II. Возникновение школы скептицизма.




Эллинистическая философия: основные школы

Эпикурейская школа античной философии

I. Общая характеристика эпикуреизма

1.Учение Эпикура и его последователей ‑ продолжение атомистической традиции древнегреческой философии. Эпикуреизм стал основанием древнеримского атомизма (Тит Лукреций Кар ‑ поэма «О природе вещей»).

2. Учение Эпикура ‑ целостное нравственно-поведенческое учение (так называемый эпикуреизм) ‑ вариант этического гедонизма, т.е. нравственного учения, утверждающего стремление человека к счастью и благополучию, в основании которого лежит чувство удовольствия. Учение Эпикура проникало в идейные споры последующих веков в некотором огрубленном изложении и выражении. Эпикурейцами нередко объявляли людей, ставящих плотские удовольствия превыше всего. Такой образ эпикуреизма не согласуется с этическим наследием исторического Эпикура, великого греческого философа.

Тит Лукреций Кар развивал эпикуреизм в двух его ипостасях — в виде атомизма и нравственного учения. У Эпикура были последователи в эпоху Возрождения. В XVII в. его учение развивал французский философ Пьер Гассенди.

II. Эпикур.

Эпикур (Афинский) – 342-271 гг. до н.э. – младший современник Платона и Аристотеля.

Основной смысл учения Эпикура:

1) реальность вполне проницаема для человеческого разума и поддается осмыслению;

2) в реальности есть место для счастья;

3) счастье — это вытеснение страдания и беспокойства;

4) для достижения счастья и покоя человек не нуждается ни в чем, кроме себя самого;

5) для этого также излишни государства, институты, знатность, богатство, и даже боги; человек автономен.

В таком понимании человека и реальности все люди выступали равными, т.к. все одинаково жаждут духовного мира и покоя, все имеют на то право, и, если хотят, то вполне могут достичь его.

III. Этапы эпикурейской философии.

1. Эпикур и его ближайшие ученики – IV-III вв. до н.э. – ранний эпикуреизм.

2. Средний эпикуреизм – Филодем (I в. до н.э.).

3. Поздний эпикуреизмЛукреций Кар (Iв. до н.э., но по типу философии – уже, скорее, позднейший эпикуреизм).

IV. Онтология и гносеология (физика и логика) Эпикура

Эпикур принимает деление философии на три части: логику, физику и этику. Первая изучает каноны, согласно которым мы познаем истину, вторая — строение реальности, третья — цель человека, счастье и способы его достижения.

Эпикур принимает атомизм Демокрита, дополняя и видоизменяя некоторые его положения.

1) К свойствам атома, обрисованным Демокритом, Эпикур прибавил вес атома ‑ вес тел связан с весом атомов.

2) Бесконечное разнообразие форматомов; атомыдвижутсянепрерывно.

3 ) Бесконечность миров – «как похожие на этот [наш мир], так и не похожие».

4) Учение о свойствах тел: свойства присущи телу, но вместе с тем тело не есть простая, механическая совокупность свойств; тело обладает свойствами, но тело не есть непосредственно его свойства, а свойства не суть непосредственно тело.

5) Учение о чувственном восприятии ‑ развивает концепцию Демокрита об идолах (эйдолах), или невидимых глазу (бесконечно малы) истечениях, исходящих от тела (образы), повторяющие очертания тел, могут проникать "сквозь" воздух; имеют тонкость, быстроту мысли.

В познании истины, по Эпикуру, первенство принадлежит чувствам (эпикурейский «сенсуализм»). Разум играет роль критерия, но не в познании, а в организации чувства удовольствия.

6) Допущение большей свободы в движении атомов: атомы "трясутся во всех направлениях ‑ необходимость соседствует со случайностью. Отсюда – объяснение свободы индивида.

7) Боги существуют, но они ‑ иные, чем люди, существа, не вмешивающиеся в человеческую жизнь. Боги ‑ осуществленный идеал человеческой жизни.

VI. Этика Эпикура.

Начало и конец счастливой жизни, утверждает Эпикур, ‑ у довольствие. Удовольствие – это ощущение, сообразное с природой:

1) у довольствие есть цель для всего живого ‑ в нас как бы присутствует врожденное качество – стремление к удовольствию и отвращение от другого, страдания.

2) исходный материал – это чувственное наслаждение.

Наиболее общими, необходимыми и основными являются желудочные ощущения.

Истинное удовольствие‑ "отсутствие телесного страдания". Следовательно, нравственной жизнью управляет не удовольствие как таковое, но разум, отделяющий удовольствия, не несущие страданий и возмущений, от тех, что несут наслаждения поначалу и — страдания впоследствии.

3) Типы удовольствия:

а) естественные и необходимые удовольствия: чувство сытости, удовлетворение жажды, удовольствие отдыха от усталости. Эти удовольствия имеют естественный предел: как только устранено страдание, желание затухает.

б) естественные, но не необходимые ‑ удовольствия от изысканных пищи и напитков, элегантная одежда и т.п. Не имеют естественного предела (не связаны с телесным страданием), могут спровоцировать заметный ущерб.

в) удовольствия не естественные и не необходимые – все формы человеческого тщеславия, суетные желания роскоши, власти, славы; не связаны с телесными страданиями, подвергают душу опасным волнениям.

Объективно достижимыми и несущими удовлетворение являются удовольствия первого типа, удовольствия второго типа необходимо ограничивать; удовольствия третьего типа ‑ всячески избегать.

Это, по сути, ‑ вариант аскетизма: Такая позиция Эпикура могла бы быть без особого преувеличения названа аскетической: основное наслаждение, которое допустимо, ‑ от умеренного здорового питания и в размерах, чтобы уничтожить страдания. Лишение страданий есть уже само по себе наслаждение (наслаждение только на хлебе и воде).

4) О смерти. Поскольку человек — это душевный состав в составе телесном, то смерть ничто иное как распад этих соединений; причем, распыляясь повсюду, сознание и чувственность утрачиваются, от человека не остается ничего. Эпикур: "...самое страшное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем". Точка зрения Эпикура – это попытка естественного объяснения смерти, которая вместе с тем заключает в себе нравственное содержание, определенный момент мудрости, успокоения.

5) Духовное удовольствие выше телесных, т.к. на тело действуют лишь настоящиеудовольствия и страдания, на душу — и будущие, и прошедшие. Сосредоточие на высших духовных ценностях (философия помогает!) – это закон человеческого счастья.

6) Дружба ‑ самая симпатичная добродетель. Это ‑ возвышенное полезное, где человек может найти другое «Я». «Блаженнее давать, нежели принимать».

VII. Заключение.

Эпикурейская школа имеет нравственный характер. Это – союз едином («Сад Эпикура»). В течение шести веков (до торжества христианства) эта школа сохраняла свои традиции: культ памяти учителя, правило веры и правило жизни, самовоспитание, идеал нравственного общения (дружбы).

Но мудрость, проповедуемая Эпикуром – это философия безмятежного, безбоязненного, по возможности безболезненного и мирного конца, без всякой верыв будущее и без страха пред будущим.

Скептицизм

I. Древнее происхождение скептицизма: скептицизм присутствует в античной духовной культуре (от Гомера). В конце концов появился скептицизм в виде отдельной школы, которая просуществовал несколько столетий, сыграв колоссальную роль и став неотъемлемой частью духовной культуры человечества.

II. Возникновение школы скептицизма.

1.Пиррон (360-270 гг до н.э.).

Учение Пиррона сводится к следующим положениям:

‑всё течет, всё изменяется (разделяет учение Гераклита),

‑ поэтому невозможно вообще ничего доказать;

‑ невозможно исходить из истинного предположения;

‑ невозможность доверия и убедительности;

‑невозможность критерия истины, причины, движения, изучения, возникновения и добра, и зла от природы.

Подлинные знания принадлежат богам.

Этические выводы: «воздержание » от всякого суждения (раз мы ничего не знаем); «безразличие » ‑ поступать так, как принято в стране согласно ее нравам и обычаям, ее законам. Душевные состояния настоящего мудреца – атараксия («невозмутимость») и апатия (бесчувствие, бесстрастие), которые вместе дают блаженство.

2.Тимон (325-235 гг до н.э.) Флиунсткий (Флиунт – город) знаменит вопросами и ответами на них, в которых суть скептицизма:

‑ В каком виде существуют вещи? – Вещи неразличимы и неустойчивы.

‑ Как мы должны относиться к вещам? – Мы не можем доверять ни нашим восприятиям вещей, ни нашим представлениям о них, ибо и то, и другое из-за непостоянства вещей не является ни истинным, ни ложным.

‑ Какое отсюда вытекает поведение? ‑ Мы не можем ничего решать о вещах, ничего высказывать о них и должны иметь полную свободу своих суждений, из которых вытекает непоколебимость нашего духа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: