Структурные типы ударения




РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Основы языкознания»

на тему: Просодические явления

 

Выполнила:

студентка 1 курса, ЛН11

Сукманова А.Ю.

Проверил:

доцент кафедры немецкой филологии

Степкин Н.П.

 

 

Астрахань

 

 

Оглавление

 

1. Введение. 3

2. Ударение. 5

2.1. Словесное ударение. 6

2.2. Структурные типы ударения. 9

3. Интонация. 11

4. Список используемой литературы.. 15

 


Введение

 

Раздел фонетики изучает звуковую сторону русского языка. Фонетика, изучающая звуковую оболочку слов и предложений, имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Звуки, представляющие собой колебания воздуха, относятся к области физических явлений и изучаются в акустике. Чтобы передать ту или иную мысль, люди должны произнести ряд звуков, составляющих звуковую оболочку тех или иных слов. Без такого голосового воспроизведения не может осуществляться речевое общение.

В звуковом потоке необходимо различать сегментные и суперсегментные фонетические единицы.

Сегментные единицы являются отрезками, сегментами непрерывной цепи звучания в речевом потоке.

Суперсегментные фонетические единицы не являются отрезками, сегментами речевой цепи, не могут существовать сами по себе, а накладываются на сегментные единицы, определяя их. К суперсегментным фонетическим единицам относятся интонация и ударение (фразовое, тактовое, словесное).

Изучение просодии является, по-видимому, той областью знания, которая подверглась наиболее заметным изменениям за последние десять-пятнадцать лет. Показателем этого является то, что на одной из последних международных научных конференций, состоявшейся в Филадельфии в октябре 1996 года, просодии было посвящено более всего докладов, чем любому другому предмету. Причём даже в сообщениях на другие темы, особенно касающихся диалога, целый ряд выступлений затрагивал именно просодические аспекты изучения диалога.

Ещё одним подтверждением возросшего интереса к просодическим явлениям служит симпозиум по европейской речи, организованный в сентябре 1997 года на острове Родос. На этой встрече помимо просодии рассматривались вопросы, связанные с распознаванием речи компьютером. При этом несколько работ было посвящено тому, как просодические слова и фразы могут использоваться для улучшения процессов распознавания речи. Эти доклады были наиболее распространёнными темами выступлений, невзирая на то обстоятельство, что совместно с конференцией работал постоянно действующий семинар по интонации, включавший свыше восьмидесяти работ.

Подобное внимание к просодическим исследованиям обусловлено в первую очередь тем фактом, что достижения в области разработки технологии речи позволили проводить исследования акустических параметров, связанных с просодическими явлениями, в особенности частоты основного тона и длительности, в таком объёме, который не был возможен в других областях изучения речи. Это также объясняется тем, что в последнее время в лингвистике и, в частности, фонетике были достигнуты значительные теоретические успехи, которые позволили лучше понять механизм функционирования просодических параметров при выражении различного вида значений в языках мира.

 

Ударение

Раздел лингвистики, изучающий природу и функционирование ударения, называется акцентологией. Ударение — это выделение в речи той или иной единицы в последовательности однородных единиц при помощи просодических средств.

В зависимости от того, с какой единицей оно соотносится, различают ударение

• словесное (выделение одного из слогов в слове),

• фразовое или синтагматическое (выделение одного – обычно последнего – слова во фразе или синтагме),

• логическое (смысловое выделение одного из слов во фразе или синтагме).

Основные функции ударения:

• кульминативная, то есть обеспечение цельности и отдельности слова путем выделения его вершины (так же, как слоговое ядро представляет собой вершину слога на более низком уровне иерархии просодических единиц, а фразовый акцент, выделяющий одно из слов в синтагме, – на более высоком);

• сигнификативная (смыслоразличительная), то есть различение идентичных сегментных последовательностей (сушý – сýшу и т.п.);

• делимитативная (разграничительная).

Ударение может быть показателем границ слóва, особенно в тех языках, где оно всегда приходится на один и тот же слог слóва – например, последний, как во французском, первый, как в чешском, или предпоследний, как в польском. Впрочем, иногда и в русском языке ударение может выполнять эту функцию, поскольку именно оно задает схему редукции гласных в слове.

Словесное ударение

Каждое фонетическое слово содержит просодическую вершину на одном из слогов, которую носитель языка может без труда фиксировать. Иногда считается, что этой вершине обязательно соответствует некоторое дополнительное дыхательное усилие, которое в качестве акустического результата имеет повышение тона, увеличение интенсивности и длительности ударного гласного (или всего ударного слога). Но хотя, действительно, каждое такое усилие приводит к восприятию ударности, неверно, что оно обязательно есть при каждом ударении.

Физическим носителем ударения является слог: все компоненты ударного слога противопоставляются соответствующим безударным, но особенно ярко – вершины слогов, то есть в большинстве случаев − гласные. Фонетическими компонентами (параметрами, физическими коррелятами) ударения могут служить:

• интенсивность (как результат увеличения дыхательного усилия);

• длительность (особенно ударного гласного);

• повышение (в другом понимании – любое изменение) частоты основного тона;

• тембр гласного (безударные гласные обычно в той или иной мере подвергаются качественным изменениям). Ударение, создаваемое выделением одного из слогов при помощи интенсивности (то есть динамическим выделением), называется экспираторным или динамическим. Если выделение ударного гласного осуществляется за счет сокращения длительности безударных, то ударение называется количественным или квантитативным. Ударение, создаваемое тональным выделением одного из слогов, называется тоническим или музыкальным.

 

Таблица 1. Типы ударения в зависимости от его основного фонетического коррелята

Чаще всего два или несколько фонетических параметров ударения объединяются в сложный просодический признак − например, гласный, на котором происходит изменение частоты является наиболее долгим и интенсивным.

Кроме главного (основного) ударения некоторые слова имеют и побочное (второстепенное) ударение. Существует разное понимание того, что такое побочное ударение. Согласно первому из них таковым считается первое ударение в сложных словах, состоящих из двух тактов (красно-белый, горсовет и т.п.) Такое ударение практически ничем не отличается от "главного" – оно задает ту же схему редукции в пределах первого фонетического слова, что в пределах второго задает "главное". Это ударение фонетически выражается менее ярко, чем "главное", но данное явление наблюдается в любой последовательности из двух ударений: при прочих равных условиях второе ударение в русском языке всегда выражено ярче первого. Согласно другому пониманию, побочным ударением называется чисто фонетическое (не словарное) выделение первого гласного в длинных словах, в которых ударение приходится на 5-й слог от начала и далее. В этом случае схема редукции изменениям не подвергается, и дополнительно усиленный гласный остается редуцированным (например, кр[ъ´ ]снопролетáрская)

Наконец, иногда термином "побочное ударение" описывается усиление безударного гласного, связанное с реализацией на нем части сложного фразового акцента (например, З[ъ&]мечáтельно!), при этом схема редукции изменениям обычно тоже не подвергается.

 

 

Структурные типы ударения

Применительно к слоговой структуре слова принято разграничивать свободное ударение, которое может падать на любой слог слова (как, например, в русском языке) и ударение связанное (которое приходится на какой-либо определенный слог слова). Связанное ударение, в свою очередь, подразделяется на фиксированное – оно всегда маркирует один и тот же слог в слове (первый в чешском языке, предпоследний в польском и т.п.) и ограниченное, место реализации которого зависит от некоторых дополнительных причин. Так, в арабском языке ударным является последний тяжелый слог слова; если же тяжелые слоги отсутствует, ударение падает на первый слог слова – ударение как бы ищет для своей реализации тяжелые слоги, начиная с конца слова; если найти его не удалось, оно останавливается на последнем слоге от конца. По отношению к морфологической структуре слова выделяют неподвижное ударение (его место не изменяется при словоизменении) и ударение подвижное, которое может перемещаться с основы на флексию в разных формах одного слова. Подвижное ударение свойственно большому числу слов современного русского языка. Схема распределения ударений в словоформах одного слóва называется акцентной кривой. Словá, характеризующиеся одинаковыми акцентными кривыми, объединяются в акцентные парадигмы. В современном русском языке принято выделять три основные акцентные парадигмы: акцентную парадигму a составляют имена с неподвижным (колонным) ударением на основе (ворона); акцентную парадигму b – имена с неподвижным ударением на окончании (пелена); акцентную парадигму с – имена с подвижным ударением (бородá-бóроду)

 

Таблица 2. Основные акцентные парадигмы имен русского языка.

В истории языка структурные и фонетические типы ударения могут подвергаться изменениям. Так, в русском языке музыкальное ударение сменилось качественно-количественным; в истории чешского языка свободное ударение заменилось связанным.

 


 

Интонация

В силу значительной сложности самогó объекта (интонация сильно автоматизирована – интонационные различия носителями языка легко воспринимаются и воспроизводятся, но часто не осознаются) существует много различных определений того, что такое интонация (и даже довольно распространенное мнение, согласно которому "дать всеобъемлющее определение интонации очень сложно и едва ли нужно". Наиболее общим можно считать следующее определение: интонация – это комплекс просодических средств, осуществляющих в естественном языке выполнение ряда функций.

Функции интонации можно разделить на 1) основные

• оформление, то есть превращение слов (назывных единиц) в высказывания (коммуникативные единицы);

• членение потока речи на линейные единицы разных уровней сложности и автономности;

• выделение той или иной единицы из числа однородных;

2) вторичные

• модальная (противопоставление высказываний по их цели, например утверждение/вопрос);

• эмоциональная (выражение отношения говорящего к высказыванию).

 

Просодические или интонационные средства (иначе − фонетические компоненты интонации, просодические параметры) принято подразделять на: 1) тональные, 2) количественно-динамические, 3) фонационные и артикуляционные.

1. Тональные просодические параметры (мелодика) связаны с изменениями частоты основного тона (ЧОТ), которые происходят обычно в пределах 50-500 Гц. Кривая изменения ЧОТ, освобожденная от сегментных и позиционных влияний, называется мелодическим контуром.

Параметры мелодического контура:

• направление движения тона (восходящий, нисходящий, ровный и их комбинации);

• интервал конкретного тонального движения (величина изменения ЧОТ);

• диапазон − общая величина изменения ЧОТ на всей синтагме;

• уровень или регистр (средний, низкий, высокий) на котором происходят тональные изменения;

• скорость этих изменений – крутизна тонального движения;

 

2. Количественно-динамические параметры:

• пауза – универсальное средство членения речевого потока на просодические единицы – фразы и синтагмы);

• длительность и темп;

• интенсивность.

 

3. Артикуляционные параметры — это

• раствор рта,

• просодическая назализация,

• смещение взад/вперед язычной артикуляции,

• общее сокращение или увеличение резонатора;

К числу фонационных параметров относятся различные типы голоса. Существенно заметить, что наибольшую значимость в интонации имеют не абсолютные, а относительные значения просодических параметров. Кроме того, следует иметь в виду, что существует сложнейшая система взаимной компенсации просодических параметров – часто тональные изменения воспринимаются как различия по громкости и/или длительности и наоборот. Наконец, хотя все просодические параметры могут функционировать независимо друг от друга, часто они образуют определенные просодические комплексы (например, повышение тона почти всегда сопровождается увеличением интенсивности).

Все компоненты интонации могут быть реализованы двумя разными способами: 1) интегрально (на всем высказывании или его значительной части); 2) локально или акцентно (чаще всего на одном или двух слогах, реже на более продолжительном отрезке).

Примеры интегральной и акцентной реализации просодических параметров:

• понижение тона на всей синтагме и падающий тон на гласном

; • скрипучий голос, которым произносится вся фраза (Ну, это он зря!) и гортанная смычка в конце гласного (Хорошо!);

• медленный темп на протяжении синтагмы (И что он этим хотел сказать?) и долгий гласный. Основной принцип просодической организации синтагмы состоит в том, что на фоне общих закономерностей интегральной реализации просодических параметров на одном или нескольких слогах синтагмы реализуется фразовый (синтагматический) акцент.

В процессе коммуникации значительная часть информации передается не при помощи лексических смыслов слов, а при помощи интонационных средств. Интонационное задание для конкретного предложения может быть очень сложным, причем разные его компоненты могут вступать в свободные сочетания. Из этого следует, что интонационная характеристика в процессе порождения предложения "собирается" текущим образом из некоторых мельчайших элементов совершенно так же, как само предложение "складывается" из слов и морфем. Следовательно, в памяти носителя языка существует особый словарь минимальных интонационных единиц (интонем), аналогичный словарю морфем. Кроме минимальных интонационных единиц в словаре могут находиться и некоторые их устойчивые сочетания, наиболее часто используемые при построении предложений на данном языке. Такие клишированные сочетания называются интонационными конструкциями (ИК). Интонационная система русского языка представляет собой сложнейшую комбинацию различных просодических средств – тональных, количественно-динамических, артикуляционных и фонационных. Для исчерпывающего описания просодического оформления речи необходима как можно более точная и полная фиксация всех этих характеристик высказывания и их организация в виде системы с неограниченными возможностями сочетаемости. Однако на практике при описании интонационной системы того или иного языка – в том числе и русского – речь обычно идет только о мелодических контурах высказывания. В русистике чаще всего используется система описания интонации, предложенная в начале 60- х годов Е.А.Брызгуновой.

 

 

Список используемой литературы

1. Маслов Ю.С. Введение в языкознание: учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. "Филология". – М.: Академия, 2005. – 304 с.

2. Аванесов Р.И. Русская литературная и диалектная фонетика. М., 1974

3. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. М., 1977

4. Кодзасов С.В. Уровни, единицы и процессы в интонации // Вопросы фонетики III. М., 1999.

5. Трубецкой Н.С. Основы фонологии. М., 1960.

6. Кодзасов С.В., Кривнова О.Ф. Общая фонетика. М., 2001.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: