Организация мелкооптовой продажи




 

Выше уже говорилось, что в результате проведенной приватизации в розничной торговле резко выросло количество независимых предприятий, самостоятельно проводящих закупку необходимых товаров. С учетом небольших размеров этих предприятий (к ним следует отнести и мелкорозничную торговлю, а также малые предприятия общественного питания и пищевой промышленности) потребовались новые организационные формы оптовой торговли, при которых возможно продавать товары небольшими партиями.

Такие функции стали выполнять многочисленные вновь образованные небольшие оптовые предприятия и различные оптовые посредники. Данные особенности товароснабжения розничной торговли обусловили образование оптовых продовольственных рынков, прообраз которых – зарубежные оптовые рынки.

Во Франции, например, оптовые продовольственные рынки обеспечивают оптовый оборот овощей и фруктов на 50%. Наиболее вероятным показателем участия оптовых рынков в обеспечении оптового оборота продовольственных товаров в России специалисты называют 30%.

В России самую развитую сеть оптовых рынков имеет Москва. В 1995 г. здесь действовало 54 мелкооптовых рынков. Но основным покупателем на этих рынках выступают не предприятия, а население со средним достатком и малообеспеченные слои населения, так как цены здесь значительно ниже, чем в магазинах. Название этих рынков не соответствует выполняемым ими функциям, поскольку розничная торговля на них занимает 92% всей реализации.

В столице планируется создать 16 крупных оптовых рынков, специализирующихся исключительно на оптовой продаже продовольственных товаров. По оценкам специалистов, через них в торговую сеть будет поступать до 4 млн тонн продовольственных товаров, что соответствует 35% от общего количества ввозимых Москвой этих продуктов.

Создание оптовых рынков является важной задачей развития инфраструктуры оптовой торговли. С 1995 г. развернуто строительство межрегионального оптового рынка в Волгограде, проектируется ряд оптовых рынков в Санкт-Петербурге, Омске, Туле, Екатеринбурге.

Концепция развития внутренней торговли товарами народного потребления Министерства торговли Российской Федерации, принятая в 2000 г., в разделе II «Концептуальные основы формирования рыночной инфраструктуры торговой деятельности» определила: «Самостоятельным организационным элементом, позволяющим реализовать интересы всех участников процесса товародвижения, должны стать оптовые продовольственные рынки. Они должны обеспечить свободный выход на рынок всем поставщикам сельхозпродукции и продовольствия».

Ежегодно расширяется сеть оптовых продовольственных рынков, где в качестве продавцов выступают товаропроизводители и оптовые коммерческие структуры, в качестве покупателей – предприятия розничной торговли, мелкооптовые коммерческие структуры и другие покупатели.

Оптовый рынок позволяет решать следующие задачи.

1. Ускоряется и упрощается процесс продвижения товаров к потребителям, так как они концентрируются в одном месте.

2. Всем товаровладельцам и оптовым покупателям предоставляется право равного и свободного доступа на конкурентный рынок. Наличие объективной информации о спросе и предложении товаров дает возможность сформировать реальные рыночные цены на них с тенденцией на их общее снижение.

3. Проведение экспертизы и сертификации реализуемого сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров способствует повышению их безопасности и улучшению качества.

4. Рынок является удобным местом для организации товарных интервенций и стабилизационных закупок, размещения на конкурсной основе заказов на закупку и поставку продовольствия среди хозяйствующих субъектов для формирования продовольственных фондов. Это дает возможность развивать систему поддержки товаропроизводителей при реализации товаров, применяя гарантированные минимальные цены.

Все это будет способствовать развитию малого и среднего предпринимательства как в сфере производства, так и в сфере розничной торговли.

При размещении оптовых рынков учитывают следующие основные факторы:

размер зоны обслуживания, в границах которой находится достаточное количество потенциальных пользователей услугами рынка;

наличие развитой транспортной инфраструктуры (автодороги, железные дороги и т.д.);

возможность расширения земельного участка в связи с ростом торговой активности рынка.

Оптовые рынки, в зависимости от ассортимента реализуемых товаров, могут быть специализированные, реализующие товары отдельных групп, и универсальные, реализующие товары нескольких товарных групп.

Наряду с продовольственными оптовыми рынками во многих городах появились и оптовые рынки, торгующие непродовольственными товарами, прежде всего это строительные товары и некоторые группы хозяйственно-бытовых товаров. Вряд ли можно признать целесообразной перспективу развития оптовых рынков данной специализации. Думается, что оптовую торговлю товарами весьма сложного ассортимента должны вести крупные специализированные оптовые предприятия, но бесспорно и то, что в современных условиях образование и функционирование таких рынков оправдано сложившимися в нашей стране экономическими условиями.

На оптовом рынке имеют право осуществлять торговлю оптовые продавцы, зарегистрированные на нем и имеющие лицензию на ведение торговой деятельности, сертификаты качества на реализуемые товары, а также документы, подтверждающие медицинское освидетельствование продавцов.

Оптовый торговец обязан выполнять установленные правила торговли и распорядок работы рынка, а также санитарные и противопожарные требования. Он должен иметь торговую марку и хорошо оформленную витрину.

Подбор формы торгов на оптовом рынке определяется собственником товара, если иное не предусмотрено законом.

Администрация оптового рынка предоставляет право продавцам рынка торговать на основе долгосрочной или краткосрочной аренды рабочего места или ежедневной оплаты.

Для гарантированного функционирования оптовых рынков на них создаются общесистемные службы, основные задачи которых транспортное обслуживание, информационное обеспечение, сертификация и контроль качества продукции.

Взаимоотношения между продавцами и покупателями на оптовом рынке регулируются гражданским законодательством. При этом признается равенство участников хозяйственных отношений, неприкосновенность их собственности, свобода заключения договора купли-продажи. Не допускается вмешательство администрации оптового рынка в коммерческую деятельность операторов. В ее обязанность входит обеспечение соблюдения установленного порядка ведения оптовых торгов и идентификации их участников. Работники оптового рынка, обслуживающие торговый процесс, не имеют права осуществлять торговые сделки.

Экономическая эффективность функционирования оптовых рынков обеспечивается за счет снижения потерь и расходов в системе распределения сельскохозяйственного сырья и продовольствия, сокращения разницы между отпускной ценой производителя продукции и ее розничной ценой. При этом важное значение имеет повышение эффективности общей системы снабжения и распределения продовольствия в крупных городах, промышленных центрах и отдельных регионах страны.

Вместе с тем, как показывает мировой опыт, создание оптовых рынков – это лишь первый и необходимый этап структурной перестройки каналов товародвижения. Дальнейшее их развитие идет в направлении углубления специализации и укрупнения. Затем следует переход к торговле по образцам и к совершению сделок со стандартизированной продукцией.

Другой формой мелкооптовой продажи являются магазины «Кэш энд керри» («Cash & Carry»). Эти мелкооптовые склады впервые появились в США в 1912 г.

Отличительные особенности этих магазинов-складов:

выполнение преимущественно оптовых операций;

обслуживание предприятий торговли, массового питания, мелких производств;

предложение широкого ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса;

самообслуживание;

оплата наличными без предоставления кредита;

вывоз со склада силами и средствами покупателей;

оптовые цены на мелкооптовые партии.

Такие магазины должны обязательно иметь автостоянки, размеры которых зависят от размера магазина (в США размеры доходят до 10 000 кв. м и более). Принадлежат они обычно многофилиальным фирмам. В 1950-х годах «Кэш энд Керри» появились в Германии, Франции, Италии и других странах Европы.

Зарубежный магазин-склад самообслуживания представляет собой недорогое простое помещение, оборудованное стеллажами, на которых выложены упаковки с товарами. Покупатели отбирают товар на грузовые тележки и при выходе из магазина рассчитываются в кассах у контролеров-кассиров. Малочисленный персонал магазина, высокий уровень механизации трудоемких работ, высокая товарооборачиваемость позволяют магазину иметь низкие эксплуатационные расходы и эффективно работать при сравнительно низком уровне цен.

Эти достоинства магазинов «Кэш энд керри» обусловили появление подобных магазинов в торговле России. Их число быстро растет в Москве, других крупных городах страны, в том числе в Екатеринбурге. Организационно-правовые формы таких торговых предприятий могут быть различными: государственные, муниципальные, частные, АО и другие, предусмотренные действующим законодательством. Данные магазины-склады могут использовать уже имеющиеся складские помещения цехов или размещаться в специально построенных зданиях.

Зарубежная и отечественная практика свидетельствует о том, что многие группы населения предпочитают приобретать продукты питания в этих магазинах, а не в традиционных розничных предприятиях.

Естественно, что к магазину должны вести хорошие подъездные пути. Он должен располагать достаточным местом для бесплатной парковки автомобилей покупателей. Необходимо, чтобы такой магазин работал без выходных дней и имел как можно большую продолжительность рабочего дня. Он должен иметь зал или отдел, где покупатель мог бы произвести розничную покупку товаров.

 

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Что такое оптовая продажа и в каких формах она осуществляется?

2. Методы продажи при складской форме товародвижения.

3. Как организуется транзитная продажа товаров?

4. Оптовые продовольственные рынки, их роль, перспективы развития.

5. Организация оптовой торговли через магазины
«Кэш энд Керри».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: