Четыре заповеди мудрого родителя.




Тема: О жестоком обращении с детьми

Жестокое обращение с детьми - действия родителей наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка. Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, психическое насилие, отсутствие заботы. Физическое насилие – это нанесение физических повреждений ребенку.

Психическое (эмоциональное) насилие – это психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

*убеждение ребенка в том, что он - «обуза» или «ошибка» родителей;

* проявление насилия при ребенке в отношении супруги, детей, животных

* открытое неприятие и постоянная критика ребенка, унижения, упреки;

* угрозы,крики, запугивание, сравнение с другими детьми;

* замечания, в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

*преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками, людьми;

*ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;

Систематические оскорбления или унижения ребенка, высказывание в его адрес угроз, демонстрация негативного отношения к нему или отвержение, которые приводят к возникновению устойчивых эмоциональных или поведенческих нарушений. Психическим насилием будет так же однократное воздействие тяжелой психической травмы, приведшее к возникновению посттравматического стрессового расстройства; а также случаи повторного воздействия менее тяжелых психических травм, в результате чего возникает расстройство адаптации.

Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

• отсутствие хорошего питания, одежды, образования, медицинской помощи;

• отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

• низкий уровень культуры, образования; негативные семейные традиции.

Во исполнение Декларации прав ребенка необходимо принять все необходимые меры для защиты ребенка от любых форм насилия. Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних.

Восемь «не!» для мамы с папой:

1. Не запугивайте, не угрожайте ребенку – полученное таким способом послушание подрывает веру ребенка в себя и в вашу любовь;

2. Не прибегайте к насилию;

3. Не провоцируйте, не шантажируйте, не подкупайте ребенка – вы даете тем самым ему наглядный урок манипулирования людьми и чувствами;

4.Не сдерживайте своих чувств – следуйте принципу «здесь и теперь»;

5.Не сравнивайте ребенка с другими – принимайте его таким, какой он есть;

6. Не замалчивайте проблемы – высказывайте сами и выслушивайте детей;

7. Не приносите жертв – ребенку не может быть хорошо, если плохо вам;

8. Не отвергайте ребенка, как бы тяжело он ни провинился.

Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если ребёнок не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.

Четыре заповеди мудрого родителя.

1.НЕ ПЫТАЙТЕСЬ СДЕЛАТЬ ИЗ РЕБЁНКА САМОГО-САМОГО.

Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо всё знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы …». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики, «сечёт» в компьютере. Найдётся хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!

2. НЕ СРАВНИВАЙТЕ РЕБЁНКА С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ.

3. ПЕРЕСТАНЬТЕ ШАНТАЖИРОВАТЬ.

Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…». Это шантаж, желание устыдить.

4. ИЗБЕГАЙТЕ СВИДЕТЕЛЕЙ.

Если действительно возникла ситуация, когда ребёнок перешёл границы дозволенного поведения, очень важно, чтобы ваша воспитательная беседа состоялась без свидетелей. Ребёнок должен чувствовать, что ваше недовольство, раздражение или гнев вызваны его поступком, а не им самим. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, где его любят и заботятся о нем!

Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о

том, как надо себя вести, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чем здесь причина? Может быть, дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели. Они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы не старались скрыть это.

Родительская жестокость по отношению к детям порождает в них представление о своей ненужности, искажает представление ребенка о том, что такое хорошо и что такое плохо. Ребенок начинает бояться общения со взрослыми, не может найти выход из сложившейся ситуации.

Самый тяжелый труд - воспитание человека, и ни один родитель не избежал на этом пути ошибок и трудностей. Бывают случаи, когда поступки детей ставят нас в тупик и кажется, что крик - это вполне адекватная реакция на случившееся. Остановитесь! Крик еще никому не помог разрешить ситуацию! У подростка происходит поиск и становление своего «я» - это стремление освободиться от влияния взрослых и общаться со сверстниками. Такие реакции порождают меньше конфликтов и проходят мягче в семьях, где присутствует уважение друг к другу, взаимопонимание, где подросток, как и остальные члены семьи, имеет право голоса, где у всех есть права и обязанности.

Сохранить любовь и уважение своих подросших детей вам помогут советы:

1. Не следует видеть в самостоятельности ребёнка угрозу его лишиться.

2. Помните, ребёнку нужна не столько самостоятельность, сколько право на неё.

3.Чтобы ребёнок выполнял нужное вам, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел.

4. Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте его.

Семья может выступать в качестве положительного так и отрицательного фактора воспитания. Никакой другой социальный институт не может нанести столько вреда в воспитании детей, сколько семья. Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, - это дефицит ласки. Родители не находят времени из – за чрезмерной загруженности на работе, забывают или, может быть даже стесняются приласкать ребенка просто так. Боязнь избаловать детей, заставляет отца и мать быть чрезмерно суровыми с ними.

Умышленное нанесение ребенку телесных повреждений, а также любое иное использование физической силы в результате чего причиняется вред его физическому или психическому здоровью, нарушается нормальное развитие или создается реальный риск возникновения таких последствий. Физическое насилие может проявляться в форме бездействия, когда ребенок умышленно оставляется в опасной или неблагоприятной обстановке.

Жестокое отношение к ребенку может повлечь за собой: Смерть. Вред здоровью. Отставание в физическом развитии. Инфекционные заболевания. Влияние на здоровье. Задержка психического развития. Эмоциональные нарушения: депрессия, тревога, страх. Снижение самооценки, восприятие себя как беспомощного. Плохая успеваемость в школе. Нарушения поведения: агрессивность, уходы из дома. Трудности в общении со сверстниками и взрослыми.

Опираясь на труды педагогов Сухомлинского, Варюхиной и других исследователей, выделим следующие методы и условия формирования нравственности у ребенка в семье:

Атмосфера любви и сердечной привязанности, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, дает широкий простор для проявления чувств ребенка, формирования и реализации его нравственных потребностей.

Атмосфера искренности. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию ребенок подмечает и, подметив, впадает в смущение и подозрительность и как следствие отсутствие веры в слова взрослого.

Разъяснение. Чтобы слово воспитало, оно должно оставлять след в душе, мыслях ребенка, а для этого нужно учить вникать в смысл слов. Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Подростки требуют убедительных примеров из жизни, из книг. С ребятами старшего школьного возраста можно и нужно размышлять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая непринужденность сближает взрослого и ребенка.

Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Ребенок должен знать, за какое дело его наказывают и почему оно плохое.

1) Порицание. Надо суметь, не оскорбляя ребенка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям.

2) Запрещение. С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям: «можно», «надо», «нельзя».

3) Регулярный труд в присутствии ребенка и вместе с ним.

В заключении хочется обратиться с просьбой: исключите проявления жестокости из своего обихода. Ведь не зря гласит народная мудрость: «Детей наказывай стыдом, а не кнутом»; «Каковы батьки - матки, таковы и дитятки»; «Каков батька, таковы и детки», «Отец должен быть для своих детей другом…, а не тираном»; Ребенок должен воспитываться в любви, а любовь, мы узнаем, прежде всего, в семье. Дети часто не разбираются в собственных потребностях и чувствах, и все-таки у каждого из них есть свой язык любви. Чтобы воспитать ребенка правильно, родители должны знать его язык любви. А когда ребенок слишком мал, и невозможно определить его язык, нужно говорить на всех:

Слова поощрения – мы редко хвалим детей, мы замечаем только их ошибки.

Время – вам нужно проникнуть в мир вашего ребенка. Пусть его интересы станут вашими. Не жалейте на это времени. Хотя бы несколько минут в день. Помните, это главное.

Подарки – не увлекайтесь ими. Иначе они теряют всякий смысл, а у ребенка формируется ложная система ценностей. Но если вы тщательно выбираете их, и дарите их со словами любви, тогда вы удовлетворяете потребность в любви.

Помощь – помогайте с любовью.

Прикосновения – любому ребенку необходима ласка.

 

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

О том, какой он – хороший, дорогой, способный или плохой, никому не нужный, невезучий – ребенок узнает только от взрослых и, прежде всего, от родителей.

Если самый глубокий слой психики ребенка – эмоциональное восприятие себя – складывается из негативных переживаний, начинается разлад во многих сферах его жизни. Он становится «трудным» и для себя, и для окружающих, и необходимы большие усилия, чтобы помочь ему. Родителям важно не допустить разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, постоянно поддерживая его самооценку, или чувство самоценности. Как это делать?

•Принимать ребенка, любить его не за заслуги или поступки, а просто, что он есть.

• «Активно слушать» его рассказы о своих переживаниях и потребностях.

• Быть (читать, играть, заниматься) вместе с ним.

• Не вмешиваться в дела, с которыми он справляется сам.

• Помогать, когда ребенок просит об этом.

• Отмечать и поощрять его успехи.

• Делиться своими чувствами (то есть, доверять ему).

• Каждый день ласково говорить ребенку, например, такие фразы: Мне хорошо с тобой. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне ­нравится, как ты… Я по тебе соскучился. Давай (посидим, сделаем…) вместе. Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший.

• Обнимать ребенка не менее 4 раз в день, а лучше – чаще.

Уважаемые родители!

Вы очень любите своих детей. Помните, что ваша любовь необходима им, как воздух. Дети – зеркало для своих родителей. Если вы одариваете их любовью, они ее отражают и возвращают вам. Как родителям проявлять свою любовь к ребенку? Ниже перечислены несколько основных форм выражения родительской привязанности.

• Визуальный контакт. Смотрите ребенку прямо в глаза открытым, доброжелательным, любящим взглядом.

• Физический контакт. Обнимайте детей, подростков похлопывайте по плечу, ласково теребите волосы.

• Уделяйте внимание. Посвящайте детям безраздельно часть своего личного времени.

• Слушайте детей. Используйте метод «активного слушания», рассказывайте ребенку о своих чувствах, называйте те чувства, которые испытывает он.

• Говорите детям хорошие и ласковые слова: «Я люблю тебя», «Как я рад, что ты у нас есть», «Как я рада тебя видеть», «Мы очень любим тебя» и др.

• Отмечайте дни рождения детей, дарите им подарки на праздники.

• Улыбайтесь детям как можно чаще.

• Знакомьтесь с друзьями ребенка; вместе с ним принимайте участие в школьных или других мероприятиях.

• Разрешайте детям ошибаться, и разрешайте им проявлять свои чувства.

• Дети – не ваша собственность. Воспринимайте ребенка как личность.

ПИСЬМО К РОДИТЕЛЯМ

Дорогие папа и мама!

Я вырасту здоровым и счастливым человеком, если вы будете помнить о том, что для меня важно и необходимо уже сейчас.

• Любите меня просто за то, что я есть, и я стану еще лучше. Любите меня и заботьтесь обо мне, не забывайте выражать свою любовь взглядом, улыбкой, прикосновением.

• Не бейте меня, от этого я не стану лучше. Наоборот, я вырасту и буду мстить всему миру, наказывая себя и своих детей. Мне не хочется жить в злом и неприветливом мире.

• Больше думайте о том, какие чувства я испытываю, чем о том, как я себя веду. Часто мое поведение зависит от моего настроения.

• Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне, в своих требованиях. Мне нужно знать границы дозволенного. Только предъявляйте такие требования, которые соответствуют возрасту и пониманию, тогда я смогу их выполнить.

• Не сравнивайте меня с кем бы то ни было. Я имею право быть другим, ведь я единственный такой на всей Земле, неповторимый. Будьте готовы воспринимать меня как личность, отдельную от вас и непохожую на вас.

• Я очень вас люблю и всегда хочу быть любимым вами. Поэтому не огорчайтесь, когда я капризничаю или кричу. Это пройдет. Мои чувства, как и ваши, не вечны. Может быть, я просто хочу, чтобы вы обращали на меня больше внимания.

• Никогда не унижайте меня. Это больно ранит, мне кажется, что я самый плохой на свете и незачем делать что-то хорошее. Рушатся все мои надежды, и я не верю в себя. Как я смогу оправдать ваши ожидания относительно моего будущего, если я так и не научусь любить себя?

• Не делайте для меня того, что я могу сделать сам. Я буду чувствовать себя маленьким. Не оберегайте меня от последствий моих поступков, мне необходимо учиться на собственном опыте. Дайте мне право на ошибку и не заставляйте считать мои ошибки преступлениями. Никто не совершенен. Помните, что я многому учусь у вас и хочу быть похожим на вас.

• Не обращайте слишком много внимания на мои плохие привычки. Излишнее внимание, а особенно запрет, только способствуют их закреплению.

• Не требуйте у меня объяснений по поводу моего плохого поведения. Иногда я сам не знаю, зачем поступил так. Лучше помогите мне понять, почему я сделал плохо.

• Найдите время и выслушайте меня. Иногда мне очень хочется рассказать о себе и о своих проблемах. Дарите мне каждый день хотя бы полчаса своей жизни. Тогда я буду твердо уверен в том, что вы меня любите и я вам нужен. Это самое главное.

• Не вызывайте у меня чувство вины и не говорите: «Из-за тебя в моей жизни ничего не складывается!», «Из-за тебя в доме скандалы!», «Из-за тебя я не успеваю...» Ведь я не отвечаю за проблемы взрослых.

• Будьте со мною искренними, всегда и во всем: когда выражаете свои чувства, слушаете меня, делаете замечания. Если хвалите, радуетесь, то искренне. Когда вы говорите одно, а думаете другое, я это вижу и испытываю неуверенность.

• Не хвалите и не ругайте меня за проявление чувств. Помогите мне осознать, что чувства просто есть, и испытывать их может каждый.

• Не делайте мне замечаний в присутствии других людей. Поговорите со мной наедине.

• Помните, что я вас люблю, и вы для меня самые главные люди на земле.

И… ПОМНИТЕ, СУДЬБА ВАШЕГО РЕБЕНКА –

В ВАШИХ РУКАХ!

ДУМАЙТЕ О ПОСЛЕДСТВИЯХ!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: