Проблема антропосоциогенеза




Со второй половины Х1Х века, когда стало общепризнанным, что человек - продукт биологический, центральным для всей антропологической проблематики сделался вопрос об основном отличии людей от высокоорганизованных животных и о научном объяснении этого отличия.

В большинстве современных антропологических, этнографических и социальных теорий специфичное для человека нормативно-приемлемое программирование поведения называется культурой. Ученые разных направлений сходятся в признании того, что именно культура, которая с детства осваивается человеческим индивидом, будучи заданный ему другими (взрослыми) представителями человеческого рода, играет решающую роль в определении человеческих поступков. Культура же признается исходным отличительным признаком и самого типа сообщества,

Итак, наличие культуры отличает человеческое общество от любого объединения животных особей. Однако оно еще не объясняет ни того, как общество возможно, ни того, как оно на деле возникло. Выражаясь философским языком, культура - это форма, в которой развиваются и передаются из поколения в поколение взаимосвязи человеческих индивидов, но вовсе не причина, в силу которой они образуются и воспроизводятся.

 

1. ФИЛОСОФИЯ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ, СМЕРТИ И БЕССМЕРТИИ. Осознание того, что человек живет лишь один раз и смерть неизбежна, совсей остротой выдвигает перед ним вопрос о смысле жизни. Проблема смыслажизни важна для каждого человека. Прав Ницше, утверждая, что “тот, ктоимеет зачем жить, может вынести любое как...”. Безусловно, правы многие современные философы, утверждая, что выборсмысла жизни зависит от многих факторов - объективных и субъективных. К объективным факторам следует отнести социально-экономические условия,сложившиеся в обществе, функционирующую в нем политико-правовую систему,господствующее в нем мировоззрение, сложившийся политический режим,состояние войны и мира и т.д. Значительную роль в выборе смысла жизнииграют и субъективные качества личности - воля, характер, рассудительность, практичность и т.д. В античной философии наблюдаются различные решения данного вопроса.Сократ смысл жизни видел в счастье, достижение которого связано сдобродетельной жизнью, трепетным отношением к законам, принятымгосударством, знанием нравственных понятий; Платон - в заботах о душе; В отличии от медицины философия рассматривает смерть с точки зренияосознания смысла смерти как завершающего этапа человеческой жизни. передлицом смерти человек способен понять и оценить прожитую жизнь, наметитьпрограмму новой жизни на основе принятия иных ценностных установок иготовности их осуществить. Древние египтяне рассматривали земное существование как подготовку кзагробной жизни. Древние японцы считали, что человек после смертипродолжает жить в своих потомках. Трагическое отношение к смерти характернодля таких религий как буддизм, зароастризм (Иран), иудаизм, доасизм(Китай). Религиозно-философские движения в Древней Греции (VII - VI в. дон.э.) также драматически относились к смерти. В классический периоддревнегреческой философии были предприняты попытки преодоления страхасмерти. Платон создал учение о человеке, состоящем из двух частей, -бессмертной души и смертного тела. Смерть, согласно этому учению, естьпроцесс отделения души от тела, ее освобождение из “темницы”, где онапребывает в земной жизни. Тело, по мнению Платона, в результате смертипревращается в прах и тлен. Это учение в преобразованном виде впоследствиибыло воспринято христианством. В христианстве смерть представляется как кара Адаму и Еве засовершенные ими грехи. Поэтому смерть характеризуется как недоступноеразуму таинство, как нечто бессмысленное, противоречащее духовной сущностичеловека. Именно поэтому главным мотивом христианства является вера вспасение и преодоление смерти. При рассмотрении проблемы смерти особо следует отметить роль философов-экзистенциалистов XX века: французов Сартра, Камю; немцев - Хайдеггера,Ясперса и др. Они рассматривают “жизнь как бытие к смерти”. По их мнению,проблема смерти становится для людей актуальной в критических ситуациях,“пограничных” между жизнью и смертью. В подобных ситуациях человек можетотдаться либо движению к смерти (самоубийство), либо проявить волю к жизни.Угроза смерти, по мнению философов-экзистенциалистов, заставляет людейзадуматься о смысле и содержании прожитой жизни. Перед лицом смерти человекспособен обрести понимание смысла жизни, освободившись от ложных целей иненужных мелочей. Он начинает иначе смотреть на себя и окружающий мир. Если религиозные и идеалистические учения сравнительно легкосправляются с проблемой бессмертия человека, то философы-материалисты,утверждая, что душа человека смертна и умирает вместе с телом, встают передзначительными трудностями при решении этого вопроса. Известный французский философ М.Монтень отмечал, что “бессмертиеобещают нам только Бог и религия; ни природа, ни наш разум не говорят намоб этом”. Выдающийся английский ученый и философ Б.Рассел писал: “Бог ибессмертие - эти центральные догмы христианской религии не находятподдержки в науке. Люди будут и впредь верить в бессмертие, потому что этоприятно”. Однако, проблема бессмертия в материалистической философии имеет своесобственное решение. Исходя из того, что процесс развития человечестваорганически связан с формированием мира культуры, складывающегося изматериальных и духовных ценностей, системы их производства, сохранения,распределения, а также самого человека как ее творца и творимого,бессмертие каждого может быть обеспечено на основе вклада в развитиекультуры.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: