РЕСПУБЛИКАНСКАЯ И ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРАВУ
Уч. г.
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП
Класс
Уважаемый участник!
При выполнении работы внимательно читайте текст заданий.
Содержание ответа вписывайте в отведённые поля, запись ведите чётко и разборчиво.
За каждый правильный ответ Вы можете получить максимальное количество баллов, определённое членами жюри.
Сумма набранных баллов за все решённые вопросы – итог Вашей работы. Максимальное количество баллов – 68.
Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри.
Время на выполнение работы – 90 минут.
Желаем успеха!
Обратите внимание! В тестовых заданиях может быть как один, так и несколько правильных ответов.
1. Назовите сторонников расовой теории происхождения государства:
а) Гобино;
б) Аристотель;
в) Гольбах;
г) Ницше.
2. Назовите характерные черты публичной отрасли права:
а) Координация;
б) Императивность;
в) Интерес частных лиц;
г) Иерархия.
3. Назовите признаки правонарушения:
а) Индивидуальная опасность;
б) Причастность;
в) Общественная опасность;
г) Деяние.
4. Назовите источники права:
а) Правовой обычай;
б) Нормы морали;
в) Идеологические убеждения;
г) Принципы права.
5. Назовите то, что не является формой систематизации НПА:
а) Учет;
б) Устав;
в) Кодификация;
г) Инкорпорация.
6. Назовите способы устранения пробела в праве:
а) Аналогия закона;
б) Субсидиарное правоприменение;
в) Аналогия права;
г) Принятие соответствующей недостающей нормы.
7. Назовите элементы нормы права:
а) Введение;
б) Основная часть;
в) Санкция;
г) Заключение.
8. Назовите сторонников органической теории происхождения государства:
а) Вормс;
б) Коркунов;
в) Гольбах;
г) Галлер
9. Назовите специальную форму реализации права:
а) Исполнение;
б) Соблюдение;
в) Использование;
г) Правоприменение.
10. Назовите признаки, нехарактерные для англосаксонской правовой семьи:
а) Основной источник - НПА;
б) Кодифицированный характер;
в) Опора на религиозные нормы;
г) Отсутствует четкое деление на частное и публичное право.
11. Соотнесите авторов и их книги:
Имя мыслителя | Название книги |
1) Аристотель; | А) "Левиафан"; |
2) Платон; | Б) "Политика"; |
3) Макиавелли; | В) "Государь"; |
4) Гоббс. | Г) “Государство”. |
12. Соотнесите источники права и их определения:
Источник права | Определение |
1) Судебный прецедент; | А) Обобщение судебных решений, за которыми признается нормативное воздействие; |
2) Нормативный договор; | Б) Соглашение нескольких субъектов, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение правовых норм; |
3) Нормативный правовой акт; | В) Судебное решение по конкретному делу, которое принимается за обязательное правило при рассмотрении аналогичных дел; |
4) Судебная практика. | Г) Акт правотворческих органов государства, который содержит нормы права. |
13. Соотнесите семьи права и их черты:
Семья права | Черты |
1) Романо-германская; | А) Классовый характер; |
Б) Рецепция римского права; | |
2) Социалистическая. | В) Деление на частное и публичное; |
Г) Право приравнивается к закону. |
14. Соотнесите школы права и их сторонников:
Школа права | Сторонники |
1) Историческая; | А) Плеханов, Ленин, Энгельс; |
2) Психологическая; | Б) Кельзен, Штаммлер, Новгородцев; |
3) Материалистическая; | В) Гуго, Пухта, Савиньи; |
4) Нормативистская. | Г) Петражицкий, Росс, Рейснер. |
:
15. Соотнесите нормы права и критерии, по которым они выделены:
Нормы права | Критерии |
1) Материальные и процессуальные; | А) По отраслям; |
2) Регулятивные и охранительные; | Б) По функциональной роли; |
3) Постоянные и временные; | В) По выполняемым функциям; |
4) Нормы правила поведения и нормы исходные. | Г) По времени. |
16. Что объединяет данных мыслителей:
Локк, Руссо, Спиноза, Гоббс.
Ответ:
________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
17. Что объединяет эти понятия:
Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность.
Ответ: __________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
18. Найдите лишнее из приведенных понятий. Обоснуйте свой ответ:
Норма права, отрасль, подотрасль, статья.
Ответ:.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
19. Найдите лишнее из приведенных понятий. Обоснуйте свой ответ:
Темпоральная коллизия, иерархическая коллизия, пространственная коллизия, реальная коллизия.
Ответ:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
20. Дайте наиболее полное определение:
Система права-
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
21. Дайте наиболее полное определение:
Дееспособность -
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
22. Заполните таблицу, используя предложенные понятия:
Термины: культурно-историческая функция; функции права; функция социального контроля; внутренние функции права; регулятивная функция; внешние функции права; охранительная функция; ограничительная функция.
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
23. Заполните таблицу:
... |
События |
... |
... |
Относительные |
Право мерные |
... |
юр. акты |
... |
Преступ ления |
... |
Заполните кроссворд. (За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего – 10 баллов)
1) | |||||||||||||||||
6) | |||||||||||||||||
2) | 5) | ||||||||||||||||
7) | |||||||||||||||||
4) | |||||||||||||||||
3) | |||||||||||||||||
8) | |||||||||||||||||
9) | |||||||||||||||||
10) | |||||||||||||||||
По горизонтали:
2) Совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу, окружающей действительности.
3) Способность лица иметь в силу норм права субъективные права и юридические обязанности.
5) Вводная часть нормативного правового акта.
7) Свойство государства, выражающееся в верховенстве государственной власти внутри страны и её независимости вовне.
8) Сложный интеллектуальный волевой процесс, направленный на установление точного смысла правовой нормы, раскрытие выраженной в ней воли законодателя.
9) Это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.
10) Элемент правовой нормы предусматривает условие применения юридической нормы.
По вертикали:
1) Политико-территориальная суверенная организация публичной власти общества, охватывающая все население на определенной территории, устанавливающая правопорядок и располагающая аппаратом принуждения для его обеспечения.
4) Способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность людей с помощью воли, авторитета, права, насилия.
6) Возникающие в соответствии с нормами права и юридическими фактами волевое общественное отношение, участники которого наделены субъективными правами и несут юридические обязанности.