Эсхатологическое движение русских иудействующих в конце XIX в.




Если мысленно окинуть взглядом историю движения русских иудаизантов (по крайней мере, с того времени, когда она становится более или менее прозрачной), то можно выделить определенные вехи в той эволюции, которую претерпевала их эсхатология и мессиология. В первых десятилетиях XIX столетия эта часть верований субботников отличалась крайне слабой разработанностью, что можно объяснить недостаточной зрелостью самого движения и концентрацией внимания сектантов на предписаниях Пятикнижия. Со временем, особенно во второй половине XIX в., интерес иудействующих к образу Мессии, размышлениям о последних временах возрастает. Основой эсхатологических воззрений последователей «Моисеева закона» становятся пророческие и апокалиптические книги Ветхого Завета, которые они интерпретируют, соотнося библейские тексты с реалиями окружающей их жизни.

Эти гораздо более артикулированные представления перетекали в эсхатологические ожидания. В 60-70-х гг. XIX в. эсхатологические настроения заметны у тамбовских и воронежских иудействующих. Так, «жидовствующие» одной из воронежских общин усматривали признаки наступающего конца света в умножении людского беззакония, увеличении податей, появлении технических новшеств – железных дорог и телеграфов[1]. В 1864 г. в тамбовском селе Рассказово – крупном очаге субботничества – приходское духовенство писало: «Субботников у нас около 1000 душ и ждут они в скором времени (курсив здесь и далее мой – Т. Х.) Мессию, а для построения Иерусалимского храма собирают большие деньги». Через год сектанты Рассказова отдали собранные ими несколько сот рублей некоему еврею, объявившему себя «иерусалимским агентом»[2]. Ощущение близости пришествия «избавителя мира» и совершение конкретных действий, направленных на ускорение эсхатологических событий, демонстрировали новые тенденции в миросозерцании русских иудаизантов.

Подобные чаяния стали предвестником настоящего эсхатологического движения, возникшего среди астраханских субботников в 80-х гг. XIX в. и оказавшего кардинальное влияние на жизненный уклад и поведение его участников[3]. Этот феномен представлял собой не традиционные эсхатологические ожидания, которые не нарушают привычного функционирования того или иного социума, но относился к иному, более радикальному типу эсхатологического поведения[4]. Он хорошо описан в миссионерской печати, которая и послужила источником для данного исследования.

Мессианское движение в Астраханском крае в 80-х – начале 90-х гг. XIX в. отличалось высокой степенью напряжённости эсхатологических переживаний и носило массовый характер. Вот что вспоминал об этих событиях в 1904 г. священник М. Тифлов, бывший в 1880-х гг. епархиальным миссионером: «В восьмидесятых годах прошлого века астраханские жидовствующие, особенно жители Царёва, Пришиба и Заплавного[5], со дня на день ждали Мессию; они на базарах обсуждали это, столпившись кучами, и прямо на земле чертили «плант» Палестины и делили её, посылали в Палестину ходоков высмотреть лучшие места[6]. Нам самим приходилось наблюдать, как женщины сектантские готовились в дорогу, напекали сдобных пышек или, по местному, кокурок, сушили сухари, чтобы быть наготове, когда придёт фарсийский корабль[7] отвезти их в Палестину»[8].

В 1889 г. православные прихожане с. Заплавного в прошении, адресованном астраханскому архиерею, писали о субботниках: «Они со дня на день ждут своего царя – Мессию, который вернёт их в Иерусалим, покорит им все народы и всех сделает работниками у них»[9].

В том же году анонимный автор «Астраханских епархиальных ведомостей» рассказывал о встрече в г. Царёве с субботницей из с. Заплавного, находящейся в тяжёлом психическом состоянии (её муж был арестован): «…квартирантка хозяина, как сумасшедшая, с растрёпанными волосами вбежала в свою комнату, бросилась на диван и, разрыдавшись предварительно до истерики, с ужасами рассказала длинную-предлинную историю о близкой кончине мира». Она утверждала, что все христиане погибли безвозвратно, обманутые лже-Мессией, а «истинный-то Мессия только идёт и идёт пока невидимо, и не ныне – завтра явится вдруг настоящим царём со всем воинством, соберёт потомков Авраама и покорит врагов своих». Женщина не сомневалась, что в скором времени, после прихода Мессии, начнётся суд над христианами: «О горе вам, окаянным! <…> воссядут тогда потомки Авраама на двенадцати престолах и будут судить вас, окаянных. <…> Плохо вам будет, как начнут судить вас… Я, я первая выщиплю всю бороду этому Заплавинскому старшинишке, разорву, растопчу его…»[10]. Хозяин дома, у которого снимала квартиру субботница, был наслышан о волнениях, охвативших иудействующих Царёва: «Вот уже неделя, как во всей Кужелевке[11] идёт какой-то страшный переполох, - словно как сумасшедшие из угла в угол снуют, ждут тоже какого-то Мессию и какие-то грамотки писаные раздают»[12]. Встреченный автором статьи новообращенный последователь «Моисеева закона» рассказал о письме, полученном местными сектантами от своих единоверцев из Красноводска: «Пишут: будто Мессия уже в Палестине и творит суд… Невидимо Он будто обозревает теперь и наши страны, а не ныне – завтра открыто явится с воинством и покорит всех. – Пишут также, чтобы все были готовы к принятию Мессии, - сшили бы себе одежду одинаковую по форме, что описана в присланной книге, - и имели бы в опрятности пейсы, ногти и ермолки, а особенно хранили бы в чистоте тфилун и ни на минуту не снимали бы его с указанных талмудом мест». Красноводцы прислали также царёвским иудействующим какую-то книгу, написанную, по словам упомянутого очевидца, «не по-русски». В книге лежали маленькие записки, которые раздавались участникам сектантского собрания. Содержание их сводилось к предостережениям, «как поступать им в случае, если, когда начнётся суд, среди неверных окажутся их родственники». Этот вопрос вызвал споры среди иудействующих. По сообщению субботника-неофита, «вот уже три или четыре собрания были относительно этого, а определённого решения ещё нет. Сегодня утром было последнее собрание; старцы шумели, кричали и наконец порешили послать одного на совет в Пришиб…». Собеседник корреспондента тоже ожидал Мессию, полагая, что «при Нём будет жизнь, полная всех удовольствий», но какие-то сомнения его посещали. Всё же он решил «с терпением выжидать и в исполнении предписанного пока не ослабевать»[13]. Другой живущий «по ветхому закону» знакомый автора, с воодушевлением описывал грядущие события: «Мы ждали Мессию и вот в настоящее время Он уже в Палестине. <…> Настоящий царь; настоящий Мессия, обещанный Богом и пророками. <…> Он внезапно явится в полном вооружении… Прежде всего, сверхъестественною своею силою он покорит, низложит всех внешних врагов своих и главным образом вас – православных, т. к. вы держите нас в плену; а затем уже соберёт рассеянных потомков Авраама в их родную землю, - в городе Иерусалиме оснует своё царство, поставит там престол и объявит себя единственным всемирным царём – монархом. Тогда начнётся блаженное царство. Всюду будет мир и спокойствие… Древние и нынешние раввины и учители займут первые места в этом царстве, а мы – вторые… Мы будем господами, а вы – нашими рабами»[14].

Цитированные источники прекрасно предают атмосферу волнений, слухов, приготовлений, экстатических переживаний, связанных с предвкушением близкого прихода «освободителя». Постоянно используемые в текстах выражения – «со дня на день», «не ныне – завтра» и т.п. Местами субботнический мессианизм удивительно напоминает хорошо известные еврейские мессианские движения. Достаточно вспомнить, например, феномен саббатианства XVII в. Тогда евреи, поверившие лже-Мессии Шаббтаю Цви, ликовали, предвкушая наступление эры избавления и господства над христианами, и точно так же готовили съестные припасы, собираясь немедленно отправиться в Святую землю[15]. Важный компонент ожиданий – подготовка к приходу Мессии через соблюдение ритуальной чистоты, постоянное ношение тфиллин и даже пошив специальной одежды для встречи «всемирного царя».

Для астраханских сектантов, как следует из источников, было характерно представление о потаённом, невидимом пребывании Мессии в мире, которое должно было завершиться внезапным, открытым явлением его человечеству. Подобный взгляд встречается в различных вариациях в талмудической литературе, где утверждается, что Мессия ведёт скрытую жизнь и появится неожиданно[16]. В соответствии с той же (раввинистической) традицией, опирающейся на ветхозаветные тексты, рассматривался вопрос о личности Мессии: субботники считали его потомком царя Давида или же отождествляли с самой фигурой знаменитого библейского царя[17]. На подобные воззрения сектантов указывал М. Тифлов[18]. Писал об этом в миссионерском дневнике священник Василий Шапошников: один из его собеседников был убеждён, что вместо Мессии придёт царь Давид, который будет править народом израильским вечно. При этом он ссылался на книгу пророка Иезекииля (Иез. 37:15-28)[19]. Сам образ будущего идеального царя носил ярко выраженный политизирующий, воинственный характер.

Правление Мессии представлялось последователям «Моисеева закона» как «блаженное царство», жизнь, исполненная мира, спокойствия и «всех удовольствий». Некоторые воображали Иерусалим, построенный из драгоценных камней[20]. Полное изобилие, отсутствие трудов и забот – так, по мнению М. Тифлова, рисовали картину будущего блаженства иудействующие[21].

Акцент в эсхатологических воззрениях делался на идее политического господства «потомков Авраама», к которым причисляли себя иудаизанты, над другими народами. Последние будут рабами (или работниками) у первых. «Они (т. е. евреи – Т. Х.) займут (отнимут у других) дома, которых не строили, виноградники, которых сами не садили, а покорённые народы за честь сочтут быть рабами у них. Цари языческие будут считать себя счастливыми, когда кто из евреев возьмёт дочерей их в наложницы, а непокорные народы на ногах своих истают, т. е. будут перебиты»[22]. «Когда придёт Мессия, они сядут на плечи царей, державших их прежде в плену, и те повезут их в Иерусалим»[23]. Все эти утверждения, возмущавшие и миссионеров, и православных соседей иудействующих, не были выдуманы сектантами, но базировались на соответствующем толковании ветхозаветных текстов[24]. Выражая мысль о низложении Мессией всех врагов Израиля, субботники подчёркивали неизбежность грядущего суда над «православными» или «христианами». Именно с ними, т. е. с теми, кто их непосредственно окружал, у «жидовствующих» связывались представления о языческих царях, державших их в плену, непокорных народах и т. д. «Эсхатологический оптимизм» иудействующих отчасти базировался на ощущении близкой возможности взять реванш за многолетние преследования со стороны российского государства, с которым ассоциировались у приверженцев «ветхозаветной веры» все «православные».

В этой связи было бы интересно подробнее рассмотреть, как воспринималось российское государство субботниками в свете их мессианских представлений и ожиданий. В трудах известных миссионеров последних десятилетий XIX – начала XX вв. стало общим местом упоминание о том, что иудействующие ощущали себя пленниками в России[25]. Это вывод носит слишком обобщённый и упрощённый характер для характеристики всего сообщества «русских евреев»: известны случаи, когда сектанты проявляли вполне лояльное отношение к России и русскому царю. Однако он вполне обоснован при описании мироощущения исследуемых нами астраханских последователей «Моисеева закона». Православные жители с. Заплавного, сталкивавшиеся с субботниками в повседневной жизни, отмечали: «Они… говорят, что в России они пленники, и молятся о погибели пленившего их русского царства»[26]. В 1889 г. «жидовствующие» с. Балыклейского во время публичной беседы с миссионером объясняли невозможность исполнения всех предписаний Пятикнижия: «Мы пленники среди вас, потому не можем исполнять всего закона Моисеева, приносить жертвы и проч. Настанет время, когда всё это у нас будет, - когда придёт обещанный Мессия»[27]. Аналогичные свидетельства мы находим и в других источниках[28]. Россия ассоциировалась у субботников с антагонистами Израиля, как историческими, так и эсхатологическими: «<…> Россию называют Ассуром (слово Ассур читают обратно)[29], Вавилоном и Гогом, и всё, что пророки изрекли об этих странах и народах, прилагают к России. Сказанное о Гоге читают по венскому и русско-еврейскому изданию Библии: Гог, в земле Магог, князь Роса, Мосохо и Тоболо. Это, по мнению сектантов, значит: князь России, Москвы и Тобольска»[30]. Словом «Ассур» названа в 3-й книги Ездры, на основе которой иудействующие и конструировали, главным образом, свою мессиологию, нечестивая языческая монархия последних времен[31]. Предстающая в образе трехглавого орла, владычествующая над избранным народом, она упраздняется явлением Мессии[32]. Субботники отождествляли российское государство с Вавилоном, а также с Гогом – эсхатологическим врагом народа Божьего и самого Бога, интерпретируя соответствующим образом 38-ю главу книги пророка Иезекииля[33].

Таким образом, библейский текст напрямую соотносился с конкретной действительностью, которая окружала иудействующих, и само понятие России оказывались вписанным в их эсхатологические представления. Оно имело ярко выраженные негативные коннотации.

Конечно, «русских евреев» волновал вопрос о том, какое место они будут занимать в царстве Мессии. Субботник из г. Царёва скромно отводил своим единоверцам вторую роль после «древних и нынешних раввинов и учителей». Но другие сектанты держались противоположной точки зрения. Они считали себя вправе претендовать на «лучшее место в Палестине». Их будущая жизнь, заявляли они, будет даже счастливее жизни «природных евреев» по той причине, что последние на протяжении истории проявляли непокорность Богу, были виновны в идолопоклонстве и убийстве пророков. Всё это омрачит блаженство коренных иудеев, а субботники, чистые от вышеперечисленных грехов и добровольно принявшие Моисеев закон, будут наслаждаться безмятежным счастьем[34]. Возможно, наличие двух точек зрения по этому вопросу отражало позиции геров и субботников, отвергавших талмудическую традицию. Тезис об особенном положении последователей «Моисеева закона» в эсхатологическом царстве перекликается с концептом «Нового Израиля», характерном для самосознания части иудействующих. «Новый Израиль» - это воображаемое сакральное сообщество, противопоставляемое «природному» еврейству, или замещающее его. В соответствии с этим концептом некоторые сектанты воспринимали себя как подлинных наследников ветхозаветных иудеев[35]. Важно отметить, что эсхатологическое движение способствовало яркому проявлению данного аспекта идентичности субботников, подчеркивавших свою уникальность и особенное призвание.

С эсхатологическими чаяниями иудаизантов был связан феномен их эмиграции в Палестину. Субботник из с. Солодники Дмитрий Грачёв, состоявший писарем на военной службе в Закавказье, увидел в палестинофильском движении евреев того времени исполнение библейских пророчеств. По-видимому, он услышал или прочитал в газетах о событиях, происходивших в еврейском мире, - основании в Палестине еврейских колоний, помощи этим колониям со стороны барона Э. Ротшильда, организации «Еврейского колонизационного общества» бароном Гиршем, устройстве школ на Святой земле и т. п. Все эти сведения вдохновили его на составление своеобразного произведения, состоящего из двух частей, - воззвания и «Песни на свободу нашему народу», в котором усвоенная им информация передаётся в несколько искажённом виде[36]. Текст насыщен библейскими цитатами. Соотнеся поразившие его события с ветхозаветными пророческими текстами, автор сделал оптимистический вывод о приближающихся для «израильских сынов» «покое», «спасенье», «свободе» от плена и исполнении «надежды». Литографированные списки своего послания Грачёв стал отсылать на родину, своим единоверцам. М. Тифлов в 1892 г. отмечал, что произведения Грачёва субботники получили и получают повсеместно в Астраханской епархии, «они волнуются, собираются в Палестину и своими толками о каком-то пророке и Мессии смущают народ»[37].

Действительно, резонанс, вызванный этим письмом, оказался весьма заметным. Астраханские «жидовствующие» восприняли его как руководство к действию. Жители таких сёл, как Солодники, Светлый Яр, Большие Чапурники, получив тексты Грачёва, послали в Закавказье своего уполномоченного и собирались ехать в Палестину, надеясь на помощь барона Гирша[38]. Раввин солодниковских субботников Семен Грачёв, родной брат Д. Грачёва, от имени сектантов своего села написал письмо попечителю еврейских колоний в Палестине Э. Ротшильду в Париж. Он просил об оказании помощи в поселении своих земляков на Святой земле. Ответ на послание, оставляющий, впрочем, мало надежды для осуществления их намерений, крестьяне получили от доверенного лица барона Э. Ротшильда[39].

В своём послании Грачёв замечал: «Опытный Инженер устроил конно-железную дорогу допервой колонии от этого приморе стоящаго Г. Яффы и наводют мнение, чтобы всюду устроить такое путесообщение (Исая LVIII – 12 там же XLIX – 11, XXXV - 8)[40]. В появлении дороги субботник усмотрел исполнение ветхозаветного пророчества. С таким же вниманием сектантами были восприняты и другие достижения цивилизации того времени – строительство Суэцкого и Панамского каналов, проведение железных дорог в Европе, Азии, Африке, развитие мореходства и разнообразные технические изобретения. В этом они видели создание условий для скорого и удобного собрания избранного народа в Палестину, для встречи Мессии[41]. Всё это также свидетельствовало об остроте мессианских ожиданий, подталкивавших «русских израильтян» к религиозной эмиграции.

Со временем эсхатологический накал был ослаблен. «Однако время идёт, а Мессия не приходит, и у субботников выработалось … учение о восьмой тысяче лет, как о времени пришествия Мессии», - писал М. Тифлов. Иудействующие, чьё летоисчисление совпадало с еврейским, насчитывали шестую тысячу лет от сотворения мира. Среди них появилось мнение, что освободитель Израиля должен явиться с наступлением восьмой тысячи лет. Это учение, по наблюдениям астраханского миссионера, стало обретать всё большее число сторонников, которые озвучивали его в ходе религиозных диспутов с православными. Вероятно, таким образом сектанты желали обезопасить себя от иронии по поводу несостоявшегося конца света[42]. Новый поворот в мессианизме субботников не ослабил, однако, их желания поселиться на земле Израиля.

Хотя мы не располагаем прямыми сведениями об успешной эмиграции астраханских иудействующих в 80-х – начале 90-х гг. XIX в., исследователь А.Л. Львов полагает, что, «по крайней мере, некоторые из соратников Грачёва … добрались до Палестины и осели там»[43]. Позже, однако, переселение «жидовствующих» из разных регионов России в Палестину приобрело массовый характер. Так, в 1903 г. газета «Свет» писала об эмиграции сектантов из Тамбовской и «смежных с нею губерний»: «В Одессе находится несколько партий переселенцев - крестьян из секты «иудействующих». <…> Крестьяне-иудеи эмигрируют в Палестину, где основывают собственные земельные хозяйства, или нанимаются в батраки к колонистам-евреям. Но в последнее время наплыв туда работников сильно сократил спрос на труд, и некоторые возвращаются на родину. В канцелярию одесского городского раввина явилось двое крестьян – Моисей Вабобулин и Исай Житенев[44] с просьбой об оказании им помощи для поездки на родину. В Палестину они выехали, не желая работать на фабриках и заводах по субботним дням»[45].

А.Л. Львов, размышляя о причинах переселенческого движения «русских евреев», увидел в нём взаимодействие различных и разнородных обстоятельств. Рассматривая эмиграцию в Палестину как религиозное движение, исследователь отметил и роль социально-экономических предпосылок «крестьянского сионизма»[46]. Хорошо известно, что кризисы – политические, социально-экономические - провоцируют всплески апокалиптических чаяний. Мы же подчеркнём значение т.н. палестинофильства и сионизма российских евреев в генезисе эсхатологического движения субботников. Печальные события 80-х гг. XIX в. – еврейские погромы и ограничение прав евреев – вызвали массовый исход последних из России. Хотя основной поток эмиграции был направлен в Северную Америку, в 1880-х гг. началась и колонизация земли Израиля, связанная с палестинофильством. Сведения об этом иудействующие могли получить из газет, не говоря уже о слухах и толках, играющих столь заметную роль в крестьянских сообществах. Во всяком случае, именно этот фактор, в качестве провоцирующего для субботнической эсхатологии, обозначил М. Тифлов: «В настоящее время до сектантов дошли вести о еврейских колониях в Палестине, устраиваемых Ротшильдом и о бароне Гирше, который купил массу земли в Америке, в Аргентинской республике, для поселения там евреев, и вошёл в переговоры с русским правительством о переселении евреев на купленные им, Гиршем, земли. Субботники не отличают южной Америки от передней Азии, Аргентины от Палестины. Они слышали только, что евреи куда-то переселяются. Этого для субботников было достаточно, чтобы решить, что пришло время явления Мессии и собрания Израиля, и сектанты заволновались»[47]. И в своём воззвании Д. Грачёв акцентирует внимание адресатов на заселении евреями Святой земли, как на исполнении библейских пророчеств: «<…> всё это делается согласно изреченного Глагола Вечносущаго»[48]. Думается, что интерес сектантов к еврейскому миру, ощущение своей связи с судьбой «избранного народа», в которой происходили на тот момент столь кардинальные изменения, стали одной из существенных предпосылок эсхатологического движения и палестинофильских настроений русских субботников, вызвавших их эмиграцию. Сведения, косвенно подтверждающие это заключение, содержатся в очерке известного еврейского писателя С. А. Ан-ского. Он заявляет, что в начале XX в. палестинское движение «среди приволжских геров» было вызвано слухами о выступлении одного из вождей сионизма М. Нордау, в котором присутствовали слова «гром и молния». Это произвело сильное впечатление на сектантов, которые стали рассуждать: «Уже и гром прогремел, и молонье полохнуло, и Божий час настал, и пришёл Мессия». Мессией был признан Теодор Герцль, основоположник политического сионизма. Толки о том, что Палестина перешла к евреям, спровоцировали, по мнению писателя, отъезд в еврейские колонии нескольких десятков семейств иудействующих[49]. Эта информация свидетельствует о том, сколь чутко сектантское сообщество прислушивалось к событиям, происходившим в еврейской среде, и реагировало на них, придавая политическим процессам религиозную окраску. Тот же Ан-ский сообщает о приезде в начале XX в. некоего еврея-нефтепромышленника в кубанскую субботническую станицу с известием о палестинофильском движении. В результате иудействующие изъявили готовность «чуть не всей станицей переселиться на еврейскую территорию»[50].

Таким образом, «сионизм» иудействующих стал отчасти следствием еврейского национального движения. Однако, при всем внешнем сходстве и связи этих двух явлений, они серьезно отличались друг от друга. Еврейский сионизм был, прежде всего, социально-политическим, секулярным движением, хотя, по мнению исследователей, и «черпавшим силы из глубоких источников мессианства»[51]. А палестинофильство субботников имело ярко выраженную религиозную[52], а на первом этапе ещё и эсхатологическую окраску, хотя, конечно, оно возникло и развивалось в определённом социально-экономическом контексте – в частности, условиях малоземелья и обнищания крестьян, роста социальной напряжённости в стране[53].

Иными словами, мессианизм и переселение «жидовствующих» в Палестину следует отнести к типу народных религиозных движений. С одной стороны, в нём обнаруживается сходство с еврейскими мессианскими движениями; эсхатологические представления, настроения, поведение сектантов чрезвычайно близки традиционным иудейским. С другой стороны, можно опознать в нём образы, родственные тем, которые присутствовали в русских крестьянских утопических легендах. Во-первых, это образ царя-избавителя, иногда даже приобретающий эсхатологическое содержание[54]. Часто это скрытый (скрывающийся) властитель, который должен внезапно явиться, когда придёт время[55]. Здесь возможна контаминация иудейских мессианских воззрений и крестьянских. Во-вторых, это представления об идеальном царстве, «праведной земле» - таинственной Беловодии, граде Китеже, неведомой блаженной стране - которые приводили к «поискам в пространстве», порой вызывая массовые миграции крестьян[56]. «Жидовствующим», как носителям крестьянского сознания, и раньше не были чужды мечты о переселении в мифическую страну: так, например, субботники одного из астраханских сёл в середине XIX в. толковали о некоей «Белорапии» или «Белой Арапии», где им будет предоставлена полная свобода[57]. Кроме того, мессианские переживания иудействующих можно сопоставить с хилиастическими ожиданиями, известными в истории русского старообрядчества и сектантства, также порождающими переселенческие движения[58].

Аннотация

Статья посвящена исследованию эсхатологического движения, охватившего русских иудействующих Астраханской губернии в 80-90-х гг. XIX в. Оно было спровоцировано феноменом сионизма и тесно связанной с ним массовой колонизацией земли Израиля. Чаяния близкого «избавления» вызвали эмиграцию субботников в Палестину, в которую вовлекались впоследствии и сектанты из других губерний империи. Исследуемый феномен напоминает, с одной стороны, еврейские мессианские движения, с другой – оказывается типологически близким русским народным религиозным движениям.

Summary

The article covers the research of the eschatological movement engulfing the Russian Judaizers of the Astrakhan region during the 1880-ies and 1890-ies. It received a boost from the phenomenon of Zionism and the resulting mass colonization of the land of Israel. Looking forward to the upcoming ‘deliverance’ caused emigration of subbotniks to Palestine later joined by various sect members from other regions of the empire. The phenomenon we are looking at reminds of the Jewish messianic movements on the one hand. On the other hand it turns out to be typologically related to the Russian popular religious movements.

 


[1] Майнов В. Странная секта // Сборник "Неделя". Русские общественные вопросы. СПб., 1872. С. 250.

[2] Об этом пишет, ссылаясь на архивное дело Тамбовской духовной консистории, известный краевед И. И. Дубасов.- См.: Дубасов И. И. Очерки из истории Тамбовского края. Вып. 1. М., 1883. С. 249.

[3] Это движение исследовал А. Л. Львов. – См.: Львов А. Л. Сион и Беловодье: эмиграция иудействующих в Палестину в конце XIX - начале XX в. // Львов А.Л. Соха и Пятикнижие. Русские иудействующие как текстуальное сообщество. СПб., 2011. С. 192-214.

[4] О двух традиционных типах эсхатологического поведения см.: Панченко А. А. Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект. М., 2002. С. 354.

[5] Пришиб и Заплавное – села в Астраханской губернии, в которых проживали крупные общины иудействующих.

[6] О поездках ходоков в Палестину М. Тифлов писал и раньше. – См.: Тифлов М., священник. Современное движение между субботниками // Астраханские епархиальные ведомости. 1892. № 21. С. 651.

[7] Ср.: «Так, Меня ждут острова и впереди их – корабли Фарсийские, чтобы перевезти сынов твоих издалека…» (Ис. 60:9).

[8] Тифлов М., священник. Из записок и дневников. О переселении сектантов жидовствующих в Палестину // Миссионерское обозрение. 1904. № 5. С. 534.

[9] Отчёт Астраханского Кирилло-Мефодиевского общества за 1888 г. // Астраханские епархиальные ведомости. 1889. № 23. С. 194.

[10] По закоулкам г. Царёва. Астраханские епархиальные ведомости. 1889. №3. С. 123, 124.

[11] По-видимому, район г. Царёва.

[12] По закоулкам г. Царёва. С. 125.

[13] Там же. С. 126-129.

[14] Там же. С. 135-136.

[15] См.: Кандель Ф. Очерки времён и событий. Ч. 1. Иерусалим. 1988. С. 121.

[16] Еврейская энциклопедия. В 16-ти т. СПб., 1908-1913. Т. 6. С. 909.

[17] Для талмудической литературы характерно представление о Мессии как потомке Давида, либо самом Давиде. – См.: Еврейская энциклопедия. Т. 6. С. 909.

[18] Тифлов М. Современное движение между субботниками // Астраханские епархиальные ведомости. 1892. № 21. С. 651.

[19] Отчёт Астраханского Кирилло-Мефодиевского общества за 1888 г. // Астраханские епархиальные ведомости. 1889. № 20. С. 121.

[20] См.: Отчёт Астраханского Кирилло-Мефодиевского общества за 1888 г. // Астраханские епархиальные ведомости. 1889. № 23. С. 116. Интересно, что построенный из драгоценных камней Иерусалим, как образ грядущего Царства Божия, упоминается в Апокалипсисе (Откр. 21:18-21). Ср. с Ис. 54:11-12.

[21] Тифлов М. Современное движение… С. 651.

[22] Там же.

[23] Это цитата из письма православных жителей с. Заплавного правящему архиерею, в котором они с возмущением писали о взглядах своих соседей-субботников. – См.: Отчёт Астраханского Кирилло-Мефодиевского общества за 1888 г. // Астраханские епархиальные ведомости. 1889. № 23. С. 194.

[24] Ср. эти заявления субботников с ветхозаветными текстами: Втор. 6:10-11; Зах. 14:12; Ис. 49:22-23; 60:10, 12, 14, 16.

[25] См.: Скворцов В. Существенные признаки и степень вредности русских сект // Миссионерское обозрение. 1896. Январь. С. 7; Айвазов И. Распределение сект по различиям // Миссионерское обозрение. 1906. № 6. С. 842; Об этом говорилось на миссионерском съезде 1897 г. – См.: Молоствова Е.В. «Иудействующие» в русском сектантстве // Пережитое (сборник, посвященный общественной и культурной истории евреев в России). Т.3. СПб., 1911. С. 250.

[26] Цитата из просьбы прихожан с. Заплавного астраханскому архиерею за подписью 32-х лиц. – См.: Отчёт Астраханского Кирилло-Мефодиевского общества за 1888 г. // Астраханские епархиальные ведомости. 1889. № 23. С. 193.

[27] Цитата из миссионерского дневника о. Василия Шапошникова. - См.: Отчёт Астраханского Кирилло-Мефодиевского общества за 1888 г. // Астраханские епархиальные ведомости. 1889. № 21. С. 133.

[28] См.: Русанов М., священник. К истории сектантства в Астраханской епархии. Михайловские субботники // Астраханские епархиальные ведомости. 1903. № 13. С. 662-663; Тифлов М. Современное движение…С. 651. По словам М. Тифлова, астраханские сектанты считали себя пленниками у «язычников» и связывали окончание плена с приходом «избавителя» и переселением в Палестину.

[29] Понятием Ассур - Русса для обозначения враждебной им государственной власти оперировали не только субботники, но и молокане. – См. Исторические сведения о молоканской секте. С. 304.

[30] Тифлов М. Из записок и дневников. С. 531.

[31] «Горе тебе, Ассур, скрывающий у себя нечестивых! Род лукавый! Вспомни, что Я сделал Содому и Гоморре» (3 Езд. 2:8).

[32] 3 Езд. 11:1–13, 14:1-34..

[33] 38-я глава книги Иезекииля открывается словами: «И было ко мне слово Господне: сын человеческий! обрати лице твое к Гогу в земле Магог, князю Роша, Мешеха и Фувала…» (Иез. 38:1-2). Древнееврейский текст Библии употребляет в соответствующем месте слово «рош», скорее всего, в значении «главный». В Септуагинте и славянской Библии это слово звучит как «Рос» и обозначает имя собственное. Синодальный перевод использует имя «Рош», сохраняя при этом то значение, которое придали ему греческие переводчики. Ассоциация России с библейским «рос/рош имеет древнюю традицию. С жителями Руси сопоставляли «князя Роша» византийцы, а впоследствии - европейцы, ориентируясь на созвучие двух имён. - См.: Аверинцев С. С. София-Логос. Словарь. Киев, 2001. С. 65; Петрухин В. Крещение Руси: от язычества к христианству. М., 2006. С. 39-40.

[34] См.: Тифлов М. Современное движение… С. 651; Он же. Из записок и дневников. С. 533.

[35] См.: Майнов В. Указ. соч. С. 240-241; Костомаров Н. И. Воспоминание о молоканах // Отечественные записки. СПб., 1869. № 3. С. 59.

[36] Текст этих произведений был опубликован в статьях М. Тифлова. См.: Тифлов М. Современное движение … С. 653-655; Он же. Из записок и дневников. С. 535-536. Д. Грачев, например, явно путает Э. Ротшильда с Гиршем, называя при этом последнего бароном Гершоном.

[37] Тифлов М. Современное движение… С. 650.

[38] Там же. С. 653.

[39] Об этом писал М. Тифлов, опубликовавший ответ солодниковским сектантам из Парижа. – См.: Тифлов М. Из записок и дневников. С. 537.

[40] Тифлов М. Современное движение… С. 654. Орфография документа у М. Тифлова сохранена.

[41] Он же. Из записок и дневников. С. 531.

[42] Он же. Современное движение… С. 651-652.

[43] Львов А. Л. Сион и Беловодье: эмиграция иудействующих в Палестину в конце XIX - начале XX в. // Львов А.Л. Соха и Пятикнижие. Русские иудействующие как текстуальное сообщество. СПб., 2011. С. 203

[44] Возможно, с родственником И. Житенева – Я. И. Житеневым, которому исполнился 81 год, беседовал в 1959 г. во время экспедиции в Тамбовскую область А. И. Клибанов. – См.: Клибанов А. И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М., 1973. С. 179-180.

[45] Свет. 1903. № 309. С. 4.

[46] Львов А. Л. Указ. соч. С. 211-213.

[47] Тифлов М. Современное движение…С. 652.

[48] Там же. С. 654.

[49] Ан-ский С. А. Среди иудействующих. Из путевых заметок // Ан-ский С. А. Собрание сочинений. Т. 3. Разрушители ограды. СПб., 1912. С. 281-282.

[50] Там же. С. 281.

[51] Кац Я. Еврейское национальное движение // Социальная жизнь и социальные ценности еврейского народа. Ам Овед и Библиотека Алия. 1977. С. 414-420.

[52] Заметим, что эмигранты М. Вабобулин и И. Житенев объясняли свой отъезд нежеланием нарушать религиозный запрет на работу в субботний день.

[53] Львов А.Л. Указ. соч. С. 211-212.

[54] См.: Чистов К. В. Русские народные социально-утопические легенды XVII – XIX вв. М., 1967. С. 89-124. Любопытно описание автором эсхатологической легенды, распространившейся в конце XVIII в. в старообрядческих поселениях на Дону и повествующей о приходе Михаила – царя, который истребит всех неверных. Её появление было связано с осмыслением ветхозаветных пророчеств, содержащихся в книге пророка Даниила и 3-ей книге Ездры.

[55] См. об этом: Саркисянц М. Россия и мессианизм. СПб., 2005. С. 45-51.

[56] См.: Чистов К. В. Указ. соч. С. 237-326; Саркисянц М. Указ. соч. С. 52-55, 68.

[57] Русанов М. Указ. соч. С. 659. «Белая Арапия» - устойчивое выражение в русском фольклоре, обозначающее далекую страну, где живут «белые арапы». – См. об этом: Чернышев В.И. Темные слова в русском языке. URL https://www.philology.ru/linguistics2/chernyshev-70.htm

[58] См.: Саркисянц М. Указ. соч. С. 69-73; Ивановский Н. Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола. Ч. 1. История раскола. Казань, 1913. С. 189-190. Речь, прежде всего, идёт о хилиастических верованиях и движениях странников (бегунов), спасовцев и молокан. Особенно интересны в этом отношении сведения об ожидании молоканами в 30-х гг. XIX в. тысячелетнего царства Христа, которое привело к массовому переселению молокан из разных губерний за Кавказ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: