Материалистическое понимание истории (исторический материализм)




ВОПРОС 7.

Познание-это процесс отражения человеком объективной действительности.

Взаимодействие объёкта и субъекта диалектично. Объект отражает в нашем сознание определённое содержание нашего знания, но и субъект не пассивный приёмник информации, он активен в постановке задач, разработке методов познания, интерпретации результатов.

Истинным знанием называют знание соответствующее предмету, однако, полнота отображения предмета зависит от степени его познавательно- практического освоения. Границы познавательно- практического освоения исторически изменчивы, а значит, изменчива и глубина проникновения в объект. Следовательно, наше знание не абсолютно, а относительно, те оно содержит и момент соответствия действительности и заблуждение. По мере совершенствования нашей практики заблуждения становятся явными и преодолеваются. Однако никогда нельзя утверждать, что заблуждение устранено полностью!

Практика, как критерий истины и относительна, и абсолютна. Абсолютна потому что нет иного критерия, а относительна в силу своей историчности.

ВОПРОС 9:

Маркс вводит выражение «отчуждение труда ». Характеризуется как самоотчуждение рабочего в процессе производства. Рабочий отделяется от своего труда. Труд не принадлежит ему, выступая в качестве некой самостоятельной сущности. Отчуждается и результат труда. Конечный продукт не принадлежит рабочему. Человек чувствует себя свободным, осуществляя жизненные функции, общие у человека с животными. А труд — представляется унижением в себе человека, употреблением человека в животной функции, античеловеческим занятием.

Основные понятия в отчуждении у Маркса:

Самоотчужденный человек (отчужденный труд отчуждает от человека его собственную природу);

Отчужденный труд (человек лишается собственной деятельной функции);

Отчужденная жизнь (родовая сущность человека превращается в чуждую ему сущность);

Отчужденный человек (человек отчуждается от человека).

Причина отчуждения:

Принудительный характер труда. Рабочий «в своем труде не утверждает себя, а отрицает, чувствует себя не счастливым, а несчастным, не развертывает свободно свою физическую и духовную энергию, а изнуряет свою физическую природу и разрушает свой дух».

Преодоление отчуждения:

Преодолеть частную собственность, или труд. Поскольку отчуждение труда прямо связано с разделением труда, то, преодоление труда зависит от разделения труда. Разделение труда, по мнению Маркса, можно ликвидировать путем всестороннего развития человеческих способностей; это развитие освобождает человека от ограничений, возникающих в процессе разделения труда, так что человек получает возможность участвовать во всех формах. Тем самым происходит уничтожение труда, как частная собственность. Т.к. отчуждение присуще труду до тех пор, пока труд лежит на системе частной собственности.

ВОПРОС 4:

Материя - это Ф-кая категория для обозначения объективной реальности, которая дана нам в ощущениях и которая копируется, фотографируется и отображается ими, существуя независимо от них. В этом определении выделено два основных признака:

• материя существует независимо от сознания;

• она копируется, фотографируется, отображается ощущениями.

Первая характеристика означает признание первичности материи по отношению к сознанию, вторая - признание принципиальной познаваемости материального мира.

Важно и то, что материя не связана с конкретным веществом, а включает всю объективную действительность. И, что важно, она доступна познанию через отражение.

Рассматривая движение, Ленин с особой силой подчеркнул его неотрывность от материи, необходимость нахождения материального носителя движения во всех случаях, когда обнаруживаются новые, ещё не изученные виды движения. Анализируя категории пространства и времени, Ленин подчеркнул, что движение материи не может происходить иначе, как в пространстве и времени.

 

ВОПРОС 3

А)

Б)

С)

D ) Закон перехода количественных изменений в качественные.

ЗАКОН: показывает внутренний механизм движения и развития вещей, с чего начинается их изменение и во что выливается. Этот закон раскрывает характер процесса развития, пути и формы перехода от старого к новому через категории "качество", "количество", "мера".

Качество – Это совокупность свойств, признаков, которые принадлежат вещам, явлениям, выражают относительную устойчивость предмета, его отличие от других предметов. Это то, что делает вещь именно данной вещью. Качество отграничивает одну вещь от другой, один класс вещей от других.

Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.).

Мера -это единство качества и количества, тот количественный интервал, внутри которого сохраняется данное качество.

При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.

При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры. состояние понимается в философии как «скачок».

ПРИМЕР:

Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры – температуру, то вода будет изменять свое качество – станет горячей При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды – она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания – вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) – скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.

E) Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.).
Примеры:
а) антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.
б) солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении);
в) солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении

F) Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

Примеры:

смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу);

«эстафета поколений»;

смена вкусов в культуре, музыке;

эволюция рода (дети – частично родители, но уже на новой ступени);

ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.

Отрицание старых форм новыми – причина и механизм поступательного развития

Примеры:

организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);

исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами – расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т.д.).

d) Применение принципов исторического материализма к объяснению конкретных общественных явлений и процессов

Материалистическое понимание истории (исторический материализм)

Важнейшие принципы исторического материализма таковы:

• признание первичности материальной жизни общества — общественного бытия по отношению к общественному сознанию и активной роли последнего в общественной жизни;

• выделение из всей совокупности общественных отношений — производственных отношений как экономической структуры общества, определяющей, в конечном счёте, все другие отношения между людьми, дающей объективную основу для их анализа;

• исторический подход к обществу, т. е. признание развития в истории и понимание его как закономерного естественноисторического процесса движения и смены общественно-экономических формаций;

• идея о том, что история делается людьми, трудящимися массами, а основу и источник побудительных мотивов их деятельности следует искать в материальных условиях общественного производства их жизни.

Исторический материализм требует учитывать относительную самостоятельность различных общественных явлений. Зависимость духовной жизни от материальной, надстройки от базиса, всей социальной системы от способа производства отнюдь не является односторонней. Исторический материализм обосновывает огромную роль идей, субъективного фактора в развитии общества. История есть результат сложного взаимодействия различных общественных явлений, социальных сил. Но способ материального производства всегда является основой взаимодействия всех сторон общественной жизни, и в конечном счёте, определяет характер общества и общее направление исторического процесса.

Важнейшей категорией исторического материализма является понятие общественно-экономической формации — исторически определённой ступени в развитии человеческого общества, характеризующейся свойственным только ей способом производства и обусловленными этим способом социальными и политическими отношениями, юридическими нормами и учреждениями, а также идеологией. Это понятие позволяет выделить то общее, что имеется в порядках разных стран, находящихся на одинаковой ступени исторического развития, и тем самым применить в историческом исследовании общенаучный критерий повторяемости, подойти к познанию объективных законов развития общества. Каждая общественно-экономическая формация представляет собой своеобразный «социальный организм», специфика которого определяется, в первую очередь, материальными производственными отношениями, составляющими базис формации.

Марксизм выделяет следующие общественно-экономические формации:

1. первобытнообщинная (примитивная техника, человек-природа; обществ. Х-р труда)

2. рабовладельческая (усоверш оруд труда, но проблема управления не решена)

3. феодальная,

4. капиталистическая,(частная собственность на средства производства, работник свободен)

5. коммунистическая.

После первобытнообщинной формации в результате разделения труда и появления частной собственности возникли противоположность экономических интересов индивидов, социальное неравенство, общество развивалось в условиях стихийности. Оно вступило в антагонистический период своей истории. Люди стали закрепляться за определёнными орудиями труда и различными видами всё более дифференцировавшейся деятельности помимо их воли и сознания, в силу слепой необходимости развития производства. Такое разделение труда приводит к отчуждению от человека всех других видов деятельности, кроме сравнительно узкой сферы его труда. Создаваемые людьми материальные и духовные ценности, а также сами общественные отношения уходят из-под их контроля и начинают господствовать над ними.

Все общественные формации, после первобытнообщинной (исключая будущую коммунистическую) основаны на эксплуатации и антагонизме классов.

По определению Ленина, классы — это «большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению (большей частью закреплённому и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства»

По Марксу, всякая историческая борьба в любой идеологической области есть более или менее ясное выражение борьбы общественных классов.

Источником борьбы классов является противоречие интересов классов. В зависимости от характера этого противоречия различают классы антагонистические (непримиримые) и неантагонистические. Антагонистическими являются, прежде всего взаимоотношения между основными классами всех формаций, основанных на эксплуатации человека человеком: рабы — рабовладельцы, крестьяне — феодалы, пролетарии — буржуазия. Антагонистическими могут быть и взаимоотношения между господствующими классами сменяющих друг друга формаций (например, между феодалами и буржуазией), если их коренные интересы несовместимы. Переход от одной формации к другой осуществляется через социальную революцию, которая всегда есть результат и высшее проявление борьбы классов.

 

Деньги — это особый товар, в котором выражается стоимость всех других товаров и который обменивается на них (всеобщий эквивалент). Исторически роль всеобщего эквивалента закрепилась за благородными металлами, которые и стали деньгами.

Простые функции денег таковы:

Мера стоимости

деньги как всеобщий эквивалент измеряют стоимость всех других товаров. (Однако не деньги делают товары соизмеримыми, а общественно-необходимый труд, затраченный на производство товаров, создаёт условия их уравнивания). Заключённый в товаре общественно-необходимый труд определяется в производстве через соизмерение товаров друг с другом до момента их реализации.

Средство обращения

участие в актах купли-продажи. В отличие от первой функции, где товары идеально оцениваются в деньгах до начала их обращения, деньги при обращении товаров должны присутствовать реально. Товарное обращение включает: продажу товара, т. е. превращение его в деньги (Т → Д), и куплю товара, т. е. превращение денег в товары (Д → Т). В этом процессе деньги играют роль посредника в процессе обмена. Функционирование денег в качестве средства обращения создает условия для товаропроизводителя преодолеть индивидуальные, временные и пространственные границы, которые характерны при прямом обмене товара на товар. Деньги остаются постоянно в обмене и непрерывно его обслуживают. Это значит, что деньги способствуют развитию товарного обмена.

Средство накопления и сбережения

Деньги, являясь всеобщим эквивалентом, т. е. обеспечивая его владельцу получение любого товара, становятся всеобщим воплощением общественного богатства. Поэтому у людей возникает стремление к их накоплению и сбережению. Для образования сокровищ деньги извлекаются из обращения.

Средство платежа

Товары не всегда продаются за наличные деньги. Возникает необходимость купли-продажи товара с рассрочкой платежа, т. е. в кредит. Деньги в качестве средства платежа имеют специфическую форму движения: Т → О, а через заранее установленный срок: О → Д (где О — долговое обязательство). При таком обмене нет встречного движения денег и товара, погашение долгового обязательства является завершающим звеном в процессе купли-продажи.

Мировые деньги

средство расчётов между государствами.

Т. к. при капитализме деньги выступают всеобщей формой богатства, то это вызывает денежный фетишизм (культ денег) — развитую форму товарного фетишизма.

 

Семья

В каждом обществе имеется институт семьи. Основой этого института являются брачные отношения между мужем и женой (мы здесь не касаемся группового брака первобытного общества). Семью составляет группа людей, объединенных брачными (муж и жена) и близкородственными (родители и дети, братья и сестры) отношениями. Конституирующими признаками семьи, делающими эту группу людей членами одной семьи, являются также совместное проживание и связанная с этим общность быта.

Главной причиной возникновения и существования института семьи является необходимость воспроизводства человеческого рода и воспитания детей. Но в человеческом обществе эти функции имеют социальный характер и поэтому формы семьи н направление ее развития определяются в соответствии с общим законом развития социальных явлений экономическими условиями и потребностями, Так, например, процесс становления частной собственности был связан с необходимостью наследования имущества. Поскольку мужчина играл главную роль в про изводстве, это наследование пошло по отцовской линии, что определило переход к моногамной семье. В дальнейшем на характер отношений между мужчигюй и женщиной, на формы семьи стали оказывать влияние и другие социально-исторические факторы.

Социальная природа семьи проявляется и в том, что, возникнув из потребностей воспроизводства человеческого рода, семья в истории общества выполняла разнообразные социальные функпик. В семье осуществляется совместное потребление и связанное с этим домашнее хозяйство. Сама возможность совместного потребления предполагает наличие определенных источниковдохода, размеры п способ получения которых зависят от уровня производства и гушествуюпшх в обшсстге производственных отношений. В досоциалпстических классовых формациях на первый план в функциях семьи выступает накопление, сохранение и передача по наследству собстжнности. У крестьян и ремесленников семья выступает как непосредственно производственная ячейка. В особенности эта функция семьи развивается на основе мелкой частной собственности.

Поскольку в семье осуществляется воспитание детей, семья выполняет функцию передачи жизненного опыта, духовных ценностей, нравственных норм, традиционных представлений и т д.

Эти общие и весьма абстрактные определения сущности и социальных функций семьи имеют определенное методологическое значение для анализа института семьи в различных исторических условиях. Но, для того чтобы исследовать семью конкретно, необходимо ее рассматривать в тесной связи и взаимозависимости с этими условиями.

В семье, как в капле, отражаются господствующие в обществе социальные отношения. На характер отношений в семье накладывают свой отпечаток экономические, правовые, нравственные, религиозные отношения данного общества. Этот отпечаток настолько глубок, что по существу каждая общественная формация имеет характерный лля нее тип семьи. А в пределах антагонистических формаций резко различаются системы отношений в семьях господствующих и угнетенных классов. Но это ие означает, что семью можно рассматривать как элемент надстройки, а ее развитие отождествить с развитием надстроечных явлений.

Определяя место семьи в структуре общества, необходимо учитывать, что она представляет собой такой социальный институт, который обладает собственной сложной структурой, включающей в себя отношения биологические, материально-экономические и духовные.

В семье формируется человек. И формируются истинно человеческие качества и отношения: любовь, дружба, взаимная забота, нежность матери, нравственная ответственность и т. д.

Раньше был матриархат, затем постепенно перешло к патриархату(мужской труд:скотоводство,земледелие)

 

Вопрос №2. Основной вопрос философии - вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что является первичным - дух или природа, материя или сознание - и, во-вторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: