Классификация продукции по функциональному назначению.




ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ЕЕ ПОЛУЧЕНИИ И СТРУКТУРЕ

АССОРТИМЕНТ, ОСНОВНЫЕ ВИДЫПРОДУКЦИИ ОТРАСЛИ

В современных условиях рыночной экономики многократно увеличился ассортимент различных товаров, значительная часть которого представлена продукцией недостаточно высокого качества и не отвечающая современным мировым требованиям.

Ошибки при выборе товара, незнание его свойств, характеристик, условий хранения, транспортирования, неправильная оценка его качества могут обернуться для предпринимателя крупными потерями и убытками. Поэтому, будущим предпринимателям необходимы основные представления о товароведении различных групп товаров.

Набор товаров, предлагаемых предприятием-изготовителем на рынке, называют ассортиментом.

Номенклатура, или товарный ассортимент, - это вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием. Она включает различные виды товаров. Вид товара делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации.

Широкий ассортимент позволяет диверсифицировать продукцию; ориентироваться на различные требования потребителей и стимулировать совершение покупок в одном месте. Одновременно он требует вложения ресурсов и знаний в различные категории продукции. Глубокий ассортимент может удовлетворять потребности различных покупательских сегментов по одному товару; максимизировать использование места в торговых точках; препятствовать появлению конкурентов; предлагать диапазон цен и стимулировать поддержку дилеров. Однако он также увеличивает расходы на поддержание запасов, модификацию продукции и выполнение заказов. Кроме того, могут возникнуть определенные трудности в дифференциации между двумя схожими ассортиментными позициями. Обычно сопоставимым ассортиментом легче управлять, чем несопоставимым. Он позволяет предприятию специализироваться в сфере маркетинга и производства, создавать прочный образ и обеспечить стабильные отношения в каналах сбыта. Однако чрезмерная концентрация может сделать предприятие уязвимым перед угрозами со стороны внешней среды, колебаний в сбыте, замедления потенциала роста в силу того, что весь упор делается на ограниченный ассортимент товаров.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ЕЕ ПОЛУЧЕНИИ И СТРУКТУРЕ

Финальной частью любого производственного процесса является производство готовой продукции, это конечный результат производства, при этом готовая продукция предназначена не для собственного потребления, а для продажи.

Готовой считается продукция, которая прошла полную обработку, сборку и укомплектование, отвечает требованиям стандартов, условиям договора, принята отделом технического контроля и сдана на склад готовой продукции или передана покупателю. В состав готовой продукции могут входить детали, узлы и полуфабрикаты, если они отправляются покупателям как запасные части или комплектующие изделия.

Готовая продукция - это продукция основного и вспомогательного производств предприятия, предназначенная для выпуска на сторону. К ней предъявляются следующие основные требования. Она должна быть полностью закончена и укомплектована; соответствовать стандартам, и/пли техническим условиям и быть принятой службой технического контроля; снабжена соответствующим паспортом, сертификатом, гигиеническим заключением и другими необходимыми документами, удостоверяющими ее качество и комплектность. При передаче готовой продукции на склад или при сдаче покупателю непосредственно из производства должен составляться акт приемки или другой аналогичный документ.

 

Классификация продукции машиностроительной отрасли

Классификация продукции по функциональному назначению.

Классификация такого типа предполагает деление продукции на группы по признаку общности выполняемых функций.

В соответствии со специализацией на производстве продукции определенного функционального назначения выделяют отдельные отрасли и комплексы промышленности. Так, предприятия топ­ливно-энергетического комплекса специализируются на добыче и переработке топлива, производстве электроэнергии; пищевой промышленности — на производстве продуктов питания; метал­лургии — на производстве черных и цветных металлов и т.д.

Предприятия машиностроения изготовляют:

- орудия труда (производственную технику);

- технику военного назначения;

- технику потребительского назначения для обслуживания дру­гих областей деятельности человека (науки, управления, здраво­охранения, культуры, быта).

Под техникой понимается совокупность средств, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания не­производственных потребностей общества. Техника облегчает труд человека и повышает его эффективность. Средства техники ис­пользуют: для воздействия на предметы труда; создания матери­альных и культурных благ; получения, передачи и превращения энергии; передвижения и связи; сбора, хранения, переработки и передачи информации; обслуживания быта; ведения войны.

Производственная техника (орудия труда) включает в себя: ра­бочие и силовые машины, механизмы и оборудование; инстру­менты, приборы и средства вычислительной техники; аппаратуру управления машинами и технологическими процессами; транс­портные средства; передающие устройства.

Под машинами понимаются устройства с согласованно работа­ющими частями для преобразования энергии, материалов или информации. Основное назначение машин — замена производ­ственных функций человека в целях облегчения труда и повыше­ния его производительности.

Под механизмами понимается система звеньев, преобразующих под действием приложенных сил движение одних звеньев в тре­буемое движение других. Механизмы могут применяться как само­стоятельно, так и являться составными частями машин.

Рабочие машины, механизмы и оборудование предназначают­ся для механического, электрического, термического и химичес­кого воздействия на предметы труда в процессе создания продук­ции или оказания услуг производственного характера (станки, мо­лоты, прессы, электрические печи и т.д.).

Приборы (измерительные и регулирующие) служат для регу­лирования производственных процессов, проведения испытаний и исследований.

Силовые машины, механизмы и оборудование — это генерато­ры, двигатели, турбины, силовые трансформаторы, предназна­ченные для выработки, преобразования и распределения элект­роэнергии.

Передаточные устройства включают в себя электрические сети, паропроводы, водопроводы, газо- и нефтепроводы и т.п., служа­щие для передачи энергии от машин двигателей к рабочим маши­нам.

Транспортные средства включают в себя электро- и тепловозы, автомобили, электро- и автокары, баржи и т.п.

Характеристики выпускаемых предприятиями машиностроения орудий труда определяют эффективность производства и исполь­зования ресурсов во всех отраслях национальной экономики, а также качество выпускаемой ими продукции.

Продукцию машиностроения, имеющую общее функциональ­ное назначение, можно разделить на группы однородной продук­ции по общности выполняемых функций и общности характера производственных процессов. Специализация на производстве однородной продукции определяет принадлежность к одной из отраслей машиностроения. Такой однородной продукцией для от­раслей машиностроения служат, например, металлорежущие стан­ки, турбины, электрические двигатели, кузнечно-прессовые ма­шины, вагоны, электро- и тепловозы, автомобили, тракторы и комбайны, приборы и средства автоматизации, средства вычис­лительной техники.

Именно единство функционального назначения производимой конкретными предприятиями машиностроения продукции опре­деляет общие требования к характеру потребляемых ими сырья, материалов и комплектующих; формам организации производства и менеджмента; особому профессиональному составу персонала предприятия.

Классификация продукции по экономическому назначению и ис­пользованию.

По экономическому машиностроительную технику подразделяют на две группы:

- продукция потребительского назначения — предназначена для конечного потребителя;

- продукция промышленного назначения — предназначена для ис­пользования при производстве других товаров.

Дальнейшее разделение этих двух групп на классы позволяет сформулировать требования к продукции каждого класса со сто­роны пользователя, которые и необходимо учитывать машино­строительному предприятию при создании продукции.

Рассмотрим наиболее важные свойства продуктов промышлен­ного назначения.

1. Наличие спроса на продукты промышленного назначения, который зависит от спроса на товары для конечного потребителя. Так, спрос на микросхемы определяется спросом на средства вы­числительной техники и т. п.

2. Увеличение цены на продукт промышленного назначения может не вызвать уменьшение закупаемого количества. Это озна­чает неэластичность спроса.

3. На закупки конкретной продукции промышленного назна­чения влияет система налогообложения и возможность включе­ния затрат на покупку этой продукции в издержки производ­ства.

Продукция промышленного назначения подразделяется на клас­сы исходя из общности использования продукции одного класса потребителем. Для машиностроения характерен выпуск продук­ции следующих классов.

Крупное (стационарное) оборудование, машины и технологичес­кие комплексы из них. Для данного класса продукции часто необхо­димо предоставлять специализированные услуги покупателю как неотъемлемую часть продукции в виде установки оборудования, обучения персонала, ремонта и т.п., так как от этих дополни­тельных услуг зависит эффективность работы оборудования и, сле­довательно, прибыль покупателя. Продукция используется дли­тельное время; число покупателей невелико, и они обычно рабо­тают в одной отрасли. Увеличение спроса и его неэластичный ха­рактер наблюдаются в периоды роста деловой активности в от­раслях-потребителях. В периоды спада деловой активности объем продаж резко сокращается.

Вспомогательное оборудование. Это оборудование кратковремен­ного пользования (приборы, инструменты, офисное оборудова­ние, мебель и т. п.). В нем нуждается большое число потребителей из многих отраслей, для которых не требуется сложных согласований при закупках. Число конкурентов на рынках вспомогательно­го оборудования, как правило, велико и спрос имеет эластичный характер. Специализированные услуги менее важны для покупате­ля вспомогательного оборудования, так как оно просто в исполь­зовании.

Комплектующие изделия. Это продукты машиностроительного производства, которые становятся частью готового изделия, на­пример дисководы компьютеров, колеса автомобилей, двигате­ли, микросхемы и т.д. Поскольку от качества комплектующих изделий зависит качество конечной продукции, они должны удов­летворять стандартам или сертификации, разрабатываемой со­вместно изготовителем и потребителем. Покупателю комплекту­ющих изделий требуются повышенные гарантии надежной и точ­ной поставки. Часто имеют место повторные закупки и длитель­ные связи между производителем и покупателем комплектую­щих изделий. Обычно существует большое число поставщиков и рынок чрезвычайно конкурентен. Поставщик, как правило, ра­ботает и на рынке запасных частей. Оплата комплектующих изде­лий включается в состав затрат на производство конечной про­дукции.

Вспомогательные изделия. Их используют при техническом об­служивании производства и ремонте изношенного оборудования. Оплата включается в состав затрат на производство конечной про­дукции.

Классификация машиностроительной продукции потребитель­ского назначения основана на представлениях покупателя о на­значении продукта и условиях его приобретения.

Продукты предварительного выбора. Это технически сложные изделия, при покупке которых потребитель сравнивает один про­дукт с другим, конкурирующим. Различают схожие и несхожие продукты предварительного выбора.

Схожие продукты предварительного выбора по своим потре­бительским свойствам (функциональным возможностям) для по­купателя не отличаются друг от друга (например, некоторые типы телевизоров, стиральных машин и т.д.). Для таких продуктов фак­тором, определяющим успех деятельности фирмы, становится цена и соответственно себестоимость производства при условии обеспечения требуемых потребительских свойств и качества про­дукта, при этом важными для фирмы являются исследования среды функционирования, к которым относятся исследования:

- общеэкономической среды, в которой функционирует фирма (темпы изменения валового внутреннего продукта, темпы инфля­ции, процентные ставки, уровень доходов, налогов, таможенные условия, баланс внешней торговли и т.д.);

- технологической среды, характеризующие развитие техноло­гической базы деятельности фирмы (появление новых техноло­гий, патентов и других научно-технических достижений, обеспе­чивающих рост объемов производства, экономию ресурсов, сни­жение себестоимости, повышение качества и т.п.);

- законодательной среды, характеризующие ожидаемые измене­ния в законодательстве, влияющие на условия деятельности фирмы;

- потребительской среды, характеризующие поведение покупа­теля (изменение его предпочтений и требований, социального по­ведения, психологии и т.п.);

- конкурентной среды фирмы — число конкурентов, тип конку­ренции (чистая, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция), конкретные характеристики конкурентов (их цены, качество продукции, объемы продаж, рыночные стратегии и т.п.).

Учет тенденций изменения неконтролируемых параметров про­водится в виде исследования конъюнктуры рынка и составления коммерческого прогноза сбыта. Конъюнктура рынка — это сложив­шиеся или ожидаемые экономические, технологические, законо­дательные и другие условия, определяющие объемы предложе­ния, сбыта и цены продажи товара на целевом рынке фирмы. Для прогнозирования используются все приемлемые для конкретной ситуации на рынке методы, включая формализованные и интуи­тивные (эвристические) методы экспертных оценок.

Рынок товара — это рынок с очень схожими потребностями, на котором продавцы предлагают аналогичные способы удовлет­ворения этих потребностей. Его можно разделить на более узкие и однородные субрынки - сегменты. Для каждого сегмента может потребоваться свой уникальный комплекс маркетинга. Знание сег­мента позволяет фирме разработать лучший с точки зрения удов­летворения потребностей и обеспечения целей деятельности фирмы комплекс маркетинга.

Сегментация по параметрам потребителя выделяет субрынки, различающиеся особенностями типа покупателя и его потребнос­тями. Для рынков потребительских товаров используют следую­щие группы параметров потребителя:

- географические (город, область, регион и т.д.);

- психографические (общественный класс, образ жизни, тип личности и т.д.);

- демографические (возраст, пол, профессия, доходы, образо­вание и т.д.).

Для рынков промышленных товаров:

- регион;

- отрасль;

- организационно-правовая форма;

- размеры организации, ее специализация;

- тип закупаемого товара, характер закупок;

- виды договоров.

В качестве целевого рынка фирма может выбрать один из выде­ленных ею потребительских сегментов (концентрированный мар­кетинг) или для нескольких выбранных сегментов предлагать со­ответствующие комплексы маркетинга (дифференцированный мар­кетинг), либо несколько сегментов рассматривать как единый целевой рынок и предлагать ему единый комплекс (недифферен­цированный маркетинг).

Обычно фирма не в состоянии реализовать все выявленные рыночные возможности, поэтому она должна увязать имеющиеся в ее распоряжении возможности со своими ресурсами, целями и тенденциями развития внешней среды.

Ресурсы фирмы можно разделить на следу­ющие виды: материалы, основные средства, трудовые, информа­ционные и финансовые. Ограниченность ресурсов может проявить­ся в виде недостаточного количества и качества любого из видов ресурсов (устаревшее оборудование, технология, квалификация персонала, недостаточная гибкость производства и т.д.). Характе­ристики ресурсов, которыми располагает или которые может при­влечь фирма, позволяют уже на первом шаге отобрать реальные среди потенциальных рыночных возможностей.

Цели фирмы должны определять курс ее развития. Генеральная цель может быть сформулирована в универ­сальном виде — устойчивая долговременная деятельность в ка­кой-либо сфере общественного производства. Для выполнения ге­неральной цели любая фирма должна обеспечить достижение це­лей нижестоящего уровня, которые могут быть объединены в три группы.

1. Конкретное перспективное положение, которое фирма хочет иметь в определенной сфере деятельности для удовлетворения по­требностей.

2. Цели по созданию (развитию) производственной и органи­зационной структур управления.

3. Размеры желаемой прибыли за определенный период. Дальнейшая детализация целей проводится по направлениям деятельности фирмы, подразделениям и компонентам комплекса маркетинга.

На основе анализа ресурсов фирмы, тенденций развития внеш­ней среды и целей, поставленных высшим руководством фирмы, разрабатываются критерии отбора рынков товара. Наиболее распространенными критериями выбора целе­вого рынка и стратегий являются:

- количественные параметры сегмента (емкость сегмента, его рост, число конкурентов и их доли рынка, потребные размеры сбытовой сети, производственных мощностей и т.п.);

- доступность сегмента для фирмы (возможность получить кана­лы распределения, сбыта, транспортирования и хранения про­дукции на данном сегменте);

- совместимость целевого сегмента с рынком основных конку­рентов (степень готовности конкурентов поступиться выбранным фирмой сегментом);

- возможность эффективной работы на выбранном сегменте (на­личие технологического преимущества, производственного и сбы­тового персонала для работы на данном сегменте);

- защищенность сегмента от конкурента (характеризует возмож­ность выстоять в конкурентной борьбе в перспективе);

- прибыльность выбранного сегмента (характеризуется размером прибыли, чистого дисконтированного дохода, рентабельности, сроком возврата капитала, внутренней нормой рентабельности).

Выбор производится по нескольким критериям на основе ме­тодов многокритериальной оценки рассматриваемых вариантов рыночных возможностей.

Необходимость прогнозирования конъюнктуры рынка и спро­са, анализа рыночных возможностей и планирования стратегии побуждает фирму иметь информацию о состоянии рынка, воз­можной реакции конкурентов и потребителей на комплексы мар­кетинга.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: