ГОсударственный медицинский университет г.семей
Кафедра интернатуры по терапии
Силлабус
Модуль
Дисциплина: Диагностика и терапия экстрагенитальной патологии
Специальность: Общая медицина
Объем учебных часов/кредитов*: 3
Курс и семестр изучения: 6 курс, 11-12 семестр
Семей 2017
Силлабус дисциплины составлен кафедрой интернатуры по терапии
Автор(ы): д.м.н., профессор Каражанова Л.К., ассистент Абылхаирова А.К.
Обсужден на заседании кафедры от «__28__» ___08___2017г.
Протокол №__1__
Зав.кафедрой интернатуры по терапии
Д.м.н., профессор Каражанова Л.К.
Обсужден на заседании КОП специальности __________________
от «____» _________201__г. Протокол № ____
Председатель _________________ (Ф.И.О., подпись)
Утвержден Учебно-Методическим Советом
от «____» _________201__г. Протокол № ____
Председатель _______________ (Ф.И.О., подпись)
1. Сведения о преподавателях:
№ | ФИО | Должность, ученая степень, ученое звание, | Научные интересы и достижения/категория |
Каражанова Л.К. | Зав.кафедрой, д.м.н., профессор | Под руководством Л.К. Каражановой подготовлены 39 кандидатов наук. В настоящее время выполняются 3 докторские, выполнены 4 докторские, 3 магистрские диссертации. Л.К. Каражанова с 1997-2003 годы работала проректором по научной работе. Автор более 680 научных трудов (за последние 5 лет 230), в том числе 9 монографии, 25 методических пособии. Вклад Каражановой Л.К. в отечественную науку и здравоохранение высоко оценен государством: в 1986 году награждена юбилейной медалью им. С.П.Боткина, в 2000 году награждена значком отличника здравоохранения РК, в 2001г. деятельность Людмилы Кусаиновны отмечена благодарственным письмом Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева. Последние 5 лет Людмила Кусаиновна занимает призовые места в конкурсе «Ученый года» среди профессорско-преподавательского состава СГМА. В 2004 году, за весомый вклад в науку РК она удостоена государственной научной стипендии. В 2006г. по результатам конкурса МОН РК Каражанова Л.К. удостоена гранта «Лучший преподаватель Вуза РК». Профессор Л.К. Каражанова, будучи автором 31 патентов РК, стала победителем Республиканского конкурса «Шапагат -2007» в области изобретательской деятельности. Л.К. Каражанова высококвалифицированный врач терапевт с 1996 г. возглавляет Ассоциацию врачей терапевтов г. Семей, уделяет много внимания повышению профессиональных знаний врачей терапевтов в регионе. Под ее руководством в г. Семипалатинске функционирует «Астма школа» и «Школа артериальной гипертонии». Имеет высшую категорию. | |
Дюсупова Б.Б. | к.м.н., доцент | Отв. за лечебную работу, консультант пульмонологического отделения. Автор 60 научных трудов, 3 изобретений и 2 методических пособий. За период работы в академии награждена грамотами Министра здравоохранения и акима области. Имеет высшую категорию. | |
Жумагалиева А.Н. | доктор PhD | Отв. за «Школу клиницистов». Лечебная работа в гематологическом отделении. Опубликовано более 21 научных трудов, имеет 2 изобретения, 1 рац. предложений, 2 учебных пособий. Имеет высшую категорию. | |
Аймагамбетова А.О. | доктор PhD | Лечебная работа в кардиологическом отделении. Опубликовано более 20 научных трудов, имеет 2 изобретения, 1 рац. предложение. Имеет высшую категорию. |
Контактная информация: Клинической базой кафедры является БСМП с общим коечным фондом в 300 коек. Клиническая база по количеству коек и профильности отделений вполне отвечает целям и задачам подготовки медицинских кадров. База располагает 2 отделениями интенсивной терапии, палатами наблюдения, пульмонологическим, гематологическим, 2 кардиологическими отделениями, имеется хирургический корпус. Также клиническими базами являются МЦ ГМУ, УПЦ (отделение нефрология находится в УПЦ, ревматология – в ревматологическом отделении МЦ ГМУ г.Семей).
На базе БСМП функционируют «Школа астмы» и «Школа ИБС» под руководством д.м.н., профессора Л.К. Каражановой, а также научно-студенческий кружок «Школа клинициста».
Адрес клинической базы: ул.Мичурина 140а, БСМП, 1 этаж, кафедра интернатуры по терапии.
Эл.адрес: bsmp_intern.bk@mail.ru
2. Политика дисциплины:
Политика дисциплины – это общие требования кафедры, предъявляемые к обучающемуся в процессе изучения данной дисциплины, направленные на наиболее полное освоение обучающимися бакалавриата учебного материала и плодотворное сотрудничество преподавателей и обучающихся.
Обучающийся обязан:
• В полном объеме овладевать компетенциями - знаниями, умениями, практическими навыками.
• С первого курса накапливать «Портфолио» в электронном варианте для достижения компетенций по выбранной образовательной траектории.
• Уважительно и корректно относиться к преподавателям, сотрудникам и обучающимся.
• Строго соблюдать Кодекс Корпоративной этики ГМУ г Семей, в том числе пункт «Требования к внешнему виду».
• Соблюдать правила внутреннего распорядка университета.
• Соблюдать правила противопожарной безопасности.
• Быть дисциплинированными и опрятными, вести себя достойно в Университете, больницах, соблюдать тишину и порядок на занятиях, в холлах и коридорах.
• Вход обучающихся в аудиторию и выход из аудитории после начала занятий (фактического начала занятий преподавателем) допускается только с разрешения преподавателя.
• Для полного освоения учебной программы по дисциплине посещение практических (лабораторных, семинарских) занятий является обязательным. На клинических кафедрах обязательно посещать обходы профессора или доцента, врачебные консилиумы. Посещение лекций с 4 курса - свободное. Видеолекции размещать на образовательном портале АСУ «Сириус», включать вопросы лекций в вопросы рубежного контроля и экзаменов.
• Соблюдать требования кафедры к посещению СРОП (самостоятельная работа обучающихся под руководством преподавателя).
• Присутствовать на практических, лабораторных и семинарских занятиях, экзаменах в медицинской форме
• Иметь санитарные книжки на клинических кафедрах с допуском от СЭС.
• Бережно относиться к имуществу кафедры, не сорить, не писать на столах, при порче имущества обучающиеся обязаны возместить причиненный ущерб.
• Запрещается носить обувь на шпильке.
• Активно участвовать в жизни кафедры (работа в кружке СНО, мероприятиях кафедры и т.д.).
• Принимать участие в работе научно-практических, патологоанатомических конференций и ассоциаций по специальности.
• Отключать мобильные телефоны во время лекций, занятий.
• Запрещается брать на экзамены сотовые телефоны, i-Pad, другие средства информационного сервиса. В случае пользования обучающимся в качестве подсказки сотового телефона, i-Pad, шпаргалок и др.:
- при устной форме экзамена или дифференцированном зачете ответ аннулируется с последующим составлением акта удаления с экзамена; исключается возможность повторного выбора билета, выставляется оценка «0».
- при тестовой форме экзамена - тестирование завершается на основании акта удаления, ответ аннулируется полностью, выставляется оценка «0».
- при интегрированной сдаче тестов по дисциплинам, где обнаружена шпаргалка, тест завершается, по данной дисциплине выставляется оценка «0», а неначавшиеся тесты по другим дисциплинам продолжаются.
• Запрещается подача на апелляцию при использовании шпаргалок и сотовых телефонов, i-Pad и других средств информационного сервиса.
• В случае пропуска занятий обучающимися по уважительной причине (нахождение на стационарном лечении, возникновение событий чрезвычайного характера: стихийные бедствия, аварии; и другие), староста группы или куратор обязаны в течение суток информировать кафедру и деканат о происшедшем любым способом (по телефону и прочее) с предоставлением в трехдневный срок документов, подтверждающих это обстоятельство. Оправдательными документами являются: справка с места регистрации (студенческая поликлиника – для бакалавриата, СВА, ПСТ), номер которой совпадает с номером в журнале выдачи справок поликлиники, свидетельство о смерти близких, донорская справка, свидетельство о бракосочетании, свидетельство о рождении ребенка. При отсутствии подтверждающих документов причина считается неуважительной. В случае предоставления фальшивых справок допуск не выдается и по отношению к обучающемуся будут приняты административные меры в соответствии с Правилами внутреннего распорядка.
• Для иностранных студентов, при позднем прибытии из страны проживания к началу учебного года, занятия, пропущенные по причине задержки оформления виз и документов, отрабатываются как по уважительной причине в течение одного месяца со дня выхода на занятия.
• В случае пропуска занятий по уважительной и неуважительной причине обучающийся обязан получить допуск из деканата в течение 7 дней со дня выхода на занятия.
• Допуски из деканата хранятся в журналах учебных групп.
• Отработки на кафедрах должны проводиться в соответствии с Положением о проведении отработок во внеурочное время, допускается в будничные дни (при этом на теоретической кафедре дежурный преподаватель должен находиться до 18.00).
• Обучающийся обязан отработать пропущенные занятия по уважительной причине в течение одного месяца со дня выхода на занятия.
• Пропущенные занятия по неуважительной причине обучающийся в течение 2 недель со дня выхода на занятия проходит как дополнительный вид обучения (ДВО) на платной основе с составлением договора на оказание ДВО.
• В случае пропуска лекций независимо от причины обучающийся должен иметь конспект лекционного материала и показать его лектору, отработать пропущенную лекцию. Лекции отрабатываются бесплатно, согласно графику отработок кафедры с обязательной регистрацией в журнале отработок и подачей сведений по наличию и отработке пропущенных лекций в деканат. Допуск с деканата для отработки лекции не требуется.
• В случае наличия двух и более неотработанных лекций ОРД по дисциплине не выставляется в зачетную книжку и обучающийся не допускается к экзамену по данной дисциплине.
• Пропуски лекций, связанные с прохождением обучающимся военной кафедры, отрабатываются по индивидуальному графику.
• Кафедре вместе с допуском предоставляется ксерокопия подтверждающего документа. Обучающийся может одномоментно отработать 2 занятия, пропущенных по уважительной причине.
• При отработке пропущенного занятия «нб» в бумажном журнале округляется и полученная оценка вносится в бумажный и электронный журнал. Заявки для проставления оценки в электронный журнал осуществляется в течении суток после отработок. Прием отработок пропущеных занятий и лекции прекращается за 3 дня до сессии.
• Если обучающийся пропустил рубежный контроль по уважительной причине и не отработал в установленный срок, то вместо «нб» в журнале выставляется «0» и его рейтинг автоматически снижается. Рубежный контроль по неуважительной причине не отрабатывается.
• В случае не отработанных двух и более занятий в установленный срок обучающийся считается неаттестованным.
• Персональную ответственность за своевременную подачу сведений об аттестации обучающихся несет заведующий кафедрой.
• Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится по каждой теме учебной дисциплины.
• Преподаватель обязан оглашать оценки ежедневно и предоставлять учебный журнал старостам групп для дубликата, выставлять день в день оценки в электронный журнал.
• Не допускается ведение одним преподавателем учебной дисциплины. Завуч обязан ротировать ППС с учетом занимаемых ставок.
• На последнем занятии подсчитывается оценка рейтинга допуска (ОРД) по дисциплине. Ведущим преподавателем ОРД проставляется в зачетную книжку.
• Неудовлетворительные оценки, полученные на текущих занятиях и рубежном контроле, не отрабатываются. При наличии неудовлетворительных оценок обучающийся получает низкую ОРД, которая в свою очередь влияет на допуск к экзаменам.
• Обучающийся, пропустивший по неуважительной причине 50% и более от общего объема часов аудиторных занятий дисциплины (лекций, практических) не допускается к промежуточной аттестации (экзамену/диф.зачету) по дисциплине и обязан пройти летний (платный) семестр
• При прохождении летнего (платного) семестра обучающийся, имеющий пропуски по уважительной причине (по состоянию здоровья), а также пропуски по неуважительной причине и не сдавший экзамен по дисциплине, но набравший GPA, переводится с курса на курс с академической задолженностью. Срок ликвидации академической задолженности – один академический период.
• Кафедра должна определить метод оценки каждого практического навыка (ОСКЭ, ОСПЭ, мини-клинический экзамен, у постели больного и др.). Оценка за практические навыки может быть текущей, в виде рубежного контроля, экзаменационной (промежуточная аттестация). Экзаменационная оценка может складываться из оценок, которые обучающиеся будут получать в период прохождения дисциплины; в этом случае кафедра обязана прописать перечень практических навыков, выносимых на экзамен, с указанием периода сдачи каждого навыка, метода его оценки, удельного веса. Полученная итоговая оценка за практические навыки выставляется в период сессии в экзаменационную ведомость.
• В зачетной книжке ОРД проставляется на правой стороне. Оценки дифференцированного зачета и за учебно-производственную практику влияют на назначение стипендии.
• При условии выполнения учебной программы по всем дисциплинам семестра сдачи всех зачетов/получения ОРД, предусмотренных учебным планом данного семестра, обучающиеся допускаются к промежуточной и итоговой аттестации. Допуск к экзаменационной сессии оформляется распоряжением декана факультета за 3 дня до сессии, при этом в зачетной книжке обучающегося ставится штамп «допущен к сессии», без которого обучающийся не имеет права зайти на экзамен.
• После окончания семестра выделяется 1 рабочий день для получения допуска к экзаменационной сессии.
• Итоговая оценка за предмет подсчитывается только в случае, если обучающийся имеет положительные оценки, как по рейтингу допуска, так и по итоговому контролю (экзамену/дифф. зачету). При этом положительная оценка включает оценки от 50% до 100%, неудовлетворительная оценка - от 0 до 49%.
• В случае, если по одному предмету интеграции или смежных дисциплин обучающийся получит «F», то во время летнего (платного) семестра обучающийся проходит только ту дисциплину, по которой имеется «F». Итоговая оценка в целом по предмету выставляется после прохождения платного семестра.
• В случае, если экзамен состоит из двух и более этапов, и обучающийся получает «0» по одному из этапов, это не является препятствием для допуска обучающегося к следующему этапу экзамена, оценка за экзамен подсчитывается в соответствии с удельным весом каждого этапа, необходимо выставлять полученные баллы на любом из этапов по факту и этот балл выставляется в форму контроля экзамена. В случае, если экзаменационная оценка составляет 19,8 баллов, т.е 40%, то итоговая оценка подсчитывается.
• В случае, если экзамен состоит из трех этапов, то доля тестового экзамена составляет 20%, практических навыков 10%, устного ответа – 10%. В случае, если экзамен состоит только из устного опроса и практического навыка – по 20% соответственно.
• Пересдача положительной оценки по промежуточной аттестации с целью ее повышения не разрешается.
• Подача заявления на апелляцию по дисциплине проводится после экзамена не позднее следующего дня до 12.00 часов по инициативе обучающегося в следующих случаях:
-неясная или некорректная формулировка;
-нет правильного ответа;
-несколько правильных ответов;
-вопросы выходят за пределы учебной программы, описанной в рабочей программе дисциплины.
• Обучающийся, имеющий по результатам промежуточной аттестации оценку «неудовлетворительно» и получивший отрицательное решение апелляционной комиссии, повторно изучает дисциплину на платной основе в летнем (платном) семестре.
• При наличии уважительной причины неявки обучающегося на экзамен (нахождение на стационарном лечении, возникновение событий чрезвычайного характера: стихийные бедствия, аварии и другие) староста группы или куратор обязаны в течение суток информировать кафедру и деканат о происшедшем любым способом (по телефону и прочее) с предоставлением в трехдневный срок документов, подтверждающих это обстоятельство. Оправдательными документами являются: справка с поликлиники (номер которой совпадает с номером в журнале выдачи справок поликлиники). В данном случае обучающемуся распоряжением декана устанавливается индивидуальный график сдачи экзамена.
• Перевод обучающегося с курса на курс осуществляется на основании среднего балла успеваемости студента (GPA).
• Если обучающийся не набирает необходимого количества проходного балла GPA, проходит курс повторно с лишением образовательного гранта или отчисляется по собственному желанию.
• Обучающемуся, выполнившему программу курса в полном объеме, но не набравшему переводной балл (GPA), с целью повышения своего среднего балла успеваемости предоставляется возможность в летнем (платном) семестре повторно изучить дисциплину на платной основе (за исключением дисциплины «Современная история Казахстана», по которой сдается государственный экзамен) и повторно сдать экзамен. Повторно полученная положительная оценка не влияет на назначение стипендии.
При восстановлении (после академического отпуска) или переводе со специальности на специальность обучающийся, обязан пройти весь курс полностью и сдать экзамены.
• В случае получения студентом по государственному экзамену по дисциплине «Современная история Казахстана» оценки "неудовлетворительно", он на платной основе вновь записывается на эту дисциплину, повторно посещает все виды учебных занятий в следующем академическом периоде или летнем семестре, выполняет требования текущего контроля, получает допуск и пересдает государственный экзамен (п. 85 приказа Министра образования и науки РК от 18 марта 2008 года № 125).
• Пересдача положительной оценки государственного экзамена по дисциплине «Современная история Казахстана» с целью ее повышения не разрешается(п. 85 приказа Министра образования и науки РК от 18 марта 2008 года № 125).
• Допускается введение летнего семестра (за исключением выпускного курса) продолжительностью не менее 6 недель для удовлетворения потребностей в дополнительном обучении, ликвидации академической задолженности или разницы в учебных планах, изучения учебных дисциплин и освоения кредитов обучающимся в других ВУЗах с обязательным их перезачетом в своем ВУЗе, повышения среднего балла успеваемости (GPA), освоения смежной специальности в рамках двудипломного образования.
• При этом ликвидация академических задолженностей или разницы в учебных планах и дополнительное обучение осуществляются на платной основе.
• Обучающийся выпускного курса, не выполнивший требования рабочего и индивидуального учебного плана и рабочих учебных программ, остается на повторный курс обучения без прохождения летнего семестра (п.99 приказа МОН РК от 16 марта 2011 № 94).
3. Пререквизиты: внутренние болезни
4. Постреквизиты: резидентура по терапевтическим специальностям
Конечные результаты обучения согласно Дублинским дескрипторам
А. Знание и понимание (демонстрировать знания и понимание в изучаемой области, включая элементы наиболее передовых знаний в этой области) демонстрировать знания и понимание в:
• организации работы врача терапевта (нормативно-правовая база).
• учетно-отчетной документации, в том числе электронной, предусмотренной законодательством Республики Казахстан;
• в объеме диагностики, лечения терапевтических заболеваний, показаниях для консультации узких специалистов; объеме реабилитационных мероприятий; принципах рационального питания, согласно клиническим протоколам диагностики и лечения РК и с позиций доказательной медицины; экспертизе временной и стойкой нетрудоспособности пациентов;
• медицинском страховании (обязательном социальном медицинском страховании);
• информатизационных технологиях в системе здравоохранения РК;
• противоэпидемических мероприятиях в случае возникновения очага инфекции;
• профилактических мероприятиях.
В. Применение знаний и понимани (применять эти знания и понимание на профессиональном уровне):
• управлять процессом оказания терапевтической помощи: оказывать медицинскую помощь по заболеваниям внутренних органов у подростков, взрослого населения, беременных и пациентов пожилого возраста; эффективно использовать ресурсы системы здравоохранения; уметь обеспечить доступной медицинской помощью пациентов; своевременно определять показания и направлять на консультацию к узким специалистам; эффективно сочетать данные научных исследований и клинический опыт;
• использовать пациент-ориентированный подход в работе с пациентом: консультировать пациента с установлением доверительных отношений с ним, с его родственниками; обеспечивать длительное и непрерывное наблюдение на основании потребностей каждого пациента, согласно принципам непрерывности и координированного оказания медицинской помощи;
• уметь решать проблемы пациента: уметь собирать и оценивать информацию, полученную в ходе сбора анамнеза, клинического и лабораторно-инструментального обследования как типичного пациента, так и пациента с атипичными вариантами заболеваний внутренних органов или со сложной сочетанной патологией; использовать ее при составлении плана лечения, диспансеризации, реабилитации с участием пациента; назначить необходимые инструментальные и лабораторные методы исследований согласно протоколов, рационально распределять время в соответствии с задачами обследования и лечения, уметь принимать решения при неотложных состояниях; уметь рационально и эффективно проводить диагностические и лечебные мероприятия; уметь предоставлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть предлагаемых манипуляций и результатов исследований; уметь адекватно реагировать на различные эмоции пациента и членов его семьи;
• осуществлять комплексный подход при оказании терапевтической помощи: обеспечивать лечение заболеваний на самых ранних стадиях их развития, включая, при необходимости, неотложную медицинскую помощь; уметь работать с пациентами, предъявляющими жалобы и имеющими несколько заболеваний (острых и хронических); уметь побуждать пациента к здоровому образу жизни и проводить профилактические мероприятия, позволяющие обеспечить удовлетворительное состояние здоровья и самочувствия пациента; уметь координировать мероприятия по оздоровлению, профилактике, диспансеризации, реабилитации, экспертизе временной и стойкой нетрудоспособности пациентов; нести ответственность за показатели здоровья населения;
• ориентация на социально-экономические характеристики при обеспечении населения терапевтической помощью: уметь согласовывать потребности пациентов в медицинской помощи с потребностями населения и имеющимися ресурсами;
целостное представление о пациенте и его состоянии с учетом биопсихосоциальной модели, культурных аспектов жизни: уметь рассматривать проблемы здоровья пациента с учетом физических, психологических, социальных, культурных аспектов.
С. Выражение суждений (формулировать аргументы и решать проблемы в изучаемой области):
-умение собирать и оценивать информацию, полученную в ходе сбора анамнеза, клинического и лабораторно-инструментального обследования пациента; использовать ее при составлении плана лечения, плана диспансеризации, реабилитации с участием пациента;
-умение диагностировать и принимать решения при неотложных состояниях;
-умение проводить дифференциальную диагностику у пациентов с атипичными вариантами течения заболеваний внутренних органов или со сложной сочетанной патологией с использованием современных лечебно-диагностических технологий в профессиональной деятельности.
D. Коммуникативные способности (сообщать информацию, идеи, проблемы и решения, как специалистам, так и неспециалистам):
-уметь взаимодействовать с пациентом с установлением доверительных отношений, не ущемляя его право на независимость и самостоятельность;
-уметь предоставлять информацию в понятном для пациента виде, объяснить ему суть предлагаемых мероприятии и результатов исследований;
-уметь адекватно реагировать на различные эмоции пациента;
-уметь взаимодействовать с коллегами, другими медицинскими работниками и представителями социальных служб с соблюдением этики и деонтологии.
E. Способность к учебе (осуществлять сбор и интерпретацию информации для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений):
-иметь знания об общих принципах, методах, теоретических основах проведения научных исследований;
-иметь знания научных основ патологии, клинических проявлений заболеваний и их диагностики, терапии и прогноза, эпидемиологии, теории принятия решений, формулирования гипотез;
-уметь использовать информационные технологии и ресурсы в профессиональной деятельности, проанализировать и критически оценить научную, медицинскую литературу;
-совершенствовать знания и навыки на протяжении всей профессиональной деятельности для непрерывного профессионального развития.