окзальные иски, бесчестье




Нокзальные иски (actiones noxales). Глава семьи (pater familias) имел право выдать потерпевшему подвластных ему лиц, причинивших ущерб. Но в связи с тем, что сыновья стали более или менее самостоятельными лицами, претор предписывал потерпевшему, которому сын был выдан, отпустить его после отработки суммы штрафа, который полагался бы по общим правилам за совершение сыном действия, если бы сын отвечал сам.

Бесчестье (infamia). Некоторые деликты, как отмечалось ранее, влекли за собой бесчестье. Для причинителя вреда бесчестье имело своим последствием ограничение правоспособности. Такое ограничение наступало или в силу закона, или по распоряжению высшего магистрата. После наложения бесчестья могли последовать: исключение из сената, потеря права быть избранным в магистрат. Бесчестье, наложенное цензором за неодобрительное поведение, влекло за собой те же последствия. В менее серьезных случаях, когда бесчестье налагалось претором, виновному лицу запрещалось ведение чужих судебных дел и назначение судебного представителя. В период империи «инфамированные» не могли занимать некоторые должности. Обязательства могли возникать и в силу действий, совершенных без умысла, по неосторожности. В этом случае говорят об «обязательствах как бы из правонарушений» (obligationes quasi ex dilicto). Здесь лицо несет ответственность в силу закона или эдикта. Отвечает тот, кто причинил вред по небрежности. Имеется в виду денежная ответственность. Сюда относятся:

а) ответственность судьи перед тяжущимися за небрежное исполнение своих обязанностей, за неправильное решение, вынесенное, например, вследствие неопытности, за ошибку при ведении процесса. Размер взыскания мог доходить даже до полной цены спора;

б) ответственность за выброшенное и вылитое (actio de effusis et deiectis). Если что-нибудь будет выброшено или вылито из окна помещения, жилища, квартиры в такое место, где ходит или проезжает публика, на улицу или площадь, то за вред, причиненный прохожим, отвечает хозяин помещения, дома, хотя бы он и не был непосредственным виновником (ущерб могли нанести обитатели дома, т. е. рабы, дети, гости). Ущерб мог быть причинен здоровью свободного человека или даже повлечь за собой его смерть. В последнем случае штраф по иску любого гражданина мог простираться до 50 тыс. сестерциев. Если свободному человеку причинены телесные повреждения, то, согласно Дигестам, «судья исчисляет плату врачу и прочие расходы, вызванные лечением, а равно заработок, который потерпевший потерял, но не производится оценки рубцов от ран и обезображения, так как свободное тело не подлежит оценке». Ответственность за поставленное и подвешенное (actio de positis et suspensis) означала, что если у дома что-либо поставлено или подвешено так, что оно может упасть, например вывеска, и причинить ущерб кому-либо, то к хозяину мог причинить иск любой, хотя бы вещь и не упала. Следовательно, ответственность наступала за самую возможность причинения ущерба. Наложенный по этому иску штраф до 10 тыс. сестерциев шел в пользу истца;

в) близко к этому квазиделикту стояло содержание диких животных в таком месте, где могли находиться люди. Если животное причинило смерть свободному, то налагался штраф до 200 тыс. сестерциев. Причинение телесного повреждения влекло за собой возмещение всех убытков. Причинение иного ущерба влекло за собой взыскание убытков в двойном размере;

г) ответственность хозяев кораблей (nautae), гостиниц (caupones), постоялых дворов (stabularh). Если на корабле, в гостинице, на постоялом дворе что-либо будет украдено у путешественника, то отвечают: капитан корабля (судохозяин), содержатель гостиницы, содержатель постоялого двора. Ответственность наступала и за повреждение вещей. Все эти лица отвечают в двойном размере за обман или воровство, совершенные их слугами в отношении проезжих. В основу этой ответственности было положено соображение, что хозяин должен быть осмотрительным в выборе своих служащих (culpa in eligendo).

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение консенсуальным контрактам и перечислите их.

2. Охарактеризуйте договоры купли-продажи, найма, поручения и товарищества.

3. В чем суть закона Аквилия?

4. Когда возникали безыменные контракты?

5. Назовите основные виды безыменных контрактов.

6. Что такое пакты?

7. Охарактеризуйте каждую из трех групп пактов: до­полнительные, преторские, императорские.

8. Что включалось в систему как бы договоров?

9. Какие условия были необходимы для возникновения обязательств при ведении чужих дел без поручения?

10. Какие обязанности возлагались на гестора?

11. Какие обязательства возникали при неосновательном обогащении одного лица за счет другого?

12. Дайте понятие деликта и охарактеризуйте элементы частного деликта?

13. Чем отличались обязательства из деликтов от дого­ворных обязательств?

14. Какие частные деликты закреплялись в римском праве и какие обязательства вытекали из них?

15. Назовите основные виды квазиделиктов и обязательства, порождаемые ими?

 

Наследственное право

План

1. Общая характеристика римского наследственного права

2. Наследование по закону

3. Завещание в римском праве

4. Легаты и федеокомиссы

5. Открытие и принятие наследства

1.Общая характеристика римского наследственного права

Наследование −это переход прав и обязанностей умершего физического лица к другим лицам. Наследование осуществляется в порядке универсального правопреемства, то есть наследник, принимая наследство, приобретает все права и обязанности наследодателя (или определенную наследственную долю, если наследников двое и более). Универсальное правопреемство отличается от так называемого сингулярного правопреемства, предоставляющего правопреемнику определенные права без обременения обязанностями.

В процессе наследования выделялось два этапа: открытие наследства (смерть наследодателя) и принятие наследства. Право собственности у наследника на наследуемое имущество возникало лишь после принятия наследства. Право на принятие наследства зависело от усмотрения наследника, за исключением наследников первой очереди по Законам XII таблиц, которые являлись «необходимыми наследниками» и обязаны были принять открывшееся в их пользу наследство, независимо от своей воли; отказ от принятия наследства в таком случае не допускался. Также необходимым наследником признавался раб, отпущенный наследодателем на свободу и назначенный наследником по завещанию.

Наследование в Древнем Риме было возможно по завещанию или по закону (если завещание не было составлено или признано недействительным либо наследник, указанный в завещании, не принял наследство).

Характерной особенностью римского наследственного права была недопустимость сочетания двух названных оснований при наследовании после одного и того же лица, то есть было недопустимо, чтобы одна часть наследства перешла к наследнику (наследникам) по завещанию, а другая часть того же наследства −к наследнику (наследникам) по закону.

Наследование по завещанию, требовавшее в ранний период соблюдения ряда формальностей, в дальнейшем заметно упростилось (претор стал признавать и обеспечивать исковой защитой даже завещания, составленные в более простой форме, чем теоретически требовалось).

В дальнейшем две системы наследования по римскому праву - цивильная и преторская −стали постепенно сближаться. Окончательно новые принципы наследования были установлены лишь новеллами знаменитого византийского императора Юстиниана.

 

Наследование по закону

Древнейшая известная нам римская система наследования по закону (ab intestato) относится к эпохе Законов XII таблиц и исходит из приоритета агнатского родства принципа общности семейного имущества. Законодательно устанавливались три очереди наследования.

Первоочередными наследниками Законы XII таблиц признают непосредственных подвластных наследодателя (прежде всего дети, внуки от ранее умерших детей, не вышедшие из-под власти домовладыки к моменту смерти последнего). Эти наследники получали независимо от воли принять его, то есть являлись «необходимыми наследниками»[28].

Если после наследодателя не оставалось «необходимых наследников», к наследству призывался ближайший агнатский родственник умершего. Он мог не принимать наследство, в таком случае наследуемое имущество становилось выморочным, преемство правомочий наследника не допускалось. Таким образом, действовал принцип однократности призвания к наследству.

Только если после наследодателя совсем не оставалось агнатских родственников, к наследованию призывались члены одного с ним рода (gentiles), то есть когнатские родственники (являвшиеся лишь наследниками третьей очереди).

По мере разложения патриархальной семьи система наследования на основании агнатского родства теряла свою актуальность и значимость. Преторский эдикт придал большее значение когнатскому родству. В первую очередь наследников претор поставил детей наследодателя (liberi), в отличие от норм Законов XII таблиц, в их число были также включены эмансипированные дети умершего лица. Вторую очередь наследников составили legitimi, то есть лица, имеющие право наследования после умершего по Законам XII таблиц (агнатские родственники наследодателя).

Третью очередь наследников образовали кровные (когнатские) родственники наследодателя, вплоть до шестого колена. Лишь в четвертой очереди наследования стоял переживший наследодателя супруг.

Принцип однократности призвания к наследству утратил свою силу, то есть наследство могло открываться не один раз, иными словами, если наследники первой очереди не принимали наследство, то оно открывалось для наследников второй очереди, а не становилось автоматически выморочным, как ранее. Постепенно преторское наследование вытеснило наследование, основанное на нормах Законов XII таблиц, (цивильное наследование).

Последнее изменение условий римского наследования по закону относится к Юстиниановому праву и содержится в новеллах Юстиниана. Им была установлена несколько обновленная очередность наследования по закону.

Первую очередь наследников составили нисходящие родственники наследодателя (сыновья и дочери, внуки и т.д.). Между нисходящими родственниками одной степени родства (например, между всеми сыновьями и дочерьми наследодателя) наследство при наследовании по закону делилось поровну. К наследству в первоочередном порядке призывались нисходящие родственники более близкого к наследодателю родства (например, если у наследодателя были дети и они не отказывались от наследства, внуки к наследованию уже не призывались). Эти правила распространялись и при наследовании наследниками других очередей наследования.

Вторую очередь наследования в Юстиниановом праве составляли восходящие родственники наследодателя (родители наследодателя, его бабушки, дедушки и т.д.).

Третью очередь наследования составляли братья и сестры наследодателя.

Четвертую очередь наследования образовывали все остальные кровные (когнатские) родственники наследодателя (без учета степени родства).

Как и прежде, лишь в последнюю очередь к наследованию призывался переживший наследодателя супруг. Однако при этом пережившая мужа вдова получала право на необходимое наследование в размере одной четверти от наследства; если наследников было более трех, то наследственная доля вдовы равнялась их долям.

Наследственное право в Древнем Риме развивалось в соответствии с социально-экономическими реалиями. Так, в древнереспубликанский период наследование основывалось исключительно на агнатском родстве. Когнатское родство получило признание только в преторском праве и окончательно восторжествовало лишь в императорском законодательстве. Изначально когнатский родственник умершего мог быть его правопреемником в порядке наследования лишь при условии отсутствия конкуренции со стороны агнатских родственников наследодателя. В период принципата претор стал обеспечивать обладание правом на наследство новыми наследниками (по когнатскому родству). Не имея полномочий на отмену норм цивильного права, претор лишь защищал владение наследуемым имуществом когнатскими наследниками, у которых вследствие этого фактически возникала бонитарная собственность на наследство.

 

Завещание в римском праве

Завещанием (testamentum) в римском праве называлось распоряжение физического лица на случай своей смерти, в обязательном порядке содержащее назначение наследника. Если наследник не назначался, такой документ не мог быть признан завещанием, не нес соответствующих правовых последствий. Кроме назначения наследника, завещание могло содержать легаты, назначение опекуна малолетним наследникам наследодателя. Завещание является односторонней сделкой, совершаемой по усмотрению наследодателя. Принятие наследства является отдельным от составления завещания правовым актом.

Для совершения завещания требовалось специальное качество физического лица −активная завещательная способность (testamentifactio activa), которой не обладали недееспособные лица, лица, осужденные за порочащие преступления (подвергнутые infamia), некоторые другие категории физических лиц.

Для назначения лица наследником последнее должно было, в свою очередь, обладать пассивной завещательной способностью (testamentifactio passive). Такого правового качества личности не было, в частности, у детей государственных преступников, поначалу не признавались в этом качестве постумы, то есть дети, уже зачатые, но еще не родившиеся к моменту смерти наследодателя. При этом лицо, хоть и обладавшее testamentifactio passiva, в силу закона могло быть ограничено в правах на получение наследства. Например, законом Августа о борьбе с безбрачием и бездетностью было установлено, что не состоящие в браке мужчины и женщины, достигшие брачного возраста (25−60 лет для мужчин, 20−50 лет для женщин), могут получить наследство только после ближайших родственников.

Форма завещания, чрезвычайно громоздкая в древнейший период, постепенно упрощалась (требовалось присутствие семи свидетелей, письменная форма не была обязательным условием совершения завещания). Наряду с совершаемыми таким образом частными завещаниями в Древнем Риме существовали также публичные завещания с участием государственных органов:

1. Путем занесения завещания в протокол суда или определенного магистрата.

2. Путем передачи в императорскую канцелярию письменного завещания на хранение.

В древнейшую эпоху воля завещателя ничем не ограничивалась, однако в дальнейшем постепенно стали появляться ограничения завещательной свободы лица. По цивильному праву завещатель не мог обходить своих подвластных молчанием: в завещании он обязан был назначить их наследниками или прямо лишить их наследства, причем не мотивируя причины такого своего решения. Подвластные сыновья наследодателя при отказе им в наследстве должны были быть перечислены поименно, дочерей в таком случае можно было не называть отдельно по имени. Нарушение указанного порядка в отношении сына, являющегося потенциальным наследником, влекло за собой ничтожность соответствующего завещания и открытие наследства по закону. При несоблюдении указанных правил в отношении других подвластных наследодателя завещание сохраняло силу, но неправильно обойденные молчанием в завещании лица участвовали в наследовании наряду с наследниками, назначенными наследодателем в завещании.

В ходе исторического развития древнеримского социального порядка, помимо обязательного указания на обязательных наследников в тексте завещания, практикой центумвиральных судов (разбиравших споры, связанные с наследованием) был установлен обязательный минимум доли в наследстве для ближайших родственников наследодателя. Это право стало защищаться особым иском guerela inofficiosi testament, в случае обоснованности указанного иска суд при разрешении соответствующего дела использовал правовую фикцию о том, что завещатель в момент завещания был умственно неполноценен, в силу чего завещание следует признать недействительным (полностью или в определённой доле, с тем чтобы обязательные наследники получили свою долю в наследстве умершего). Претором было признано также право на обязательную долю в наследстве за эмансипированными детьми наследодателя. В классический период данное право было распространено также на нисходящих и восходящих родственников наследодателя в безусловном порядке, а также на его братьев и сестер при условии назначения наследником по завещанию опороченного лица. Размер обязательной доли в наследстве по общему праву составлял четверть от той доли, которую получил бы соответствующий наследник при наследовании по закону в установленном порядке. При этом завещание могло сохранить долю и без учета обязательной доли наследника, если таковая была предусмотрена по уважительной причине. В классический период причина признавалась уважительной по усмотрению суда, в Юстиниановом праве по этому поводу существовал специальный исчерпывающий перечень. Если завещатель лишь частично лишал своего наследника обязательной доли, соответствующему заинтересованному лицу предоставлялся специальный иск «о дополнении законной доли».

Наследник должен быть определенным образом быть указан в завещании, ни у кого не может складываться сомнений относительно определенности личности (persona certa) наследника. К числу наследников первоначально не могли относиться постумы, юридические лица. В императорский период назначение в завещании наследниками и тех и других было разрешено. Назначение наследника под условием допускалось только в том случае, если это условие носило отлагательный и бессрочный характер. Например, назначение как бы запасного наследника на случай, если назначенный на первом месте наследник по тем или иным причинам не сможет или не захочет принять наследство (так называемое «подназначение наследника» по завещанию).

 

Легаты и фидеикомиссы

Легат (завещательный отказ)−распоряжение наследодателя, содержащееся в завещании, предоставляющее определенному лицу (легатарию) право или иную выгоду за счет наследственного имущества. Легат по своей природе несет сингулярный характер правопреемства, то есть легатарий (лицо, в чью пользу назначен легат) является преемником наследодателя только в отдельном праве, а не в определенной доле наследства, соответственно легатарий по общему правилу не несет ответственности по обязательствам наследодателя.

Поскольку легат можно было оставить только в завещании, нельзя было возложить легаты на наследников по закону (ab intestato).

Легаты по своему правовому статусу делились на легаты per vindicationem и легаты per damnationem. С помощью легата per vindicationem легатарий получал право собственности на конкретную вещь наследодателя (это его право в полной мере обеспечивалось виндикационным иском). Легат per damnationem назначался в форме «heres damnas esto dare» («пусть наследник будет обязан передать то-то такому-то»). По этому легату легатарию предоставлялось только обязательственное право требования исполнения воли завещателя в части предоставления данного легата.

В процессе приобретения легатарием его права выделялись два момента: dies legati cedens (момент смерти наследодателя либо наступления иных условий, указанных в легате, уже после смерти наследодателя) и dies legati veniens (момент вступления наследника по завещанию, которым предоставлен легат, в наследство). Значение момента dies legati cedens заключалось в том, что если легатарий переживал его, то принадлежащее ему право на получение легата само становилось способным переходить по наследству, к наследникам легатария (по закону либо по завещанию). После момента вступления наследника в наследство (dies legati veniens) легатарий получал право требовать осуществления своего права на легат.

В интересах наследников римским правом были установлены определенные ограничения легатов. Первоначально их размер был ограничен 1000 ассами, кроме того, было установлено, что ни один легатарий не может получить больше, чем наследник. Этих мер оказалось недостаточно, поэтому законом Фальцидия (I в. до н. э.) были установлены новые ограничения в области предоставления легатов: не могло быть выдано наследникам в качестве легатов более трех четвертей от всего наследства (совокупной наследственной массы). Четверть наследства (оставшаяся после погашения долгов наследодателя) должна была в любом случае поступить в собственность наследника по завещанию (так называемая Фальцидиева четверть).

Фидеикомисс −распоряжение, даваемое наследодателем на случай смерти без соблюдения формы цивильного завещания (распоряжение на случай смерти, не содержащее в себе назначения наследника или направленное к наследнику по закону). Так как в доклассический период такого рода распоряжения физических лиц не обеспечивались исковой защитой, их исполнение зависело лишь от совести наследника, то и сам фидеикомисс являлся скорее моральным, чем правовым институтом; отсюда и само название фидеикомисса, переводимое с латыни как «порученный совести».

Позже фидеикомиссы, снабженные исковой защитой, по своему правовому положению фактически слились с легатами, что было окончательно закреплено новеллами Юстиниана.

 

Открытие и принятие наследства

Открытие наследства происходит в момент смерти наследодателя. После открытия наследства определяется круг лиц, призываемых к наследству.

В архаичный период юридически положение открытого, но не принятого наследства (hereditas iacens−«лежачее наследство») приравнивалось к положению бесхозного имущества (res nullius). И хотя к нему не применялось правило о допустимости свободного захвата бесхозных вещей, любое лицо, захватив вещь из открытого наследства и провладев ею в течение одного года, становилось ее собственником. В классический период лежачее наследство до принятия его наследником все же стали числить как бы за умершим. Подобная конструкция с использованием правовой фикции, в отличие от понимания лежачего наследства лишь как бесхозного имущества, позволила бороться с разного рода посягательствами на лежачее наследство.

Наследник вступал в наследство либо прямым выражением своей воли, строго формальным по нормам цивильного права, либо не таким формальным в преторском и позднейшем Юстиниановом праве, либо своим поведением в качестве наследника (например, оплата долгов наследодателя). При принятии наследства наследник в силу универсального характера наследственного правопреемства принимал не только активы наследодателя, но и все его долги и прочие обязательства (кроме обязательств сугубо личного характера, прекратившихся со смертью наследодателя). При этом по обязательствам наследодателя наследник отвечает в полной мере, избежать этой ответственности возможно лишь отказавшись от наследства в целом.

В Юстиниановом праве была установлена особая льгота (beneficium inventarii), по которой наследник отвечал по долгам наследодателя лишь в размерах активов наследства. Для использования этой льготы опись и оценка (при участии заинтересованных лиц, нотариуса и оценщика) наследства должны быть составлены в течение 3х месяцев с того момента, как наследник узнал об открытии наследства в его пользу.

Вступление в наследство автоматически погашало взаимные обязательства наследника и наследодателя.

При непризнании кем-либо из должников наследодателя прав, переходящих по наследству, наследник имел право на те же иски, что и сам наследодатель.

Если право наследника не признавалось, ему предоставлялся особый цивильный иск об истребовании наследства (hereditatis petitio), по своим последствиям аналогичный виндикационному иску собственника вещи. Преторский наследник получал для своей правовой защиты особый интердикт guorum bonorum, с его помощью он мог получить владение наследуемыми вещами.

Если наследство не принято ни одним наследником как по завещанию, так и по закону, оно становилось выморочным. В древнейшем праве такое имущество считалось ничьим, бесхозным, то есть могло быть свободно захвачено (оккупировано) любым лицом. Со времени принципата такое имущество стало передаваться государству. В период абсолютной монархии церкви муниципальным сенатам было предоставлено преимущественное право на получение выморочного наследства лиц, к ним принадлежащих (в частности, церкви после священнослужителей).

Вопросы для самоконтроля

1. Чем можно объяснить, что в древнейший период рим­ского государства преобладало наследование по закону, а не по завещанию?

2. Какое родство — агнатическое или когнатическое доминировало в регулировании наследственных отношений по закону в эпоху классического римского права?

3. Как определялся размер наследственной доли для каждого из законных наследников?

4. Что означает право представления в наследовании по закону?

5. Назовите основные условия действительности завеща­ния в римском праве.

6. Как определялся размер наследственной доли в заве­щании?

7. В чем сущность правила обязательной доли в наследо­вании по завещанию?

8. Какое преемство — универсальное или сингулярное создает легат?

9. На каком основании наследники делились на обязатель­ных и добровольных?

10. Что такое лежачее наследство и выморочное наследство?

11. Дайте определение завещанию.

12. Какие условия требовались для юридической силы завещания?

13. Что такое активная и пассивная завещательная спо­собность?

14. Охарактеризуйте свободу завещательного распоря­жения и обязательную долю.

15. Когда завещание утрачивало юридическую силу?

16. Назовите очереди наследников и порядок законного наследования по цивильному праву, по преторскому праву и по праву Юстиниана.

17. Что означало открытие наследства для обязатель­ных и добровольных наследников?

18. Охарактеризуйте способы и сроки принятия наследства.

19. Дайте характеристику легату и фидеикомиссу.

20. Каковы последствия принятия наследства?

21. Как осуществлялась защита прав наследников?

Заключение

Римское право занимает в истории человечества совершенно исключительное место: оно пережило создавший его народ и дважды покорило себе мир. Зародилось оно в далекой глубине времени — тогда, когда Рим представлял еще едва заметное пятно на территории земного шара, маленькую общину среди многих других подобных же общин средней Италии. Как и весь примитивный уклад жизни этой общины, римское право являло собою тогда несложную, во многом архаическую систему, проникнутую патриархальным и узконациональным характером. И если бы оно осталось на этой стадии, оно, конечно, было бы давным-давно затеряно в архивах истории. Но судьба вела Рим к иному будущему. Борясь за свое существование, маленькая civitas Roma постепенно растет, поглощая в себя другие соседние civitates, и крепнет в своей внутренней организации. Чем далее, тем все более и более расширяется ее территория, распространяется на всю Италию, захватывает близлежащие острова, перебрасывается на все побережье Средиземного моря, — и на сцене истории появляется огромное государство, объединяющее под своей властью почти весь тогдашний культурный мир; Рим стал синонимом мира. Вместе с тем Рим изменяется и внутренне: старый патриархальный строй рушится, примитивное натуральное хозяйство заменяется сложными экономическими отношениями, унаследованные от древности социальныеперегородки стесняют. Новая жизнь требует наивысшего напряжения всех сил, всех способностей каждого отдельного индивида. В соответствии с этимримское право меняет свой характер, перестраиваясь по началам индивидуализма: свобода личности, свобода договоров и завещаний делаются его краеугольными камнями. Отношения военные и политические приводят Рим и к отношениям экономическим. Между тем, еще задолго до появления Рима на сцене всемирной истории, на побережье Средиземного моря шел оживленный международный торговый обмен: Египет, Финикия, Греция, Карфаген давно уже находились друг с другом в постоянных торговых отношениях. Рим неизбежно втягивался в этот международный оборот, и по мере того, как он делался центром политической жизни мира, он становился также центром мирового торгового оборота. На его территории непрерывно завязывались бесконечные деловые отношения, в которых принимали участие торговцы разных национальностей; римские магистраты должны были разбирать споры, возникающие из этих отношений, должны были вырабатывать нормы для разрешения этих споров. Старое римское национальное право для этой цели не годилось; необходимо было новое право, которое было бы свободно от всяких местных и национальных особенностей, которое могло бы одинаково удовлетворить римлянина и грека, египтянина и галла. Нужно было не какое-либо национальное право, а право всемирное, универсальное. И римское право проникается этим началом универсальности; оно впитывает в себя те обычаи международного оборота, которые до него веками вырабатывались в международных сношениях; оно придает им юридическуюясность и прочность. Так возникало то римское право, которое стало затем общим правом всего античного мира. По существу творцом этого права был, таким образом, весь мир; Рим же явился лишь тем лаборантом, который переработал рассеянные обычаи международного оборота и слил их в единое, поразительное по своей стройности целое. Универсализм и индивидуальность — основные начала этого целого. Мастерски разработанное в деталях беспримерной юриспруденциейклассического периода, римское право нашло себе затем окончательное завершение в знаменитом своде — Corpus Juris Civilis императора Юстиниана и в таком виде было завещано новому миру. Железный колосс, державший в своих руках судьбы мира, дряхлел: разнообразные народности, входившие в состав всемирного римского государства, тянулись в разные стороны; с границ напирали варвары - новые претенденты на активное участие в мировой истории. Наступил момент, они хлынули могучими потоками и затопили весь античный мир. Настала беспокойная эпоха великого переселения народов, и кажется, что вся богатая культура древности погибла навсегда, что порвались все связи между старым и новым, что история вовсе зачеркивает страницы прошлого и начинает писать все заново. Но это "кажется" — обманчиво. На некоторое время, действительно, ход человеческого культурного развития как будто приостанавливается; влившийся большой массой новый человеческий материал нуждается в предварительной обработке. Несколько веков проходит в беспрерывных передвижениях новых народов, в их взаимных столкновениях; пришельцы еще не могут освоиться на новых местах, двигаются, устраиваются. Много ценного, конечно, погибает при этом из античной культуры, но не все. Мало-помалу беспокойный период переселения и устроения проходит. Новые народы начинают вести более или менее спокойную жизнь, развиваются, и еще через несколько столетий наступает момент, когда все, что было продумано и создано античным гением, делается понятным и ценным его наследникам. Наступает одно за другим возрождение античного права, античной культуры, античного искусства. Естественное экономическое развитие новых народов приводит их также мало-помалу к международным торговым отношениям. Снова, как в старом мире, на почве международного обмена сходятся друг с другом представители разных национальностей, и снова для регулирования этого обмена возникает нужда в едином общем праве, праве универсальном. Снова экономический прогресс требует освобождения личности от всяких феодальных, общинных и патриархальных пут, требует предоставления индивиду свободы деятельности, свободы самоопределения. И наследники вспоминают о заброшенном ими завещании античного мира, о римском праве и находят в нем как раз то, что было нужно. Римское право делается предметом изучения: оно начинает применяться в судах; оно переходит в местное и национальное законодательство, совершается то, что носит название рецепции римского права. Во многих местах Corpus Juris Civilis Юстиниана делается прямо законом. Римское право воскресло для новой жизни и во второй раз объединило мир. Все правовое развитие Западной Европы идет под знаком римского права вплоть до настоящего времени: лишь со времени вступления в действие нового общегерманского гражданского уложения — лишь с 1 января 1900 г. исчезло формальное действие Юстиниановского Свода в тех частях Германии, в которых оно еще сохранялось. Но материальное действие его не исчезло и теперь: все самое ценное из него перелито в параграфы и статьи современных кодексов и действует под именем этих последних. Римское право определило не только практику, но и теорию. Непрерывное многовековое изучение римского права, в особенности остатков римской юридической литературы, формировало юридическое мышление Западной Европы и создавало сильный класс юристов, руководителей и деятельных помощников во всякой законодательной работе. Объединяя Европу на практике, римское право объединяло ее и в теоретических исканиях: юриспруденция французская работала все время рука об руку с юриспруденцией немецкой или итальянской, говорила с ней на одном и том же языке, искала разрешения одних и тех же проблем. Так возникала на почве римского права дружная общая работа всей европейской юриспруденции, продолжавшая работу мыслителей античного мира: факел, зажженный каким-либо римским Юлианом или Папиньяном, через бесконечную цепь сменявшихся рук дошел до современных ученых всех наций. Такова историческая судьба римского права. Явившись синтезом всего юридического творчества античного мира, оно легло затем в качествефундамента для правового развития новых народов, и в качестве такогофундамента, общего для всех народов Западной Европы, оно изучаетсяповсеместно — в Германии, Франции, Италии, Англии и т. д. Явившись базисом, на котором веками формировалась юридическая мысль, оно изучается и теперь, как теория гражданского права, как правовая система, в которой основные юридические институты и понятия нашли себе наиболее чистое от всяких случайных и национальных окрасок выражение. Недаром в прежнее время оно считалось за самый писаный разум, за ratio scripta.

Вопросы для повторения

1. Значение римского права в истории человечества.

2. В чем состояло своеобразие римских исков?

3. Право собственности в Древнем Риме.

4. Основания классификации возникновения обязательств в римском праве.

5. Полная правоспособность в Древнем Риме.

6. Отличие деликтных обязательств от договоров в Древнем Риме.

7. Содержание права собственности в римском праве.

8. Эмансипация подвластного в Древнем Риме.

9. Сервитутное право в Древнем Риме.

10. Различие между частным и публичным правом в Древ­нем Риме.

11. Статусы лиц в Древнем Риме.

12. Безымянные контракты в Древнем Риме.

13. Вещи, изъятые из коммерческого оборота в Древнем Риме.

14. Утрата права собственности в Древнем Риме.

15. Какие договоры относились к "литеральным" в Древ­нем Риме?

16. Существовало ли в римском праве понятие юриди­ческого лица?

17. Каким основным иском защищалось право собствен­ности в Древнем Риме?

18. Ответственность за нарушение договорных обяза­тельств в римском частном праве.

19. Какой смысл вкладывали римские юристы в выраже­ние jus civile?

20. Что включали в себя Дигесты, или Пандекты, входя­щие в Кодификацию Юстиниана?

21. Семейное право в Древнем Риме.

22. Прекращение сервитутного права в Древнем Риме.

23. Исковая давность в римском праве.

24. Способы приобретения права собственности в Древ­нем Риме.

25. Что понимали под односторонним договором в Древ­нем Риме?

26. Обычное право как древнейшая форма образования римского права.

27. Когнатское родство в Древнем Риме.

28. Что понимали римляне под термином "вещь"?

29. Что такое "пекулий" и каковы юридические послед­ствия, с



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: