Тема 7. Система менеджмента




 

Система —совокупность элементов,находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. При определении системы необходимо учитывать ее тесную взаимосвязь с понятиями целостности, структурности, взаимозависимости, иерархичности, множественности.

Целостность — принципиальная несводимость свойств системык сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из последних свойств целого; зависимость каждого от его места, функций и т. д. внутри целого.

Структурность — возможность описания системы через установление ее структуры, т. е. сети связей и отношений системы; обусловленность поведения системы не столько поведением ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры.

Взаимозависимость структуры и среды—система формируети проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом ведущим активным компонентом взаимодействия.

 

Иерархичность — каждый компонент системы,в свою очередь,может рассматриваться как система, а исследуемая в данном случае система представляет собой один из компонентов более широкой, глобальной системы.

Множественность описания каждой системы.В силу принци-пиальной сложности каждой системы ее адекватное познание тре-бует построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект.

При системном подходе любой объект рассматривается как со-вокупность взаимосвязанных элементов, имеющая выход (цель), вход, связь с внешней средой, обратную связь. Системный подход способствует правильному пониманию проблем и выработке эффективной стратегии их изучения.

Важнейшие принципы системного подхода следующие:

– процесс принятия решений начинается с четкой формулировки конкретных целей;

– рассмотрение проблемы как единой системы и определение всех последствий и взаимосвязей каждого частного решения;

– выявление и анализ возможных альтернативных путей дости-жения цели;

– цели отдельных подсистем не должны вступать в противоречие

с целями всей системы;

– обеспечение восхождения от абстрактного к конкретному;

– достижение единства анализа и синтеза, логического и исторического;

– выявление в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия.

Системный подход –общепризнанный методологический и научно-практический метод формирования, изучения и преобразования объектов различной природы. Использование его в менеджменте основано на следующих главных положениях, представленных в виде рис. 2.1.

Управленческая деятельность или управление, менеджмент рассматривается в качестве многомерной сложной системы, состоящей из входящих в ее состав различных элементов и подсистем. Субъект управления – это также система или управляющая подсистема, а объект – управляемая. Организация (фирма, компания) состоит из субъекта, или администрации, заводоуправления, и объекта управления – производственных подразделений. Предприниматель – это субъект, а наемные работники – объект управления.

Организация представляет собой систему, состоящую из следующих подсистем: административной, экономической, финансовой, производственной, технической, технологической, закупочно-сбытовой, социальной, демографической и др. Эти подсистемы в процессе функционирования предприятия системно взаимодействуют между собой таким образом, что каждое изменение в одной из подсистем влечет за собой соответствующие изменения во всех других подсистемах и в системе – организации в целом. Иными словами, организация есть система систем. Функционирование предприятия-системы рассматривается как процесс ее взаимодействия с внешней средой. Причем главное влияние на этот процесс оказывают внутренние закономерности формирования и функционирования организации – системы.

Рис. 2.1. Принципы системного подхода в управлении

 

Менеджмент как система. Все стороны управленческой деятельности объективно взаимосвязаны между собой, поэтому любые изменения в какой-то из подсистем вызывают соответствующие изменения во всех других подсистемах. Так, например, отсутствие необходимых деловых качеств у персонала ведет к некачественному выполнению функций, использованию неэффективных методов, несоблюдению рациональных принципов управления, и в результате цели оказываются в той или иной мере нереализованными. Точно так же любой элемент системы менеджмента связан со всей их системной совокупностью.

Система менеджмента представляет собой определенную совокупность элементов, свойства которых подбираются исходя из характера целей и принципов управления тем или иным объектом.

Цели управления выступают в качестве системообразующего элемента. Исходя из системной методологии,можно сказать,чтоцелям должна соответствовать в целом вся система менеджмента и каждый элемент в отдельности. Кроме этого, любой элемент системы также должен соответствовать каждому из остальных.

Система менеджмента формируется людьми – субъектами управления – для реализации поставленных целей, однако имеет объективный характер, так как базируется на законах и принципах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: