ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕКМАГУШЕВСКОГО РАЙОНА




Для каждого образованного человека очень важно и необходимо знание истории, особенно истории своей Родины, родного края и своего народа, который вырастил и воспитал нас до такого уровня. Мы не только перед своим народом, но и перед их историей в долгу.

Незнание историй своих предков и в целом своего народа одна лишь беда, а другая и очень важная беда отсутствие изучения и передачи ее будущим нашим поколениям.

Название любого географического объекта несет в себе определенную информацию, которую необходимо расшифровать. Как правило, название за этим местом закрепляется на долгие года. Откуда происходит название тех или иных объектов. Иногда оно происходит от названия близ лежащих природных объектов: рек, лесов, озер и гор. Иногда имя населенному пункту дается по имени наиболее уважаемого человека. Например, имя деревни Тайняш происходит от имени Тайняш Чекеев, Качкилдин Чупты - дало название деревни Чупты.

Существует несколько версий. Каждая из них имеет право на существование. По первой версии, название «Чекмагуш» досталось нам от мадьяр-венгров, которые проживали на нашей территории в 7-8 веках. Окончание аш-ыш больше относится к мадьярам. Но после прихода печенежских племен в союзе с булгарами они вытеснили основную часть мадьярского населения на запад.

По второй версии, слово «Чекмагуш» производное от слова «Чикмагуш». Слово «Чикмагуш» состоит из слов чик, т.е. «граница». Это версия М. Ахунова который считал, что река «Чекмагуш» является границей двух волостей: Дуванейской и Ельдякской.

Существует и третья версия. Известно в реке Чекмагуш очень много кремня, который в переводе будет «чакма». А сама слово Чекмагуш производное от «Чакмакуыш». Село Чекмагуш расположено у реки Чекмагуш. Там видимо были залежи этого камня, которые были необходимы для добывания огня.

Предположение о том, что название Чекмагуш пошло от этого возможно и верно. В пользу этого свидетельствует и песня, которая поется о чекмагушевцах:

Кызлар бездэ каракаштан

Егетлэр чакматаштан.

Какая из этих версий наиболее верная трудно сказать. Если верить легендам, деревня была основана в конце 17 века. По преданиям, из деревни Айбаш (Бирский район) 5 семей башкир перебрались и основали с. Чекмагуш. Это сегодняшняя улица Советская (восточная сторона). Она и по сей день называется «башкорт очы» - башкирская улица. И многие жители этой улицы гордятся этим названием.

&2. История заселения и этнический состав населения Северо – Западного региона Башкортостана.

На территории нашего района в V-VIII веках и VIII-X веках появляются новые племена «бахмутинской» и «турбаслинской» культур. Они предположительно являются предками башкир. Возможно, они были первыми поселенцами села Чекмагуш. Основным их занятием были плужное земледелие и оседлое скотоводство. «Бахмутинские» племена под влиянием пришлых «турбаслинских» племен, тюрко-говорящих, ушли на север, а оставшаяся часть ассимилировала с пришлыми. Они стали основой формирования башкирского этноса.

Еще одним важным памятником – доказательством в нашем районе является надмогильная плита, датированная 1442 – 1447 годом, найденная близ деревни Старо-Калмаш местным краеведом Г. К. Воробьевым. Этот памятник доказывает, что на нашей территории уже распространилась религия ислам и вместе с ней образование и культура. Надо отметить, что жители этих земель вели оседлый образ жизни. В отличии от кочевых башкир они никогда не жили в юртах. Являясь хозяевами огромных угодий. Они много времени тратили на добычу пушнины, бортничеству, сбору хмели, изготовлению лыка. В период Казанского ханства определяются точные границы земельных угодий и выдаются пожизненные грамоты на владение землями. Оставшиеся, свободные земли распределяются между знатными людьми государства.

Доктор исторических наук, профессор БГУ М.М. Кульшарипов пишет так: «Территория Чекмагушевского района издревле была заселена башкирами племен дуваней, кыр-елан и ельдяк. Как видно из книги профессора А.З. Асфандиярова, крупного специалиста по истории сел и деревень Башкортостана, первым поселением татар и тептярей, возникшем на башкирской вотчинной земле Еланской волости, была деревня Бикметово, организованная в 1665 году. Другие татаро-мишарские деревни, как Биккино, Баширово, Новобаширово, Кусекеево, Уйбулатово, Земеево и другие были основаны в 18-19 веках. Несколько раньше, в 17 веке, на территории Чекмагушевского района появились поселение тептярей, среди которых было много башкир, по различным причинам потерявших свое вотчинное право. Так, в 1635 году башкиры Кыр-Еланской волости припустили на свои земли тептярей, последние основали деревни Байбулатово (Айбулатово) и Митряево. Тептярами были основаны деревни Новоюмраново (1748год), Байбулатово (1673год), Староузмяшево (1746год), Резяпово(1705год), Тузлукушево (1733год) и другие. Что касается сел Чекмагушево и Таскаклы они были основаны башкирами.

Населенными пунктами башкир-вотчинников являлись деревни Аблаево, Ихсаново, Рапатово, Старокалмашево, Калмашбашево, Имянлекулево, Верхнеаташево(Бахтизино), Каразиреково, Каргалы, Кутово, Тайняшево, Балак, Малый Балак, Каран, Тамьяново, Сурметово, Каръявды, Чупты и другие.

Когда на территории села Чекмагуш появились первые мишарские поселения неизвестны. Но на основе припускной записи башкир от 1738,1739,1745 годов были приняты мишари. Так в середине 18 века село стало третьей по времени возникновения мишарским поселеньем

«В большой Советской энциклопедии мишарям дается такое определение: «Мишари, этнографическая группа татар. Сами себя называют татарами. Живут на правом и левом берегу Средней Волги, преимущественно ТАССР, а также Башкирской АССР, где были прежде известны под названием мишарянов. Говорят на одном из диалектов татарского языка. Происхождения мишарей неясно. Большинство исследователей склонны видеть в них подвергшуюся тюркизацией мишара. Культура мишарей почти не отличается от культуры остальных татар.

В 1795 году Оренбургская губерния объединила 12 уездов, в том, числе Белебеевский. Белебеевский уезд объединил около десяток волостей. Деревни сегодняшнего Чекмагушевского района относились к Дуванейской, Кыриланской, Ельдякской волостям. Село Чекмагуш относилась к Дуванейской волости. Ревизии 1834 года показывает, что село Чекмагуш относилось к 12 кантону, 14 горте, Ишаевой тюбы Дуванейской волости Белебеевского уезда Оренбургской губернии.

Чекмагушевский район относится к северо-западному региону Башкортостана. Чекмагуш является одним из благоустроенных, красивых сел этого региона. Сегодня Чекмагушевский район- один из экономический стабильных районов в республике. Основное направление сельского хозяйства- животноводческо- зерновое с развитым производством сахарной свеклы и подсолнечника. Чекмагушевцы умеют строить красивые и добротные дома. В районном центре расположен кирпичный завод мощность 12 миллион штук кирпича в год. Имеется оснощенное современной техникой акционерное общество Чекмагушевский молочный завод, которое ежегодно производит более 11 тысяч тон цельномолочной продукции. Одной из крупнейших является племптицефабрика «Чермасан», которая производит в год 5,5 миллион штук яиц, в том числе 4,8 миллион племенных и 5700 центнер мяса. Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием достигло до 500 км, из них 160 км с асфальтовым покрытием.

Все населенные пункты обслуживаются маршрутным автобусным движением завершена газифиникация района. В райцентре работают детская школа творчества, юношеская спортивная школа, центральная библиотека, краеведческий музей. На протяжении последних десяти лет район представляет собой большую строительную площадку.

С 1985 года Чекмагушевский район занимается внедрением интенсивной технологий возделывания зерновых культур. В хозяйствах района применяется научно обоснованная система земледелия. Главное в этой системе планомерная работа по улучшению породных и продуктивных качеств скота. Налаживанию племенной работы, внедрению энергосберегающей технологии.

В районе стабильно работает образовательная сеть. Все сельские школы расположены в типовых зданиях, отапливаются природным газом. Много делается по возрождению национальных традиций башкирского и татарского народов. При сельских Домах культуры действуют 2 народных ансамбля, народный хор, 2 народных фольклорных ансамбля.

Чекмагушевцы гордятся своими писателями и поэтами, отсюда начали свой творческий путь: Малих Харрис, Гилемдар Рамазанов, Вазих Исхаков, Акрам Вали, Ахнаф Байрамов, Мансаф Гилязев, Фаниль Мансуров и другие.

Район живет полнокровной, динамичной жизнью, где традиции, обычаи, культура прочно удерживает связь поколений, где живет замечательный, трудолюбивый народ- чекмагушевцы. В различных отраслях народного хозяйства, научных учреждениях трудятся 25 докторов наук, свыше 100 кандидатов наук. Гордостью чекмагушевцев являются Герои Социалистического Труда.

 

 


ЛИТЕРАТУРА

 

1. А.З. Асфандияров История сел и деревень Башкортостана. Справочник. Книга шестая. Уфа. «Китап». 1995. стр. 67-102.

2. М. Ахунов «История и тополинка сел и деревень района», районная газета «Игенче» от 23-28 декабря 1993 года.

3. И. Габдуллин «История села Чекмагуш », газета «Игенче» от 28 декабря 1993 года.

4. А. Газизов «Как строилось село Чекмагуш», газета «Игенче» от 1 апреля 1973 года.

5. М. М. Кульшарипов, журнал «Ватандаш» №4 от 2002 года

6. А. Мулюков «Про село Чекмагуш», газета «Игенче» от 11 января 2001 года.

7. М. Мурзабулатов «Северо-западный регион Башкортостана», журнал «Ватандаш», № 3 от 1999 года.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: