Власть и ответственность.




Тема семинара: «Универсально-исторические законы иерархии».

Основные вопросы семинара:

Универсально-исторические законы у М. Вебера.

Людям свойственно стремиться снизу вверх, а не наоборот. Каждый желает жить лучше и никто — хуже. Обгоняя друг друга, устремляемся наверх — туда, где больше власти, привилегий и благ. Конечно, далеко не все испытывают страсть к обогащению или власти, но жить лучше хочет каждый. Одни видят лучшую жизнь в приобщении к духовному, другие — к материальному. Социальную иерархию можно представить в виде пирамиды, построенной исходя из ряда законов. Первый закон: количество вакансий, расположенных внизу, всегда больше количества вакансий, расположенных наверху.

На многих современных предприятиях и в организациях управленческие структуры строились в соответствии с принципами управления, сформулированными еще в начале XX века. При этом главное внимание уделялось разделению труда на отдельные функции и соответствию ответственности работников управления предоставляемым им полномочиям. В течение многих десятилетий организации создавали так называемые формальные структуры управления, получившие название иерархических, или бюрократических, структур.

Концепция иерархической структуры была сформулирована М. Вебером, разработавшим нормативную модель рациональной бюрократии. Она исходила из следующих принципиальных положений:

-четкое разделение труда, следствием которого является необходимость использования квалифицированных специалистов по каждой должности;

-иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим;

-наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения управленцами своих задач и обязанностей;

-дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои обязанности;

-осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями, предъявляемыми к данной должности.

Иерархия (от греч. hieros — священный и arche — власть) — 1) расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему; 2) порядок подчинения низших должностей, подразделений, органов высшим; 3) расположение служебных званий, чинов в порядке их подчинения (иерархическая лестница).

Иерархия - совокупность должностей, позиций и рабочих мест, выстроенных в восходящем порядке от наименее престижных и наименее вознаграждаемых к наиболее престижным и наиболее вознаграждаемым. Везде, где существует иерархия, существует неравенство позиций и уровней управления. С социологической точки зрения неравенство некорректно оценивать в этических терминах, поскольку оно выполняет как негативную, так и позитивную функции.

Природа иерархии и мобильности состоит в превосходстве одних над другими. Люди, наделенные властью, располагаются наверху общественной пирамиды, другие, лишенные ее, — внизу. Такой порядок называется иерархическим. Любая иерархия может быть представлена в виде пирамиды, состоящей из трех основных уровней — верхнего, среднего и нижнего. В управленческой иерархии это уровни управления, в социальной — классы.

Социальная иерархия.

Социальная иерархия устроена таким образом, что внизу (в основании пирамиды) находится большинство населения, а наверху — большинство благ и привилегий, к которым стремятся люди (власть, богатство, влияние, льготы, престиж). Социальные блага — это дефицитные ресурсы, которые присутствуют или доступны наибольшему количеству людей в наименьшем числе.

Если верх и низ социальной пирамиды уподобить полюсам магнита, то окажется, что между ними возникает напряжение, которое можно назвать социальным. Действительно, те, кто находится внизу, считают, что блага распределяются неравномерно и, более того, несправедливо: меньшинство населения владеет большей частью национального богатства. Возникает желание перераспределить все так, чтобы каждому досталось поровну.

Более медленный и консервативный способ перераспределения богатства заключается в продвижении наверх не группой или массой, а в одиночку. Такой путь не требует разрушений: просто каждый, кто желает, и у кого есть возможности, делает личную карьеру. Продвижение наверх называется восходящей мобильностью.

Людям свойственно стремиться снизу вверх, а не наоборот. Каждый желает жить лучше и никто — хуже. По возможности мы, обгоняя друг друга, устремляемся наверх — туда, где больше власти, привилегий и благ. Конечно, далеко не все испытывают страсть к обогащению или власти, но жить лучше хочет каждый. Одни видят лучшую жизнь в приобщении к духовному, другие — к материальному.

Итак, явление восходящей мобильности (движение снизу вверх) формируется только там, где большинство благ и большинство людей находятся на разных полюсах социальной шкалы. Если то и другое соединить, никто не захочет продвигаться наверх. Восходящей мобильности соответствует явление, которое мы будем называть мотивацией достижения.

3 Социальные законы иерархии.

Социальные законы иерархии

Первый закон: количество вакансий, расположенных внизу, всегда больше количества вакансий, расположенных наверху. Под вакансиями нужно понимать или рабочие места, или должности, или позиции в формальной структуре организации. Благодаря тому, что вакансий наверху меньше, а желание занять их присутствует у большинства, появляется возможность отбирать людей: возникает конкуренция. Принцип пирамиды в управлении предполагает отбор среди претендентов на свободные вакансии. Чем выше уровень иерархии, тем выше уровень вознаграждения, тем ближе дефицитные блага.

Второй закон: количество социальных благ, которые получают те, кто находится наверху, всегда больше количества социальных благ, получаемых теми, кто находится внизу. Таким образом, мы получаем обратную (перевернутую) пирамиду.

Третий — закон социального неравенства. Согласно этому закону, в социальной иерархии большинством социальных благ всегда обладает меньшинство населения, и наоборот.

Четвертый закон — закон социальной поляризации гласит: в любом обществе существует две экстремальные точки, в которых количество благ и вакансий находится в обратно пропорциональной зависимости.

Пятый закон — закон социальной дистанции, в котором нашли отражение несколько эмпирически наблюдаемых признаков:

1. чем больше уровней в иерархии, тем дальше отстоят друг от друга полюса богатства и бедности;

2. чем больше уровней в иерархии и чем длиннее общая дистанция либо расстояние между соседними статусными позициями, тем труднее отдельному индивиду преодолеть эту дистанцию в течение своей жизни;

3. чем больше уровней в иерархии и длиннее дистанция между полюсами, тем:

Шестой, универсально-исторический закон управления — закон сохранения status quo иерархии, который гласит: чем больше выгод (благ, льгот, преимуществ) сулит субъектам управления социальная иерархия, тем выше их мотивация сохранять, а не разрушать ее.

Но чем сильнее заинтересованы в сохранении существующей системы управления ее субъекты, чиновники, тем ниже скорость ее социального обновления, тем меньше количество управленческих инноваций, приходящихся здесь на единицу времени. Назовем это утверждение седьмым законом управления.

Скорость социального обновления систем управления разного типа неодинакова. В рыночном обществе она выше, в нерыночном ниже. Поскольку управление развивается, т. е. внедряет разное количество управленческих методов, принципов и техник, радикально меняющих положение дел, с неодинаковой скоростью, по прошествии некоторого времени между двумя типами обществ образуется разрыв во времени. Он показывает, насколько нерыночное общество отстало в своем развитии от рыночного.

В рыночном обществе, которое по природе своей заинтересовано в мало уровневой иерархии и быстрой ротации кадров, социальное время движется быстрее и количество новаций, приходящихся здесь на единицу времени, выше. В масштабе всего общества, как и на уровне отдельной организации, управление строится, создается и функционирует по поводу распределения дефицитных благ.

Дефицитным благом можно сделать не все, что угодно, а только то, в чем человек нуждается, т.е. то, в чем у него есть потребность. В переводе на язык экономики потребность — это спрос. А он, как известно, рождает предложение.

Наибольшее количество социальных благ в пирамиде концентрируется наверху, наименьшее — внизу. Люди устремляются не сверху вниз, а снизу вверх. Но на их пути общество выстраивает систему фильтров-барьеров. Почему это происходит? Американские социологи У. Мур и К. Дэвис создали теорию социальной стратификации и управленческой иерархии, согласно которой самые ценные должности в обществе располагаются наверху; принимаемые там управленческие решения наиболее важны.

Ни одна организация не сможет функционировать долго и успешно, если все интеллектуальные силы ее сконцентрируются внизу или посредине, а все бездарности окажутся наверху. Такая организация просто развалится. Жизненный принцип успешной организации гласит: самым талантливым и образованным открывай зеленую улицу наверх.

Согласно функциональной теории стратификации, самые высшие посты должны занимать наиболее подготовленные люди.

Власть и ответственность.

Обязательным компонентом современного менеджмента является власть, умелое использование которого является важной предпосылкой достижения поставленных целей в любой деятельности. Никколо Маккиавели назвал власть и манипулирование ею рычагами управления государством.

Профессор И.С. Завадский дает такое определение власти.

Власть (англ. Authority) - это возможность менеджера (или группы менеджеров) распоряжаться ресурсами, влиять на действия и поведение людей с помощью определенных средств - воли, авторитета, права, насилия (родительской, государственного, экономического и т.д.). Можно вести речь о прямую власть, которая направлена на то, чтобы решать (повышение, поощрения и др.), и обратную власть, которая направлена на то, чтобы сдерживать (власть запрета).

В более широком понимании власть - это форма социальных отношений, которая проявляется в способности влиять на характер и направление деятельности людей с помощью экономических, идеологических и организационно-правовых механизмов, а также использование авторитета традиций, обычаев, обрядов и др.

Власть основывается на отношениях субординации, то есть многоуровневого подчинения, иерархии. Субординация устанавливается в соответствии с действующей структуры управления. Немаловажным является также учета личных качеств и уровень профессиональной подготовки руководителей и специалистов.

Для реализации властных отношений нужен определенный уровень бюрократизации системы управления, т.е. необходимые правила и нормы, которые закрепляются в различных организационно-правовых актах, учитывая уставы, положения, стандарты, инструкции и т.д.

-Кроме места в иерархии, база власти охватывает:

-условия - осуществление роли и полномочия;

-контроль за ресурсами, информация;

-собственность или порученное собственность;

-харизматичное руководство - традиции "от Бога";

-предоставление полномочий выше;

-факторы, связанные с подчиненными, - ожидания, желания и потребности;

-оценки, условия контрактов;

-обусловленность генетическими наклонностями - принятие авторитарной или демократической дисциплины;

-образование.

В процессе функционирования системы менеджмента возникают проблемы власти, что предопределяются силами, которые действуют на менеджера, на подчиненных и на ситуацию.

A. Силы, действующие на менеджера: 1) собственные ценности менеджера, обусловленные самим обществом; 2) власть ограничивается затратами и льготами, которые предоставляются; 3) принятие власти вмещает и ответственность, но не все менеджеры хотят иметь какие-либо обязанности.

Б. Силы, действующие на подчиненных: 1) некоторые из них (подчиненных) могут расходиться с обществом по идеологическим соображениям; 2) подчиненные подчиняются властям менеджеров через свои интересы, которые зависят от мотивации; 3) люди воспринимают власть других только к какой-нибудь пределы; 4) власть может применяться просто потому, что некоторые аспекты ситуации кажутся неосуществленными, или точно не оцененными; 5) власть может применяться через то, что подчиненные не достаточно сильны, чтобы изменить положение.

B. Силы, действующие на ситуацию: 1) власть может применяться в период длительных исторических конфликтов; 2) экономические условия, особенно перспективы занятости, могут сделать применения власти более-менее спокойным.

Власть находится в непосредственной связи с ответственностью. В современном менеджменте роль ответственности повышается, поскольку постоянно растет стоимость ресурсов в производстве, что используется, и увеличивается сумма расходов, если принимаются безответственные, непродуманные решения, связанные с применением материальных, финансовых ресурсов и рабочей силы.

Ответственность осуществляется в различных формах контроля над деятельностью субъекта, с точки зрения выполнения им принятых норм и правил, а также решения конкретных задач.

Ответственность также означает обязательство отвечать за свои действия и поступки, принимать на себя вину за их возможные негативные последствия. Ответственность руководителей особая: они отвечают не только за собственную деятельность (бездействие), но и за поступки и проступки подчиненных.

Ответственность личности перед обществом характеризуется сознательным соблюдением моральных принципов и правовых норм, отражающие общественную необходимость.

Ответственность как черта личности формируется в процессе совместной деятельности в результате определения социальных ценностей, норм и правил. Управление должно строиться таким образом, чтобы всегда была высокой ответственность руководителя и коллектива за успех или неудачу предприятия.

И.С. Завадский рассматривает ответственность в двух аспектах: как ответственность за прошлое (ретроспективный аспект) и ответственность за будущее поведение людей (перспективный аспект). Если в первом случае ответственность должна организационно-правовое регламентирование, то в основе ответственности за будущее лежат внутренние регуляторы поведения человека, самоконтроль, чувство обязанности и обязательства.

В практике управления предприятиями находит более широкое применение моральная, дисциплинарная, а иногда административная и уголовная ответственность. В то же время сравнительно редко имеют место эквивалентно-відшкодувальні отношения, когда должностное лицо своей деятельностью (бездействием) влечет имущественные потери для предприятия.

Ответственность в менеджменте должна определяться по конечным показателям, которые наиболее полно отражают результаты производственно-финансовой и маркетинговой деятельности предприятий.

В сфере менеджмента ответственность непосредственно связана с полномочиями, которые выступают обязательным условием эффективной работы персонала управления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: