ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ




А.Г. Асмолов считает: «Одно из важнейших познавательных универсальных учебных действий – умение решать проблемы и задачи. Усвоение общего приема решения задачи в начальной школе базируется на сформированности логических операций. Решение задачи выступает и как цель, и как средство обучения. Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей развития учащегося» [1, 68].

 

Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель обязан развивать логическое мышление учащихся. Об этом говорится в объяснительных записках к учебным программам, об этом пишут в методической литературе для учителей.

Совместно с этим, в школьной учебной практике мы видим, что большинство учителей начальных классов не всегда уделяют достаточного внимания развитию логического мышления и полагают, что все необходимые мыслительные навыки развиваются с возрастом самостоятельно. И это приводит к тому, что в начальных классах замедляется рост развития логического мышления детей и, как следствие, их интеллектуальных способностей, что не может не сказаться отрицательно на динамике их индивидуального развития в последующем.

Поэтому существует объективная необходимость поиска таких условий, которые способствовали бы наиболее эффективному развитию логического мышления у детей младшего школьного возраста, значительному повышению уровня освоения детьми учебного материла, совершенствованию современного начального образования, не увеличивая при этом учебной нагрузки на детей.

Условие– правила, установленные для той или иной области жизни, деятельности; обстановка для какой-нибудь деятельности, обстановка, в которой происходит что-нибудь.

Для развития логического мышления на уроках математики младших школьников выделяют следующие условия, способствующие целенаправленному развитию логического мышления.

Организационные условия

1. Целенаправленное и систематическое формирование у обучаемых навыков осуществления логических приемов.

2. Обеспечение преемственности между детским садом и школой.

3. Организация развивающей среды.

Психолого-педагогические условия

1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста.

2. Учет психологических закономерностей процесса усвоения знаний.

3. Реализация деятельностного и личностно-ориентированного подходов к развитию логического мышления.

Методические условия

1. Подбор специальных заданий по математике направленных на развитие логического мышления младших школьников.

2. Методические рекомендации по развитию логического мышления младших.

Педагогическими условиями развития логического мышления у детей младшего школьного возраста является, прежде всего, использование различных средств и методов.

В.А. Сухомлинский писал: “…Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний…- под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги. Открывайте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку хотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал”.

Процесс обучения предполагает целенаправленное управление мыслительной деятельностью учащихся, что приводит к продвижению учеников в их умственном развитии. Развитие происходит в деятельности, поэтому необходимо создавать ученикам условия соответствующей деятельности, нужно демонстрировать сложную картину поиска решения, всю трудность этой работы. В этом случае ученики становятся активными участниками процесса поиска решения, начинают понимать источники возникновения решения. Как результат - ими легче осваиваются причины ошибок, затруднений, оценивается найденный способ решения и ход логических мыслей, а без этого знания не могут перейти в убеждения.

Системное развитие логического мышления должно быть неотрывно от урока, каждый ученик должен принимать участие в процессе решения не только стандартных заданий, но и задач развивающего характера.

Эффективное развитие логического мышления у учащихся невозможно без использования в учебном процессе задач на сообразительность, задач-шуток, математических ребусов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для полноценного развития мышления обучающихся следует создавать такие условия, при которых обучающимся будет интересно учиться, познавать что – то новое, разбираться в различных задачах, явлениях, логически строить решение, поэтапно, самостоятельно приходить к выводу, в итоге развивая все мыслительные операции, а этому могут способствовать такие системы обучения, в основе которых лежат такие понятия как самостоятельность, вариативность, способствующие самореализации обучающихся, развитию личности.

 

ВЫВОДЫПО I ГЛАВЕ

Таким образом, теоретическое исследование проблемы развития логического мышления детей на уроках математики в начальной школе приведенное в главе I, позволило сформулировать следующие выводы:

1) Мышление – высший познавательный социально обусловленный психический процесс, заключающийся в опосредствованном и обобщенном отражении действительности в ее существенных связях и отношениях.

2) Именно урок математики в силу своей внутренней логической структуры, как учебный предмет, в первую очередь формирует у учащихся начальных классов навыки и приемы логического мышления, так как учит делать выводы, выстраивать доказательства, анализировать ситуации, обобщать и сопоставлять факты и критически мыслить.

3) Для полноценного развития мышления обучающихся следует создавать такие условия, при которых обучающимся будет интересно учиться, познавать что – то новое, разбираться в различных задачах, явлениях, логически строить решение, поэтапно, самостоятельно приходить к выводу, в итоге развивая все мыслительные операции, а этому могут способствовать такие системы обучения, в основе которых лежат такие понятия как самостоятельность, вариативность, способствующие самореализации обучающихся, развитию личности.

 

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пос. для учителя / Под ред. А.Г.Асмолова. М., 2011.

2. Богус М.Б. Развитие умственных способностей у младших школьников / М.Б. Богус. – М.- Берлин: Директ – Медиа, 2015. – 98 с.

3. Куликов А.Н. Развивающие игры и головоломки. – М.: ООО «ЮНИК инк», ИКТЦ «ЛАДА», 2006. – 256 с.

4. Маклаков А.Г. Общая Психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005. – 583 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»).

5. Математика. Развитие логического мышления. 1-4 классы: комплекс упражнений и задач / сост. Т.А.Мельникова [и др.]. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель. – 131 с.

6. Петровский А.Г., Ярошевский, М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд. Стереотип. [Текст] – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 512 С.

7. Провоторова Н.А. Межпредметные связи: формирование познавательной активности школьников / Н.А.Провоторова. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. – 272 с.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2007. – 713 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

9. Тихомиров О.К. Психология мышления: Учеб. пособие для студ.высш.учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 288 с.

10. Штейнмец А.Э. Общая психология: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений / А.Э.Штейнмец. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 288 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: