Синергетика и учебный процесс




Очевидно, что недостаточно указать лишь на те или иные особенности синергетической парадигмы современной постнеклассической науки. Существенно более важным для проблемы образования является усвоение студентами нелинейного способа мышления, избавления от повсеместного доминирования линейного мышления. А. Эйнштейн указывал, что «... истинные законы не могут быть линейными».

Кардинальным в синергетическом познании процессов самоорганизации природных систем является понимание неотделимости «порядка и хаоса», их парной дополнительности друг другу. Кризис современного образования является составной частью общего кризиса науки и общества конца ХХ века. Он во многом обусловлен отчуждением естественно-научной, технической и гуманитарной составляющих высшего образования. Неизбежным следствием этого является фрагментарность в понимании окружающего мира, неадекватность реакции на разрушительные тенденции в современном мире. Современный взгляд на проблему образования состоит в глубоком понимании целостности фундаментального естественно-научного, технического и гуманитарного образования. Именно синергетическое видение мира отражает единство и целостность образования, т.к. оно направлено на выявление сущности процессов самоорганизации систем произвольной природы.

Переход в обучении на целостную - синергетическую концепцию потребует внесения принципиальных изменений в существующие программы фундаментальных дисциплин - физики и математики, а также в программы всех базовых дисциплин соответствующих направлений. Так, например, в существующие программы по математике, фактически отражающие ее уровень XIX века, необходимо ввести раздел «Основы нелинейной математики» (бифуркации и катастрофы, фракталы, странные аттракторы, солитоны, устойчивость и т.д.); в программы по физике требуется, в частности, ввести темы: «Время и эволюция», «Порядок из хаоса» и т.д. По математике, физике и основным дисциплинам всех учебных направлений образовательных стандартов необходимо незамедлительно подготовить принципиально новые учебные пособия, опирающиеся на язык аттракторов (инвариантов). Этот базовый язык определяет системную сторону постнеклассической науки и устанавливает ее глубокую связь с фундаментальными принципами самоорганизации современного естествознания в соответствующих предметных областях.

Изложенная выше синергетическая концепция фактически впервые в истории традиционного высшего образования дает великолепный шанс современному университету (классическому и техническому) сделать рывок именно в учебном процессе и тем самым выдвинуться в число действительно элитарных вузов международного уровня. Необходимо особо подчеркнуть, что сущность этого шанса состоит в коренном изменении содержания учебного процесса на основе новой синергетической концепции, а не в технологической перестройке старого учебного процесса, например, в виде известной системы РИТМ, в большей мере похожей на устав караульной службы.

Весьма интересным следствием введения изложенной концепции будет принципиально повышение плотности получаемых студентами знаний за один час учебного времени. Это связано с тем, что учебный процесс в результате перехода на новую концепцию будет в значительной мере освобожден от пустой траты времени на то рассмотрение громадного числа «дико частных случаев» различных прикладных наук, которое сейчас осуществляется в соответствии с принятой в большинстве университетов системой проведения учебного процесса.

Следует также отметить, что в ряде зарубежных и российских вузов (Штутгартский университет в ФРГ, МГУ, МФТИ и др.) стали понимать выдающуюся роль синергетической концепции в формировании специалистов новой генерации. Эти вузы уже начинают вводить синергетическую концепцию в учебный процесс. Напомню также, что эта новая концепция естественно-научного образования рекомендована в качестве единой унифицирующей научной основы «Государственного образовательного стандарта России» по циклу фундаментальных дисциплин по всем техническим и гуманитарным специальностям.

Итак, казавшиеся многие годы бесперспективными попытки поиска унифицирующих научных принципов неожиданно получили эффективное решение в форме синергетической парадигмы современного естествознания. Методы синергетики таят в себе необычно богатые возможности с точки зрения современного образовательного процесса.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: