университет водных коммуникаций, 2007




 


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

1. Цены в рыночной экономике 6

1.1. Система цен. Функции цены 6

1.2. Виды и индексы цен 9

1.3. Классификация и общая характеристика транспортных тарифов 13

1.4. Ценообразование в условиях рынка 27

1.5. Ценообразование на различных типах рынков 34

2. Издержки и прибыль 40

2.1. Классификация издержек 40

2.2. Выбор рациональных объемов производства 44

2.3. Определение объемов выпуска максимизирующих прибыль 47

2.4. Условия безубыточности и заданного уровня прибыли 52

3. Ценовая политика и ценовые стратегии 56

3.1. Разработка ценовой политики фирмы 56

3.2. Стратегия и тактика ценообразования 62

3.3. Выбор типа ценовой стратегии 69

4. Методы ценообразования на транспорте 80

4.1. Методы ценообразования с ориентацией на затраты 80

4.2. Методы ценообразования с ориентацией на спрос 92

4.3. Методы ценообразования с ориентацией на конкуренцию 94

4.4. Параметрические методы ценообразования 96

5. Ассортиментное ценообразование 102

5.1. Методы ассортиментного ценообразования 102

5.2.Учет эффектов замещения и дополнения 106

6. Тактика ценообразования 109

6.1. Система скидок с цен 109

6.2. Поправки к ценам 124

Рекомендуемая литература 130

 

ВВЕДЕНИЕ

Цены, ценообразование, ценовая политика – ключевые элементы рыночной экономики, которая основана на отношениях, возникающих при купле-продаже товара на рынке. Сделка купли-продажи заключается добровольно и при условии взаимной выгодности. Важнейшим регулятором сделки является цена, которая показывает, сколько денежных единиц надо отдать за одну физическую единицу товара, - т.е. цена есть денежное выражение стоимости товара. Цена – сложная экономическая категория. Она опосредствует все товарно-денежные отношения в обществе. Прежде всего это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, а также созданию, распределению и использованию денежных накоплений.

Ценообразование – процесс формирования цен на товары и услуги, происходящий в рамках двух основных систем ценообразования - рыночного ценообразования, функционирующего на базе взаимодействия спроса и предложения, и централизованного государственного ценообразования, в основе которого формирование цен государственными органами на базе средних издержек производства и обращения с учетом функций цены.

В условиях рынка ценообразование представляет собой сложный процесс, подверженный воздействию многих факторов. Выбор общего направления ценообразования, главных подходов к определению цен на изделия, укрепление рыночной позиции предприятия обеспечиваются на основе маркетинга. Цены и ценовая политика выступают одной из главных составляющих маркетинговой стратегии фирмы. Прежде чем установить окончательную цену фирма учитывает маркетинговые цели и свои издержки, степень государственного регулирования, уровень и динамику спроса, характер конкуренции, потребности оптовых и розничных торговцев.

Ценовая политика - это общие принципы, которых фирма придерживается в сфере установления цен на свои товары и услуги. Суть целенаправленной ценовой политики состоит в следующем: устанавливать на товары и услуги такие цены, так варьировать ими в зависимости от ситуации на рынке, чтобы успешно решать все стратегические и тактические задачи. В рамках ценовой политики частные решения увязываются в единую интегрированную систему.

 


1. ЦЕНЫВ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

1.1. Система цен. Функции цены

 

Рынок – система стабильных, постоянно воспроизводимых отношений (производственных, экономических, технологических) между различными субъектами, действующими на нем. Эта система опосредована механизмом стоимости, товарно-денежных отношений, спроса и предложения и других элементов сферы обращения товаров.

На рынке действует множество субъектов: домашние хозяйства, предприятия разных форм собственности, акционерные общества, биржи, различные фонды и др. Каждый субъект рынка выступает поочередно то в роли продавца, то в роли покупателя. Поэтому рынок находится в равновесии, пока нет резких нарушений интересов каждого субъекта, т.е. когда пропорции обмена или система цен на факторы производства (земля, труд, капитал, предпринимательские способности) и на товары и услуги устраивают всех. Кризис в экономике начинается тогда, когда появляются сбои в системе цен.

Система цен отражает взаимосвязь и взаимоотношения различных видов цен и состоит из элементов, в качестве которых рассматриваются как конкретные цены, так и определенные группы цен. Важным элементом системы цен являются транспортные тарифы, которые представляют собой цены на перевозки грузов и пассажиров. Транспортные тарифы играют значительную роль в общей системе ценообразования в стране, так как стоимость доставки является существенной составной частью цен на товары. Так, в цене некоторых видов продукции удельный вес расходов на транспорт составляет более 50%.

Систему цен характеризуют следующие параметры: уровень, структура и динамика цен. Уровень – абсолютное денежное выражение цены; структура – определенные соотношения элементов цены в процентах или долях; динамика – изменение уровня цены во времени.

Основными элементами любой цены являются издержки производителя и посредников и прибыль, которую они предполагают получить. Существенным элементом рыночной отпускной цены являются налоги: акциз, налог на добавленную стоимость, налог с продаж и др.

Экономическая сущность цены проявляется в выполняемых ею функциях. Функция цены – это совокупность общих свойств, которые объективно присущи ей как экономической категории. Эти свойства определяют роль и место цены в хозяйственном механизме и активно воздействуют на экономические процессы.

Большинство экономистов признают за ценой пять основных функций: учетно-измерительную, балансирующую, стимулирующую, перераспределительную и размещения производства. Учетно-измерительная функци я определяется сущностью цены как денежного выражения стоимости. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность сопоставлять самые различные потребительские свойства товаров и услуг, исходя из затрат труда и других ресурсов. Цена показывает, во что обходится обществу обеспечение потребности в конкретной продукции. Она дает возможность выявить, сколько затрачено труда, материалов, комплектующих изделий на производство и реализацию товара. Цена определяет как величину издержек производства и обращения товаров, так и величину прибыли. Учетная функция означает необходимость учета в системе цен всей совокупности общественно-необходимых затрат. Для нормального поступательного развития экономики характерно соответствие суммы цен сумме стоимостей. Любые нарушения данного соответствия означают нарушения в процессе воспроизводства. В частности, превышение суммы цен над суммой созданных стоимостей означает инфляцию.

Балансирующая функция цены обеспечивает уравновешенность спроса и предложения. В условиях свободного рынка, естественной конкуренции благодаря этой функции цена выполняет роль стихийного регулятора общественного производства. Свертывается производство продукции, не пользующейся спросом, а ресурсы направляются на увеличение производства необходимой рынку продукции или услуг. Обеспечение равновесия спроса и предложения на основе цен реально лишь на свободном рынке. В теоретическом плане равновесная рыночная цена формируется при таком соотношении спроса и предложения, при котором количество товаров, испрашиваемых покупателями, эквивалентно их объему, предлагаемому рынку производителями. В реальности равновесие спроса и предложения постоянно нарушается, а это приводит в движение инструменты, способные восстановить равновесие. Цена, выполняющая уравновешивающую функцию между спросом и предложением, стимулирует рост предложения при дефиците товаров и разгружает от излишков, ограничивая предложение.

Значение стимулирующей функции цены характеризуется ее воздействием на производство и потребление разных товаров. Цена стимулирует производителя через уровень заключенной в ней прибыли. В результате цены способствуют или препятствуют росту выпуска и потребления товаров. Стимулирующей функцией обладает такая рыночная цена, которая позволяет производителю получить наиболее высокую прибыль в сравнении с другими товарами. Посредством цен реально стимулировать или замедлять научно-технический прогресс, обеспечивать экономию затрат, улучшение качества продукции, изменение структуры производства и потребления.

Важное значение имеет и перераспределительная функция цены. Эта функция связана с отклонением цены от стоимости в рамках действия рыночных факторов. Отклоняясь от стоимости, цена выступает инструментом перераспределения национального дохода между отраслями экономики, ее секторами, регионами, различными социальными группами. Например, повышенные розничные цены на предметы “роскоши” и товары с высоким имиджем помогают перераспределять денежные доходы части населения для формирования фондов социального назначения. Данная функция цены отражается через акцизы на конкретные группы товаров, налог на добавленную стоимость и другие формы изъятий налогового характера. Цены активно применяются как средство перераспределения чаще всего при использовании государственных или регулируемых цен. Перераспределение создаваемых стоимостей между производителем и потребителем приводит к выигрышу одних слоев общества и проигрышу других. Но по всей товарной сумме при купле-продаже цена и стоимость в количественном отношении должны быть уравновешены.

Функция цены как средства рационального размещения производства обеспечивает перелив капитала в те секторы экономики, в развитие тех производств и регионов, где обеспечивается высокая норма прибыли в цене товара.

1.2. Виды и индексы цен

 

Различают цены на материальную продукцию и на услуги. Среди цен на материальную продукцию различают оптовые цены на продукцию промышленности, цены на строительную продукцию, закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, отпускные цены на товары народного потребления.

Цены на услуги называют тарифами, которые подразделяются на тарифы грузового и пассажирского транспорта (железнодорожного, автомобильного, водного, авиационного), тарифы на платные услуги, оказываемые населению (бытовые и коммунальные). Цены обслуживают как внутренний, так и внешнеторговый оборот. Среди внешнеторговых различают цены мировые, твердые, скользящие, с последующей фиксацией, окончательные.

По степени прохождения товара от изготовителя к потребителю выделяют отпускные цены предприятия, цены оптовых посредников, торговые цены, розничные цены. По способу выражения различают абсолютные и относительные цены.

В статистике и учете различают цены действительные (текущие), неизменные (базисные), сопоставимые (реальные), средние, средневзвешенные. Действительные цены – это цены фактических сделок в конкретном месте в конкретный период. Эти цены большей частью составляют коммерческую тайну.

Неизменные цены – это цены, существующие в базисном году. Статистические органы принимают какой-либо год за базовый, и цены этого года в последующие периоды выступают как неизменные. Неизменные цены позволяют оценивать динамику физических объемов разнообразной продукции, в том числе и валового национального продукта (ВНП).

Цены сопоставимые, или реальные, – это цены, приведенные по величине к условиям определенного периода времени, - то есть это действительные цены, освобожденные от инфляции. Кроме инфляции на цены действует много факторов. Поэтому инфляцию нейтрализуют, чтобы иметь возможность анализировать другие факторы:

, (1.1)

либо

, (1.2)

где , - реальные цены товара; - индекс изменения уровня стоимости жизни; - индекс изменения дефлятора ВНП

Индексы и находятся по следующим формулам:

, (1.3)

, (1.4)

где , - уровни стоимости жизни в текущем (отчетном) и предыдущем году, соответственно; , - дефляторы ВНП в текущем (отчетном) и предыдущем году, соответственно.

Уровень (индекс) стоимости жизни ИПК определяют по набору товаров и услуг в потребительской корзине:

, (1.5)

где , - стоимости потребительской корзины в действительных ценах и ценах базисного года, соответственно.

Потребительская корзина – это определенный узаконенный государством набор товаров и услуг, потребление которых обеспечивает нормальные условия жизни человеку.

Индекс цен для всего конечного продукта в целом получают на основе дефлятора ДФ валового национального продукта (ВНП):

, (1.6)

где - номинальный валовой национальный продукт, выраженный в действительных ценах; - валовой национальный продукт в реальных ценах.

Индекс цен для отдельного товара или группы товаров определяют следующим образом:

, (1.7)

, (1.8)

где , - действительные цены отдельного товара и i-го товара группы; , - базисные цены отдельного товара и i-го товара группы.

Если дефлятор ДФ валового национального продукта и индекс стоимости жизни ИПК растут, то растет средний уровень цен. Поэтому эти два индекса широко применяются для оценки темпов инфляции, которая отражает процесс повышения среднего уровня цен, связанный с падением покупательной способности денежной единицы.

Темп инфляции определяют на основе расчета изменения либо индекса стоимости жизни, либо дефлятора ВНП.

Годовой темп инфляции определяется по формулам:

, (1.9)

(1.10)

Для отдельного товара количественные оценки темпа инфляции и индекса цен связаны следующим образом:

, (1.11)

. (1.12)

Относительная цена товара – это его цена по отношению к цене другого товара:

, (1.13)

где РАВ – относительная цена товара А; РА, РВ – действительные цены товаров А и В.

 

1.3. Классификация и общая характеристика транспортных тарифов

1.3.1. Тарифы железнодорожного транспорта

Как уже отмечалось, транспортный тариф — это цена за перемещение материального объекта в пространстве. Транспортные тарифы включают в себя тарифы на грузовые перевозки и пассажирские тарифы. Основную массу грузов и пассажиров перевозит железнодорожный транспорт, доля которого в общем грузообороте всех видов транспорта составляет 80%, поэтому тарифы железнодорожного транспорта оказывают существенное влияние на экономику страны в целом и на уровень тарифов других видов транспорта.

Тарифы всех видов транспорта в совокупности образуют систему тарифов, которая включает в себя кроме платы за перевозку дополнительные сборы за различные услуги, штрафы за невыполнение договорных обязательств, а также правила их применения. В настоящее время на транспорте действуют твердые тарифы, регулируемые государством, и договорные тарифы, устанавливаемые в ходе переговоров между перевозчиком и грузоотправителем. На железнодорожном транспорте преобладают твердые тарифы, устанавливаемые правительственными органами. В основе построения всех тарифов и тарифных ставок, как и на других видах транспорта, лежит себестоимость перевозок (выполнения операций). Кроме того, учитывается необходимость обеспечения определенных накоплений для развития материальной базы транспорта.

Основой для расчетов стоимости перевозки на железнодорожном транспорте является прейскурант № 10-01 «Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые РЖД», введенный в действие с 1 января 2003 г.

На железнодорожном транспорте применяются тарифы нескольких видов. По сфере действия они подразделяются на общие, местные и исключительные. Общие тарифы являются основной формой тарифов: по ним определяются провозная плата для подавляющей массы грузов. Местные тарифы устанавливаются при перевозке грузов по линиям железных дорог местного сообщения, которые не включены в общую железнодорожную сеть. Они строятся с учетом индивидуальных затрат местных предприятий и утверждаются их руководителями.

Исключительные тарифы применяются при перевозке отдельных грузов в какой-то период времени, в определенных направлениях и на заранее заданные расстояния. Они могут быть повышенными или пониженными по отношению к общим тарифам. Исключительные тарифы имели распространение в плановом хозяйстве. В настоящее время они практически не действуют. На перевозку грузов, требующих специальных устройств или условий перевозки, устанавливаются повышенные тарифы.

По виду перевозимого груза тарифы установлены для сухогрузов (в том числе контейнеров) и наливных грузов. По видам отправок грузов железнодорожные тарифы подразделяются на повагонные, контейнерные и потонные (малотоннажные и мелких отправок). Повагонной отправкой считается партия груза, достаточная для загрузки вагона, оформленная одним транспортным документом и следующая в один пункт назначения. В основе повагонного тарифа лежит ставка за вагон при определенной норме его загрузки. Провозная же плата взимается за вагон независимо от степени его загруженности, что стимулирует более полное использование грузоподъемности и вместимости вагона.

Тарифы по контейнерным отправкам рассчитываются с учетом полного использования грузоподъемности контейнера. Они значительно выше повагонных тарифов, что связано с необходимостью возмещения дополнительных затрат по содержанию контейнера. В настоящее время удельный вес контейнерных перевозок незначителен, однако в перспективе он будет возрастать.

На малотоннажные и мелкие отправки применяются потонные тарифы. Мелкая отправка – это партия груза массой до 10 т. Малотоннажной отправкой считается партия груза массой более 10 т., но недостаточная для полной загрузки вагона. Тарифы мелких отправок, которые используют при перевозке грузов в сборном вагоне по разным документам различаются в зависимости от массы груза.

По видам сообщения тарифы установлены для прямого железнодорожного, для смешанного (с участием других видов транспорта) и для международного сообщения. В зависимости от скорости движения установлены различные уровни тарифа на перевозки грузов грузовой, большой скоростью и в составе пассажирских поездов. Грузовая – это обычная скорость, с переформированием составов в пути, без предоставления «зеленой улицы» движения. Большой скоростью перевозятся обычно ценные либо скоропортящиеся грузы без особых задержек в пути, по «зеленой улице»; в составе пассажирских поездо в – в багажных или в грузовых вагонах, прицепленных к пассажирскому составу.

По внутреннему строению тарифы делятся на однообразные и дифференцируемые. В однообразном тарифе движенческая ставка на 1 км не изменяется с изменением расстояния перевозки. Она остается постоянной для всех поясов дальности. В дифференцируемом тарифе движенческая ставка обычно уменьшается с увеличением расстояния перевозки, что правильнее отражает ее экономическую сущность. На железнодорожном транспорте преобладают дифференцируемые тарифы.

Провозная плата на железнодорожном транспорте обычно взимается за перевозку по кратчайшему маршруту. При перевозке негабаритных грузов, а также в составе пассажирских поездов и на транспортерах – за фактически пройденное расстояние. Минимальным расстоянием перевозок считается 50 км, максимальным – 11900 км. Для удобства расчетов это расстояние поделено на 118 поясо в. В каждом поясе дальности действует свой тариф. Если протяженность начальных поясов (со 2-го по 6-й) составляет 10 км, то протяженность конечных (с 87-го по 118-й) – 200 км. Это объясняется тем, что себестоимость перевозок с увеличением расстояния изменяется менее интенсивно, чем на коротких расстояниях.

В 1996 г. была введена классность грузов. В первый класс были включены грузы, транспортная составляющая которых превышает 15%. К таким грузам относится сырье и другие массовые грузы. Для грузов первого класса применяются действующие тарифы со скидками.

В грузах второго класса (нефть, нефтепродукты, продовольствие, товары первой необходимости, печатная продукция, домашние вещи и некоторые другие) затраты на транспорт составляют 5-10%. К этим грузам применяются действующие тарифы без изменения.

К третьему классу отнесены дорогостоящие грузы, в которых удельный вес затрат на транспорт 5% и менее. Тарифы на перевозку этих грузов увеличиваются на 20% по сравнению с действующими.

В базовый прейскурант не входит ряд услуг, которые оказываются за дополнительную плату, устанавливаемую в договоре между железной дорогой и клиентом.

Начатые в 1992 г. экономические преобразования привели к быстрому росту уровня грузовых тарифов в условиях их регулирования государством. До середины 1994 г. федеральными органами исполнительной власти устанавливались предельные коэффициенты повышения тарифов прейскуранта № 10-01. В 1994-1995 гг. тарифы индексировались ежемесячно в зависимости от роста цен на основные материально-технические ресурсы, потребляемые железнодорожным транспортом. С 1996 г. размер индексации тарифов не должен был превышать 80% от уровня оптовых цен в промышленности. Со второго полугодия 1996 г. повышение грузовых тарифов не должно было опережать рост цен на промышленную продукцию предприятий-производителей.

В первые годы либерализации цен грузовые тарифы росли быстрее, чем цены на промышленную продукцию, что было связано с несовершенством действующего порядка индексации тарифов. В 1996 г. повышение уровня грузовых железнодорожных тарифов в два раза превысило рост цен на промышленную продукцию. В конце 1997 г. грузовые железнодорожные тарифы были снижены на 5% главным образом за счет снижения на 25-30% тарифов на перевозки минерального сырья.

С начала либерализации цен предусматривалась возможность предоставления скидок с тарифов прейскуранта 1990 г. в зависимости от конкретных условий перевозки. Неупорядоченная система оказала негативное влияние на экономику транспорта. С 1 июля 1997 г. в нашей стране действует единая система скидок с тарифов в зависимости от прироста объемов отправления грузов и сроков предварительной оплаты за перевозки. В апреле 1997 г. был введен также новый порядок предоставления скидок в сфере транспортно-экспедиционной деятельности взамен прежнего, когда эти скидки предоставлялись экспедиторским организациям в зависимости от объемов работ, что ставило их в неравные условия.

В системе железнодорожного транспорта страны особой областью являются тарифы на перевозку грузов предприятиями промышленно-железнодорожного транспорта, которые прежде входили в состав промышленных предприятий, а в ходе реформ выделились в самостоятельные транспортные предприятия. Как правило, предприятия промышленно-железнодорожного транспорта занимают монопольное положение в регионе. В такой ситуации необходимо проводить государственное регулирование тарифов на работы и услуги предприятий промышленно-железнодорожного транспорта. В этих целях разработан рекомендуемый порядок установления и регулирования тарифов на работы и услуги промышленного железнодорожного транспорта в Российской Федерации, который утвержден департаментом цен Министерства экономики России. Целью документа является обеспечение баланса интересов предприятий транспорта и потребителей транспортных услуг.

Регулирование тарифов включает в себя решение процедурных вопросов, определение методов формирования тарифных систем и тарифных ставок, обоснование размеров индексации тарифов, контроль за тарифами и правильностью их применения.

В основу расчетов тарифов промышленно-железнодорожного транспорта закладывается принцип базирования их на объективно необходимых затратах труда и материально-технических ресурсов. Выбор вида, расчетной базы тарифов определяется условиями доставки грузов, объемами перевозок, их интенсивностью и регулярностью, постоянством технологических нормативов, возможностями изменения количественных характеристик транспортного процесса.

На услуги и работы предприятий промышленно-железнодорожного транспорта применяются сдельные, повременные, покилометровые тарифы. Схемы их построения и уровень определяются и применяются по согласованию с пользователями услуг. Сдельный тариф рекомендуется устанавливать при перевозках массовых грузов. При неопределенности количественных характеристик перевозок и нестабильности временных интервалов, в течение которых по условиям заказчика возможно производительное использование подвижного состава и трудовых ресурсов, применяются повременные тарифы. Рациональной сферой применения покилометровых тарифов является, как правило, собственно перемещение транспортных средств.

Тарифы на перевозку определяются на основе единых принципов формирования структуры тарифа и методов определения основных его составляющих.

Правительством РФ в январе 1998 г. была одобрена "Концепция структурной реформы федерального железнодорожного транспорта", которая направлена на создание условий для демонополизации отдельных сфер деятельности железнодорожного транспорта и развития рыночной конкуренции. Создание конкурентной среды возможно в основном за счет различий в условиях доставки грузов и пассажиров по одним и тем же линиям, предлагаемых разными компаниями. Концепция предусматривает изменения в принципах ценообразования. В монопольном секторе предполагается сохранить государственное регулирование тарифов, а в конкурентном будет проводиться их постепенная либерализация.

Пассажирские железнодорожные тарифы относятся к розничным ценам и представляют собой установленную плату и сборы за перевозку пассажиров и багажа. Пассажирские тарифы включают в себя общий тариф, применяемый при проезде во всех поездах прямого и местного сообщений, и пригородный тариф — при проезде в пригородных поездах. Последний, в свою очередь, подразделяется на зонный тариф, который применяется в пригородном сообщении крупных городов, покилометровый, общий тариф на участках, где не установлен зонный или покилометровый тариф, и абонементный тариф.

Тарифы пассажирского железнодорожного транспорта зависят от вида перевозок (дальнего следования, местного сообщения, пригородные перевозки). Тарифы на перевозку пассажиров в поездах дальнего следования дифференцируются в зависимости от скорости поезда и типа вагона. В настоящее время перевозки пассажиров на железнодорожном транспорте убыточны. Убытки от пассажирских перевозок составляют около 15%.

1.3.2. Тарифы водного транспорта

Перевозки грузов водным транспортом, в отличие от перевозок железнодорожным транспортом осуществляются по изолированным путям и не образуют единую транспортную систему, что обусловливает существенные различия в условиях работы отдельных пароходств и отражается на уровне расходов по перевозке грузов.

Цены на перевозки, работы и услуги морского и речного транспорта относятся к разным видам: национальным и интернациональным, федеральным и местным, регулируемым и свободным, оптовым и розничным.

Цены на перевозки между морскими (перевозки в каботаже) и речными портами страны – национальные (внутренние) цены, на перевозки грузов иностранных фрахтователей – интернациональные, на перевозки экспортных и импортных грузов и пассажиров в загранплавании – приближены к интернациональным. Основой цен перевозок в каботаже является их себестоимость, в загранплавании – среднемировые цены. Многообразие видов продукции, работ и услуг, производимых на водном транспорте, определяет многообразие цен: за перевозку грузов и пассажиров, погрузку и выгрузку грузов, обслуживание судов, постройку и ремонт судов, снабжение, дноуглубление.

Цены на перевозку грузов выступают в форме тарифа и фрахта. Тариф – фиксированная на длительное время цена, обязательная для всех перевозчиков и клиентов. Сведения о таких ценах являются общедоступными. Фрахт – плата за перевозку груза, которая устанавливается между перевозчиком и фрахтователем в конкретном договоре фрахтования (чартер е).

Тарифы применяются при оплате перевозок в каботаже и на внутренних линиях, перевозок экспортных и импортных грузов отечественных грузовладельцев на отечественных судах, перевозок на совместных линиях. По фрахтовым ставкам перевозятся грузы на отечественных судах при их отфрахтовании на рейс, несколько рейсов, на установленное время, при заключении генерального контракта. Тарифные ставки при перевозке грузов в каботаже и на внутренних линиях устанавливаются в рублях, на перевозки грузов в загранплавании – преимущественно в долларах.

Преимущества речного транспорта заключаются в его большой пропускной способности на глубоководных реках, относительно низкой себестоимости перевозок и небольших капиталовложениях. Однако небольшая скорость перевозок, большие расстояния перевозок в связи с извилистостью пути, сезонность работ ограничивают возможности е го использования. Речным транспортом перевозятся главным образом массовые виды грузов. Система грузовых тарифов речного транспорта определена в основном прейскурантом № 14-01, который введен в действие с 1.01.1990 г. Тарифы на перевозку грузов речным транспортом подразделяются по пароходствам, видам перевозок и родам грузов. В отдельную группу объединены тарифы на перевозку песка, гравийной смеси и других грузов. Повышенные тарифы установлены на перевозки по малым рекам в связи с более высоким уровнем транспортных затрат.

Тарифы на перевозку грузов речным транспортом дифференцируются по видам грузов и по видам отправок — судовых, контейнерных, сборных и мелких. Основные тарифы установлены для судовых отправок. Плата за перевозки в контейнерах устанавливается за один контейнер в целом, независимо от его фактической загрузки и рода груза. В отношении тарифов речного транспорта не применяется государственное регулирование цен, за исключением районов Крайнего Севера. Прейскурант № 14-01 используется грузоперевозчиками для построения системы ставок, а ставки индексируются перевозчиками в зависимости от рыночных условий.

С 1 января 1990 г. введен в действие прейскурант № 11-01 «Тарифы на перевозки грузов морским транспортом в каботажном плавании». В последующие годы вследствие инфляционных процессов в стране тарифы неоднократно повышались. Все изменения и дополнения прейскурантов и отдельных тарифов отражаются в «Сборниках правил перевозок и тарифов морского транспорта», которые переиздаются по мере необходимости.

Тарифы в каботаже классифицируются по видам перевозок, морским бассейнам, родам грузов, сфере применения и внутреннему строению.

По видам перевозок тарифы установлены: для сухогрузов и наливных грузов в таре (бочках, цистернах и др.); для жидких грузов, перевозимых наливом в судах; при буксировке плотов, судов, доков и других плавучих объектов.

По морским бассейнам тарифы делятся вследствие различий в условиях плавания и уровнях себестоимости перевозок грузов. Выделяют пять бассейнов: Балтийский, Северный, Дальневосточный, Черноморско-Азовский и Каспийский.

По сфере применения и внутреннему строению тарифы делятся так же, как и на железнодорожном транспорте.

При дифференциации тарифов по родам грузов все грузы по своим свойствам разделены на классы и группы. Тарифная номенклатура грузов едина для морского, речного и железнодорожного транспорта. В соответствии с ней все грузы делятся на 11 разделов, 69 групп и некоторое число позиций, характерное для каждого вида транспорта (227 – для железнодорожного, 253 – для морского). Раздел включает продукцию отдельной крупной отрасли (топливно-энергетической промышленности, машиностроения, сельского хозяйства и др.). В каждую группу объединяются грузы, имеющие одинаковое назначение в производстве или потреблении (сельское хозяйство – зерно, семена, овощи и др.). Внутри группы грузы подразделяются на позиции (зерно – пшеница, овес, кукуруза в початках и др.). Каждая позиция включает грузы, для перевозки которых требуются примерно одинаковые условия и трудоемкость. Группу и позицию перевозимого груза определяют по «Алфавиту к номенклатуре сухогрузов», приведенному в прейскуранте. Наименование груза в транспортных документах должно соответствовать наименованию алфавитного перечня.

Пассажирские тарифы речного транспорта классифицированы по пароходствам, видам сообщения, дальности поездки, скорости движения, условиям проезда, сфере применения, принципу построения, внешнему виду.

Необходимость дифференциации тарифов по пароходствам обусловлена климатическими различиями условий работы, особенностями водных путей и др. По видам сообщений различают тарифы для дальних, пригородных, внутригородских линий и переправ. В зависимости от целей поездки тарифы подразделяются на транспортные, туристские и экскурсионные, по скорости сообщения — на тарифы для водоизмещающих и скоростных судов. На водоизмещающих судах тарифы дифференцируются по условиям комфортности пассажирских мест. В соответствии с принципом построения тарифы разделяются на зонные и поясные. При разработке зонных тарифов ставки устанавливаются для всей зоны в целом, а при разработке поясных — для половины расстояния пояса. По внешнему виду тарифы бывают табличные и поясные. В табличных тарифах указываются пункты отправления и назначения, расстояние и стоимость проезда. В поясных тарифах приводится стоимость проезда для данного пояса дальности.

Тарифы на перевозку пассажиров на водоизмещающих судах транспортных линий подразделяются на тарифы для судов повышенной комфортабельности, тарифы для обычных водоизмещающих судов дальних линий, пригородных и внутригородских линий, а также тарифы для судов, обслуживающих переправы. На водоизмещающих судах повышенной комфортабельности пассажирские каюты делятся на группы в соответствии со следующими факторами: степенью отдаленности от палубы, населенностью и п



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: