Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики рук




Развитие моторики

Развитие моторики играет важную роль в овладении учебными навыками, прежде всего письмом, что является сложнейшим психомоторным навыком. Установлено, что уровень сформированности тонких движений пальцев рук тесно связан с уровнем речевого развития ребёнка.

К сожалению, практика показывает, что дети 6-7 лет не редко имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой и крупной моторики. Они не способны проводить чёткие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, не умеют точно вырезать по контуру фигуры из бумаги, у многих детей отмечается плохая координация движений при беге, прыжках, общая двигательная неловкость и неуклюжесть.

Упражнения и игры по развитию моторики могут быть рекомендованы учителям для включения в план уроков, а также родителям для дополнительных занятий с ребёнком во неурочное время.

 

Система упражнений и заданий для развития мелкой и крупной моторики

I. Упражнения для развития тонкой моторики руки и зрительно двигательных координаций

1. Срисовывание графических образцов (геометрических фигур и узоров разной сложности).

2. Обведение по контуру геометрических фигур разной сложности с последовательным расширением радиуса обводки или его сужение.

3. Вырезание по контуру фигур из бумаги.

4. Раскрашивание и штриховка.

5. Рисование на бумаге в разных техниках: традиционными способами и нетрадиционными способами.

6. Лепка из пластилина, глины, соленого теста.

7. Работа с бумагой: рваная аппликация, сминание, оригами.

8. Игры с крупой, семенами: пересыпание круп из одной ёмкости в другую, разбор разных видов круп, выкладывание из крупы изображений.

9. Действия с песком: пересыпание песка, лепка из сырого песка.

10. Действия с мелкими игрушками.

11. Действия с пуговицами и кнопками: застёгивание, расстёгивание.

12. Действие с верёвочками и шнурками: завязывание и развязывание узлов, бантиков.

13. Нанизывание на леску пуговиц, бусинок, бисера.

14. Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

15. Конструирование из ЛЕГО и работа с мозаикой.

16. Выкладывание фигур из спичек.

17. Выполнение фигурок из пальцев рук, пальчиковая гимнастика, теневой театр.

18. Освоение ремёсел (шитьё, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и т.д).

 

II. Игры и упражнения для развития крупной моторики (силы, ловкости, координации движений)

1. Игры с мячом.

2. Игры с резинкой.

3. Игры типа «Зеркало»: зеркальное копирование поз и движений ведущего.

4. Игры типа «Тир»: попадание в цель различными предметами.

5. Весь спектр спортивных игр и физических упражнений.

6. Занятия танцами. Аэробика.

Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики рук

Пальчиковая гимнастика выполняется ребенком как повторение того, что делает взрослый, поэтому следует предварительно освоить данные упражнения без ребенка.

1. Поочередно пальцы загибаются сначала на левой, а потом на правой руке. В конце упражнения пальцы должны быть сжаты в кулачки.

2. Обе ладони лежат на столе. Одна из ладоней сжимается в кулак, а другая остается лежать неподвижно. Далее та ладонь, что осталась лежать на столе, сжимается в кулак. Одновременно с этим ладонь, что была сжата в кулак, распрямляется. После этого задание воспроизводится подряд 5–6 раз в быстром темпе. Следите, чтобы при выполнении этого упражнения пальцы не растопыривались, а оставались плотно прижатыми друг к другу.

3. Ладони повернуты вниз. Обеими кистями рук одновременно имитируется волнообразное движение в гору (вверх) и с горы (вниз).

4. Обе ладони сжаты в кулачок, большие пальцы подняты вверх, выполняются круговые движения большими пальцами.

5. Пальцы сплетены в замок. Концы пальцев левой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладони правой руки, прогибая ее так, что пальцы правой руки встают как петушиный гребень. Затем на тыльную сторону левой руки нажимают пальцы правой, и в петушиный гребешок превращаются пальцы левой руки.

6. Руки вытягиваются вперед, пальцы растопыриваются, как можно сильнее напрягаются, а затем расслабляются, руки опускают и слегка трясут ими.

7. Руки ставятся на край стола и превращаются в пятипалых зверьков. По сигналу зверьки устремляются к краю стола, передвигая пальцами как ножками.

8. Обе ладони лежат на столе. Правая – вниз, левая – вверх. По команде ладони меняются местами: правая – вверх, левая – вниз.

9. Поочередно пальчики прижимаются к большому пальцу, образуя с ним кольцо.

10. Руки сжимают в кулачок, вытягивают большой палец вверх и начинают вращать им сначала в одну, затем в другую сторону. То же самое делают с другими пальцами: указательным, средним, безымянным, мизинцем.

11. Пальцы обеих ладоней переплетены и прижаты в замок. Затем пальцы распрямляются и вновь сжимаются в замок.

12. Руки соединяют в замок и тянут в разные стороны.

13. Сцепляют большие пальцы и тянут руки в разные стороны. То же делают для других пальцев: указательного, среднего, безымянного, мизинца.

14. Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе. Хлопают кончиками больших пальцев. То же – для указательных, средних, безымянных, мизинцев.

15. Левая ладонь – вертикально вверх, к ее нижней части приставляется кулачок. Затем положение рук меняется.

16. Поочередно пригибают пальцы к ладошке, начиная с большого. Затем поочередно разгибают пальцы, начиная с большого.

17. Упражнения с грецкими орехами.

18. Перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: