Производственная программа – независимо от форм собственности предприятия составляется, так как необходимо знать какая продукция и в каком количестве и с какими качественными характеристиками должна быть произведена на предприятии.
Производственная программа – это система плановых показателей определяющих производственные задания по выпуску продукции, а именно:
1. Объем выпускаемой продукции, в котором определяется количество выпускаемой продукции.
2. Номенклатура – это состав выпускаемой продукции по видам (наименование).
3. Ассортимент – то есть уточняется состав данного вида продукции по сортам, маркам, и т.д.
4. Качество продукции- определяются сорта и категории качества, а также объемное соотношение продукции разных сортов.
Основание для расчета производственной программы служит:
1. Маркетинговые исследования по плановому производству товара.
2. Объем сбыта этой продукции (учитывается объем реализации за прошлый год).
3. Предположительный портфель заказов.
4. Государственный заказ для предприятий с государственной формой собственности.
Обязательной информацией для расчета программы производства являются следующие данные:
1. Наличие оборотных средств
2. Производственных мощностей
3. Трудовых ресурсов
4. Финансового обеспечения производства
Производственная программа составляется на год с разбивкой поквартально, базовыми расчетами является:
1. Баланс производственных мощностей
2. Рабочие силы
3. Денежные средства
При расширении производства особое внимание уделяется обеспечению оборотными средствами, а также кредитной политики предприятия.
Расчет производственной программы охватывает все производительные подразделения предприятия (участки, цех, рабочие места).
Поэтому, при разработке программы, одной из задач является распределение и согласование работы отдельных подразделений предприятия.
Расчет производственной программы производится в несколько этапов:
1. Путем приближения и согласования выполнение производственной программы фиксируется в отчетных документах
2. производится анализ, сопоставляя фактические данные с плановыми
3. разрабатывают мероприятия в случае нежелательных отклонений фактических показателей от плановых.
Производственная программа является основанным разделом плана производства.
Производственная программа включает в себя:
1. план производства продукции
2. план реализации продукции
3. расчет производственных мощностей
Производственная программа является основой для других экономических расчетов и разделов планопроизводства, таких как:
1. план развития и организации производства
2. повышение экономической эффективности
3. план материально-технического снабжения
4. план труда и заработной платы
5. себестоимости, прибыли и рентабельности
6. финансовый план и т.д.
Вся номенклатура плановых показателей делится:
1. на количественные – которые отражают абсолютные характеристики экономических процессов (объем производства, численность персонала, количество оборудования, фонд заработной платы и т.д.)
2. качественные – отражают те или иные величины по отношению к другим. Это норма расхода материалов на единицу выпускаемой продукции, или производительность труда на одного работающего, нормативы использование производственной площади и т.д.
Качественные показатели характеризуют эффективность производства по отдельным направлениям.
Эти 2 группы показателей дополняют друг друга, так как качественные показатели отражают реальную картину производства и используются для сопоставления и сравнения различных.
В экономических показателях в основном преобладают стоимостные показатели такие как:
· Реальная продукция
· Товарная продукция
· Валовая продукция
· Нормативная продукция
· Чистая продукция
Объем реальной продукции – это объем продукции в стоимостном выражении материальных затрат и поставки, в плановом периоде готовой продукции полуфабрикатов своего производства, а также работы услуг промышленного и непромышленного характера, остатки продукции на начало и на конец года.
Реализация продукция считается выполненной, если продукция отправлена потребителю и за нее на счете производителя появилась оплата.
Реальная продукция в рыночных условиях является важнейшим показателем, так как он отражает не только факт производства товара, но его востребованность на рынке.
Объем товарный продукции – это стоимость готовой продукции полуфабрикатов своего производства, услуг промышленного и непромышленного характера, предназначенных предприятием к реализации.
В плановых показателях объем реальной и товарной продукции всегда равный.
Объем валовой продукции включает в себя весь объем работ, то есть это товарная продукция + остатки незавершенного производства на начало и конец года.
Товарная продукция определяется в действительных целях предприятия на определенную дату, все эти цены используют для сопоставления и анализа действительного экономического положения на предприятии.
Наиболее важным показателем является чистая продукция – определяется вычитанием из товарной продукции в стоимостном выражении материальных затрат.
Нормативно чистая продукция учитывает: из чистой продукции отчисляются амортизационные отчисления.
Определение нормативно чистой продукции позволяют отчистить товарную продукцию от затрат прошлого труда, это особенно важно для установления таких качественных показателей как: производительность труда, фондоотдача, фондоемкость и т.д.
Показатель чистой и нормативно чистой продукции использую как аналитические и оценочные показатели.
Только объем реальной и товарной продукции показывают востребованность выпускаемой продукции на рынке.