Тема: КЛЮЧЕВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВЕНСКОЙ КОНВЕНЦИИ О ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ СНОШЕНИЯХ 1961 г.




Лекция по дисциплине

«Дипломатическая и консульская служба»

Тема: КЛЮЧЕВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВЕНСКОЙ КОНВЕНЦИИ О ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ СНОШЕНИЯХ 1961 г.

Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. является основополагающим документом в дипломатической практике. Ее принятию предшествовал ряд важных событий, таких как:

А. 28 апре­ля - 4 июля 1958 г. в рамках работы Комиссии международного права ООН был разработан проект статей о дипломатических сно­шениях и дипломатическом иммунитете.

Б. 7 декабря 1959 г. была принята резолюция Генеральной Ассамб­леи ООН 1450 (XIV), на основе которой была созвана международная конференция по разработке важнейших направлений в области дипломатических сношений, установления и определения диплома­тического иммунитета. В данной резолюции содержался пункт о приглашении на конференцию лишь государств - членов ООН, специализированных учреждений ООН и участников Статута Международного суда. Таким образом, круг участников конференции был четко ограничен, хотя многие исследователи сходятся во мнении, что этот шаг нарушает основные принципы международного права. В советской историографии уделяется отдельное место такой дискриминационной политике. Таким образом, принять участие в конференции не смогли следующие социалистические страны: МНР, ГДР, КНДР и ДРВ.

В. 12 декабря 1960 г. была принята резолюция 1504 (XV) Генеральной Ассамблеи, которая поручила конференции рассмотреть проект статей о специальных миссиях с целью выработки соответствующей конвенции.

Отдавая дань историческим традициям, по приглашению Австрии, конференция открылась в Вене 2 марта и продолжала свою работу до 14 апреля 1961 г. В работе приняли участие представители 81 государства, включая делегацию Ватикана. Кроме того, присутствовал ряд наблюдателей от Международной организации труда (МОТ), Специализированного учреждения Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международной сельскохозяйственной организации, Международного агентства по атомной энергии и межправительственных организаций - Лиги арабских стран и Афро-Азиатского юридического комитета. Рабочим органом конференции стал общий комитет из представителей всех участников конференции, под началом которого были разработаны 53 статьи Конвенции.

Заключительные положения настоящей Конвенции были подписаны 18 апреля 1961 г. представителями около 40 государств, в том числе СССР и другими социалистическими странами. Преамбула Конвенции провозглашает, что «заключение международной конвенции о дипломатических сношениях, привилегиях и иммунитетах будет способствовать развитию дружественных отношений между государствами, независимо от различий в их государственном и общественном строе».

В статье 48 говорится: «Настоящая Конвенция открыта для подписания всеми государствами - членами Организации Объединенных Наций или специализированных учреждений, государствами, являющимися участниками Статута Международного Суда, а также любым другим государством, приглашенным Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций стать участником Конвенции: до 31 октября 1961 года - в Федеральном министерстве иностранных дел Австрии, а затем, до 31 марта 1962 года, - в Центральных Учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке».

Разработка данной Конвенции как международно-правового акта, призванного внести порядок в отрасль дипломатических сношений, была вызвана необходимостью:

· систематизировать международно-правовую специфику дипломатической деятельности;

· установить принципы внешнеполитических сношений между государствами;

· обозначить привилегии и иммунитеты для более эффективного функционирования дипломатических представительств;

· выработать и подтвердить существующую дипломатическую терминологию;

· способствовать развитию дружественных взаимоотношений между странами, соблюдая нормы международного права как основы такого сотрудничества;

· развивать дипломатические отношения как залог стабильности международных отношений и всеобъемлющей безопасности;

· определить нормы учреждения постоянных дипломатических представительств;

· выработать функции дипломатических представительств;

· обозначить классификацию и направления деятельности глав дипломатических представительств;

· установить порядок старшинства членов дипломатического персонала представительства;

· определить функции государства пребывания и аккредитующего государства;

· разработать необходимые меры для защиты помещений и средств передвижения сотрудников представительств;

· обозначить иммунитеты дипломатических агентов;

· установить нормативно-правовой механизм в случае разрыва дипломатических сношений между двумя государствами либо окончательного или временного отозвания представительства.

Отдельно стоит остановиться на разработанной терминологии в рамках данной Конвенции. В статье 1 приводимые ниже термины имеют следующее значение:

а) «глава представительства» есть лицо, на которое аккредитующим государством возложена обязанность действовать в этом качестве;

б) «сотрудниками представительства» являются глава и члены персонала представительства;

в) «членами персонала представительства» являются члены дипломатического, административно-технического и обслуживающего персонала представительства;

г) «членами дипломатического персонала» являются члены персонала представительства, имеющие дипломатический ранг;

д) «дипломатический агент» есть глава представительства или член дипломатического персонала представительства;

е) «членами административно-технического персонала» являются члены персонала представительства, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства;

ж) «членами обслуживающего персонала» являются члены персонала представительства, выполняющие обязанности по его обслуживанию;

з) «частный домашний работник» есть лицо, выполняющее обязанности домашнего работника у сотрудника представительства и не являющееся служащим аккредитующего государства;

и) «помещения представительства» означают здания или части зданий, используемые для целей представительства, включая резиденцию главы представительства и обслуживающий данное здание или часть здания земельный участок, кому бы ни принадлежало право собственности на них.

Статья 2 посвящена установлению дипломатических отношений между государствами; отмечается, что учреждение постоянных дипломатических представительств осуществляется по взаимному согласию.

В статье 3 уделено внимание функциям дипломатического представительства, а именно задачам:

а) представительства аккредитующего государства в государстве пребывания;

б) защиты в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом;

в) ведения переговоров с правительством государства пребывания;

г) выяснения всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщения о них правительству аккредитующего государства;

д) поощрения дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания, а также развития их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки.

В статье 4 изложен процессназначения главы представительства. Аккредитующее государство запрашивает у компетентных властей страны пребывания агреман (согласие) на назначение конкретного лица главой представительства в данном государстве. Отказ в агремане или отсутствие ответа на запрос препятствуют назначению лица главой представительства. Государство не обязано мотивировать свой отказ в агремане. По получении агремана лицо назначается главой представительства. Главе представительства выдается верительная грамота - документ, адресованный властям страны пребывания, в котором просят верить тому, что данное лицо будет излагать от имени этого государства. По прибытии в страну назначения глава представительства вручает свои верительные грамоты главе государства или министру иностранных дел (если глава представительства - поверенный в делах).

Статья 14 установила три класса глав представительств:

а) класс послов и нунциев, аккредитуемых при главах государств, а также других глав представительств эквивалентного ранга;

б) класс посланников и интернунциев, аккредитуемых при главах государств;

в) класс поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел.

Стоит отметить, что в современной практике существуют два вида дипломатических представительств: посольства и миссии. Большинство государств предпочитает обмениваться дипломатическими представительствами-посольствами. Посольство возглавляет чрезвычайный и полномочный посол, миссию - чрезвычайный и полномочный посланник либо поверенный в делах. Дипломатические отношения, как правило, устанавливаются на основании соглашения между соответствующими государствами.

Главы дипломатических представительств подразделяются на три класса: чрезвычайные и полномочные послы, аккредитуемые при главах государств; чрезвычайные и полномочные посланники, аккредитуемые при главах государств; поверенные в делах, аккредитуемые при министрах иностранных дел. От поверенного в делах следует отличать временного поверенного в делах -­­ лицо, временно исполняющее функции главы представительства любого класса во время его отсутствия (отпуска и т. д.).

Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. уделяет значительное внимание личности и иммунитетам дипломатического агента, в частности, в статье 31 говорится следующее:

1. Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. Он пользуется также иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции, кроме случаев:

а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории государства пребывания, если только дипломатический агент не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства;

б) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломатический агент выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;

в) исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатическим агентом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций.

2. Дипломатический агент не обязан давать показаний в качестве свидетеля.

3. Никакие исполнительные меры не могут приниматься в отношении дипломатического агента, за исключением случаев, описанных в пп. 1а, 1б, 1в настоящей статьи, и иначе как при условии, что соответствующие меры могут приниматься без нарушения неприкосновенности его личности или его резиденции.

4. Иммунитет дипломатического агента от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитующего государства.

Статья 34 данной Конвенции устанавливает, что дипломатический агент освобождается от всех налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных, за исключением:

а) косвенных налогов, которые обычно включаются в цену товаров или обслуживания;

б) сборов и налогов на частное недвижимое имущество, находящееся на территории государства пребывания, если дипломатичекий агент не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства;

в) налогов на наследство и пошлин на наследование, взимаемых государством пребывания, с изъятиями, предусмотренными в п. 4 статьи 39;

г) сборов и налогов на частный доход, источник которого находится в государстве пребывания, и налогов на капиталовложения в коммерческие предприятия в государстве пребывания;

д) сборов, взимаемых за конкретные виды обслуживания;

е) регистрационных, судебных и реестровых пошлин, ипотечных сборов и гербового сбора в отношении недвижимого имущества

Кроме того, в статье 36 отмечается следующее:

1. Помимо дополнительных привилегий и иммунитетов, которые могут быть предоставлены государством пребывания, дипломатический агент, являющийся гражданином государства пребывания или постоянно в нем проживающий, пользуется лишь иммунитетом от юрисдикции и неприкосновенностью в отношении официальных действий, совершенных им при выполнении своих функций.

2. Другие члены персонала представительства и домашние работники, которые являются гражданами государства пребывания или постоянно в нем проживают, пользуются привилегиями и иммунитетами только в той мере, в какой это допускает государство пребывания. Однако оно должно осуществлять свою юрисдикцию над этими лицами так, чтобы не вмешиваться ненадлежащим образом в осуществление функций представительства.

В статье 45 уделено внимание прецедентам, связанным с разрывом дипломатических сношений между двумя государствами либо окончательным или временным отозванием представительства:

а) государство пребывания должно, даже в случае вооруженного конфликта, уважать и охранять помещения представительства вместе с его имуществом и архивами;

б) аккредитующее государство может вверить охрану помещений своего представительства вместе с его имуществом и архивами третьему государству, приемлемому для государства пребывания;

в) аккредитующее государство может вверить защиту своих интересов и интересов своих граждан третьему государству, приемлемому для государства пребывания.

Безусловно, в современный период Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. остается одним из основных международных договоров, регламентирующих деятельность дипломатов. Она заложила фундамент для принятия таких документов, как Конвенция о консульских сношениях от 1963 г., Конвенция о специальных миссиях от 1969 г., Конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера от 1975 г. В настоящее время в ней участвуют 186 государств, в Факультативном протоколе о приобретении гражданства участвует 51 государство, об обязательном разрешении споров – 66 государств. В 2014 г. США заявили о выходе из Факультативного протокола об обязательном разрешении споров к Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. К тому же остается очевидным, что не все участники данной Конвенции руководствуются ее положениями в своей дипломатической практике.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие три класса глав представительств определены в настоящей Конвенции?

2. Какую роль сыграла Венская конвенция о дипломатических сношениях в развитии дипломатической службы?

3. Какие иммунитеты установлены данной Конвенцией для дипломатического агента?

4. Что такое дипломатические иммунитеты и привилегии и какая между ними разница?

5. На какие объекты распространяется неприкосновенность дипломатического представительства?

6. Какими привилегиями обладает дипломатическое представительство?

7. На какие категории делится персонал дипломатического представительства?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: