Кафедра микробиологии им. доц. Б.М. Зельмановича
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
По дисциплине «микробиология»
Для специальности 060301 – Фармация (очная форма обучения)
К ЛАБОРАТОРНОМУ ЗАНЯТИЮ № 4
ТЕМА: «Бактериологический метод исследования. Питательные среды.
Исследование на бактерионосительство стафилококков у студентов фармацевтического факультета (1 этап)»
Утверждены на кафедральном заседании
протокол № ____ от «___»____________ 20__ г.
Заведующий кафедрой
к.б.н., доцент_________________ Перьянова О.В.
Составители:
к.б.н., доцент_________________ Перьянова О.В.
к.б.н., доцент_________________ Хохлова О.Е.
Красноярск
Занятие № 4
Тема: «Бактериологический метод исследования. Питательные среды. Исследование на бактерионосительство стафилококков у студентов фармацевтического факультета (1 этап».
2. Форма организации занятия: лабораторное занятие.
3. Значение изучения темы: выявление бактерионосительства золотистого стафилококка у сотрудников аптек проводится путем их выделения. Для этого необходимо получить изолированные колонии на чашках первичного посева, которые, являясь результатом размножения одной клетки, содержат микроорганизмы одного вида.
4. Цели занятия:
- общая: обучающийся должен обладать ОК: способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы медико-биологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1) и ПК: способностью и готовностью работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения) (ПК-48);
- учебная: знать назначение питательных сред; требования, предъявляемые к питательным средам, принципы их классификации; сущность бактериологического метода исследования, как «золотого стандарта» клинической микробиологии; цель и технику выполнения 1 этапа бактериологического метода исследования; значение бактерионосительства патогенного стафилококка у аптечных работников;
уметь выделять чистую культуру микроорганизмов (сделать посевы, идентифицировать чистую культуру);забрать материал из носа тампоном и провести посев на желточно-солевой агар (ЖСА) методом "штрих с площадкой";
владеть навыками интерпретации результатов бактериологического метода диагностики;
5. План изучения темы:
5.1. Контроль исходного уровня знаний:
Собеседование по контрольным вопросам:
1. Принципы и методы культивирования микроорганизмов.
2. Питательные среды: понятие, требования, предъявляемые к питательным средам, классификация питательных сред.
3. Сущность бактериологического метода и области его применения.
4. Цель и последовательность проведения 1 этапа бактериологического метода исследования.
Тесты.
1. Назначение питательных сред в микробиологической практике (верно все, к р о м е):
а) культивирование бактерий
б) культивирование вирусов
в) изучение биохимических свойств бактерий
г) сохранение музейных культур бактерий
д) определение чувствительности культур к антибиотикам
2. Питательные среды для культивирования бактерий выбирают исходя из:
а) антигенного строения
б) фаголизабельности
в) физиологии
г) морфологии
д) вирулентности
3. Требования, предъявляемые к питательным средам (верно все, к р о м е):
а) оптимальная концентрация водородных ионов
б) цвет
в) стерильность
г) наличие легкоусвояемых веществ
д) изотоничность
4. Среды, применяемые для выделения определенных видов микроорганизмов:
а) дифференциально-диагностические
б) плотные
в) элективные
г) жидкие
д) общедоступные
5. Среды, позволяющие идентифицировать и дифференцировать микроорганизмы по биохимическим свойствам:
а) дифференциально-диагностические
б) среды накопления
в) элективные
г) специальные
д) общеупотребляемые
6. Для первичного посева исследуемого материала из нестерильных локусов используют (верно всё, к р о м е):
а) дифференциально-диагностические
б) среды накопления
в) элективные
г) специальные
д) общеупотребляемые
7. Принцип получения чистой культуры:
а) посев методом «штрих с площадкой»
б) посев на элективные среды
в) заражение чувствительных лабораторных животных
г) разобщение микробных клеток
д) посев «газоном»
8. Для выделения чистых культур используют все, к р о м е:
а) посев исследуемого материала методом «штрих с площадкой»
б) посев исследуемого материала на элективные среды
в) заражение восприимчивых лабораторных животных
г) посев исследуемого материала «газоном»
д) прогревание исследуемого материала для выделения бацилл
9. Для выделения чистой культуры и ее идентификации используют:
а) бактериологический метод
б) биопробу
в) аллергический метод
г) серологический метод
д) микроскопический метод
10. Бактериологический метод разработал и ввёл в микробиологическую практику:
а) А. Ван Левенгук
б) Р. Кох
в) Л. Пастер
г) З.В. Ермольева
д) И.И. Мечников
11. Цель бактериологического метода диагностики заболеваний:
а) обнаружение возбудителя
б) определение чувствительности возбудителя к антибиотикам
в) получение чистой культуры, ее идентификация и определение чувствительности к антибиотикам
г) определение иммунного статуса
д) определение патогенности возбудителя
12. Исследуемый материал в бак. методе (верно все, к р о м е):
а) смывы с рук аптечных работников
б) сыворотка крови больного
в) кровь больного
г) глазные капли после стерилизации
д) инъекционные растворы до стерилизации
13. Цель I этапа бак. метода:
а) получение изолированных колоний
б) посев исследуемого материала
в) микроскопия исследуемого материала
г) выделение и накопление чистой культуры
д) идентификация исследуемой культуры
14. Для выявления бактерионосительства золотистого стафилококка у аптечных работников используется:
а) микроскопия отделяемого из зева и носа
б) посев отделяемого из носа на ЖСА
в) закапывание индикатора в полость носа
г) определение антител в крови
д) рентгенологическое исследование пазух носа
15. Популяция микроорганизмов, полученная из одной клетки на плотной питательной среде:
а) штамм
б) колония
в) биовар
г) чистая культура
д) серовар
Составители тестов:
зав. кафедрой, доцент Перьянова О.В.
ст. преподаватель Степанова А.И.
Основные понятия и положения темы
Одной из мер профилактики контаминации лекарственных средств и оборудования в условиях аптеки является выявление носителей золотистого стафилококка среди персонала с последующей санацией. При проведении бактериологического обследования обязательным является исследование слизи из передних отделов носа; исследование слизи из зева проводят выборочно, прежде всего, при наличии воспалительных процессов в зеве.
5.3. Самостоятельная работа по теме:
1. Ознакомиться с различными питательными средами, используемыми в микробиологической практике.
2. Провести 1 этап бак. метода выделения аэробов на примере определения бактерионосительства золотистого стафилококка у студентов фармацевтического факультета:
2.1. Взять тампоном мазок из носа (при наличии воспалительных процессов – также из зева).
2.2. Провести посев тампоном на ЖСА методом "штрих с площадкой".
· Занести в протокол полученные результаты.
Методические указания к выполнению исследовательского задания:
I. Ознакомьтесь с различными питательными средами, используемыми в микробиологической практике. Заполните таблицу №1 "Питательные среды".
Таблица 1.
№ пп | Название питательной среды | Классификация | ||
по составу | по консистенции | по назначению | ||
II. Проведите 1 этап бак. метода с целью выявления носителей золотистого стафилококка среди студентов фармацевтического факультета:
2.1. Забор материала из передних отделов носа осуществляется одним стерильным сухим ватным тампоном, который сначала вводят в один, а потом в другой носовой ход, не касаясь крыльев носа снаружи.
2.2. Посев исследуемого материала на 1/2 чашки Петри с желточно-солевым агаром (ЖСА) - элективной средой для выделения стафилококков проводят не позже 2-х часов после его забора.
При посеве методом "штрих с площадкой" исследуемый материал втирают в среду со всех сторон тампона на участке площадью 2 х 1 см. Затем этим же тампоном засевают оставшуюся поверхность 1/2 чашки. Посев производят частыми параллельными штрихами, не меняя положение тампона. Такой метод позволяет засеять весь материал с тампона и получить изолированные колонии. Засеянные чашки инкубируют 24 ч. при 37°С, а затем 24 ч. при комнатной t°. Посев следует производить на чашки с ЖСА, согретые при комнатной t° или в термостате (15-20 мин).
5.4. Итоговый контроль знаний:
- ответы на вопросы по теме занятия
· Принципы культивирования микроорганизмов.
· Назначение питательных сред и их классификация.
· Требования, предъявляемые к питательным средам.
· Принцип и методы выделения чистых культур микроорганизмов.
· Сущность бактериологического метода исследования, области применения, его достоинства и недостатки.
· Последовательность выполнения работы на первом этапе бак. метода.
· Назначение микроскопии исследуемого материала.
· Понятие "изолированные колонии" и цель их получения.
- решение ситуационных задач:
1. Можно ли приготовить универсальную питательную среду, на которой росли бы, если не все, то большинство микроорганизмов?
2. В бактериологическую лабораторию поступил исследуемый материал (мазок из носа) обследуемой, работающей в аптеке ЛПУ, в которой осуществляется приготовление лекарственных препаратов?
· С какой целью доставлен исследуемый материал в бактериологическую лабораторию?
· С какой целью проводится обследование работников аптеки на носительство золотистого стафилококка.
Домашнее задание для уяснения темы занятия
(См. контрольные вопросы по теме занятия, тестовые задания, ситуационные задачи).