Тема: ВОСПІТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ПРОЦЕССЕ ПЕДПРАКТИКИ




План:

  1. Цель воспитательной работы в период педпрактики
  2. Содержание деятельности студента-практиканта на 4 и 5 курсах

 

Одним из важнейших элементов педагогической практики является ознакомление с планированием и овладение основами методики организации воспитательной работы в учебном учреждении. Приобретение навыков самостоятельного ведения воспитательной работы с учащимися, при учёте их возрастных и индивидуальных особенностей, - необходимое условие профессионального становления будущего учителя. Только на практической работе могут быть сформированы умения педагогически правильно строить свои отношения с учащимися, их родителями, коллегами.

Для ведения внеклассной воспитательной работы студенты 4-го курса прикрепляются к классам, где выполняют обязанности помощника классного руководителя. Практиканты должны отдавать себе отчёт в том, что они попадают в школу в середине учебного года, когда уже спланирована работа по воспитанию, и что подходить к готовым планам следует с учётом реалий жизни и требований общеобразовательной школы.

На современном этапе развития нашего общества изменились цели и задачи (а следовательно, и содержание) в работе классного руководителя, воспитателя. Демократическая школа ставит в центр своего внимания не программу, а человека с его самобытным характером, способностями, конкретными делами.

Цель педпрактики на четвёртом курсе – адаптация студентов к условиям школы; знакомство с особенностями работы классного руководителя; овладение содержанием и методикой воспитательной работы в классном коллективе; овладение методикой изучения личности подростка.

В содержание деятельности студента-практиканта входит:

· знакомство с системой работы классного руководителя (беседа с классным руководителем, ознакомление с планом его работы; посещение воспитательных мероприятий и др.);

· изучение личности учащегося с применением комплекса психолого-педагогических методов, включая составление программы изучения личности учащегося, накопление материалов для изучения учащегося с целью использования их в организации воспитательной работы с учащимися, составление развёрнутой психолого-педагогической характеристики ученика;

· изучение классного коллектива, особенностей взаимоотношений, системы ценностей в коллективе;

· изучение опыта работы внеурочной воспитательной деятельности по предмету;

· помощь классному руководителю в проведении воспитательной работы (организация и проведение коллективных творческих дел; дежурство в классе и школе; ведение классного журнала; проверка дневников; беседы с отдельными учащимися и их родителями и др.);

· помощь активу класса, органам самоуправления в планировании, организации и проведении классных воспитательных мероприятий;

· самостоятельная подготовка и проведение не менее трёх отдельных форм работы с детьми (классный час, этическая беседа, диспут и др.);

· организация помощи отстающим в учёбе учащимся;

· подготовка и проведение внеклассного воспитательного мероприятия по предмету;

· участие в работе методических объединений, семинаров в школе;

· помощь классному руководителю в подготовке и и проведении родительского собрания (посещение 1-2 семей учеников; привлечение родителей к ведению внеклассной воспитательной работы с детьми; беседа с родителями в школе; участие в работе родительского комитета и др.);

· овладение студентами-практикантами комплексом исследовательских методик, применяемых для изучения школьников (проведение психолого-педагогического изучения 1-2 учеников с использованием методов наблюдения, беседы, интервью, анализа результатов деятельности, метода независимых характеристик, метода конфликтных ситуаций и т.д.; отражение материалов изучения в дневнике);

· овладение профессионально-педагогическими умениями и навыками в организации и проведении индивидуальной работы с учащимися, в определении конкретных воспитательных задач в своём коллективе, планирование работы и самостоятельном её осуществлении;

· установление с учащимися доброжелательных, уважительных отношений;

· предъявление учащимся конкретных требований, контроль за их выполнением;

· ведение работы по сплочению коллектива класса;

· анализ своей педагогической деятельности, выявление достижений и недостатков, постановка конкретных задач для дальнейшего совершенствования;

· обобщение опыта классного руководителя по одному из направлений системы воспитательной работы (работа с учителями-предметниками, работа с «трудными детьми», с родителями, организация досуга и др.)

· выбор в соответствии с интересами, запросами, уровнем воспитанности учащихся класса эффективных форм воспитательных мероприятий.

Студенты выпускного курса осуществляют воспитательную работу в школе в качестве классного руководителя.

Цели педпрактики на пятом курсе состоят в овладении студентами содержанием и активными методами воспитательной работы в коллективе школьников; в совершенствовании методов и форм организации внеклассной работы в единстве с изучением личности подростка, его интересов и потребностей; в изучении развития классного коллектива и его влияния на личность каждого ученика.

В содержание практической деятельности студентов-практикантов в этот период входит:

§ ознакомление с учебно-воспитательной системой школы – идеями, проблемами, направлениями, перспективами её развития (беседы с директором школы, зам. директора по учебной и воспитательной работе; изучение планов работы школы; посещение общешкольных мероприятий и др.);

§ изучение системы работы классного руководителя (работа с родителями; учителями-предметниками; организация общения подростков, их деятельности и др.);

§ анализ системы трудового воспитания и профессиональной ориентации старшеклассников;

§ изучение структуры и особенностей становления ученического коллектива;

§ оказание помощи органам самоуправления, активу в организации и проведении воспитательных мероприятий;

§ участие в организации и проведении в воспитательной работы в классе (корректировка плана работы классного руководителя, дежурство в классе, школе, ведение дневников, журналов и др.);

§ участие в организации и проведении внеклассной работы с учащимися по предмету;

§ проведение индивидуальной работы с учащимися (по просьбе классного руководителя; по своему плану работы; исходя из сложившейся ситуации и др.);

§ участие в подготовке и проведении родительского собрания; посещение двух учащихся на дому; привлечение родителей к ведению внеклассной воспитательной работы; беседа с родителями и др.;

§ подготовка и проведение не менее трёх различных воспитательных дел с последующим анализом;

§ посещение внеклассных воспитательных мероприятий в других классах, школах и их анализ;

§ участие в подготовке и проведении общешкольных дел (параллелей класса) с последующим анализом;

§ овладение исследовательскими методиками по изучению коллектива, выявлению лидеров, установлению межличностных отношений, интересов, потребностей коллектива;

§ составление на основе анализа изученных явлений психолого-педагогической характеристики коллектива.

Таким образом, в период практики студенты должны в полном объёме выполнять воспитательную работу в закреплённом классе. По результатам этой деятельности представляется отчётность, конкретное содержание которой определяется факультетским руководителем педагогической практики по воспитательной работе. В любом случае она включает планы проведения самостоятельно разработанных воспитательных мероприятий с развёрнутым их анализом.

 

Контрольные вопросы:

  1. Какова роль воспитательной работы в процессе педпрактики?
  2. Что включает в себя деятельность студента-практиканта на 4 курсе? На 5 курсе?


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: