III. Резьбовые соединения




Задача 3.1

Определить диаметры болтов фланцевой муфты (Рис.3.1), передающей момент вращения М =7500 Нм.

Стальные полумуфты соединены n=6 болтами, расположенными по диаметру D =140мм.

Коэффициент трения на стыке полумуфт f =0,2. Материал болтов – сталь углеродистая качественная марки –сталь 45 ([ σ т]= 240 МПа. Расчет провести для болтов, установленных с зазором и без зазора.

Рис.3.1. Фланцевое соединение

Решение:

1. Определяем силу, приходящуюся на 1 болт

2. Определяем диаметр резьбы болтов, устанавливаемых с зазором

i= 1 (т.к. у рассматриваемой муфты один стык),

i- количество поверхностей трения.

По ГОСТ 7798-70 выбираем - Болт М20х1,5х60

Длина болта выбирается в зависимости от толщины фланцев муфты.

Определяем диаметр стержня болтов, устанавливаемых без зазора

По ГОСТ 7798-70 выбираем болт М10х60.

Задание 3.1.

Определить диаметры болтов фланцевой муфты, передающий момент М. Стальные полумуфты соединены n болтами, расположенными по диа-

метру D. Материал болтов выбрать самостоятельно.

 

Таблица 3.1

Варианты задач

Данные/ вариант                    
М,Нм      
n          
D,мм          
Данные/ вариант                    
М,Нм          
n          
D,мм          
                       

Задача 3.2

Рассчитать болт клеммового соединения (Рис.3.2),посредством которого рычаг неподвижно закрепляется на валу. Диаметр вала D =40мм, сила, действующая на рычаг Р =50кН, радиус рычага R =500мм, расстояние от оси болта до оси вала а =30мм, количество болтов в соединении k =2. Материал болта, вала –рычага - углеродистая сталь

[ σ т] =кН/мм2, коэффициент трения f =0,15.

Решение:

Требуемая сила затяжки болтов Р 3. Суммарное усилие затяжки всех болтов соединения – Р 3 · k - вызывает со стороны каждой половины ступицы силу давления на вал N. Момент сил трения между ступицей и валом должен уравновесить внешний момент, т.е. с учетом 20% запаса.

откуда

Предполагаем, что по половинке ступицы клеммы соединены с рычагом шарнирно в точке О. Суммарный момент в точке О

из уравнения находим

 

Рис. 3.2. Клеммовое соединение

 

Номинальный внутренний диаметр резьбы болта определим по формуле:

принимая для болта

Получим

По ГОСТ16093-81 подбираем болт М16, наружный диаметр 16мм, внутренний диаметр d 1 =13,835 мм с крупным шагом р =2мм и внутренним диаметром 11,835мм.

Задание 3.2

Рассчитать болт клеммового соединения (Рис.3.2) посредством которого рычаг закреплен на валу. Диаметр вала D, сила, действующая на рычаг Р, радиус рычага R и расстояние от оси болта до оси вала а заданы в табл. 3.2.

Таблица 3.2

Варианты заданий

Данные/ вариант                    
Р,кН        
R,мм          
а,мм          
D,мм          
Окончание таблицы 3.2
Данные/ вариант                    
Р,кН        
R,мм          
а,мм          
D,мм          

 

IV. Шпоночные и шлицевые соединения

Задача 4.1

Рассчитать подвижное (без нагрузки) соединение прямозубой шестерни коробки передач с валом (табл. 4.9) при данных Т =230Н·м; n = 1450мин-1, срокcлужбы t =10000час, режим нагрузкиII (таблица 4.4.), диаметр вала d =35мм, ширина венца b =20мм, материал рабочих поверхностей –сталь 40Х,ТО – улучше-ние(270НВ), средние условия смазки.

Соединение рассчитать в двух вариантах: 1- шпоночное, 2- шлицевое.

Рис. 4.1. Соединение прямозубой шестерни с валом.

Решение:

Для подвижного соединения призматической шпонкой выбираем высокую шпонку по ГОСТ 10748-79 при d =35мм находим b =10мм, h =9мм, по формуле

Для шлицевого соединения средней серии по ГОСТ 1139-80 находим z = 8мм, d =36мм, D =42мм, f =0,4мм.При этом d ср=0,5(42+36), d ср= 39мм,

h =0,5(42-36) - 2·0,4=2,2мм. Выполняем упрощенный расчет по обобщен-ному критерию, по формуле:

Существенное уменьшение длины ступицы, примерно в 2 раза, по сравнению со шпоночным.

Проверяем полученные данные расчетом по ГОСТ 21425-75.

Расчет на смятие.

Определяем по формуле

где s =1,25…1,4 – коэффициент запаса прочности: меньшие величины – для незакаленных рабочих поверхностей, большие для закаленных поверхностей, принимаем s =1,3;

K з – коэффициент неравномерности распределения нагрузки между зубьями в зависимости от параметра

для соединения зубчатого колеса с валом

K з=2,1.

где - угол зацепления;

K пр – коэффициент продольной концентрации нагрузки, K пр= K кр+ K е-1 при расположении зубчатого венца со стороны вращающегося вал момента;

если вращающийся момент приложен с другой стороны зубчатого. то венца K пр принимают равным большему из K кр и K е;

K кр – коэффициент концентрации нагрузки от закручивания вала, K кр=1,3

K е – коэффициент концентрации нагрузки от несимметричного расположения зубчатого венца относительно ступицы в зависимости отпараметров (см. K з) ,

Для соединения цилиндрического прямозубого колеса с валом

находим K е=1,5,

K п – коэффициент концентрации нагрузки от погрешностей изготовления,

K п=1 после приработки;

K д – коэффициент динамичности нагрузки, принимаем K д=1,5, учитывая что переключение передач будем производить без нагрузки.

 

Расчет на износ.

По таблице находим , по условиям K пр=1,8, K н=0,63.

- коэффициент неравномерности нагрузки – 2,2;

K пр- коэффициент продольной концентрации нагрузки, такой же как и на смятие, K пр=1,8;

K н – коэффициент нагрузки – 0,63;

K ц – коэффициент числа циклов микросдвигов в соединении за полный срок службы, т.е. суммарного числа оборотов N относительно вектора поперечной нагрузки F:

где N = 60tn = 60·10000·1450 = 8,7·108.

t – срок службы; n – частота вращения, мин-1;

K с – коэффициент условий смазки без загрязнения; K с=0,7 – смазка без загрязнения; K с=1 – средняя смазка; K с=1,4 – смазка с загрязнением;

Kо с ˗коэффициент осевой подвижности в соединении; Kо с=1– неподвижное; Kо с=1,25 – подвижное без нагрузки; Kо с=3 – подвижное под нагрузкой.По табл. 4.5, [σсм]усл =110МПа.

 

σсм = 15МПа < [σсм ]изн = 17,12МПа, т.е. условие прочности соблюдается.

 

Таблица 4.1

Варианты заданий

Вели-чина/ вариант 1,11 2,12 3,13 4,14 5,15 6,16 7,17 8,18 9,19 10,20
T, Н·м                    
n, мин-1                    
t, ч  
Режим нагрузки   I II III IV   I II III IV
d,мм                    
d w,мм                    
b,мм                    
Мате- риал 40Х
ТО улучшение, закалка
Условия смазки Средняя   Без загрязнения Средняя   Без загрязнения Средняя   Без загрязнения Средняя   Без загрязнения Средняя   Без загрязнения
 

 

V.Зубчатые передачи

Задача 5.1

Определить общее передаточное отношение и направление вращения выходного вала редуктора. Числа зубьев колес:

Z 1 =20; Z 2=20; Z 3=60; Z 4=24; Z 5=25; Z '3=16; Z '4=15

 

Решение:

Согласно формуле передаточное отношение редуктора

таким образом, направление вращения выходного вала противоположно направлению вращения ведущего.

Задача 5.2

Рассчитать цилиндрическую косозубую передачу (Рис.5.1) одно-ступенчатого редуктора, выполненного в виде отдельного агрегата, при условии, что мощность, передаваемая шестерней N ш=10квт, угловая скорость ω ш=78с-1, n ш =759 об/мин) и угловая скорость колеса ωк =39 с-1 (n к =375 об/мин).

Нагрузка передачи постоянная.

Материалом для обоих зубчатых колес принимаем сталь 35Х с закалкой и отпуском в масле. Одинаковый материал принимаем из-за небольшого передаточного отношения. Обычно при твердости более HRC 30…35 материал шестерни по своим механическим свойствам должен быть несколько лучше материала колеса.

Механические свойства стали 35Х:

Предел прочности [ σ р] =950МПа, предел текучести [ σ т]=735МПа, твердость НВ197.

1.Определяем допускаемое контактное напряжение для заданного материала и твердости по эмпирической формуле

2.Определяем передаточное число

 

Рис.5.1. Одноступенчатый редуктор

3.Определяем межосевое расстояние

В этой формуле v-коэффициент, учитывающий повышение контактной прочности колеса.

Для прямозубой передачи υ =1, для косозубой и шевронной υ =1,3…1,4

Определяем коэффициенты к к и к l. Так как действующая нагрузка постоянна, а твердость поверхности зубьев ≤НВ350, то к к=1,3 (коэффициент концентрации нагрузки) и к д =1,3 (коэффициент динамической нагрузки) – для учебных проектов.

ψ А=0,25 - коэффициент ширины зубчатых колес, поскольку передача легконагруженная.

В соответствии с ГОСТ 2185-66 принимаем А=160мм.

4. Определяем величину нормального модуля зацепления

m = А (0,01…0,02)=160(0,01…0,02)=1,6…3,2

по ГОСТ 9563-60 принимаем m=2

5.Определяем числа зубьев колес и угол наклона зубьев. Предварительно углом наклона зубьев задаемся. Примем, что β =100 и соs β =0,9848. По предварительному значению β торцовый модуль

Тогда диаметр делительной окружности шестерни будет

принимаем 106мм.

принимаем dдк=210мм.

Число зубьев шестерни будет

принимаем Zш= 53.

Число зубьев колеса будет

принимаем Zк=105.

6.Уточняем фактический угол наклона зубьев β д и торцовый модуль m S

β д=9055'

Торцовый модуль

7. Уточняем число зубьев колеса и шестерни с учетом фактического торцового модуля и определяем фактическое передаточное отношение

т.е. принятое количество зубьев уточнения не требует.

 

Фактическое передаточное отношение

Отклонение

8. Определяем ширину зуба. Поскольку мы выбрали ψ А=0,25, то

9. Проверяем зубья на изгиб.

Так как материал зубьев шестерни и колеса выбран одинаковым, то этот расчет достаточно выполнять для зубьев шестерни. Если колесо и шестерня выполняются из разных материалов (колесо из менее прочного), то расчет ведут по менее прочному колесу.

Приведенное число зубьев шестерни

По таблице коэффициент формы зуба шестерни φ ш=0,495.

Напряжение изгиба в зубьях шестерни

 

Определяем допускаемое напряжение на изгиб

 

принимаем [ n ]=2; k σ=1,8.

 

9. Определяем диаметры делительной окружности, окружностей выступов и впадин для шестерни и колеса

 

Проверяем величину межосевого расстояния

12. Определяем силы, действующие в зацеплении.

Моменты действующие в зацеплении

Окружная сила

 

Радиальная сила

Осевая сила

 

Сила давления между зубьями

Задание 5.1

В зубчатой передаче, входное звено 1 в данный момент имеет угловую скорость ω1, определить:

1)передаточное отношение между входным и выходным звеньями и его знак;

2)угловую скорость выходного звена, его направление.

Таблица 5.1

Варианты заданий

Величина Варианты
                   
№схемы                    
Z1                    
Z2                    
окончание таблицы 5.1
Z'2       -     - -    
Z3                    
Z'3     -   -         -
Z4         -          
Z'4 - -   - - - - - -  
Z5 -       - -     -  
Z6 - -   - - - - - -  
ω,c-1                    
Величина Варианты
                   
№схемы                    
Z1                    
Z2                    
Z'2   -       -     - -
Z3                    
Z'3                    
Z4                    
Z'4 - - - - - - - - - -
Z5 -     - - - - - -  
Z6 - - - - - - - - - -
ω,c-1                    

 

Схема №1

 

Схема №2

Схема №3

 

Схема №4

Схема №5

Схема №6

Схема №7

Схема №8

Схема №9

Схема №10

Задание 5.2

Рассчитать закрытую цилиндрическую прямозубую передачу одноступенчатого редуктора при условии, что мощность двигателя N, число оборотов шестерни n, передаточное отношение i. Нагрузка передачи близка к постоянной, передача нереверсивная.

 

Варианты заданий

Таблица 5.2

Величина Варианты
                   
N,кВт                    
n,об/мин                    
i     2,5 2,5 3,15 3,15     3,15 3,15
Величина Варианты
                   
N,кВт                    
n,об/мин                    
i 2,5 2,5     2,5 2,5 3,15 3,15    

VI. Ремённая передача

Задача 6.1

Рассчитать клиноременную передачу, установленную в системепривода от двигателя внутреннего сгорания к ленточному транспор­теру: Р 1 = 8кВт, n 1 = 1240 мин-1, i ≈ 3,5. Натяжение ремня периодическое, желательны малые габариты.

Рис.5 Ременная передача

Решение.

1.По графику рекомендуют сечение ремня Б.

2.По графику, учитывая условие задания по габаритам
и рекомендацию, принимаем dр1, = 160 мм и находим P0 ≈3,4кВт.

3.Рассчитываем геометрические параметры передачи

что соответствует стандартному значению. При согласовании dрдопускают отклонение i до ±4%, если нет другихуказаний в задании.

По рекомендации предварительно принимаем a '≈ 560мм. По формуле

По таблице принимаем lp = 2500 мм.

По формуле уточняем

4.Определяем мощность Р рп ередаваемую одним
ремнем. Здесь C α≈0,87, C l≈1, С i=1,14

учитывая двигатель внутреннего сгорания и ленточный транспортер (нагрузка с умеренными толчками), принимаем Сp≈ 1,2.

5.Определяем число ремней

6.Находим предварительное натяжение одного ремня при

);

A- площадь поперечного сечения ремня;

7.Сила, действующая на вал при

В статическом состоянии передачи

При n =1240мин-1

В данном примере влияние центробежных сил мало.

8.Ресурс наработки ремней при Ki = 1 и К2 = 1

Т=Тср, = 2000ч.

Задание 6.1

Рассчитать клиноременную передачу, установленную в системепривода от двигателя внутреннего сгорания к ленточному транспор­теру: Р 1, n 1, i. Натяжение ремня периодическое.

Варианты заданий

Таблица 6

Характер нагрузки Р1 n1 i Характер нагрузки Р1 n1 i
  Спокойная         Спокойная      
  Умеренные колебания         Умеренные колебания      
окончание таблицы 6
  Значительные колебания         Умеренные колебания      
  Ударная         Ударная      
  Спокойная         Спокойная      
  Умеренные колебания         Умеренные колебания      
  Значительные колебания         Значительные колебания      
  Ударная         Спокойная      
  Спокойная         Спокойная      
окончание таблицы 6
  Умеренные колебания         Значительные колебания      
  Значительные колебания         Значительные колебания      
  Ударная         Спокойная      

 

Приложение

I.Сварные соединения

Допускаемые напряжения в швах

Таблица 1.1

Вид технологического процесса сварки Допускаемые напряжения в швах  
  Растяжении [σ']р Сжатии [σ']сж Срезе [τ']
Автоматическая под флюсом ручная дуговая электродами Э42А и Э50А, контактная стыковая [σ]р   [σ]р   0.65[σ]р  
Ручная дуговая электродами Э42 и Э50, газовая сварка 0,9[σ]р   [σ]р   0.6[σ]р  
Контактная точечная и шовная - - 0.5[σ]р  

Примечание:[σ]р = σт/s -допускаемое напряжение на растяжение для материала соединяемых деталей при статических нагрузках. Для ме-таллических конструкций запас прочности s=1,4... 1,6.

Коэффициенты эффективности концентрации напряжений

Таблица 1.2

Расчетный элемент Кэф при электродуговой сварке Расчетный элемент   Кэф при электродуговой сварке
Сталь Ст3 Сталь 15ХСНА Сталь Ст3 Сталь 15ХСНА
Деталь в месте перехода к стыковому шву 1,5 1,9 Стыковые швы с полным проваром корня 1,2 1,4
окончание таблицы 1.2
ТО же к лобовому шву 2,7 3,3 Угловые лобовые швы 2,0 2,0
То же к фланговому шву 3,5 4,5 Угловые фланговые швы 3,5 4,5


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: