Тема № 13 – Советское государство и право в период коренной ломки общественных отношений




(1930-1941 гг.).

Предвоенные годы, начиная с конца 20-х, занимают особое место в отечественной истории. Этот период выделяется многоплановостью событий и свершений, различных как по содержанию, так и по их значимости. Все они активно влияли на развитие и формирование государства и права, поэтому их нужно знать и учитывать при изучении данной темы.

Начинать нужно с оценки общих итогов НЭП, так резко оборвавшейся в “переломном” 1929 году. Они заслуживают самой высокой оценки: закончился восстановительный период в экономике, Россия вернулась к уровню 1913 года. Из предыдущей темы мы знаем, насколько успешно развивались в период НЭПа советская федерация и право. Возникла проблема: по какому пути строительства социализма идти дальше? О содержании общей государственно-партийной дискуссии по этому вопросу вы знаете из курса истории России. Возьмите ее итог: победила концепция форсированной индустриализации и сплошной, преимущественно принудительной, коллективизации сельского хозяйства, которая потребовала изменения не только экономического, но и политического курса. Принятие этой концепции обосновывалось усложнявшейся международной обстановкой и враждебным отношением капиталистических государств к впервые нарождавшемуся социалистическому государству и обществу с их не менее агрессивным революционным правосознанием.

Крутой поворот по новому курсу привел к замене демократических методов управления экономическим развитием, характерных для НЭПа, методами внеэкономическими, по преимуществу – командно-административными, основанными на волевых решениях государственно-партийных органов.

В 30-е годы отчетливо просматривалась тенденция капиталистических государств к развязыванию второй мировой войны за территориальный передел мира и сфер влияния в колониальной системе. Этот фактор оказал особое, в том числе и негативное, воздействие на дальнейшее развитие советской государственно-правовой системы, к изучению которой мы приступаем, положив в основу следующие программные вопросы:

1. Развитие союзного государства и системы органов централизованного планового управления.

2. Тоталитарная система управления, ее признаки и последствия.

3. Основные положения Конституции СССР 1936 года.

4. Развитие права в предвоенные годы.

5. Истоки и правовые основания массовых репрессий в 30-е годы.

1. Развитие союзного государства неразрывно связано с развитием общественного устройства страны и организацией ее государственного единства. В 30-е годы Советское государство, как и прежде, развивалось на основе принципа демократического централизма, но с неуклонно нараставшим числом и влиянием органов центрального управления. Одновременно росла и численность государственного управленческого аппарата.

В систему методов управления настойчиво внедрялись детальное регулирование и контроль центральными органами местных управленческих структур, в том числе и выборных. Контроль нередко сопровождался “чисткой” государственных учреждений от оппозиционно настроенных к советской власти лиц, что было далеко не всегда достаточно обоснованным. На этой стадии шло активное сращивание государственного и партийного аппаратов, что повлекло за собой негативные последствия. Хотя официально провозглашался принцип сочетания коллегиальности и единоначалия, на практике он не получил нормативного закрепления, а потому подменялся волей одного начальника, что больше соответствовало духу командно-административной системы.

В системе государственного управления по-прежнему сохранялось сочетание отраслевого и территориального начал, но к середине 30-х гг. стало заметно все большее преобладание отраслевого принципа. Шло стремительное образование все новых и новых отраслевых органов и сохранение или разукрупнение территориальных.

Наиболее кардинальным изменениям подвергся ВСНХ СССР. В 1930 году от ВСНХ к Наркомторгу перешла пищевая промышленность, а в 1932 году к Наркомлеспрому – лесная и деревообрабатывающая промышленность. Сам ВСНХ был преобразован в Наркомат тяжелой промышленности.

Происходит разукрупнение Наркоматов путей сообщения и торговли.

Уже упоминавшийся рост численности работников государственного аппарата приводит к постепенному формированию советского чиновничества в особую социальную группу, со своими внутренними связями и специфическими интересами. Особенностью этой социальной группы являлся ее классовый состав – рабочие и крестьяне, дополнявшийся старыми специалистами-управленцами.

Рост и развитие системы органов государственного управления, а вместе с ним и численности государственного аппарата, во многом определялся непрерывными изменениями в организации государственного единства. Главным источником развития формы государственного единства явились становление новой исторической общности людей – советского народа и одновременный рост социалистических наций и народностей. Народы, ранее не имевшие своей государственности, получили возможность создать ее на основе советского права. Поэтому в 30-е годы идет количественный рост союзных и автономных республик, определяются и уточняются их границы и правовой статус. Так, например, на базе ЗСФСР возникли три самостоятельные союзные республики – Азербайджан, Армения и Грузия. Стали союзными республиками Казахстан и Киргизия. Летом 1940 года была образована Молдавская ССР, и в результате установления советской власти в Прибалтике добавились еще три союзные республики.

Еще в начале 30-х годов стал расширяться круг автономных республик (АССР): Каракалпакская АССР (1932 г.), Калмыкская (1935 г.), Удмуртская и Мордовская (1934 г.) и т. д.

Большие изменения в организационном развитии системы государственной власти и управления произошли в связи с принятием 5 декабря 1936 года второй Конституции СССР, которая упростила их структуру и правовой статус. Например, Конституция отменяла такую громоздкую систему власти и управления, как Съезды Советов на всех уровнях. По Конституции высшим органом власти СССР стал Верховный Совет, получивший те права, которые раньше имели Всесоюзные Съезды Советов и ЦИК Союза.

Верховный Совет СССР, как ЦИК, состоял из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета национальностей. Совет национальностей формировался из фиксированного числа депутатов: по 25 от каждой союзной республики, по 11 – от автономной, по 5 – от автономной области и по 1 – от национального округа.

Верховный Совет СССР стал единственным законодательным органом государства. Таким же статусом были наделены Верховные Советы союзных республик в пределах своей государственности. Верховные Советы формировались выборным путем сроком на четыре года.

Сессионный порядок организации работы Верховного Совета обусловил необходимость образования постоянно действующего органа: Президиума Верховного Совета СССР, который избирался на совместном заседании обеих палат. Состав Президиума: Председатель, его заместители по числу союзных республик, секретарь и 24 члена. Полномочия Президиума Верховного Совета, установленные Конституцией СССР 1936 года: созыв сессий Верховного Совета, разъяснение, или официальная трактовка действующих законов, отмена несоответствующих закону постановлений СНК СССР и союзных республик, издание директивно-распорядительных актов – Указов, правовая природа которых остается неопределенной до настоящего времени.

Конституция сохранила в качестве правительства Совет Народных Комиссаров СССР, но лишила его законодательных прав. По Конституции 1936 года СНК наделялся правом издавать постановления и распоряжения только на основе и во исполнение действующих законов.

СНК СССР создавался Верховным Советом в составе Председателя, его заместителей и руководителей отраслевых ведомств – Наркомов, председателей Комитетов и Комиссий.

Система органов власти союзных и автономных республик строилась по аналогии с общесоюзной, хотя и с некоторыми отступлениями, например, во всех республиках, включая многонациональную РСФСР, Верховные Советы были однопалатными.

Местными органами управления на всей территории СССР оставались Советы депутатов трудящихся, структура и правовой статус которых были существенно изменены Конституцией 1936 года. Теперь в областях, краях, районах вместо прежних Съездов Советов стали избираться просто Советы во главе с Исполкомами – исполнительно-распорядительными органами. При Советах из числа депутатов создавались постоянные Комиссии по различным направлениям их основной деятельности.

Сельские и городские Советы были наделены правовой базой для осуществления контроля и руководства всей хозяйственно-бытовой и культурной жизнью подведомственной им территории.

2. Развитие демократических форм и методов управления всегда сопряжено с преодолением определенных тенденций, заложенных в природе системы власти и управления. Не стали исключением и предвоенные годы. Напротив, надвигавшаяся угроза второй мировой войны породила и усилила тенденцию к установлению тоталитарной системы управления с ее непременным инструментом – всемерной или безмерной централизацией власти.

В Конституции СССР 1936 года было закреплено руководящее положение Коммунистической партии, ставшей монополистом в системе государственного управления. А тоталитаризм и означает такой политический режим, при котором государственная власть сосредоточивается в руках единственной политической организации (партии), которая отождествляет себя с государством. Такая политическая партия всегда и неизбежно будет стремиться установить тотальный контроль над обществом, что и сложилось в СССР на рубеже 20-30-х годов. Хотя предпосылки к этому родились еще раньше – в 1918 году, когда РКП(б) стала фактически единственной правящей партией в стране. В конце 20-х – начале 30-х гг., после разгрома всех видов оппозиции, власть единственной партии становится бесконтрольной. Партократизм стал набирать силу за счет захвата членами партии руководящих государственных должностей. Партийные чиновники тяготели к твердой и надежной власти, которая гарантировала бы им защиту должностных и социальных интересов. В таких условиях начал складываться в 30-е годы культ личности И. В. Сталина, тем более что он по своим деловым качествам вполне “тянул” на “должность” вождя.

К середине 30-х годов активные сторонники И. В. Сталина заняли все ключевые посты в государстве, что привело к сращиванию партийной и государственной политики во всех сферах внутреннего и внешнего управления.

Программа и политика партии становятся догмой, что не всегда приносило желаемые результаты, особенно в законодательной и правоохранительной деятельности. В частности, значительно была принижена роль народных судов и прокуратуры, но зато несоизмеримо были раздуты функции общесоюзного НКВД, получившего право внесудебного решения дел.

Методы партократического руководства вскоре закономерно переросли в командно-административную систему управления, пагубное влияние которой особенно проявилось при решении проблемы сплошной коллективизации.

Характерными признаками командно-административной системы являлись жесткое и повсеместное планирование и нормирование труда и производства, и не менее жесткий партийный контроль за деятельностью государственных и хозяйственных органов.

Развитие этой системы сопровождалось реконструкцией хозяйственного и управленческого аппарата: разукрупнением Наркоматов, чисткой Госаппарата и даже партийных органов и профсоюзов. Вместо функциональной системы управления экономикой устанавливалась производственно-территориальная система, при которой усиливалось влияние отраслевых центральных ведомств.

Основным итогом формирования командно-административной системы стали: сращивание государственного и партийного аппарата, установление приоритета плановых методов хозяйствования, унификация правовой системы и правоохранительной практики.

Насколько актуальна тема тоталитаризма в настоящее время? Ответить можно вполне утвердительно: да, актуальна. Потому что партийное руководство государством и в наше время во многих странах является живой реальностью. В любом капиталистическом государстве политическая партия, добившаяся положения правящей, начинает формировать государственный аппарат из своих людей, проверенных и преданных. А приход к власти другой политической партии влечет за собой неизбежные перестановки в государственных структурах власти и управления. В этих условиях важно не допустить бесконтрольности правящей партии, сохранять здоровую оппозицию, способную успешно конкурировать на уровнях государственного управления, опираясь при этом на общественное мнение и поддержку. В 30-е годы в СССР ни того, ни другого не оказалось.

3. И все-таки нельзя не отметить, что и в этих тоталитарных условиях СССР в предвоенные годы стал индустриальной страной с довольно развитым сельским хозяйством, наукой и культурой, построившей основы социалистической экономики и добившейся коренных преобразований в общественных отношениях. Все это было закреплено в принятой в декабре 1936 года Конституции, которая и была составлена с учетом произошедших социально-экономических изменений социалистического характера.

Начав работу по внесению поправок в Конституцию 1924 года в феврале 1935 года, Комиссия во главе с И. В. Сталиным к маю 1936 года разработала проект новой Конституции и представила его на всенародное обсуждение. 5 декабря 1936 года VIII Съезд Советов утвердил Конституцию СССР, которая была высоко оценена во многих странах мира.

Конституция 1936 года состояла из 13 глав и 146 статей, раскрывавших законодательное оформление избирательной системы, прав и обязанностей граждан, трудовых отношений, образования, систему власти и управления и другие важнейшие вопросы государственной жизни. В главе I “Общественное устройство”, статья первая гласила: “Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян”, то есть законодательно оформлялось новое социально-экономическое устройство страны[1]. Политической основой СССР провозглашались Советы депутатов трудящихся (ст. 2). Экономическую основу СССР составляли социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность в двух формах: государственная и колхозно-кооперативная. В ст. 11 закреплялась система плановой экономики с приоритетом государственных начал: “Хозяйственная жизнь СССР определяется и направляется государственным народно-хозяйственным планом в интересах увеличения общественного богатства, неуклонного подъема материального и культурного уровня трудящихся, укрепления независимости СССР и усиления его обороноспособности”.

Базу для такого экономического прогресса определяла ст. 6 Конституции, гласившая: “Земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, организованные государством крупные сельскохозяйственные предприятия (совхозы, машинно-тракторные станции и т. п.), а также коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах и промышленных пунктах являются государственной собственностью, то есть всенародным достоянием”.

Государственная собственность на землю, ее недра, воды, леса стала рассматриваться как общесоюзная собственность, а значит, право распоряжаться ею предоставлялось только органам Союза ССР. Одновременно признавалось право граждан на личную собственность и допускалось ведение мелкого (кустарного) единоличного хозяйства. Право личной собственности граждан на их трудовые доходы и сбережения и право наследования личной собственности граждан охранялось законом.

Конституция 1936 года (гл. 2) содержала раздел о государственном устройстве и компетенции союзных органов, к которой относила: представительство Союза в международных отношениях, заключение и ратификацию договоров с другими государствами, вопросы войны и мира, принятие в состав СССР новых республик, контроль за исполнением Конституции СССР и обеспечение соответствий Конституций союзных республик с Конституцией СССР, утверждение изменений границ между союзными республиками, организацию обороны СССР и руководство всеми вооруженными силами СССР и др. Статьи 19 и 20 (гл. 2) устанавливали приоритет общесоюзного законодательства над республиканским: “Законы СССР имеют одинаковую силу на территории всех союзных республик” (ст. 19). И “В случае расхождения закона союзной республики с законом общесоюзным действует общесоюзный закон” (ст. 20).

Конституция расширяла бюджетные права союзных органов и закрепляла переход основной массы промышленных предприятий, управляемых общесоюзными Наркоматами, в ведение Союза ССР. Такая же централизация была осуществлена в сельском хозяйстве, в управлении органами юстиции, высшим образованием, искусством и наукой.

Глава X Конституции – “Основные права и обязанности граждан” – широко декларировала социально-экономические права граждан: на труд, на отдых, на образование, обеспечение в старости, в случае болезни, потери трудоспособности (ст. 118-121). Провозглашалось равноправие граждан, независимо от пола, расы, национальности (ст. 122, 123). Конституция провозглашала свободу слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, право объединяться в общественные организации (ст. 125, 126). Принципиально новыми для этой Конституции стали провозглашенные ею личные права граждан: неприкосновенность личности и жилища (ст. 127, 128). Конституция четко определила обязанности граждан СССР: исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать и соблюдать правила социалистического общежития, беречь общественную собственность, защищать Отечество (ст. 130-133, 12).

Существенные изменения были внесены (по сравнению с Конституцией 1924 г.) в избирательную систему (гл. IX). Выборы стали всеобщими, равными, прямыми при тайном голосовании (ст. 134-140). Избирательное право предоставлялось всем гражданам СССР, достигшим 18-летнего возраста. Закреплялся “Императивный депутатский мандат”, то есть депутат обязан был отчитываться перед избирателями, и мог быть ими отозван (ст. 142).

Конституция провозглашала незыблемость принципа “социалистической законности”. Правосудие осуществлялось народными судами (ст. 102). Надзор за исполнением законов возлагался на Прокурора (ст. 113). Провозглашалась независимость суда и прокуратуры (ст. 112, 117).

Однако, как мы уже отмечали выше, на практике именно в эти годы были допущены органами НКВД, включавшего в себя и систему государственной безопасности, грубейшие нарушения законности, выразившиеся в массовых репрессиях, о чем мы будем говорить чуть ниже. Здесь же отметим, что при общей оценке Конституции СССР 1936 года следует исходить из того юридического факта, что она действовала до 1977 года. За этот период СССР не только отстоял Отечество в одной из тяжелейших войн, развязанных немецким фашизмом, но и сумел достичь в своем развитии положения сверхдержавы мира, не силой оружия, а путем развития своей экономики, науки, культуры и международного авторитета.

Грубейшие нарушения Конституции СССР в 30-е годы были официально осуждены и обществом, и властными органами государства, а виновные в этом понесли заслуженное наказание.

4. Развитие советского права в предвоенные годы, как и прежде, во многом определялось оговоренными выше изменениями в государственном строе и принятой в 1936 году Конституцией СССР. Так, например, уже в 1938 году в целях конкретизации отдельных положений Конституции был принят Закон о судоустройстве СССР. В нем провозглашалась цель правосудия: защита общественного и государственного устройства, социалистической собственности, прав граждан, государственных и общественных организаций, а также обеспечение четкого и безусловного исполнения законов (ст. 2). В Законе закреплялись демократические принципы правосудия: равная защита прав граждан (ст. 5), независимость судей, право обвиняемого на защиту, право обжалования судебных решений (ст. 15, 16).

Низшей судебной инстанцией являлся народный суд, в компетенцию которого входили гражданские и уголовные дела (ст. 21). Народные суды избирались на 3 года гражданами, постоянно проживавшими в данном районе.

Следующей инстанцией являлись краевые, областные, окружные суды, суды автономной области, а также военные трибуналы в Вооруженных силах. И эти суды образовывались на началах выборности, но уже избирались соответствующими Советами депутатов трудящихся сроком на 5 лет. К их компетенции были отнесены дела о контрреволюционных преступлениях, хищениях социалистической собственности, важных должностных и хозяйственных преступлениях, а также гражданские дела по спорам между государственными и общественными организациями.

Кроме того, они являлись кассационной инстанцией по решениям народных судов.

Высшим судебным органом союзной республики являлся Верховный Суд Союзной республики, в обязанности которого входил надзор за судебной деятельностью всех судебных органов республики.

Высшей судебной инстанцией для всех являлся Верховный Суд СССР.

Образование СССР и принятие Конституции 1936 года побуждало высшие органы власти к централизованной кодификации права. Предполагалось, например, создать на конституционных основах общесоюзные Уголовный, Гражданский и Процессуальный Кодексы. Но до начала войны успели обновить и скорректировать на основе Конституции СССР 1936 года только республиканские Конституции. Однако отдельные отрасли права были основательно обновлены и развиты, особенно после введения в действие Конституции 1936 года.

Рассмотрим их. Так, например, гражданское право, отражая изложенные в Конституции принципы, существенно меняет понятие субъектов: теперь ими являлись только организации и трудящиеся СССР. В нем, как и в Конституции, закрепляется приоритет социалистической собственности, которую граждане были обязаны беречь и укреплять. В законодательстве закреплялся принцип единства государственной собственности, то есть любой ее объект (земля, транспорт, предприятие) принадлежит государству в целом; госпредприятие или учреждение не являются собственниками материалов, машин, помещений. Они выделяются ему лишь в управление. Государство, его управленческие структуры (СНК, ЭКОСО, Наркоматы) могли передавать имущество одного предприятия другому, нередко – безвозмездно.

Субъектами колхозно-кооперативной собственности являлись колхозы, предприятия аграрного сектора народного хозяйства, промкооперации и т. п., то есть довольно многочисленные группы объединенных собственников. Поэтому имущественные отношения между кооперативами строились на взаиморасчетах. Также они строили имущественные отношения и с государством.

Конституция содержала четкий перечень объектов права личной собственности. Устанавливалось, что частные хозяйства могут быть основаны только на личном труде.

Но продолжали действовать и нормы доконституционного периода. Так, например, на взаимоотношения между предприятиями продолжало оказывать влияние принятое 30 января 1930 г. постановление ЦИК и СНК СССР “О кредитной реформе”, в соответствии с которым единственным распределителем краткосрочных кредитов становился Госбанк СССР. Предприятиям и организациям запрещалось оказывать друг другу услуги и реализовывать товары в кредит. Их обязательственные отношения строились на договорах подряда и поставки, купли-продажи, контрактов и т. п.

В качестве сторон выступали колхозы, колхозники, единоличники, промышленные объединения и организации. Крестьяне сдавали свою продукцию на согласованных условиях.

Большое значение придавалось договорным отношениям: с 1931 года все хозорганы при поставке товаров, производстве работ и оказании услуг были обязаны оформлять письменные договоры. Устанавливалось два вида договоров: генеральные и локальные. Генеральные договоры заключались между центральными органами, а на их основе заключались локальные – между конкретными хозяйственными субъектами. Но развитие экономики, особенно ее темпы, отвергли систему генеральных договоров, тормозившую прогрессивные начинания конкретных предприятий: ей на смену пришли прямые договоры на основе протокольных соглашений. Существовала практика поставки продукции без заключения договоров, заменявшаяся поставкой по нарядам. Она была введена постановлением СТО – 1935 года.

В условиях социалистической плановой экономики возросли требования к договорной дисциплине, так как от ее состояния стало зависеть выполнение народно-хозяйственных планов, утверждавшихся правительством. В 1933 году СНК издал специальное постановление по этому вопросу, которое требовало, чтобы в договорах обязательно указывались последствия их неисполнения: пеня, штраф, взыскание убытков и т. п. Закон запрещал включать в договоры пункты об освобождении сторон от исполнения обязательств в силу “… не зависящих от них обстоятельств”. Запрещалось также одностороннее изменение условий заключенного договора.

Завершение НЭП привело к серьезным изменениям в развитии договора купли-продажи. В 1932 году был принят закон, запрещающий открытие магазинов и лавок частными торговцами. Обосновывалось это необходимостью “… всячески искоренять перекупщиков и спекулянтов, пытающихся нажиться за счет рабочих и крестьян”. Работа коопераций, которые являлись основными снабженцами населения, всемерно поддерживалась, как обеспечивающая экономическую смычку между городом и деревней.

Со временем в обязательственном праве преимущественное развитие получили хозяйственные договоры, то есть договоры между государственными предприятиями, окончательно вытеснившие чисто гражданские договоры, то есть договоры между гражданами. Круг гражданско-правовых отношений сузился, гражданские правоотношения вытесняются хозяйственными, таким образом, происходит перерождение гражданского права в хозяйственное, которое в условиях рыночной экономики фактически отмирает.

Претерпели существенные изменения и нормы трудового права. Труд по принятой в 1936 году Конституции являлся не столько правом граждан, сколько их обязанностью. Часть авторов оценивают это конституционное положение, как создание системы принудительного труда в СССР, с чем вряд ли стоит соглашаться, хотя бы потому, что именно эта система уже в 30-е годы помогла ликвидировать такое социальное бедствие, как безработица. Справедливо было бы указать на принципиальное неравенство в положении городского и сельского населения: рабочие и служащие имели паспорта, для них устанавливался 8-часовой рабочий день, право на отдых в выходные дни и в период оплачиваемого отпуска, право на регулярную оплату труда. Сельское население, теперь уже преимущественно – колхозники, паспортов не имели, а, следовательно, было лишено прав свободного перемещения и свободной смены занятий. Размер оплаты труда колхозников определялся в форме трудодней, на которые не было ни стабильного начисления, ни регулярной оплаты.

Другой особенностью этого периода являлось создание системы организованного набора рабочей силы по договорам с колхозами и колхозниками. Она была востребована высокими темпами индустриализации страны и, как следствие, острым дефицитом рабочей силы. Возросшая также потребность в технических кадрах специалистов восполнялась созданием широкой сети соответствующих учебных заведений – краткосрочных курсов, профтехучилищ, техникумов и вузов. Именно в этот период зародилась и продолжала неуклонно развиваться в течение всего советского периода система подготовки рабочих кадров – ремесленные и железнодорожные училища, школы фабрично-заводского обучения (ФЗО), в которых были созданы хорошие материальные условия для обучающихся, включая бесплатное питание, форменную одежду и гарантированное трудоустройство. За это выпускники обязаны были отработать по полученной специальности определенный срок на том предприятии, куда они будут направлены после окончания учебы.

Условия труда на разных предприятиях нивелировались в зависимости от его значимости, разработки и внедрения новейших технологий, качества продукции и т. п. Поэтому были задействованы новые принципы оплаты труда: теперь заработная плата стала устанавливаться не коллективными договорами, а единым для всей страны законодательством. Но это не привело “к уравниловке”, о чем стало модно говорить в условиях рыночной экономики. Законодательство выделяло ведущие отрасли промышленности, где устанавливался для всех рабочих и служащих более высокий уровень оплаты труда. Учитывался при начислении зарплаты личный трудовой вклад рабочего или служащего, для чего была разработана система мер материального и морального поощрения. Накануне войны были приняты довольно жесткие меры по укреплению трудовой дисциплины, особенно на предприятиях оборонной промышленности: 26 июня 1940 года Указом Президиума Верховного Совета СССР был запрещен самовольный свободный переход с одной работы на другую, устанавливалась ответственность за прогулы и опоздания на работу, вплоть до уголовной. Этим же Указом вновь восстанавливался 8-часовой рабочий день и 7-дневная рабочая неделя.

Трудовое законодательство определяло меры поощрения за достижение выдающихся успехов в трудовой деятельности: с декабря 1938 года стали присваивать звание Героя Социалистического труда и награждать медалями “За трудовую доблесть” и “За трудовое отличие”.

В 30-е годы получило развитие колхозное и земельное право, основными задачами которого стало развитие и укрепление правового статуса колхозников. В феврале 1935 года состоялся второй Всесоюзный съезд колхозников, на котором был принят Примерный Устав сельскохозяйственной артели, утвержденный впоследствии СНК СССР и ЦК ВКП(б). Примерный Устав состоял из 25 статей, сведенных в 8 разделов, в которых излагались цели и задачи объединения крестьян в коллективные хозяйства, порядок объединения и примерная программа деятельности колхозов. Устав закреплял землю за сельскохозяйственной артелью в бессрочное пользование, она не подлежала купле-продаже или сдаче в аренду. Устав определял размеры приусадебного участка земли колхозника: от 1/4 до 1 га. В нем перечислялись средства производства, подлежащие обобществлению при вступлении в колхоз, а также средства производства, остававшиеся в личном пользовании колхозников.

Артель обязана была планировать ведение своего хозяйства, предусматривая устойчивое повышение урожайности колхозных полей, расширение посевных площадей, эффективное использование сельхозтехники, организацию животноводческих ферм, подготовку квалифицированных специалистов-аграрников, повышение культуры быта и т. п. Высшим органом артели объявлялось общее собрание ее членов.

8 июля 1939 года СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли Постановление “О мероприятиях по развитию животноводства в колхозах”, определившее новые условия и правила дальнейшего развития одной из основных отраслей сельского хозяйства.

Для уголовного права 30-х годов характерно усиление наказания за государственные преступления, включая преступные посягательства на социалистическую собственность, дезорганизацию работы промышленности, подрыв трудовой дисциплины и т. п.

Другой особенностью уголовного права этого периода являлось ужесточение мер наказания. В основе уголовного законодательства продолжали действовать принятые в 1924 году “Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик” и Уголовный Кодекс РСФСР 1926 года. Однако они были дополнены принципиально новыми нормами, которые далеко не всегда отвечали провозглашенным в предыдущих актах принципам уголовного законодательства.

Так, принятый 7 августа 1932 года Закон “Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и коопераций и укреплении общественной (социалистической) собственности” устанавливал минимальное наказание за хищение колхозного и кооперативного имущества – лишение свободы на 10 лет с конфискацией имущества, а максимальное – расстрел с конфискацией всего имущества.

В 1934 году появилась статья об измене Родине, предусматривавшая лишение свободы на срок 10 лет с конфискацией имущества, а для военнослужащих – высшую меру наказания с конфискацией имущества. В 1937 году за государственные преступления (шпионаж, диверсия, вредительство и т. п.) устанавливалось лишение свободы на срок до 25 лет. С 1935 года уголовная ответственность за тяжкие преступления наступала с 12-летнего возраста.

Усилены были наказания и за общеуголовные преступления. Например, за хулиганство – до 5 лет лишения свободы. Одновременно был введен ряд новых составов преступлений: аборт по немедицинским показаниям, нарушение паспортного режима, самовольный уход с работы, порча государственного имущества и др.

Введение некоторых норм в уголовное право можно было объяснить только неоправданной жестокостью. Так, например, 8 июня 1934 года было принято постановление “О дополнении Положения о преступлениях государственных (контрреволюционных) и особо опасных для Союза ССР преступлениях против порядка управления статьями об измене Родине”, которое вводило ответственность родственников преступника, включая несовершеннолетних членов семьи, не только за соучастие (знали о готовящемся преступлении, но не донесли), но даже если они не знали о преступлении.

Очевидно поэтому процессуальное право в этот период развивалось по линии упрощения судопроизводства и допускало нарушение многих статей Уголовно-процессуального Кодекса РСФСР. Только этим можно объяснить образование при НКВД СССР в 1934 году Особого Совещания и других неконституционных органов с наделением их функциями судебных инстанций. Именно их внесудебная расправа лежала в основе массовых репрессий. Хотя была и другая тенденция, которую мы изложили, анализируя Закон о судоустройстве СССР 1938 года.

6. Причинами массовых репрессий являлось игнорирование действующего уголовно-процессуального законодательства. Нормативными источниками Особого Совещания и других репрессивных структур НКВД стали постановления “О внесении изменений в действующие уголовно-процессуальные Кодексы” от 1 декабря 1934 года и “О внесении изменений в действующие уголовно-процессуальные Кодексы союзных республик” от 14 сентября 1937 года. Именно этими актами вводился упрощенный порядок судопроизводства для лиц, совершивших особо опасные преступления – террористические акты, диверсии, вредительство и т. п. Такие дела рассматривались в 10-дневный срок. Обвиняемому отводился лишь один день на ознакомление с обвинительным заключением. Кассационное обжалование таких “судебных” решений не предусматривалось, а приговоры к высшей мере наказания приводились в исполнение немедленно после отклонения ходатайства о помиловании.

Впервые репрессии приняли массовый характер при проведении сплошной коллективизации: было “раскулачено” более полутора миллионов человек.

Затем последовали крупные показательные процессы по Шахтинскому и Академическому делам и делу Промпартии (1930 г.) и Крестьянской трудовой партии (тоже 1930 г.). В качестве решающего доказательства на этих процессах рассматривалось собственное признание обвиняемого. Его, как правило, сотрудники НКВД добывали пытками и шантажом.

Убийство С. М. Кирова в 1934 году вызвало третью волну репрессий, жертвами которой теперь стали и партийные работники. 1 декабря 1934 года ЦИК СССР принял постановление об особом порядке ведения дел о террористических актах, согласно которому еще более упрощалось рассмотрение этой категории дел: судебное разбирательство проводилось без адвоката и прокурора, обжалование приговора не предусматривалось, не разрешалась и подача прошений о помиловании. Позднее таким же порядком стали рассматриваться дела о вредительстве и диверсиях. Количество таких “дел” не



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: