеция);

кларнет, саксофон – Игорь Паращук (Екатеринбург);

ударные – Игорь Захаров (Екатеринбург); Йон-Эрик Бьёренг (Швеция).

 

Из публикаций о II фестивале:

«И снова главная интрига фестиваля состояла в том, насколько правомерно такое сочетание: джаз и орган. И снова положительный результат – челябинская публика с восторгом принимала джазовые эксперименты на органе. Но всё же общее впечатление от II фестиваля характеризуется его камерностью…

Второй фестиваль также преподнес сюрприз – в качестве почетного гостя в Челябинск приехала историк музыки из США Патрисия Виллард. Она работала на протяжении почти 25 лет (с 1950 по 1974 гг.) со знаменитым джазовым музыкантом Эдуардом (Дюком) Эллингтоном и его оркестром. Этому периоду она посвятила свою последнюю книгу… П. Виллард очень высоко оценила все то, что было на II международном фестивале “Джаз на большом органе”. Но самое ценное было на пресс-конференции, которую она устроила после фестиваля. Высказав свое восхищение всем услышанным и увиденным, она, как бы вскользь, заметила, что по возвращении в США постарается поподробнее рассказать обо всем том, что ей довелось услышать в Челябинске. Возможно, что она попытается устроить нечто подобное в США»[8].

«Начало фестиваля “Джаз на большом органе” было импровизационным, как и полагается джазовому концерту. Импровизация определяет сам жанр джаза. Фри-джаз имеет сегодня самые разные направления. Но исполнение джазовой музыки на органе – это совершенно новое направление в отечественной школе музицирования. Оно получило признание и среди музыкантов, и среди зрителей...

Сочетание органа, саксофона и ударных позволяет исполнять всю гамму произведений – от традиционного джаза до авангарда. По мнению шведского музыканта Й. Ландгрена, челябинский орган имеет хорошие джазовые способности, как в плане разнообразия, так и качества звука»[9].

И. Захаров: «Вы много говорите о сочетании орган-джаз, но у меня, когда я играю, никаких джазовых ассоциаций не возникает. Мне хочется играть именно в контексте органной культуры, орган – это дыхание, его нельзя нарушать. В исполнении важны гармония и импровизация. В. Хомяков, при всей своей академичности – новатор. Он делает большое дело, он не только постигает определенную духовную культуру, но и вовлекает в это огромную массу людей»[10].

 

III фестиваль, 24–28.09.2008 г., Челябинск, Зал камерной и органной музыки на Алом поле.

Состав участников:

Орган – Йоханнес Гебхард, Бернд Кёппен (Германия); Яспер ван'т Хоф (Голландия), Йоханнес Ландгрен (Швеция); Владимир Хомяков (Челябинск), Барбара Деннерляйн (Германия), Рода Скотт (Франция-США);

валторна, альпийский рог – Аркадий Шилклопер (Россия-Германия);

саксофон – Игорь Паращук (Екатеринбург); Андреас Бер (Германия), Хокан Левин (Швеция);

труба – Сергей Пронь (Екатеринбург), Даниэль Шмаль (Германия);

тромбон – Виталий Владимиров (Екатеринбург).

Из публикаций о III фестивале:

Й. Ландгрен: «Этот фестиваль уникальный во многих смыслах. Прежде всего – фестиваль, который полностью посвящен джазу и органу..; важно проникнуть внутрь, а не быть на поверхности – именно этот подход.., представлены разные стили, здесь они объединяются воедино. Прелесть фестиваля в том, что он открытый, разнообразный, терпимый, выражает плюрализм в музыке»;

А. Шилклопер: «Я написал специально новую пьесу для “Джаза на большом органе”. Я впервые написал что-то для органа и альпийского рога. Я очень волнуюсь. Мне интересно, как это примет публика»;

С. Пронь: «4 года назад с органом был создан цикл картин музыкального пространства… Сначала был Аркадий Шилклопер, потом появился я, Игорь Паращук – саксофон, Виталий Владимиров – тромбон, а затем возник проект, объединяющий всех этих людей вместе… Это настоящее творчество! Импровизация, которая звучит сегодня, она вместе с уезжающими музыкантами тоже уезжает. В следующий раз будет совершенно по-другому. В этом и есть вся прелесть. Никакой преднамеренности происходящего и выученности… нет. Музыка неподготовленная в нашей стране – не такое частое явление… Тем более, чтобы музыкант импровизировал на органе!»;

Б. Даннерляйн: «…Самое главное, что я заметила в русских людях, – это большое чувство и понимание искусства. Публика на концерте была фантастическая! Она действительно чувствует музыку… Прекрасно видеть столько людей на концертах, где звучит довольно сложная музыка, требующая подготовки»[11].

Р. Скотт: «Челябинский орган – это сокровище, которое я хотела бы забрать с собой!»[12].

Я. ван’т Хоф: «Джаз – это правда. Его невозможно заново переиграть. Джаз – это моя жизнь музыканта. Я становлюсь единым целым с инструментом. Он дает мне идеи, ключи, вдохновляет меня… Джаз – это жизнь. Джаз – это любовь. А любовь – это всё»[13].

 

IV фестиваль (в 2015 г. стал частью другого фестиваля – «Орган без границ»), 11–15.02.2015 г., Челябинск, Зал органной и камерной музыки «Родина».

Состав участников:

орган – Тимур Халиуллин(Белгород); Давид Тимм (Германия); Яспер ван'т Хоф (Голландия), Йоханнес Ландгрен (Швеция); Владимир Хомяков (Челябинск); Барбара Деннерляйн (Германия), Рода Скотт (Франция-США);

саксофон – Алексей Круглов (Москва); Райко Брокельт (Германия), Хокан Левин (Швеция);

перкуссия – Олег Юданов (Архангельск); Тома Деруине (Франция);

этно-оркестр «Alpha & Cо» под управлением Виталия Владимирова (Екатеринбург).

 

Из публикаций о IV фестивале:

«…Фестиваль стал одним из музыкальных подношений знаменательному событию в регионе — открытию зала органной и камерной музыки “Родина”»[14].

«…Перед первым концертом все, кто успел поиграть на обновленном челябинском органе, поздравили В. Хомякова и слушателей с прекрасным инструментом и залом; а всех, кто был занят строительством и переносом органа, – с профессионально сделанной работой. Хотя музыканты не скрывали, что были шокированы новостью о переезде органа в новый зал. Кстати, Т. Халиуллин накануне открытия фестиваля играл на органе всю ночь – до пяти утра – и высказал свой искренний восторг»[15].

«Этно-оркестр Виталия Владимирова “Alpha & Cо” – первая профессиональная группа Екатеринбурга, развивающая направление World music. В арсенале этно-оркестра – инструменты со всего мира: африканские калимбы, щелевые барабаны индейцев Чиригуано, поющие тибетские чаши, австралийский диджериду, ситар, русские калюка и колесная лира, словацкая футуяра и мн. др. Во время их концерта совершаются самые настоящие перемещения в пространстве, поскольку границ для такой музыки не существует»[16].

«Впервые любимый многими поклонниками органной музыки фестиваль завершился грандиозным ночным гала-концертом, объединившим всех участников “Джаза на большом органе”. Это был уникальный импровизационный вечер в ритме джаза»[17].

 

V фестиваль, 27–29.09.2017г., Челябинск, Зал органной и камерной музыки «Родина».

Состав участников:

орган – Владимир Хомяков (Челябинск); Давид Тимм (Германия), Бьерн Андор Драге (Норвегия), Томаш Гланц (Польша), Йоханнес Ландгрен (Швеция); Владимир Нестеренко (Москва);

саксофон – Райко Брокельт (Германия), Хокан Левин (Швеция);

«Уральский диксиленд» под управлением народного артиста России Игоря Бурко (Челябинск);

этно-оркестр «Alpha & Cо» под управлением Виталия Владимирова (Екатеринбург).

Из публикаций о V фестивале:

« Афиша нынешнего фестиваля получилась традиционно звездной. В Челябинск вновь приедут представители джазовой органной элиты Европы и России, владеющие искусством джазовой импровизации, а с ними – блистательные исполнители на других инструментах. Как музыкант мира, обладающий обширными контактами, …В. Хомяков с каждым знаком лично…

Имена некоторых музыкантов, указанные в афишах фестиваля, для челябинцев – абсолютно новые. К примеру, это относится к джазовому органисту В. Нестеренко из Москвы. В. Хомяков: “Это один из немногих российских музыкантов, играющих на легендарном электромеханическом органе Hammond. В последние годы он увлекся духовым органом и с удовольствием принял приглашение приехать в Челябинск”. В. Нестеренко выступит в ансамбле с джазменами из “Уральского диксиленда” под управлением народного артиста России И. Бурко. Для этого коллектива выступление на органном фестивале – дебют.

Впервые в Челябинске выступят еще два именитых органиста.

– С польским композитором и органистом Т. Гланцем я познакомился в Ганновере в 2001 г. на конкурсе “Jazz & Pipeorgan”. Он серьезно занимается джазом: защитил докторскую диссертацию по теме “ Искусство органной импровизации с элементами джаза ”. Наряду с преподаванием в собственной музыкальной школе, работает как кантор, дирижер и органист, – сообщил Хомяков.

Также художественного руководителя фестиваля радует, что в афише фестиваля есть имя норвежского музыканта Б. А. Драге.

– Во-первых, давно хотел пригласить кого-нибудь из Норвегии. Во-вторых, с именем этого музыканта я связываю надежды услышать что-нибудь отличное от мейнстрима, которого будет достаточно на фестивале. Драге – профессор кафедры органа в Арктическом университете Норвегии (г. Тромсё) и в Норд-университете в Нурланне. Он не только исполнитель, но еще специалист и исследователь в области норвежского музыкального наследия »[18].

Й. Ландгрен: «Для меня очень важно, что этот фестиваль лишен каких-либо догм, он подразумевает открытость ума ко всему новому и выражение своего „я“. Сам орган уникален, на этом органе можно играть как традиционные произведения, так и авангардные, так как можно экспериментировать. Например, с давлением в трубах, – и звук получается удивительный. Это на самом деле уникальный фестиваль, так как не существует подобных»[19].

 

Рожденный 15-летие назад на Южном Урале, «Джаз на большом органе» оказался по-настоящему жизнестойким. Все главные слагаемые фестиваля: прекрасный орган и великолепные концертные залы, в которых состоялся этот уникальный музыкальный инструмент; талантливые исполнители-импровизаторы из России и других стран; преданные и чуткие слушатели – всё в совокупности способствовало созданию в своем единстве большого праздника музыки, праздника, который не кончается. Подтверждением тому является и недавнее решение руководства Челябинской государственной филармонии (генеральный директор А. Н. Пелымский) сделать с 2017 г. международный фестиваль «Джаз на большом органе» ежегодным.

«Мне кажется, благодаря нашему фестивалю удалось внести новую краску в историю органной музыки страны»[20], – признается В. В. Хомяков. Отец-основатель прав: теперь челябинский фестиваль «Джаз на большом органе» не только одно из ключевых событий в культурной жизни региона, но и тот самый духовный огонь, на свет которого собираются прогрессивные музыканты как России, так и Запада.

 

Библиография

 

Валеев, А. «Я лентяй и не умею играть джаз»: Владимир Хомяков взял первую премию на конкурсе «Джаз на церковном органе» / Айвар Валеев // Челяб. рабочий. – 2001. – 5 окт. – С. 7.

 

Валеев, А. Роды музыки: Владимир Хомяков и Сергей Пронь устроили челябинским слушателям «американские горки» [Электронный ресурс] / Айвар Валеев // mediazavod.ru. – Режим доступа: https://mediazavod.ru/articles/daily/obshchestvo/9098/, свободный. – Дата создания: 20.11.2002. – Дата обращения: 05.05.2018.

 

Гайворонцев, Я. «Не пугайтесь!»: Хомяков и Паращук изучали физиологию публики / Я. Гайворонцев // Челяб. рабочий. – 2003. – 22 янв. – С. 3.

 

Валеев, А. Дроссель Хомякова: «Картины музыкального пространства» – повод оценить собственное богатство / Айвар Валеев // Челяб. рабочий. – 2003. – 2 апр. – С. 3.

 

Джаз на большом органе (I Международный фестиваль. 29.IX–3.Х.2004): буклет / Мин-во культуры Челяб. обл., Челяб. гос. концерт. объединение. – Челябинск, 2004.

 

Горюк, О. Бах сказал бы: «Вау!» / Олеся Горюк // Челяб. рабочий. – 2004. – 5 окт. – С. 7.

 

Горюк, О. Импровизация на большом органе: «Посвящение Челябинску» в стиле free-jazz / Олеся Горюк // Культура. – 2004. – 14–20 окт. – С. 5.

 

Риккер, Н. Jam-session с большим органом / Наталья Риккер // Автограф. Челябинск-арт. – 2005. – N 3 (25). – С. 71–76.

 

Джаз на большом органе (II Международный фестиваль. 29.IX–2.Х.2005): буклет / Мин-во культуры Челяб. обл., Челяб. гос. концерт. объединение. – Челябинск, 2005. – 18 с.

 

«Джаз на большом органе» продолжается» [Электронный ресурс] // cheltv.ru. – Режим доступа: https://www.cheltv.ru/Dzhaz-na-bolshom-organe-prodolzhaetsya/, свободный. – Дата создания: 30.09.2005. – Дата обращения: 05.05.2018.

 

Винникова, А. Классику можно смешивать с чем угодно: вчера в Челябинском органном зале состоялся концерт итальянского музыканта Марко Ло Мушо / А. Винникова // Челяб. рабочий. – 2005. – 15 сент. – С. 5.

 

Кудрявцева, В.Джаз на органе / Валерия Кудрявцева // Южноурал. панорама (Челябинск). – 2005. – 30 сент. – С. 1.

 

Винникова, А. Джазофрения на органе / Антонина Винникова // Челяб. рабочий. – 2005. – 4 окт. – С. 8.

 

Винникова, А. Орган и Эллингтон едины / Антонина Винникова // Челяб. рабочий. – 2005. – 7 окт.

 

Первый международный фестиваль «Джаз на большом органе». Jazz & Pipe Organ. Челябинск 2004. Зал камерной и органной музыки. Запись 29 нояб. – 3 дек. 2004 г. [Звукозапись] / ОГУК «Челябинское концертное объединение»; исп. Д. Тимм, У. Спанг-Хансен, Й. Ландгрен и др.; звукореж. С. Спиридонов. – Челябинск: ОГУК «Челябинское концертное объединение»; United Sound Studio, 2005. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Запись избранного из концертов I фестиваля «Джаз на большом органе».

 

Челябинское концертное объединение: отчет (2005–2006). 69-й концертный сезон: буклет / сост. Н. Петрова, Е. Стяжкина, Н. Сосновская; дизайнеры Е. Смирнова, Е. Охрименко; фот. А. Гольянов, А. Соколов, Н. Ярошенко; Челяб. концерт. объединение. – Челябинск, 2006. – 32 с.

 

Гусаров, К. И. Метаморфозы наследия: история реставрации церкви во имя Св. Князя Александра Невского и ее реконструкции под зал камерной и органной музыки в Челябинске / К. И. Гусаров; Челяб. концерт. объединение. – Челябинск: [б. и.], 2007. – 208 с.: ил.

 

Горюк, О. Компровизатор / Олеся Горюк // Челяб. рабочий. – 2008. – 27 сент. – С. 5.

 

Перетрухина, М. Редкое явление джаза на большом органе [Электронный ресурс] / Мила Перетрухина // chelmusic.ru. – Режим доступа: https://www.chelmusic.ru/articles/944.php, свободный. – Дата создания: 31.10.2008. – Дата обращения: 05.05.2018.

 

Перетрухина, М. Владимир Хомяков: джаз на органе [Электронный ресурс] / Мила Перетрухина // journal.jazz.ru. – Режим доступа: https://journal.jazz.ru/2010/04/09/homyakov50/#more-442, свободный. – Дата создания: 09.04.2010. – Дата обращения: 18.07.2018.

 

В Челябинске открылся уникальный фестиваль «Джаз на большом органе» [Электронный ресурс] // chelyabinsk-news.net. – Режим доступа https://chelyabinsk-news.net/other/2015/02/11/69965.html, свободный. – Дата создания: 11.02.2015. – Дата обращения: 05.05.2018.

 

Третьякова, А. Джаз на большом органе. Звезды европейской и отечественной музыкальной сцены выступят в Челябинске [Электронный ресурс] / Александра Третьякова // today.29ru. – Режим доступа: https://today.29ru.net/chelyabinsk/14345799/, свободный. – Дата создания: 12.02.2015. – Дата обращения: 05.05.2018.

 

Импровизациями завершился «Джаз на большом органе» в Челябинске [Электронный ресурс] // chelyabinsk.74.ru. – Режим доступа: https://chelyabinsk.74.ru/text/gorod/893539.html, свободный. – Дата создания: 16.02.2015. – Дата обращения: 05.05.2018.

 

Глыбовская, Н. Органный зал «Родина» принимал «Джаз на большом органе» [Электронный ресурс] / Надежда Глыбовская // zrg74.ru. – Режим доступа: https://zrg74.ru/obshchestvo/item/3516-organnyj-zal-rodina-prinimal-dzhaz-na-bolyshom-organe.html, свободный. – Дата создания: 17.02.2015. – Дата обращения: 05.05.2018.

 

Орган без границ/ текст: Владимир Хомяков, Александра Зенцова; пер. на англ.: Евгения Ененко. – Челябинск, 2017. – 95 с.: ил.

 

Олиферчук, В. Челябинская филармония: 80 лет строить и жить помогает [Электронный ресурс] / Виктория Олиферчук // vecherka.su. – Режим доступа: https://vecherka.su/articles/culture/129559/, свободный. – Дата создания: 25.08.2017. – Дата обращения: 05.05.2018.

 

Джаз исполнят на большом органе в Челябинске [Электронный ресурс] // bfm74.ru. – Режим доступа: https://bfm74.ru/obshchestvo/dzhaz-ispolnyat-na-bolshom-organe-v-chelyabinske-/, свободный. – Дата создания: 28.09.2017. – Дата обращения: 05.05.2018.

 

Мейнстрим и искусство импровизации [Электронный ресурс] // chelyabinsk.bezformata.ru. – Режим доступа: https://chelyabinsk.bezformata.ru/listnews/festival-dzhaz-na-bolshom-organe/60497619//, свободный. – Дата создания: 04.10.2017. – Дата обращения: 05.05.2018.

 

Валеев, А. Челябинский орган: 30 лет – уже история [Электронный ресурс] // zvu-74.ru. – Режим доступа: https://www.zvu-74.ru/articles/obschestvo/03479, свободный. – Дата создания: 15.12.2017. – Дата обращения: 30.05.2018.

 

М. В. Лукина.

 

 

Иллюстрации и фото

 

1. В. Хомяков. «Дружеский шарж на участников I фестиваля «Джаз на большом органе»: В. Хомяков (Челябинск), Б. Кёппен (Германия), Д. Тимм (Германия), М. Ло Мушо (Италия), Й. Ландгрен (Швеция), У. Спанг-Хансен (Дания), Х. Левин (Швеция)». Бумага, тушь, перо.

2. Владимир Хомяков. Фото Н. Пелымской.

3. Е. Ковалёв. Логотип фестиваля «Джаз на большом органе».

4. Последние минуты гала-концерта IV фестиваля. Челябинск, 14.02.2015 г. Фото Е. Дунаевой.


[1] Орган без границ/ текст: В. Хомяков, А. Зенцова; пер. на англ.: Е. Ененко. Челябинск, 2017. С. 77.

[2] Гусаров К. И. Метаморфозы наследия. Челябинск, 2007. С. 177–184.

[3] Валеев А. Челябинский орган: 30 лет – уже история [Электронный ресурс] // zvu-74.ru.

[4] «Бренд-Бюро».

[5] Орган без границ. С. 78.

[6] Горюк О. Импровизация на большом органе: «Посвящение Челябинску» в стиле free-jazz // Культура. 2004. 14–20 окт. С. 5.

[7] Гусаров К. И. С. 186.

[8] Гусаров К. И. С. 187–188.

[9] «Джаз на большом органе» продолжается» [Электронный ресурс] // cheltv.ru.

[10] Винникова А. Джазофрения на органе // Челяб. рабочий. 2005. 4 окт. С. 8.

[11] Перетрухина М. Редкое явление джаза на большом органе [Электронный ресурс] // chelmusic.ru.

[12] Орган без границ. С. 89.

[13] Орган без границ. С. 91.

[14] Глыбовская Н. Органный зал «Родина» принимал «Джаз на большом органе» [Электронный ресурс] // zrg74.ru.

[15] В Челябинске открылся уникальный фестиваль «Джаз на большом органе» [Электронный ресурс] // chelyabinsk-news.net.

[16] Третьякова А. Джаз на большом органе. Звезды европейской и отечественной музыкальной сцены выступят в Челябинске [Электронный ресурс] // today.29ru.

[17] Импровизациями завершился «Джаз на большом органе» в Челябинске [Электронный ресурс] // chelyabinsk.74.ru.

[18] Мейнстрим и искусство импровизации [Электронный ресурс] // chelyabinsk.bezformata.ru.

[19] Джаз исполнят на большом органе в Челябинске [Электронный ресурс] // bfm74.ru.

[20] Олиферчук В. Челябинская филармония: 80 лет строить и жить помогает [Электронный ресурс] // vecherka.su.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: