Коррекционная работа с агрессивным ребёнком




Агрессивное поведение нельзя однозначно считать «плохим». Возникая в критической (фрустрирующей} ситуации, оно выполняет защитную функцию, иногда функцию разрешения (выхода) ситуации. Наиболее часто агрессивное поведение наблюдается у ребёнка в критические, возрастные периоды. Это свидетельствует о том, что существовать ребёнку стало сложнее»: в любую трудную ситуацию момент возрастного кризиса ребенок переживает сложнее, поэтому можно ожидать возрастание агрессивных элементов в поведении. Это относится как ■ к «нормальному» ребёнку, так и к ребёнку с эмоциональными нарушениями. В,В. Лебединский и др. показали, что периоды выраженной агрессивности ребёнка, нарушающие его гармоничные отношения с окружающими, наблюдаемые в процессе нормального ' аффективного развития, в основном совпадают со­переживанием возрастных аффектмвных и личностных кризисов. В случаях же аффективных нарушений агрессия становится «привычной», почти единственной формой поведения.

Однако, несмотря на то, что наличие агрессии в поведении ребёнка всегда создаёт большие трудности взаимодействие с ними, нельзя оценивать агрессивные тенденции как исключительно отрицательные. Следует помнить о том, что они могут закономерно возрастать на фоне повышения активности ребёнка в процессе его аффективного развития. Обычно это неизбежный этап психокоррекционной работы, пройдя через который с помощью взрослого, ребёнок может приобрести более адекватные формы контакта с окружающей его реальностью, Можно даже говорить о том, что динамика самих проявлений агрессии часто является своеобразным показателем усложнение и больше гибкости в способах взаимодействия ребёнка с •его ближайшим окружением.

Коррекция агрессии у ребёнка должна начинаться с выяснения её причин, Если агрессия не является сигналом нарушения. в эмоционально-' мотивационной сфере, то корр екционные действия могут быть направлены не на ёё устранение, а на смягчение и недопущения негативных последствий агрессивного поведения ребёнка. Кроме того, в этом случае необходимо соответственно подготовить родителей к адекватному восприятию агрессивных реакций ребёнка.

В других случаях, когда агрессия есть проявление нарушения эмоцион ал ь но-мотивационной сферы личности, действия психолога или воспитателя должны быть направлены на неподкрепление (т.е. не закрепление} агрессивных- действий ребёнка,

Применение в коррекционных методов полностью зависит. от характера тех причин, которые обусловили агрессивное поведение. Выбор методики коррекции происходит с учётом конкретного случая и конкретного ребёнка. Это необходимо учитывать при рассмотрении нижеизложенных коррекционных методов:

1; Игнорирование агрессивной тенденции, нефиксирование на ней внимание окружающих.

2. Включение агрессивного действия в контекст игры и придание ему нового социально приемлемого, эмоционально наполненного смысла. Этим обеспечивается возможность для ребёнка разрядки агрессивных тенденций без ущерба для отношений с окружающими (например, в игре «казаки- разбойники» агрессивному ребёнку целесообразно дать роль разбойника и т.п.);

3. Установление запреты на агрессивные действия ребёнка (не разрешать ребёнку проявлять агрессию);

4. Активное подключение психолога в игровой ситуации к разворачиванию или «растягиванию» агрессивных действий, в основе которых чаще всего лежит страх.

5. Психо драма.* произвольное вызывание аффекта с последующим катарсисом - разрешением, снятием эмоционального напряжения. (Изложение плана коррекционной работы дано по: «Эмоциональные нарушения,,,»).


1.6, социальная дезадаптация ребёнка

дошкольного возраста

Жалобы родителей на то, что ребёнок «не находит общего языка со сверстниками», «не умеет играть с другими детьми», могут указывать как на наличие некоторых нарушений или отставания в развитии, так и на 'особенности темперамента (высокая сензитивность, ригидность * малая активность, низкая общительность и пр.), которые родители считают чем-то ненормальным.

Причинами социальной дезадаптации, конфликтнЪсти ребёнка могут быть следующие особенности его психики и личности (причём, для социальной дезадаптации достаточно хотя бы одного условия, но часто- причины имеют комплексный

характер);

- отсутствие навыков общения;

- неадекватное оценивание себя в ситуации общения;

- высокие требования к окружающим (особенно если ребёнок развит интеллектуально и имеет уровень умственного развития выше среднегруппового);

- эмоциональная неуравновешенность;

- установки препятствующие общению, такие, например, как готовность унизить собеседника, проявить своё превосходство. Это превращает общение в своего рода соревнование;

- тревожность и боязнь общения;

- замкнутость,

- В зависимости от того, какая причина имеет место, ребёнок либо пассивно подчиняется, когда сверстники «выталкивают» его из своего круга, либо сам уходит озлобленный и с желанием отомстить сверстникам.

Отсутствие навыков общения является весьма существенным препятствием для ребёнка к взаимодействию с другими детьми. Навыки возможно сформировать с помощью поведенческих тренингов (лучше всего в группе из пяти-восьми детей), Необходимо задать родителям- вопрос о том, почему же ребёнок не умеет общаться, Скорее всего, ответом будет то, что ребёнок воспитывался дома, почти не контактировал со с в е р с т ни к ами, либо потому, что после первых социальных контактов в яслях, окончившихся неудачно, родители забрали его оттуда,


Не отрицая полезность домашнего воспитания-, всё же можно утверждать,„ что депривация общения со сверстниками (в детском саду или на улице) может негативно сказаться на развитии ребёнка, привести к деформациям самооценки, формированию неадекватных установок в отношении сверстников и т.п. Отсутствие навыков общения едва ли бывает «одинока» при обусловливании трудностей общения ■ ребёнка. Чаще всего оно связано с какими-то друг тли негативными явлениями, так как то, что препятствует приобретение:) навыков общения, влияет и на другие сферы личности, не всегда однозначно негативно, но если всё-таки это так, то это требует коррекционной работы.

Неадекватное оценивание ребёнком себя в процессе общения, даже при наличии определённых навыков, может стать основой для возникновения трудностей при завязывании социальных контактам. Если такие всё же образовались, то, скорее всего, общение в этом случае будет игрой, которую Э.Берн (3.992) противопоставил открытому общению. Игры не способствуют развитию личности, а ведут к упрочению тех негативных тенденций, которые.уже имеются в ней. Так, например, ребёнок с завышенной самооценкой может дружить с пассивным, неуверенным в себе ребёнком потому, что тот его слушается и позволяет / удовлетворять потребность в доминировании, Второй же ребёнок может поддерживать отношения только потому, что не способен их прервать. Если ребенок с неадекватной самооценкой нашёл в себе дополнительного (с комплементарными позициями) партнёра, то это не исправит его самооценку, но лишь будет способствовать развитию каких-либо, скорее негативных, свойств личности.

Самооценка ребенка может быть заниженной, адекватной и завышенной. Сама адекватная самооценка ещё не залог ' успеха в общении, однако, если самооценка деформирована, то это уже достаточное условие для социальной дезадаптации.

Ребёнок с заниженной самооценкой чаще всего обладает высокой тревожностью, неуверенностью, с аутистическими либо агрессивными тенденциями поведения. В последнем случае, агрессия является компенсацией на критику, упрёки, которые занижают самооценку ребёнка. Причём, если ребёнок компенсаторно агрессивен, то это не. «выравнивает» его самооценку, но лишь приводит к тому, что окружающие оценивают ребёнка как с амолюбивог о, самодовольного, самоуверенного. Тогда, конечно, трудно убедить родителей в том, что у их ребёнка не завышенная, а заниженная самооценка и критиковать и. унижать его нельзя,

Ребёнок с завышенной самооценкой стремится прервать собеседника. Он это делает потому, что хочет показать своё превосходство, получить одобрение и высокую оценку своих особенностей или результатов активности. Однако он встречает совсем иную реакцию. Это приводит к нарушению взаимоотношений, Далее ребёнок пытается превзойти свих сверстников, но получает1 ещё большее отвержение. Такому' ребёнку необходимо объяснить, что стараться быстрее всех, сразу высказать пришедшую мысль надо на интеллектуальных ' соревнованиях, а обычное общение таковым не является. Поэтому нужно подождать некоторое время, пока другие дети

смогут понять то, _что. __ он уже. готов, высказать... У

можно спросить: «Что для теоя важнее — иметь друзей в классе или показать учителю, что ты первым, решил задачу?». Если ребёнок отвечает, что ему важнее продемонстрировать свои способности, так как все остальные «глупые, плохие и вредные», то надо вмести с ним проанализировать, что привело "к такому положению» __когда^..сверстники - стали--смеят-ьоя над ним, - делать ему все «назло».

■ Если ребёнок с завышенной самооценкой не имеет некоторых повеДенческих навыков общения, необходимых для нормального взаимодействия' со сверстниками, то необходимо обучить его различным приёмам общения, показать, какие фразы приводят к ссоре, какие могут отвести от неё. Если ребёнок будет настаивать на конфликтных формах общения, утверждая, что тем самым спасает чувство собственного достоинства, то надо убедить его в том, что можно спокойно разговаривать, не унижая и себя и другого человека, и что оскорбление, другого -•- даже очень остроумное - не возвышает оскорбляющего.

Завышенная самооценка часто бывает связана с завышенными требованиям/! к окружающим. Если последние не отвечают этим требованиям, то ребёнок начинает капризничать, проявлять агрессию в отношении сверстников или взрослых. Если ребёнок не находит поддержки и одобрения, то негативные отношение с окружающими людьми и некоторые свойства темперамента,- такие, как высокая эмоциональность,сензитивность,активность могут способствовать формировнию эмоциональной неуравновешенности и - неуправляемости эмоциональных реакций. Это, в свою очередь,. ухудшает взаимодействие ребёнка, с окружающими людьми, препятствует совместной игре, так как эмоционально неуравновешенному ребёнку трудно справиться со своими желаниями, даже если те противоречат совместно принятому игровому правилу.

Высокая тревожность также может служить основой появления трудностей в общении у ребёнка. Во-первых, потому, что тревожный ребёнок может создавать определённый

эмоциональный дискомфорт в общении, частые перепроверки, трудности принятия окончательного "решения могут поставить его в зависимость от другого., более сильного и нуждающегося в «поклонниках» ребёнка. Во-вторых, тревожность совместно с

заниженной самооценкой может препятствовать завязыванию контакта. Ребёнок, обладающий такими качествами, боится неудачи, окриков, публичных оскорблений, не может переспросить, даже если что-то не расслышал, и поэтому производит впечатление глупого, не интересного для сверстников. Ребёнок тревожный и с заниженной самооценкой никогда, не пойдёт «разбираться», если в чём-то ущемили его права. Услышав оскорбление в свой адрес, он сделает вид что не слышит их, так как публичное разбирательство для него более неприятно, чем отвержение - в игре, вынужденность «играть' вторые роли» в группе. Но всё же потребность в общении у ребёнка не -исчезает, и он, возможно, станет заискивать перед сверстниками, чтобы те приняли его в свой круг, однако эти попытки, чаще всего воспринимаются детьми негативно, и ребёнок занимает место аутсайдера ■ в группе (отверженного, находящегося на периферии социограммы).

Тревожность часто оказывается связанной с

чувсвительностью и уязвимостью. Те слова, на которые обычный ребёнок мож.ет не? обратить внимание, ' тревожный и чувствительный реагирует остро, и может 'быть, в большей степени испытывает чувств*) вины, чем на это рассчитывал наказывающий его- взрослый. Поэтому с чувствительным и' тревожным ребёнком нужно проводить десенсибилизацию к тем факторам устранить которые не возможно, но известно, что они особенно негативно влияют на его настроение- и поведение.

Родители должны с большей долей терпения и спокойствия воспринимать эмоциональные перепады чувствительного и тревожного ребёнка. Таким детям требуется помощь разобраться в том, что - нё все обескураживающие комментарии и замечания относятся непосредственно к ним и что люди говорят и действуют иногда без намерения причинить боль.

Описанные особенности личности, препятствующие

установлению контакта и нормальному общению, способствующему развитию личности,- и выступающие, таким образом, причинами социальной дезадаптации, сами по себе имеют 'определённые основания. Любое нарушение социальных отношений имеет корни в нарушениях.семейных отношений,- Например, воспитание в семье (семейные отношения), деформирующее личность, приводит к нарушению отношений ребёнка в детском саду. Негативное отношение матери к ребёнку в детском возрасте «выливается» для неё в подростковом в очень сложные проблемы. Поэтому для коррекции социальной дезадаптации личности 'необходимо не только формировать навыки общения и гармонизировать отношения ребёнка со сверстниками, но может быть, в первую очередь, устранить те негативные социальные отношения, которые •предшествовали имеющимся в настоящий момент конфликтов ребёнка с социальным окружением. Гармонизация

отношений в семье, большей частью предполагает работу с родителями, их установками на ребёнка, так как ребёнок скорее принимает отношение взрослых к себе, чем формирует его. Если же те социальные отношения, которые выступили причинами социальной дезадаптации, уже окончились (например, ребёнка очень фрустрировал отец, но вскоре родители развелись, и отношение ребёнка с.отцом прервались), тогда необходимо.обратить внимание на те структуры личности, которые появились в результате этих окончившихся негативных отношений.

Личность представляет собой открытую систему, функционирующую во ВЗАИМОСВЯЗИ с другими людьми, поэтому ■трудности в общении, во взаимодействии с окружаюгцими лежат в самих отношениях с окружающим. Однако вторым' рядом отношений, которые составляют личность, являются

с амоотношения, которые во многом определяются первым видом отношений. Поэтому коррекция социальной дезадаптации личности должна включать работу и самооценкой ребёнка.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что основными направлениями коррекции социальной дезадаптации личности в детском возрасте являются?

1) формирование навыков общения;

2) гармонизация отношений ребёнка в семье и со сверстниками;

3) коррекция некоторых личностных свойств, которые

препятствуют общению, либо изменение проявления этих свойств так, чтобы они не влияли негативно на процесс общения/

4} коррекция самооценки ребёнка с целью приближения её к адекватней.


- Причинами этого. нарушения могут быть; длительных! стресс

(например, развод родителей), недостаток эмоционального. общения (например, длительные пребывания в больнице и^ти ситуация,, когда ребёнок является в семье нежданным, нежелательным, родители не проявляют любви к нему и пр.), индивидуальные патологические особенности эмоциональной сферы (сверхвозбудимость, инертность психических процессов и т.п.).

Замкнутый ребёнок, т.е. ребёнок с уменьшенной возможностью уст а но вл е ния и поддерживания контакта, не «до п у с к а е т» к себе других людей, что часто вызывает негативное отношение к нему и родителей и сверстников. Это ещё более усугубляет положение ребёнка. Замкнутый ребёнок приспосабливается жить в одиночестве, и это существенно деформирует его личность. " Потребность в общении, эмоциональном контакте подавляется, а замкнутость является защитой от социальных воздействий. Если ребёнок раним и гиперч ув ствит елен, то замкнутость охраняет его психику от перенапряжения.

Замкнутый ребёнок выглядит хмурым, недовольным. И тогда родители, как им кажется, обоснованно обижаются: иИ чем он недоволен, мы ему создали все условия'"'. В том случае необходимо объяснить родителям, что их притязания на м заслуженную благодарность" лишь ухудшают состояние ребёнка, а их вопросы к нему, подобно таким: «Почему ты не разговариваешь со мной, почему не смотришь в глаза?» не только не позволяют. установить с ним контакт, но будут

Куклотерапия помогает при различных нарушениях. Но случаи с нарушением личностного развития требуют более серьезной

• подготовки, чем при эмоциональных нарушениях, не связанных с глубинными деформациями личности.

>9,. Другие приёмы

Для коррекции травматического страха, не связанного с глубинными поражениями личности (страха как нарушения эмоциональных процессов, а не отношений личности) можно использовать, помимо описанных, ещё ряд достаточно простых методов. Их несложность обуславливает возможность проведения на приёме у психолога-консультанта, в детском саду или даже дома- в достаточно короткий срок и без применения фармакологии или сложные технических средств. Для осуществления такой коррекции понадобятся предметы, которые наверняка легко, найдутся • (куклы и другие игрушки). Единственная проблема, которая может возникнуть,' состоит в том, что конкретный коррекционный приём может не подойти - в силу каких-то причин (индивидуального опыта, особенностей и пр.)- конкретному ребёнку, тогда надо использовать другой метод.

1. Анатомирование страха. Это достаточно старый педагогический приём, однако часто его игнорируют. Объяснение ребёнку, что собой представляет пугающий его предмет (собака, темнота и пр.), как он устроен, «откуда берётся», устраняет «пробелы» в восприятии ребёнка, которые, обычно заполнялись приписыванием этому предмету опасных, страшных качеств. Если страх порождён случайной эмоциональной реакцией взрослого («Осторожнее, собака!»), запечатлевшейся в сознании ребёнка, или другим незначительным обстоятельствам, то, скорее всего, он пройдёт, если же нарушена внутриличностная гармония отношений ребёнка, то конкретный предмет страха (например,


[1] расцениваться ребёнком как вторжение в его мир4,, несущее опасность. Замкнутость качественно отличается как от -стеснительности, так и от аутизма, но в поведенческом плане они бывают похожи. Стеснительность является следствием несформированности социальной компентентности. Её коррекция, следовательно, заключается в обучении ребёнка навыкам общения, умению воспринимать и иит ерпр етиров ат ь поведение другого человека и пр. Для замкнутости подобные действия - заключительный этап к орр е к цио н ной работы. Иногда повышение социальной компетентности проводится параллельно другим видам коррекции (на завершающих стадиях), но оно никогда не



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: