Философские учения Шопенгауэра и Ницше




Тема: Философия XX века.

 

Название учебной дисциплины ОГСЭ.01

Основы философии

Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»

31.02.01 «Лечебное дело»

31.02.02 «Акушерское дело»

32.02.01 «Медико-профилактическое дело»

 

Форма обучения: очная

Курс: І

Количество часов: 2

Разработчик: Тарасенко Е.Н.

 

 

1.Мотивация изучения темы:

Немецкая классическая философия развивалась от трансцендентального идеализма Канта к диалектическому идеализму Гегеля и антропологическому материализму Фейербаха. Главная заслуга немецкой классической философии в том, что она попыталась выразить деятельное отношение человека к миру, попыталась понять человека как субъекта (носителя) деятельности. Это новый мировоззренческий тип философии, отличный от всех предшествующих.

 

2.Цели занятия:

Учебные:

Знать:

З.1.Ознакомиться с понятиями «абсолютный идеализм», «диалектика», «позитивизм», «иррационализм», «метод психоанализа», «экзистенциолизм», «неотомизм»

З.2.Обеспечить систему знаний по вопросам развития немецкой классической философии

 

Цель развития личности:

 

- Формировать представление о диалектике как способе видения мира, учение о всеобщей связи и диалектического развивающегося мира.

 

 

Воспитательные:

· Формировать гуманное отношение к пациенту

· Развивать мыслительные методы, необходимые для практической деятельности будущих специалистов

 

Развиваюшие:

· Формировать систему понятий о роли человеческой деятельности, о месте медицины в общественной жизни, как личности, так и народа

 

 

Интеграционные связи

 

Дисциплина Знать
   
- История Историю Средних веков
   
  - Клинические дисциплины   Понятия «болезнь», «врачебная тайна», «здоровье»
   

II. Список литературы:

Основная литература:

1. Матяш Т.П. Основы философии. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Изд.-во «Феникс», 2017. – 314с.

2. Апрелева В.А. Философия: Учеб. пособие. – Курган.: Изд-во «Пайдейя», 2006. – 633 с.

3. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений [Текст] / А.А. Горелов - М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 256 с.

4. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие [Текст] / В. Д. Губин. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - 288 с. (Профессиональное образование)

5. Канке В. А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений [Текст] / В.А. Канке. - М.: Университетская книга; Логос. 2009. – 286 с.

 

Дополнительная литература:

 

1. Матяш Л.В. Философия. [Текст] – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014.- 507с.

2. Волкогонова О.Д. Основы философии [Текст] / О. Д. Волкогонова, М. Н. Сидорова - М.: ИД «ФОРУМ-ИНФРА М», 2008. – 480 с.

3. Хрусталев Ю.М. Основы философии [Текст] / Ю.М Хрусталев. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 304 с.

4. Нижников С. А. Философия. Курс лекций [Текст] / С. А. Нижников. - М.: Экзамен, 2007. – 396 с.

5. Стрельник О. Н. Философия. Конспект лекций [Текст] / О. Н. Стрельник. - М.: Высшее образование, 2009. – 335 с.

6. Философия медицины [Текст] / Под ред. Ю.Л.Шевченко. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. – 408 с.

7. Анишкин В. Г. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении [Текст] / В. Г. Анишкин, Л. В. Шманева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 337 с.

8. Балашов В. Е. Занимательная философия [Текст] / В. Е. Балашов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2008. – 172 с.

9. Кохановский В. П. Основы философии: учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений [Текст] / В. П. Кохановский, Т. П. Матяш, В. П. Яковлев, Л. В. Жаров. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 315 с.

10. Краткий философский словарь [Текст] / Под ред. А. П. Алексеева. – М.: РГ-Пресс, 2010. – 496 с.

11. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие / Пер. с англ. В.И. Кузнецова [Текст] / Г. Скирбекк. – М.: Гуманитарно-издательский центр Владос, 2008. – 799 с.

 

 

Лекция и ее содержание

План лекции

 
 
1. Философия 19 века. Шопенгауэр и Ницше. Марксистская философия. Позитивизм.
2. Западная религиозно-философская мысль XX века - неотомизм.
 

.

Философия 19 века. Шопенгауэр и Ницше. Марксистская философия. Позитивизм.

Философские учения Шопенгауэра и Ницше

Как мы уже отмечали выше, своего предельного развития философский рационализм Нового времени достиг в немецкой классической философии. Но с начала 19 века рационалистические подходы к философскому пониманию действительности подвергаются существенной, и, в определённой степени оправданной критике. И одним из наиболее серьёзных критиков исключительно рационалистических подходов в философии был Артур Шопенгауэр. Шопенгауэр вошёл в историю как теоретик вселенского пессимизма, который в своей доктрине утверждал, что мы живём "в наихудшем из миров". Кстати, именно Шопенгауэр придумал термин "пессимизм". По поводу возникновения философии Шопенгауэр отмечал: "Не удивление, а скорбь и печаль является началом философии».

Шопенгауэр был первым крупным европейским философом, который громогласно "напомнил" читателям такой важный пункт древнеиндийской философии, как учение об окружающем мире как о вселенской иллюзии, которая является источником человеческих страданий. Фактически, он открыл для Европы буддистскую философию. Соответствующее своей философской доктрине миропонимание Шопенгауэр изложил в работе "Афоризмы житейской мудрости".

Философские взгляды и подходы Шопенгауэра оказали несомненное влияние на одного из самых популярных в настоящее время философов, бунтовщика и эстета Фридриха Ницше. По мнению Ницше, движущим мотивом человеческой деятельности является "воля к власти", то есть страстное стремление господствовать над себе подобными. Христианство повинно в современном духовном кризисе, ибо в течение долгих веков культивировало "ущемление сильных" и покровительствовало слабым. Поэтому, необхо произвести переоценку ценностей, дабы вернуть европейской цивилизации жизненную силу, отсутствие которой провоцировало пессимизм Шопенгауэра. "Бог умер!" - провозгласил Ницше, следовательно, человек должен взвалить на себя всю полноту ответственности за бытие. Человек должен иметь мужество "быть собой", и пример становления подобной позиции Ницше даёт в работе "Ессе Homo". Как считал Ницше, настоящий человек - это "сверхчеловек", который может подняться над предрассудками и заблуждениями толпы и стать создателем или законодателем собственной системы ценностей. Своё учение о сверхчеловеке Ницше подробно изложил в работе "Так говорил Заратустра".

Ницше решительно и страстно обвиняет современную культуру в утрате жизненной силы и предлагает заново открыть человека, чтобы "в круге вечного возвращения" искомый смысл вернулся в европейскую культуру. Кроме того, для культуры важное значение имеет гармония дионисийского (жизненного, оргиастического, буйного и трагического) и аполлоновского (созерцательного, логического, интеллектуального) начал. К сожалению, европейская цивилизация, по мнению Ницше, всё время шла "по пути Аполлона". Подробнее об этом можно прочесть в работе "Рождение трагедии".

Таким образом, философия Ницше декларирует окончание Нового времени и переходный характер современной эпохи, на смену которой должна прийти какое-то принципиально новое состояние культуры. Так как это "новое состояние" мы ожидаем по сей день, учение Ницше является чрезвычайно популярным и востребованным и в 21 веке.

Марксистская философия

В какой-то степени продолжением немецкой классической философии стала разработанная Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом философское учение, получившее название марксизм. Марксизм последовательно, логично и достаточно убедительно объясняет процесс становления и развития мировой истории. Согласно этому учению, в основе развития общества лежит развитие человеческих потребностей. Свои основные потребности человек реализует как экономические и они выражаются в отношениях собственности. В своём развитии человечество проходит определённые этапы или общественно-экономические формации. Это:

• рабовладельческая формация, в основе которой лежит собственность на людей (рабов);

• феодальная формация, в основе которой лежит собственность на землю;

• капиталистическая формация, в основе которой лежит собственность на капитал (деньги, которые могут приносить прибыль).

Социальная структура каждой из этих формаций состоит из двух основных классов, интересы которых противоположны - при рабовладельческой формации это рабы и рабовладельцы; при феодальной - феодалы и зависимые крестьяне; при капиталистической - капиталисты и наёмные рабочие. Как видим, одни из них владеют собственностью (рабовладельцы, феодалы, капиталисты), а другие

обственности не имеют, поэтому вынуждены работать на представителей господствующих классов, которые поэтому называют эксплуататорскими.

Терпение эксплуатируемых классов не беспредельно, и поэтому рано или поздно происходят массовые выступления представителей порабощенных классов против существующих порядков, в ходе которого происходит качественное изменение состояния общества или революция. В результате революции одна общественно-экономическая формация сменяет другую и изменяются отношения собственности. Общество переходит на новую ступень развития.

Маркс и Энгельс выступили ярыми критиками существующего капиталистического строя и апологетами нового, коммунистического строя, в котором не будет отношений собственности и эксплуатации, а люди будут жить в гармонии и взаимопонимании друг с другом. К сожалению, попытка насильственными методами реализовать эту красивую идею в нашей стране после Октябрьской революции 1917 года привела к многочисленным неоправданным жертвам, и закончилась крахом в виде распада СССР в 1991 году. Таким образом, мы можем сказать, что в качестве футуролога, то есть специалиста, предсказывающего будущие тенденции развития общества, Маркс оказался не совсем прав. Но в то же время, критикуя марксизм, важно "не выплеснуть с водой ребёнка", ибо учение Маркса на сегодняшний день является одним из наиболее эффективных средств, позволяющих упорядочить исторический материал, и большинство современных отечественных учебников излагают историю именно "по Марксу", зачастую неоправданно не упоминая это имя.

Позитивизм

Влиятельным философским направлением суждено было стать возникшему в 30-е годы 19 века позитивизму. Основоположником этого направления был французский философ Огюст Конт. Конт стремился заново создать философию как позитивную, подлинную науку, очищенную от метафизических спекуляций и общих рассуждений. По мнению Конта, предыдущая, метафизическая стадия развития человечества исчерпала себя, поэтому в настоящее время осуществляется переход на новую, позитивную стадию, главной характеристикой которой станет опора на чистое знание, которое отвечает на вопрос: "Как?", а не на вопрос: "Почему?". Поэтому философия должна отказаться от размышлений о причинах и сущностях. Таким образом, Конт требует от философии преимущественно феноменологического описания процессов, вещей и явлений и сводит её роль к интерпретации содержания точных наук и синтезу полученных в их рамках знаний. По аналогии с известным высказыванием Фомы Аквинского о том, что философия - это служанка богословия, можно сказать, что Конт превращает философию в "служанку точных наук".

Огюст Конт является также одним из основоположников социологии -прикладной науки об обществе, занятой конкретными количественными исследованиями. В 20 веке позитивизм трансформировался в неопозитивизм и аналитическую философию, главными задачами которых стало феноменологическое исследование и описание лингвистических (языковых) структур, особенно тех, которые используются в науках.

В целом, развитие философии в 19 веке носит противоречивый характер. С одной стороны, продолжается тенденция к созданию рационалистических философских систем и попытки превратить философию в точную науку. С другой стороны, уверенно заявляют о себе иррационалистические направления, влияние которых на философское знание станет определяющим уже в грядущем 20 веке. Поэтому мы можем констатировать, что, начиная с 19 века, европейская цивилизация переживает мировоззренческий кризис, во время которого рационалистическая модель миропонимания уходит в прошлое и сменяется новой моделью, которая, увы, не осмыслена до сих пор.

2. Западная религиозно-философская мысль XX века - неотомизм.

 

Неотомизм - философия католической церкви. Понятие "томизм" происходит от латинского имени его основателя Фомы Аквинского (1225-1274). Приверженцы неотомизма именуют его "вечной" философией: в этом качестве коренятся основные отличия ее от других современных школ и направлений западной философской мысли. Указывается на последовательную традиционность томизма в основоположениях, в постановке и решении проблем, в применении рационалистической методологии. В лоне неотомизма, подчеркивают его адепты, преодолеваются "грехи" субъективизма иных философских школ, он остается подчеркнуто демократичным, обращенным к духовным нуждам каждого человека. Его языку чужды "интеллигентская заумь" логического позитивизма и экстравагантность философии существования. Томизм оптимистичен, он постоянно в поисках резервов для преодоления катастрофических умонастроений, распространенных в современном мире.

Наконец, он проповедует гармонию человека и мира.

В XX веке католическая философия использует прием, оправдавшийся еще в XIII веке. Тогда в борьбе с аверроистской ересью, грозившей подорвать господство католической идеологии при посредстве пропаганды материалистической стороны учения Аристотеля и, прежде всего, аристотелевского идеала научного знания, томизм сумел обратить в свою пользу возможности этой "языческой" философии именно со стороны ее интеллектуализма, или рационалистического дедуктивистского подхода к познанию.

Современный томизм во многом есть плод развития указанной особенности аристотелизма: сейчас можно утверждать, что поворот к опытному познанию превратился в основную тенденцию неотомистской науки к 50-м годам текущего столетия, и длился этот поворот около семи десятилетий. Ныне католические философы приспосабливают к теологии современное развитое эмпирическое знание, и, шире, науку как важнейший компонент и одно из решающих условий социально-исторической практики.

Совершенно очевидно, что положение, при котором теология по, так сказать, параметрам своего существования, методологическому инструментарию, способам проверки результатов и применению их к действительности напоминает науку, таит в себе противоречие, поскольку теология опирается на символ веры, тогда как наука избирает идеалом истину.

Неотомизм и, в целом, христианская мысль современности стремятся решать это противоречие в двух главных направлениях, вбирающих в себя разнообразные попытки такого рода. Одним из путей является распространение радикальной критики онто-теологической и, в пределе, космологической традиции европейской философской мысли на область теологии вплоть до ее разрушения. По мнению теологов, это открыло бы для религиозной мысли новые перспективы.

Другой путь выхода из указанного противоречия видится в антропологизации теологии, и католическая философия уже довольно давно подвигается в русле этой тенденции, предлагая широкий спектр решения этой задачи. В самом общем выражении эта тенденция, совершенно новая, ранее не возникавшая в христианской интеллектуальной традиции, охватывает широкий круг гуманистических по своему характеру проблем культурно-исторического творчества. Здесь церковь видит и своего рода резервуар упущенных возможностей, которые ныне необходимо осуществить, и поле эффективного воздействия на процессы, совершающиеся "в миру", упрочения пошатнувшегося авторитета веры.

Задание к лекции:в чем суть философии К. Маркса и Ф. Энгельса.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: