Урок в восьмом классе по теме: «Последовательное соединение проводников»




Предмет: физика

УМК: Физика. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А.В. Перышкин. – М.: Дрофа, 2015.

Тема урока: «Последовательное соединение проводников»

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Оборудование: проектор, комплект лабораторного оборудования (2 резистора:1 Ом и 2 Ом, источник питания постоянного напряжения, вольтметр, амперметр, соединительные провода, ключ.) Карточки- задания.  

Цель урока: изучение законов последовательного соединения проводников в цепи постоянного электрического тока.

1. Образовательная:

· исследовать закономерности протекания электрического тока в цепи при последовательном соединении проводников,

· отработать понятия, постоянный электрический ток, сила тока, напряжение, сопротивление, закон Ома для участка цепи, закон сохранения энергии;

· совершенствование навыков работы с лабораторным оборудованием;

· выработать навыки решения задач на расчет параметров участка цепи с последовательным соединением проводников.

2. Развивающая:

· развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты экспериментов;

продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.

3. Воспитательная:

· продолжить развивать интерес к предмету, активизировать познавательную деятельность.

Общее время урока: 43-45 минут.


 

Ход урока:

ПЕРВЫЙ ЭТАП (3 минуты). Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: Здравствуйте, садитесь. Вижу полную готовность класса и желание узнать, что же вас ждет сегодня. Обратите внимание на работающую гирлянду. Все лампочки работают, верно? Сейчас я выключу гирлянду из розетки и уберу из неё одну лампочку. Давайте вновь включим гирлянду, что вы видите?

Почему, если отключить одну лампочку гирлянды, то и остальные лампочки отключатся. Как объяснить наблюдаемое явление с точки зрения физики? На этот вопрос дадим ответ в конце урока.

Но для того чтобы ответить на этот вопрос проверим домашнее задание, повторим необходимые термины и законы

ВТОРОЙ ЭТАП (7 минут). Актуализация знаний. Воспроизведение и коррекция опорных знаний по теме.

Учитель: Ребята, давайте вспомним, что такое электрический ток? Сила тока? Как обозначается сила тока? В каких единицах измеряется? Каким прибором? Как правильно включить амперметр в цепь?

- Что такое напряжение? Как обозначается напряжение? В каких единицах измеряется? Как называется прибор для измерения напряжения? Как вольтметр включается в цепь?

- Назовите в каких единицах измеряется напряжение, сила тока?

- Как связаны между собой сила тока, напряжение и сопротивление? Чьё имя носит этот закон?

- Что такое электрическая цепь?

Электрические цепи, с которыми приходится иметь дело на практике, обычно состоят не из одного проводника электрического тока, а из нескольких различных, которые могут быть соединены между собой по-разному.

Одним из таких соединений является последовательное соединение проводников.


 

ТРЕТИЙ ЭТАП (30 минут). Изучение нового материала.

Учитель: Посмотрите на схему и давайте ответим на мои вопросы: «Что такое последовательное соединение проводников? В чём его особенность?»

Ученик: Последовательное соединение - это соединение, при котором конец одного проводника соединяется с началом другого.

Ученик 2: Это соединение, когда один проводник следует за другим

Вывод: (особенность последовательного соединения - отсутствуют разветвления: «конец» первого провода соединен с «началом» второго и т.д.)

Хорошо. Теперь постараемся выяснить закономерности данного соединения. Эти законы вы получите сами, выполняя практическую работу. На партах у вас имеются все необходимое оборудование. Задания я вам дам на карточках. Внимательно прочитайте задания и приступайте к выполнению.

При работе будьте осторожны, соблюдайте все правила техники безопасности.

Будьте внимательны: собирая цепь, соблюдайте полярность.

(Ребята выполняют фронтальный эксперимент).

После окончания работы результаты записываем в таблицу на доске.

Задание для I группы. Изобразить схему двух последовательно соединенных резисторов, собрать ее и измерить силу тока на различных участках. Сделать вывод о силе тока при последовательном соединении проводников.

Задание для II группы. Изобразить схему двух последовательно соединенных резисторов и измерить напряжение на каждом резисторе и на двух вместе. Сделать вывод о напряжении при последовательном соединении проводников.

Задание для III группы. Изобразить схему двух последовательно соединенных резисторов и, измерив силу тока и напряжение, пользуясь законом Ома, определить сопротивление каждого резистора и сопротивление участка цепи, состоящего из двух резисторов. Сделать вывод о сопротивлении при последовательном соединении проводников.


Обсуждение результатов работы.

Учащиеся по завершению экспериментальной работы заполняют бланк ответов и на доске в обобщающую таблицу результатов вносят свои показания.

Величина   I, А I1 I2 U,В U1 U2 R1, Ом R2, Ом R, Ом
 
                   
                   
                   
Вывод I= I 1= I 2 U= U 1+ U 2 R= R 1+R 2

Б). Проверка результатов работы. Выводы работы.

Учитель обобщает результаты работы учащихся, их ответы при заполнении обобщающей таблицы и на доске в таблицу записывает математическую запись законов последовательного соединения проводников.

Iобщ = I1 = I2

Эту запись можно прочитать так:

Сила тока в различных последовательно соединенных участках цепи одинакова.

Это и есть первый закон последовательного соединения проводников.

Uобщ = U1 + U2

Запишем формулировку этого закона:

Полное напряжение в цепи при последовательном соединении равно сумме напряжений на отдельных участках цепи.

Это второй закон последовательного соединения проводников.

Выведем ещё один закон – это закон сопротивлений. Для этого применим второй закон последовательного соединения проводников и закон Ома для участка цепи.

Rобщ = R1 + R2

Мы получили третий закон последовательного соединения проводников – закон сопротивлений. Сформулируем его.

Общее сопротивление цепи при последовательном соединении проводников равно сумме сопротивлений отдельных проводников (или отдельных участков цепи).

Если имеем n – проводников с одинаковым сопротивлением R, т.е. R1 = R2 = R3, то получим

Rобщ = R1 n

Качественная оценка этой формулы состоит в следующем: при последовательном соединении проводников как бы увеличивается длина проводника, включенного в цепь, что приводит к увеличению сопротивления. Это хорошо видно из формулы зависимости сопротивления проводника от его размеров и материала, из которого он изготовлен. R = pl/S

Ответ на проблемный вопрос.

Почему, если отключить одну лампочку гирлянды, то и остальные лампочки отключатся. Как объяснить наблюдаемое явление с точки зрения физики?

Применение последовательного соединения проводников

Основным недостатком последовательного соединения проводников является то, что при выходе из строя одного из элементов соединения отключаются и остальные. Так, например, если перегорит одна из ламп елочной гирлянды, то погаснут и все другие. Указанный недостаток может обернуться и достоинством. Представьте себе, что некоторую цепь нужно защитить от перегрузки: при увеличении силы тока цепь должна автоматически отключаться. Как это сделать? (Например, использовать предохранитель).

4. Закрепление.

Решение задач.

1) Цепь состоит из двух последовательно соединённых проводников, сопротивление которых 4 и 6 Ом. Сила тока в цепи 0,2 А. Найдите напряжение на каждом из проводников и общее напряжение.

2)

Каково общее сопротивление в цепи, если сопротивление R1 = R2 = R3 = 10 Ом?

Какое значение силы тока показывает амперметр?

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП (3 минуты) Рефлексия учебной деятельности.

· Что изучали на уроке?

· Где применяется изученное?

· Как вы оцениваете свой труд на уроке?

ПЯТЫЙ ЭТАП (2 минуты) Постановка д/з.

Параграф 48, учить формулы, упр. 32 (2, 3). Записать пример 1 в тетрадь.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: