Роль коррекционной ритмики в работе над моторно-двигательной сферой детей, имеющих ЗПР




Коррекционная ритмика — это обобщенное понятие, своеобразный вид кинезитерапии, основанной на взаимосвязи музыки, движения, слова, где организующим началом служит ритм в его широком понимании. В зависимости от специфики и варианта нарушений в развитии детей она подразделяется на ритмику:

· логопедическую (для детей с нарушением речи),

· фонетическую (для детей с нарушением слуха),

· коррекционную (для детей с нарушением зрения, с задержкой психического развития, умственной отсталостью).

Основными целями коррекционной ритмики являются профилактика, лечение и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребенка средствами движений, музыки и слова. Конкретные задачи ритмики определяются вариантом нарушений в развитии ребенка.

Практическое использование музыки, движений как средства развития, коррекции и лечения детей, имеющих нарушения развития, в нашей стране началось в начале XX века в период становления отечественной дефектологии. В это время в систему музыкального воспитания широко внедрялось музыкально-ритмическое направление, разработанное швейцарским педагогом, музыкантом Жаком Далькрозом.

Многие исследователи (Е.М. Мастюкова, С.М. Миловский, И.В. Евтушенко, Е.А. Медведева, Г.А. Бутко) в своих работах показали, что музыкально-ритмические занятия имеет большое значение для детей с задержкой психического развития. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы, хорошо поддаются коррекции специфическими средства воздействия на ребенка, свойственными ритмике.

Проблемы двигательной сферы у детей с ЗПР часто связаны не с нарушением опорно-двигательного аппарата, а с недоразвитием высших психических функций. У этих детей ослаблено формирование межанализаторных связей, снижено внимание, память, восприятие, мыслительное и речевое развитие. Недостатки формирования ВПФ тесно связаны с развитием общей, ручной и артикуляционной моторики ребенка.

Отмечаются следующие нарушения моторно-двигательного развития:

· своеобразная моторная недостаточность;

· несформированность сложных координаторных схем;

· недостаточная ориентировка в частях собственного тела;

· неловкость ручной моторики;

· нарушение произвольной регуляции движений;

· недостаточная скоординированность и нечеткость непроизвольных движений;

· трудности переключения и автоматизации;

· двигательная неловкость;

· недостаточность таких двигательных качеств как точность, выносливость, гибкость, координация;

· задержка мышечной координации, что проявляется при езде на велосипеде, при беге, прыжках;

· с трудом сохраняют равновесие, стоя на одной ноге (в позе Ромберга), при ходьбе по прямой линии, прочерченной на полу;

· повышенная двигательная активность из-за недостаточности тормозных механизмов, а медлительность и двигательная пассивность встречаются реже;

· неумение подчиняться заданному (музыкальному или словесному) ритму;

· усложнение характера двигательной реакции сопровождается увеличением времени реакции. Время реакции выбора на простые сигналы у младших школьников с ЗПР существенно больше, чем при нормальном развитии;

· у многих детей наблюдаются гиперкинезы;

· некоторых детей наблюдаются мышечные подергивания;

· не умеют двигаться в группе, в строю;

При задержке созревания ЦНС у детей, задерживается и нарушается формирование интегративной деятельности мозга, что проявляется как в недостаточной сформированности более сложных форм произвольных движений, так и в наличии отдельных проявлений примитивных врожденных двигательных реакций.

Н.П. Вайзман отмечает у детей с ЗПР своеобразный двигательный облик: избыточность, излишество и богатство движений, непринужденность игровой моторики.

Для эффективного развития ВПФ и двигательной сферы необходимо сначала сформировать их психологическую базу, которая включает в себя:

· обеспечение полноценного психического развития ребенка;

· улучшение его работоспособности;

· коррекция недостатков в двигательной сфере;

· развитие общей и ручной моторики;

· формирование чувства ритма;

· создание условий для полноценного межанализаторного взаимодействия через систему специальных игр и упражнений.

Таким образом, на первый план выходит необходимость первоначальной коррекции двигательной сферы детей с ЗПР на занятиях коррекционной ритмикой.

Занятия КР тесно связаны с обучением на занятиях физкультурой и музыкой. Занятия КР способствуют укреплению у детей мышечного корсета, у детей формируются правильное дыхание, развиваются моторные функции, воспитывается правильная осанка, походка, грация движений, что способствует в целом оздоровлению всего детского организма.

На занятиях по ритмике используются такие средства, как

· упражнения,

· игры со словом,

· элементы гимнастики под музыку,

· образные этюды.

Структура занятий может складываться из таких частей, как

· ритмическая разминка,

· ритмическая гимнастика,

· ритмический калейдоскоп,

· ритмическое прощание.

Основным принципом построения коррекционной ритмики является тесная связь движений и музыки, где организующим началом выступают музыка, ритм. Развитие движений в сочетании с музыкой и словом представляет целостный коррекционно-воспитательный процесс.

Коррекция, сглаживание нарушенных функций и дальнейшее развитие сохранных требуют от ребенка (и педагога на занятии) собранности, внимания, конкретности представлений, активности мысли, развития памяти — эмоциональной, зрительной, образной (при восприятии образца движений), словесно-логической (при осмыслении задач и запоминании последовательности выполнения движений под музыку), двигательно-моторной (двигательно-мышечные ощущения), произвольной (связанной с сознательным самостоятельным выполнением упражнений).

И подводя итог, стоит отметить, что занятия по коррекционной ритмике детей данной категории могут проводиться в подгрупповой и фронтальной формах (не более 15 человек). Организация занятий по ритмике предполагает календарное планирование, которое осуществляет педагог-ритмист с дефектологическим образованием. Занятия по ритмике должны иметь четкую коррекционную направленность и проводиться один - два раза в неделю дополнительно к музыкальным занятиям. В конце года осуществляется контрольное диагностическое обследование, показывающее динамику в развитии ребенка, в том числе обеспечивающуюся средствами ритмики.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: