Тема 11. Подготовка и проведение семинаров и практикумов




Темы контрольных работ по курсу

«Теоретические основы преподавания социологии»

Тема 1. История становления социологического образования в России.

Институционализация социологии. Философская социология. Самоиден-

тификация социологов. Послеоктябрьские поиски нового содержания социаль-

ных дисциплин. Обществоведение 20-х гг. Общественные дисциплины в 30-50х

гг. Обществоведческое образование в 60-80-х гг. Становление новой системы

обществоведческого образования. Социологическое образование сегодня. По-

требность в социологическом образовании.

Тема 2. Преподавание социологии за рубежом.

Преподавание обществознания в школах различных стран. Преподавание

социологии в Великобритании. Цели и миссия вводного курса. Образователь-

ные программы: уровень «А». Типы экзаменационных программ. Программы

уровня «О». Социологическое образование в Швейцарии, Италии, США, Гер-

мании, Франции.

Тема 3 Цели обществоведческой и социологической подготовки в современном учебном заведении.

Понятие системы образования. Цели и задачи образования (общего, сред-

не-специального, высшего), пути его развития и совершенствования в транс-

формационном обществе.

Подходы к определению целей обществоведческого образования.

Определение целей отдельной темы обществоведческого (социологиче-

ского) курса. Постановка целей отдельного урока (занятия).

Тема 4. Теоретические основы преподавания: предмет и роль в педагогической деятельности.

Теоретические основы преподавания. Теоретико-методологические основы преподавания социологии (обществознания).

Тема 5. Организация, планирование и программирование учебного процесса в

Школе (вузе).

Понятие государственного стандарта. Содержание образователь-

ного стандарта по специальности «Социология». Требования к условиям реали-

зации основной образовательной программы. Государственный стандарт и

творчество преподавателя (учителя). Учебный план специальности. Рабочие

планы и расписание занятий. План курса дисциплины. Рабочая программа.

Тема 6. Учебная программа курса «Обществознание» в общеобразовательной

школе.

Учебная программа курсов «Основы социологии и политологии», «Ос-

новы социологии», «Социология» в средне-специальных учебных заведениях.

Тематическое планирование.

Тема 7 Теоретические предпосылки и методические основы преподавания

Курса социологии.

Цели и задачи преподавания общего курса социологии (обществознание).

Концептуальные основания преподавания курсов. Связь и соотношение социо-

логии (обществознания) с другими дисциплинами социально-гуманитарного

цикла. Возможности профилизации курса.

Учебная литература по курсам обществознания, социологии, политоло-

гии. Дополнительная литература, литература по отдельным темам. Сборники

задач, упражнений, схем. Хрестоматии, первоисточники. Справочная литерату-

ра по социологии. Научная литература. Литература по методике преподавания.

Периодическая печать.

Тема 8. Формы преподавания курса

Формы преподавания курса и их организационно-методическое обеспе-

чение с учетом современных образовательных технологий. Урок в общество-

ведческом курсе. Разновидности урока. Формы уроков. Подготовка к проведе-

нию урока. Соотношение изложения учителя и текста учебника. Проведение

урока. Анализ урока в обществоведческом курсе. Схема анализа урока.5

Тема 9. Работа с понятиями в курсе социологии (обществознания)

Понятийный аппарат. Связь социологии с другими науками. Специфика

обществоведческих понятий и их роль в школьном социально-гуманитарном

образовании учащихся. Дидактические принципы работы с понятиями. Мето-

дические условия повышения эффективности работы с понятиями. Формирова-

ние социологического мышления.

Тема 10. Лекция как метод обучения социологии в вузах, средне-

Специальных учебных заведениях и школах.

Лекция как основная форма вузовского обучения. Подготовка к лекции.

Виды лекций. Структура лекционного материала. Форма изложения. Методиче-

ское обеспечение лекций. Культура речевой деятельности. Взаимодействие с

аудиторией.

Тема 11. Подготовка и проведение семинаров и практикумов

Особенности семинара. Формы проведения семинарских занятий и их ме-

тодическое обеспечение. Цели и задачи семинарских занятий. Подготовка к се-

минару. Тематические задания. Дискуссия как эффективный метод проведения

семинарских занятий. Искусство полемики. Диспут. Семинар-коллоквиум. Сту-

денческая (ученическая) конференция. Семинар пресс-конференция. Критерии

оценки качества семинарских занятий.

Практикум и качественные ориентации в социологии. Цели практикума.

Задания, задачи, упражнения, вопросы. Классификация заданий, задач и вопро-

сов. Организация работы на практическом занятии. Эксперимент.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: