Концепция развития оптовой торговли




В стране и регионах

 

За период рыночных преобразований внутренняя торговля Российской Федерации претерпела коренные изменения. В торговле сформировалась богатая конкурентная среда. Предпринимательская инвестиционная активность в этой сфере самая высокая. Современный потребительский рынок отличается относительно высокой насыщенностью, и товарного дефицита фактически нет. Бюрократическая система распределения товаров полностью заменена отношениями свободной купли-продажи.

Вместе с тем позитивные тенденции развития торговли сопровождаются серьезными негативными проявлениями. Во внутренней торговле сосредоточен сегодня значительный объем теневого оборота, размеры которого колеблются в пределах 30%. В торговле происходит неоправданное наращивание цен реализации товаров из-за роста звенности товародвижения, и это обстоятельство имеет самое прямое отношение к деятельности оптовой торговли.

С учетом наметившихся тенденций развития торговли на современном этапе Министерством торговли Российской Федерации разработана Концепция развития внутренней торговли товарами народного потребления (далее – Концепция).

Целью Концепции является разработка адекватного рыночной экономике организационно-правового механизма доведения товаров до потребителя, обеспечивающего позитивное развитие внутреннего рынка в целом.

Концепция исходит из того, что для достижения этой стратегической цели необходимо решение следующих задач:

обеспечение для абсолютного большинства населения доступности потребительского рынка в цивилизованных формах его организации;

всемерное обеспечение прав граждан на безопасность и качество товаров;

формирование развитой системы товародвижения, создающей благоприятные возможности для отечественных товаропроизводителей и способствующей оптимизации на рынке соотношения отечественных и импортных товаров;

восстановление финансового контроля над товарооборотом на основе существенного ограничения возможностей для теневого оборота;

восстановление оптимального соотношения магазинных и внемагазинных форм продажи товаров;

укрепление нормативно-правовой базы развития торговли;

восстановление единой информационной системы внутренней торговли.

Дальнейшее реформирование внутренней торговли должно проводиться на принципах системности организационных решений, строгого разграничения предметов ведения по вопросам торгового обслуживания между всеми уровнями управления, обеспечения строгой ответственности государственных органов в вопросах контроля качества и безопасности товаров и услуг.

В связи с тем что многие экономические процессы в торговле, получившие развитие за время реформ, полностью или частично необратимы, Концепция исходит из того, что, ориентируясь на сложившееся состояние развития внутреннего рынка, необходимо изменить механизм его функционирования.

Средствами решения данной задачи должны стать:

целенаправленная структурная перестройка на потребительском рынке, способная обеспечить сбалансированное развитие отдельных звеньев торговли системы на принципах рыночного разнообразия субъектов торговой деятельности;

стимулирование развития интеграционных процессов в торговле;

совершенствование системы государственного контроля безопасности и качества товаров и услуг на принципах обеспечения единства прав и ответственности контролирующих органов;

рационализация системы государственного регулирования торговой деятельности на принципах безусловного обеспечения верховенства закона;

формирование национальной модели механизма защиты внутреннего рынка в условиях его интеграции в систему мирового товарообмена;

стимулирование перехода на механизм корпоративного управления субъектами торговой деятельности, препятствующий глубокому имущественному расслоению собственников и наемных работников.

Современная инфраструктура торговли сложилась под влиянием проводимых экономических реформ, процесса коммерциализации и приватизации.

Формирование и развитие этой инфраструктуры в настоящее время сдерживается рядом причин объективного и субъективного характера. Среди основных причин – недостаток финансовых ресурсов, неприемлемая система кредитования, отсутствие сопряженности в работе торговых и транспортных организаций, нехватка складских площадей и пр.

Стратегия развития торговых предприятий должна быть направлена на устранение этих причин и создание оптимальных условий для их деятельности.

Разработка конкретной структурной политики предусматривает как определение общего механизма ее проведения, так и конкретизацию основных направлений структурных прео-
бразований.

Концепция развития оптовой торговли потребительскими товарами является ключевой частью формирования общей государственной торговой политики на внутреннем потребительском рынке страны. Концепция в первую очередь предусматривает формирование организационных структур оптовой торговли, которые должны учитывать наметившиеся тенденции к интеграции процессов производства и сбыта товаров.

Особенность структурной политики развития оптовой торговли должна заключаться в ее гибкости и способности адекватно реагировать на любые изменения экономических условий. Товарная специализация оптового предприятия, сфера и зона его деятельности, уровень автономности функционирования, функциональные особенности должны стать исключительно компетенцией предприятия.

В этой структуре следует выделить оптовые предприятия федерального и регионального уровней (рис. 12).

 

 
 

 


Рис. 12. Типы оптовых структур

 

Оптовые предприятия общенационального (федерального) уровня должны обеспечивать оптовый оборот крупных партий товаров потребителям по всей территории страны.

В числе таких потребителей могут быть самостоятельные оптовые организации, крупные розничные структуры и их объединения, а также предприятия перерабатывающих отраслей промышленности.

Главное целевое назначение данного вида оптовых структур должно состоять в том, чтобы сформировать необходимую структуру каналов товародвижения для крупных отечественных производителей продукции, а также создать благоприятные условия для выхода на российский потребительский рынок хорошо зарекомендовавших себя зарубежных поставщиков товаров.

Главным приоритетом функционирования такого типа предприятий должна стать, с одной стороны, защита и поддержка отечественных товаропроизводителей, а с другой – исключение возможности такого участия третьих стран в обеспечении поставки на российский рынок товаров, которое завышает общий уровень цен.

Таким образом, оптовые структуры федерального уровня должны гарантировать стратегическую стабильность потребительского рынка в целом.

В соответствии с этим требованием должен развиваться и товарный ассортимент данных оптовых организаций. Их ассортиментная концепция должна формироваться с учетом перечня товаров, закупаемых для федеральных нужд и снабжения спецконтингентов потребителей, а также товарной номенклатуры, отражающей специфику развития отдельных регионов и труднодоступных территорий.

Представляя собой внешний контур единой оптовой торговой системы страны, данные структуры фактически должны образовать буферную зону на рынке услуг оптовой торговой деятельности. Эта зона и должна обеспечить устойчивость всей национальной оптовой торговой системы.

В перспективе данные оптовые структуры могут явиться базой для формирования торгово-финансово-промышленных групп.

Основу национальной оптовой торговой системы, ее внутренний контур должны составлять оптовые структуры регионального уровня.

Как правило, эти оптовые организации при формировании собственной коммерческой стратегии достаточно точно определяют зону своего влияния на рынке услуг оптовой торговой деятельности.

Группу оптовых предприятий регионального уровня должны формировать, прежде всего, автономные или независимые оптовые структуры. Закупая товары у оптовых структур федерального масштаба и непосредственно у товаропроизводителей как в регионе размещения, так и за его пределами, они доводят их до предприятий розничной торговли и иных потребителей в зоне своей деятельности.

Кроме независимых оптовых структур, региональные оптовые торговые системы формируются также сбытовыми подразделениями местных промышленных предприятий и оптовыми структурами местных крупных розничных организаций (так называемые зависимые оптовые структуры).

Сбытовые подразделения специализируются на оптовой торговле продукцией своего предприятия, а оптовые структуры розничной торговли – на единовременных массовых закупках товаров у различных товаровладельцев как в регионе размещения розничного предприятия, так и за его пределами, для его нужд.

Главным приоритетом деятельности любых оптовых структур регионального масштаба должно явиться обеспечение товарами региональных рынков. При этом никаких ограничений на формирование их структуры хозяйственных связей со стороны исполнительной власти регионов не должно предусматриваться.

Видовое разнообразие оптовых структур на рынке услуг оптовой торговой деятельности диктуется мотивацией товаропроизводителя при выборе им того или иного канала продвижения на рынок своей продукции.

Отсюда главной задачей структурной реорганизации оптового звена должно явиться стимулирование формирования таких видов организаций, которые максимально удовлетворяли бы данные требования товаропроизводителей.

С учетом данного обстоятельства структура оптового звена должна развиваться на основе выделения в его составе:

специализирующихся на оптовой торговле предприятий, осуществляющих полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом права собственности на товар к оптовому звену;

посреднических оптовых структур, не использующих в своей деятельности, как правило, перехода к ним права собственности на товар (предприятия-брокеры, торговые агенты, комиссионеры и т.п.).

организаторов оптового оборота, абсолютно не работающих с товаром, но оказывающих услуги по организации оптового оборота товаров (ярмарки, товарные биржи, аукционы, оптовые рынки) (рис. 13).

 

 

 

 


Рис. 13. Виды оптовых предприятий

 

Основным видом оптовых структур на российском потребительском рынке должны стать специализирующиеся на оптовой торговой деятельности предприятия, так называемые независимые оптовые торговцы.

Они должны выполнять самый широкий комплекс операций по обработке товарной массы, замыкать на себя широкий спектр розничных торговых предприятий.

Задачей оптовых предприятий этого вида должно быть создание в среднем звене товародвижения необходимых условий для выхода на рынок крупных производителей и розничных торговцев потребительскими товарами.

Среди данных оптовых торговцев могут быть оптовики как специализированные на отдельных группах товаров, так и универсальные; они могут предоставлять широкий набор оптовых услуг или быть ориентированы на специфические методы работы по обслуживанию клиентов. Доля этих структур в обеспечении оптового оборота товаров должна варьировать в пределах
60–65%.

Самостоятельное значение на рынке услуг оптовой торговой деятельности должны занять структуры, условно именуемые посредниками – предприятия-агенты, предприятия-брокеры.

Основным предметом их деятельности должно стать информационное обеспечение. Они действуют по поручению клиента и чаще всего за его счет.

Доля таких структур на рынке услуг оптовой торговли должна достигать 15–20%.

Важным элементом оптовой инфраструктуры являются организаторы оптового оборота – оптовые ярмарки, выставки-ярмарки, товарные биржи, аукционы, оптовые продовольственные рынки.

Товарные биржи должны обслуживать крупнооптовый оборот исключительно стандартизированных товаров.

Аукционы должны использоваться главным образом для стимулирования отдельных производителей товаров.

Выставки и ярмарки, являясь особой формой организации оптовой торговли, должны обеспечивать расширение потребительского рынка за счет установления как межрегиональных, так и межгосударственных хозяйственных связей.

Самостоятельным организационным элементом, позволяющим реализовать интересы всех участников процесса товародвижения, должны стать оптовые продовольственные рынки. Они должны обеспечить свободный выход на рынок всем поставщикам сельхозпродукции и продовольствия.

В числе организаторов оптового оборота должны быть также склады гарантийного хранения, склады-отели, транспортно-экспедиционные предприятия. Доля участия организаторов оптового оборота в обеспечении оптовой торговли потребительскими товарами может достигать 25%.

Организации оптового оборота (оптовые ярмарки, аукционы, оптовые продовольственные рынки, товарные биржи) – важный элемент оптовой инфраструктуры, но они представляют собой субъекты оптовой торговой деятельности, их главная
задача – создать условия для организации оптовой торговли.

Свобода экономических отношений участников хозяйственного оборота в рыночных условиях является полной противоположностью системы централизованного административного хозяйствования. Однако рыночная экономика выдвигает жесткие требования к организации рыночного процесса. В развитых странах создан единый организованный товарный рынок.

Принципиальная особенность организованного товарного рынка заключается в том, что в торговом процессе на таком рынке равномерно принимают участие множество хозяйственных структур, различающихся масштабом деятельности, специализацией, технологическими и экономическими концепциями.

Мировой опыт и отечественная практика показывают, что функционирование всех структур, производящих и продающих потребительские товары, немыслимо без участия оптовой торговли, выступающей в роли активного коммерческого посредника. Поэтому развитие оптовой торговли потребительскими товарами является ключевой составной частью формирования общей государственной торговой политики на внутреннем потребительском рынке Российской Федерации.

Вопросы для самопроверки

 

1. Определение оптовой торговли и ее основных функций.

2. Особенности организации оптовой торговли в развитых зарубежных странах.

3. Характерные особенности оптовой торговли в РФ, ее структурные изменения, связанные с приватизацией промышленности, сельского хозяйства и розничной торговли.

4. Разновидности оптовых предприятий, образующих инфраструктуру оптового рынка.

5. Задачи оптовой торговли РФ, поставленные Концепцией развития оптовой торговли.

6. Типы оптовых предприятий, предусмотренные Концепцией развития оптовой торговли.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: