Культурное пространство Российской империи в 18 в.




История России 8 класс

Влияние европейского Просвещения на культуру и науку Российской империи:

· научная революция 17 века: формирование классического естествознания, создание научной картины мира, развитие теоретических и экспериментальных наук, объяснение законов природы (Б. Паскаль, Р. Гук, Г. Галилей, И. Ньютон);

· распространение идей Просвещения в европейском обществе: критика традиционных представлений об общественных порядках, возможность и желательность изменения общественного устройства, естественные права человека, государство как гарант естественных прав, разделение трёх ветвей власти, ограничение абсолютизма законами (Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, Т. Кант, Д. Дидро);

· просвещенный абсолютизм в Европе, стремление к просвещенному правлению, но невозможность конституционной монархии в России по мнению Екатерины II;

· влияние идей европейского Просвещения привнесло в отечественную художественную культуру стремление к свободомыслию, к героическим и нравственным идеалам.

Особенности российской художественной культуры 18 в.:

· главная особенность отечественной художественной культуры 18 в. – европеизация в сочетании с национальным своеобразием;

· два основных стилистических направления художественной культуры – барокко (1740-1750-е гг.) и классицизм (вторая половина 18 в.);

· впервые в русской истории интерес к художественной культуре охватывает различные слои общества – от дворянства и аристократии до зарождающейся интеллигенции и городского населения.

Литература, публицистика, журналистика:

· многообразие литературных жанров, формирование нового литературного языка (А. Д. Кантемир), создание новой системы стихосложения (В. К. Тредиаковский), развитие отечественной поэзии (М. В. Ломоносов);

· возникновение и развитие отечественной драматургии (А. П. Сумароков);

· социальная тематика в литературе, сатирическая литература (Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин);

· сентиментализм в русской литературе (Н. М. Карамзин);

· политическая литература и публицистика, идеи общественных преобразований и политических реформ (В. Н. Татищев, А. П. Волынский, А. Н. Радищев, Н. И. Новиков);

· мемуары («Собственноручные записки императрицы Екатерины II», «Записки» Е. Р. Дашковой, «Чистосердечные признания в моих делах и помышлениях» Д. И. Фонвизина, «Записки» А. Т. Болотова);

· возникновение и развитие отечественной периодической печати: газета «Ведомости» (1702 г.), ежемесячный журнал «Трудолюбивая пчела» А. П. Сумарокова (1759 г.), университетские периодические издания Московского университета (в том числе «Московские ведомости»), журнал «Всякая всячина» (1769 г.), журналы «Трутень» и «Живописец» Н. И. Новикова, «Московский журнал» Н. М. Карамзина, сатирическо-публицистический журнал «Собеседник любителей русского слова» Е. Р. Дашковой.

Образование:

· формирование российского образования, развитие отечественной науки и техники;

· учебные заведения петровской эпохи: духовные школы, преобразованные впоследствии в семинарии, военные учебные заведения (морское, артиллерийское, инженерное училища, Сухопутный шляхетский корпус, открытый в 1731 г. по инициативе Б. К. Миниха), университет и гимназия при Академии наук;

· выпускники и слушатели петровских учебных заведений: С. Е. Десницкий, М. М. Сперанский, А. П. Сумароков, М. М. Херасков, А. В. Храповицкий, И. П. Кульнев, А. В. Суворов, С. П. Крашенинников, С. Я. Разумовский, С. А. Котельников, Г. В. Рихман;

· в числе преподавателей петровских учебных заведений: Д. Бернулли, А. Шлецер, Г. Миллер, К. Вольф, Л. Эйлер, М. В. Ломоносов, С. Е. Десницкий;

· первые профессионально-художественные училища: танцевальная школа в Петербурге, балетная школа в Москве;

· открытие Академии художеств (1757 г.); в числе первых выпускников архитектор В. Баженов, скульптор Ф. Шубин, художник А. Лосенко;

· открытие Московского университета (1755 г.) по инициативе М. В. Ломоносова и при поддержке И. И. Шувалова; обучение на новом русском языке; юридический, философский и медицинский факультеты; подготовительная гимназия при университете, разделённая по сословному принципу;

· расцвет системы отечественного образования при Екатерине II: школьная реформа (1786 г.), создание системы бессословного среднего образования, первое учебное заведение для дворянских дочерей (1764 г., Смольный институт благородных девиц), закрытые учебные заведения для купеческих детей (на средства заводчиков Демидовых Коммерческое училище для детей купцов и мещан, Екатерининский институт для девушек);

· открытие первого педагогического учебного заведения – Учительской семинарии при гимназии Московского университета (1779 г.);

· открытие Медико-хирургической академии в Петербурге (1798 г.).

Наука и техника:

· открытие Академии наук (1725 г.), организация при Академии обсерватории, физической и химической лабораторий, ботанического сада, библиотеки, типографии;

· организация М. В. Ломоносовым первой химической лаборатории (1748 г.);

· учреждение Императорской Российской академии (1783 г.) при Академии наук с целью исследования русского языка (по инициативе и под председательством Е. Р. Дашковой); главное научное достижение – «Толковый словарь русского языка»;

· учреждение Е. Р. Дашковой переводческого департамента для перевода лучших произведений европейской литературы на русский язык;

· становление отечественной исторической науки: «Краткий российский летописец» М. В. Ломоносова, «История Российская» В. Н. Татищева, «История Российская от древнейших времен» М. М. Щербатова;

· первые русские музеи: Кунсткамера (1719 г.), Эрмитаж (создавался с 1764 г. на основе частных коллекций, для публики открыт в 1852 г.);

· академические экспедиции для изучения и освоения новых территорий: экспедиции С. П. Крашенинникова, В. Беринга, П. С. Палласа, С. Г. Гамелина, И. И. Лепёхина;

· изучение физических явлений: электричества (М. В. Ломоносов, Г. В. Рихман), теплообмена жидкостей (Г. В. Рихман – вывел формулу определения температуры смеси однородных жидкостей разных температур);

· технические изобретения: Царь-колокол (1735 г.) отца и сына И. Ф. и М. И. Моториных; токарно-винторезный станок с суппортом (1729 г.) и скорострельная батарея из 44 мортир (1741 г.) А. И. Нартова; первый паровой двигатель (1763 г.) и первый паровой двигатель для воздуходувных мехов Барнаульских заводов (1765) И. И. Ползунова; система водяных колёс К. Д. Фролова для откачки воды из шахт (1770-е гг.); микроскоп, усовершенствованная шлифовка оптических стёкол, модель моста нал Невой, прототип прожектора, семафорный телеграф и др. изобретения И. П. Кулибина.

Архитектура, живопись, скульптура:

· расцвет архитектуры барокко и классицизма: Б. Растрелли, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов, Д. Кваренги, В. Бренна, Ч. Камерон, А. Ринальди;

· Бартоломео Растрелли (барокко) – Михайловский замок Петра I по заказу Елизаветы Петровны, Большой дворец в Петергофе, Большой Екатерининский дворец в Царском селе, Андреевский собор в Киеве, реконструкция Зимнего дворца и Петровского дворца в Стрельне, ансамбль Смольного монастыря, первоначальный проект Гостиного Двора;

· В. И. Баженов – проект перестройки Московского Кремля по образцу древнеримского Форума (не был реализован), царский дворец в Царицыне (готика, не закончен), дом Пашкова и дом Юшкова в Москве, ряд подмосковных церквей, проектирование Михайловского замка в Петербурге по заказу Павла I;

· М. Ф. Казаков – участие в строительстве Большого Кремлевского дворца, здание Сената в Московском Кремле, здание Московского университета, Голицынская и Павловская больницы, дом-усадьба Демидовых, дом князей Долгоруких (передан Дворянскому собранию), Петровский подъездной дворец;

· И. Е. Старов (главный архитектор «Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы» в 1772-1774 гг.) – проект здания Шляхетского корпуса, Троицкий собор и надвратная церковь Александро-Невской лавры, Таврический дворец, Екатерининский дворец в Херсоне, Потёмкинский дворец в Екатеринославе;

· Джакомо Кваренги – Английский дворец в Петергофе, павильон в Царском Селе, Эрмитажный театр, здания Академии наук, Ассигнационного банка и Иностранной коллегии, концертный зал и Александровский дворец в Царском Селе, Малый гостиный двор, дом Салтыкова на Дворцовой набережной, дворец Юсупова на Садовой, перестройка Екатерининского дворца в Лефортове;

· Винченцо Бренна – достройка Большого Гатчинского дворца, участие в строительстве Исаакиевского собора, декорирование Павловского дворца;

· Чарльз Камерон – восточная пристройка и Агатовые комнаты, Висячие сады и галерея-колоннада Большого Екатерининского дворца, Павловский дворец и павильоны дворцового парка;

· Антонио Ринальди – дворцовый комплекс в Ораниенбауме, Большой Гатчинский дворец, Китайский театр и Китайский павильон в Царском Селе, Мраморный дворец, католический храм святой Екатерины, Князь-Владимирский собор, третий Исаакиевский собор в Петербурге;

· светская портретная живопись: А. П. Антропов (барокко), И. П. и Н. И. Аргуновы, Ф. С. Рокотов (рококо, позднее классицизм), Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский (сентиментализм, классицизм);

· историческая живопись: А. П. Лосенко;

· скульптура: Ф. И. Шубин (исторические портреты Чесменского дворца, скульптуры Мраморного дворца), Э. М. Фальконе (Медный всадник);

· коллекционирование живописи: коллекция И. И. Шувалова (подарена Академии художеств).

Музыка и театр:

· распространение европейской моды на театральные и музыкальные постановки;

· первые оперные представления итальянских и французских исполнителей, организациякамерного придворного тетра из немецких артистов, балетная труппа и придворный хор певчих, оперный оркестр при Анне Иоанновне;

· при Елизавете Петровне создание театров при учебных заведениях (при Шляхетском корпусе и при Московском университете), приглашение в столицу театральной труппы Ф. Г. Волкова;

· учреждение в 1756 г. «Русского для представлений трагедий и комедий театр» под руководством Ф. Г. Волкова – первый русский профессиональный театр;

· строительство Постоянного русского театра на Царицыном лугу (1756 г.) и Театра для русских комедий, трагедий и опер в Москве (1760 г.);

· первый балет на русском национальном музыкальном материале «Забавы о святках» (1767 г.);

· создание при Московском воспитательном доме балетного класса для подготовки профессиональных артистов балета (1773 г.);

· крепостные и домашние театры: графа Н. П. Шереметева в Кусково и Останкино, князей Юсуповых в Архангельском;

· появление романса как музыкального жанра при Елизавете Петровне, развитие канта – многоголосого бытового пения;

· развитие русской оперной музыки при Екатерине II: оперы Д. С. Бортнянского, В. А. Пашкевича, Е. И. Фомина, М. А. Матинского, И. Е. Хандошкина.

Главное:

· отечественная художественная культура 18 в. развивалась как сочетание европейской культуры и национальной самобытности;

· под влиянием идей Просвещения и внутренних реформ развиваются общественная мысль, литература, публицистика, периодическая печать; создается система образования, закладываются основы для развития отечественной науки и культуры;

· в 18 веке в России развиваются изобразительное искусство и архитектура; зарождаются русская опера и балет; появляются первые профессиональные театры, профессиональные театральные, балетные и оперные труппы.

Даты:

  выпуск газеты «Ведомости» – первого официального печатного органа в России
  открытие Академии наук
  создание А. И. Нартовым токарно-винторезного станка с суппортом
  создание Сухопутного шляхетского корпуса по инициативе Б. К. Миниха
  отливка отцом и сыном И. Ф. и М. И. Моториными Царь-колокола – самого большого в мире колокола
  создание А. И. Нартовым скорострельной батареи из 44 мортир
  создание М. В. Ломоносовым первой химической лаборатории
  открытие Московского университета
  учреждение первого русского профессионального театра – «Русского для представлений трагедий и комедий театр» под руководством Ф. Г. Волкова; строительство Постоянного русского театра на Царицыном лугу
  открытие Академии художеств
  выход первого номера ежемесячного журнала «Трудолюбивая пчела» А. П. Сумарокова
  строительство Театра для русских комедий, трагедий и опер в Москве
  создание парового двигателя И. И. Ползуновым
  указ Екатерины II о создании Императорского воспитательного общества благородных девиц при Смольном монастыре в Петербурге; начало создания Эрмитажа
  открытие при Смольном институте отделения для мещанских дочерей для подготовки гувернанток, экономок и нянь; создание И. И. Ползуновым первой паровой машины
  первый балет на русском национальном музыкальном материале «Забавы о святках»
  выход журнала «Всякая всячина», в котором под псевдонимом печаталась Екатерина II
  создание при Московском воспитательном доме балетного класса для подготовки профессиональных артистов балета
  открытие Учительской семинарии при гимназии Московского университета
  учреждение при Академии наук по инициативе Е. Р. Дашковой Императорской Российской академии с целью исследования русского языка; издание «Толкового словаря русского языка»
  открытие Медико-хирургической академии в Петербурге
  открытие Эрмитажа для публики

Учебные материалы:

Видеоурок – https://www.youtube.com/watch?v=UHjVErdyYCM



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: