Тема «Культурная революция в развитии Донбасса»




Группа (1 курс) ОДБ.05 История Отечества

Объективные условия жизни 20-х - 30-х годов обусловили развитие культурного процесса в стране преимущественно вширь. Это нашло выражение в приобщении широких масс трудящихся к культурным ценностям, повышении их общекультурного уровня, создании условий для проведения культурно-массовой работы. Наиболее ярко эти тенденции проявились в Донбассе, крупном промышленном центре страны, где еще не сложились определенные культурные традиции, не было своего культурного центра, кадров творческой интеллигенции. Потому для Донецкого края характерны были прежде всего количественные накопления в области культуры.

Отличительной особенностью культурного развития в Донбассе были высокие темпы создания материальной базы культуры. Если первыми очагами культуры становились клубы, сельские дома, библиотеки, красные уголки, и для них строились специальные здания, то в 1928 г. в г.Сталино был построен один из первых на Украине Дворец культуры металлистов (ныне Центр славянской культуры). В 1936 г. в Донбассе уже действовало 14 таких дворцов, 1916 клубов, 1904 библиотеки. Быстрыми темпами развивалась киносеть региона. Количество киноустановок в крае выросло со 159 в 1925 г. до 821 в 1933 г.

К началу 40-х годов было построено 66 кинотеатров, среди которых один из лучших на Украине, кинотеатр им. Т.Г.Шевченко. В эти же годы было возведено здание театра оперы и балета, другие сооружения культурно-просветительного назначения.

В Донбассе острее, чем в других областях Украины, ощущался недостаток кадров профессиональных работников культуры. В эти годы происходило формирование художественной интеллигенции края, почти вся она была рабоче-крестьянского происхождения. Одним из первых объединений творческой интеллигенции стала писательская организация «Забой», членами которой являлись М.Л.Слонимский. Ю.Л.Черный-Диденко, М.Голодный (М.С.Эпштейн), Г.М.Баглюк, II.Г.Беспощадный и другие.

В 1920 г. в Константиновке был создан первый в Донбассе профессиональный театр. Появились также театры в Луганске - "Шахтерка Донбасса", в Артемовске - "Синяя блуза". Однако профессиональный уровень многих артистов был невысок.

Остро ощущалась потребность в массовых профессиях культпросветработников, руководителей кружков художественной самодеятельности. Так, в Луганском районе в 1928 г. из 87 анкетированных культпросветработников половина не имела специального образования.

Чтобы ускорить подготовку руководителей кружков художественной самодеятельности, актеров для рабочих театров в Сталино в 1928 г. была создана театральная мастерская.

В 1930 г. в Сталино, Луганске, а затем в Горловке были открыты художественные рабфаки, которые помогали рабочей молодежи подготовиться к учебе в вузах республики. Занятия и консультации для рабфаковцев проводили преподаватели и студенты-старшекурсники Киевского музыкально-драматического института. Появляются первые учебные заведения искусства: Артёмовское музыкальное училище и художественный техникум в Луганске.

Недостаток профессиональных работников культуры был одной из причин того, что в Донбассе широкую поддержку и распространение получил призыв рабочих-ударников в литературу и искусство. Призыв был проявлением упрощенного, вульгаризированного подхода к решению сложной проблемы воспитания молодых кадров художественной интеллигенции. Много в этом деле было администрирования, неорганизованности. Тем не менее, призыв привлек внимание общественности к проблемам литературы и искусства, вызвал широкое движение литкружковцев. Школу литературных кружков прошли П.А.Байдебура, Ю.А.Черкасский, И.Н.Шутов и другие донецкие писатели.

В условиях нехватки квалифицированных кадров большую роль в культурном возрождении Донбасса играла помощь творческой интеллигенции республики. В эти годы перед донецкими рабочими выступали Н.Сосюра, 0.Вишня, П.Тычина, И.Микитенко, С.Пилипенко, Г.Эпик и многие другие. Только в 1929 г. было организовано 30 таких встреч. Большую работу проводила Ассоциация художников Червоной Украины (АХЧУ), которая в 1930 г. организовала в 12 населенных пунктах региона выставку художественных произведений под девизом "Культпоход на Донбасс".Художники АХЧУ руководили здесь 14 кружками изобразительного искусства. На гастроли в Донбасс приезжали ведущие театры Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова. С конца 20-х годов здесь начал работать филиал Киевского театра им.И.Франко под руководством Г.Юры. В 1933 г. на постоянную работу в г.Сталино приехала труппа Харьковского Краснозаводского театра во главе с главным режиссером театра В.С.Василько, основав Донецкий Государственный драматический театр им. Артема. К началу 40-х годов в Донецком крае работало 16 профессиональных театров.

Развитие самодеятельного творчества в Донецком крае в 20-30-е годы.

Донбасс богат промышленной историей, но культурные традиции здесь даже в начале XX века не сложились: рабочие приезжали на заработки со всех концов страны - возникла пестрая этническая картина. Этно-культурные компоненты были привнесены из разных частей страны: это и сельская культура восточно-украинская и западно-украинская; это и городская культура центральной России и украинских городов. На территории Донбасса издавна возникли греческие поселения, татарские и болгарские, десятки других народностей расселились среди преобладающего украинского и русского населения в городах, поселках и селах. Вследствие этого к 20-м годам нашего столетия не могла сложиться объединяющая все население края какая-либо единая национальная культура с вековыми самобытными основами. Люди каждой нации и народности, поселявшиеся в Донбассе, были связаны определенной общностью национально-культурных традиций, в частности, бытовых обрядов, но общие культурные традиции сформироваться не смогли.

Другая особенность заключалась в том, что до 20-х годов в Донецком регионе не было центров духовной культуры: не существовало высших учебных заведений, не было театров, концертных залов, художественных музеев. Поэтому не сформировались какие-либо единые традиции духовности края. Очаги культурной жизни стали возникать в результате тех преобразований, что в художественной культуре края протекали в 20-30-е годы. Они несут на себе отпечаток своей эпохи.

Художественная самодеятельность в Донбассе носила действительно массовый характер. В деятельности кружков нашел отражение многонациональный состав рабочего класса Донбасса. В конце 20-х годов увеличилось количество украинских драматических и музыкальных кружков, наряду с ними работали греческие, татарские, армянские самодеятельные коллективы. Им оказывали помощь творческие коллективы. Так, Киевская капелла «Рух» взяла шефство над рабочей капеллой Макеевского металлургического завода. Известный и популярный композитор И.Дунаевский организовал шахтерский ансамбль песни и пляски при Рутченковском дворце культуры. В нем занималось 130 шахтеров и членов их семей. Однако не все кружки работали достаточно эффективно, деятельность их носила агитационно-пропагандистский характер, им не хватало мастерства и культуры. Но некоторые коллективы добились значительных успехов. Например, среди победителей Всеукраинской олимпиады самодеятельного искусства был греческий ансамбль Сартанской МТС. Любительское объединение «Изо – забой» дало путевку в жизнь известному художнику П. Кодьеву.

Важное место в системе культурно просветительской работы в Донбассе занимали клубы, дома культуры, клубы-театры, создаваемые при крупных предприятиях и позже именуемые дворцами культуры. Для вовлечения селян создавались красные сотенные уголки: на 100 хат одна выделялась для занятий художественной самодеятельностью. Сеть культурно просветительских учреждений росла быстро: к 1935 году в Донбассе насчитывались 441 клуб, 26 Дворцов культуры, на селе - 804 «сотенные хаты». Культурно-просветительные учреждения были центрами художественной самодеятельности: в них создавались театральные, музыкальные, хоровые кружки и студии. Кружки и студии 20-х - 30-х годов сделали свое доброе дело: через них тысячи тружеников приобщались к искусству, знакомились с достижениями театрально-музыкальной культуры, пробовали свои силы в непосредственно художественном творчестве. В 30-е годы самодеятельные театральные коллективы все чаще переходят к воплощению на клубной сцене крупных произведений советской, а также русской, украинской и зарубежной классической драматургии. Возникает ряд музыкально-драматических коллективов, оперных студий. Многие самодеятельные коллективы работали на высоком художественном уровне.

 

Вопросы и задания к теме:

1. Что представляет собой культурная революция?

2. Как осуществлялась культурная революция в Донбассе?

3. Раскройте достижения культурной революции в Донбассе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: