Основные положения психологической теории УД.




Учебная деятельность

Основные вопросы

1. Понятие учебной деятельности

2. Психологическая теория учебной деятельности

3. Структура учебной деятельности

4. Учебные действия обучающихся

 

Любой учебный предмет преподается в согласии с законами усвоения знаний, известными в психологии учебной деятельности.

Учение присутствует в любой деятельности человека и представляет собой процесс формирования ее субъекта. Учение – понятие достаточно широкое, включающее в себя:

§ организованные его формы (школы, курсы, вузы);

§ стихийные процессы приобретения человеком знаний и опыта повседневной жизни.

С точки зрения деятельностного подхода психология рассматривает организованные формы учения как учебную деятельность, имеющую свою специфику. Ее главная особенность – она составляет основу любой другой деятельности, так как готовит к ней человека.

В отечественной психологии основные положения теории учебной деятельности (УД) развивалась на базе культурно-исторической теории Л.С.Выготского, принципа единства психики и деятельности (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев), в контексте психологической теории деятельности (А.Н.Леонтьев) и в тесной связи с теорией поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.). Экспериментальные и теоретические исследования проводились в школах Д.Б.Элькониным, В.В.Давыдовым, А.В.Запорожцем, И.И.Ильясовым, В.Я.Ляудис, а также сотрудниками П.Я.Гальперина, их многочисленными последователями.

 

Основные положения психологической теории УД.

1. Знание теории УД необходимо для правильного построения методики преподавания, в которой учитываются закономерности усвоения знаний.

Нет однозначного определения понятия УД:

§ классическая советская психология и педагогика – ведущая деятельность в младшем школьном возрасте, особая форма социальной активности;

§ Д.Б.Эльконин и В.В.Давыдов – один из видов деятельности, направленной на усвоение теоретических знаний и способствующий интенсивному развитию мышления.

УД – это часть, специфическая разновидность учения, которая специально организовывается, чтобы учащийся, осуществляя ее, изменял самого себя, формировал себя как субъекта профессиональной деятельности.

 

2. Важный компонент учебной деятельности – учебная задача. В процессе ее решения происходят определенные изменения в изучаемых учащимся объектах или представлениях о них, однако в результате меняется сам действующий субъект → учебная задача может считаться решенной только тогда, когда произошли заранее заданные изменения в субъекте.

 

3. В процессе УД учащиеся усваивают уже сложившуюся систему в определенной научной области. Знания передаются через непосредственный контакт в окружающей действительностью, от старшего поколения (или профессионалов более высокого класса) – с помощью «вещей и через специальную организацию деятельности нового поколения с этими вещами». Именно эта специально организованная работа с «вещами» и есть УД по овладению опытом создания этой «вещи» – продукта деятельности предыдущих поколений, продукта человеческого опыта. А.Н.Леонтьев: «Для овладения продуктом человеческой деятельности надо осуществлять деятельность, адекватную той, которая воплощена в данном продукте».

 

4. Структура УД: мотивация (потребность), учебная ситуация (учебная задача + ее решение (действия, операции)), контроль (самоконтроль), оценка (самооценка) (См. Рис.2). В сравнении с общей структурой любой деятельности, структура учебной деятельности имеет свою специфику

 

Рис. 2. Структура учебной деятельности

 

Остановимся на отдельных компонентах структуры УД. Наиболее полным является определение мотива, предложен­ное одним из ведущих исследователей этой проблемы — Л.И.Бо­жович. Согласно Л.И.Божович, мотив — это то, ради чего осу­ществляется деятельность, «в качестве мотива могут высту­пать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Мотивация может быть вну­тренней или внешней по отношению к деятельности, но всегда остается внутренней характеристикой личности как субъекта этой деятельности. Потребность проявляется в УД как стремление учащегося к усвоению теоретических знаний из то или иной предметной области. Основным мотивом, специфическим для УД, является познавательный интерес.

Учебная мотивация, как и любой другой ее вид, системна. Она характеризуется направленностью, устойчивостью и дина­мичностью. Так, в работах Л.И.Божович и ее сотрудников, на ма­териале исследования учебной деятельности школьников отме­чалось, что она побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, свя­занные с содержанием этой деятельности и ее выполнением, ли­бо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью ребенка занять определенную позицию в системе общественных отношений. Ю.М.Орлов: «На­ибольшее влияние на академические успехи оказывает позна­вательная потребность в сочетании с высокой потребностью в достижениях».

Учебная мотивация, представляя собой особый вид мотива­ции, характеризуется сложной структурой, одной из форм кото­рой является структура внутренней (ориентированной на процесс и результат) и внешней (награду, избегание) мотивации. Суще­ственны такие характеристики учебной мотивации, как ее устой­чивость, связь с уровнем интеллектуального развития и харак­тером учебной деятельности.

 

5. Специфическим содержанием УД является решение учебных задач.

Учебная задача – важнейший элемент структуры; решая ее, учащийся выполняет определенные действия и операции. Учебная задача, как и любая другая, рассматривается в на­стоящее время в качестве системного образования (Г.А. Балл), в котором обязательны два компонента: предмет задачи в исход­ном состоянии и модель требуемого состояния предмета задачи. Если мотив соотносится с деятельностью в целом, то дейст­вия отвечают определенной цели. В силу того, что сама деятель­ность представлена действиями, она и мотивирована, и целенаправлена (целеположена), тогда как действия отвечают только цели. Осуществление УД представляет собой последовательно выполняемые учащимся учебные действия или операции по решению учебной задачи, движимые определенным мотивом. Цель этой деятельности – усвоение теоретических знаний.

Если решение любой практической задачи приводит к изменению отдельных единичных предметов и это является целью, то решение учебной задачи ставит целью не сами изменения в предмете, хотя они и могут происходить, а овладение способом действий по внесению этих изменений; человек приобретает некую новую способность и тем самым изменяется сам как субъект УД.

Специфика учебной задачи – в том, чтобы студент овладел не единичным отдельным способом решения какой-то одной типичной задачи, а научился общему принципиальному подходу решению всех задач данного класса, как бы они ни были разнообразны сами по себе. Таким образом. Учащийся как субъект УД должен освоить наиболее общий способ решения относительно широкого круга частных практических задач.

УД должна состоять не из эпизодического, а из систематического решения учебных задач по применению изучаемой теории к реальной действительности.

 

6. Сам процесс решения учащимися задач – это и есть учебные действия. Их элементы:

· постановка учебной задачи преподавателем перед учащимся или самим учащимся перед собой;

· принятие задачи учащимся к решению;

· преобразование учащимся учебной задачи с целью обнаружения в ней некоторого общего отношения изучаемого предмета (узнавание общего в данной конкретной задаче);

· моделирование выделенного отношения (напр., в математике – составление уравнения, в психологии – составление схемы логики рассуждения с точки зрения деятельностного подхода и т.п.);

· преобразование модели этого отношения для изучения его свойств в «чистом виде» (напр., перевод логической схемы рассуждения на анализ конкретной деятельности по изучению в курсе психологической проблемы творческого мышления);

· построение системы частных задач по данной проблеме, решаемых общим способом (такие задачи может составлять как преподаватель и предлагать их учащимся, так и сами учащиеся, взяв их из жизни);

· контроль (самоконтроль) за выполнением предыдущего действия, чтобы правильно перейти к последующему действию;

· оценка (самооценка) успешности выполнения всех действий как результата усвоения общего способа решения учебной задачи (напр., в психологии – уверенное овладение способом рассуждения при решении творческих задач).

С позиции субъекта деятельности в учении прежде всего выделяются действия целеполагания, программирования, планирования, исполнительские действия, действия контроля (самоконтроля), оценки (самооценки). Каждое из них соотносится с определенным этапом учебной деятельности и реализует его.

С позиции предмета учебной деятельности в ней выделяются преобразующие, исследовательские действия.

В соотнесенности с психической деятельностью обучающегося выделяют, как отмечалось выше, мыслительные, перцептивные, мнемические действия, т.е. интеллектуальные действия, составляющие внутреннюю психическую деятельность субъекта, являющуюся, в свою очередь, внутренней «интегральной частью» деятельности (С.Л. Рубинштейн), в рассматриваемом случае — учебной деятельности. Каждое из них распадается на более мелкие действия (в определенных условиях — операции). Так, мыслительные действия (или логические) включают прежде всего такие операции, как сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, классификацию и др.

В учебной деятельности также разграничиваются репродуктивные и продуктивные действия (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова, Л.Л. Гурова, O.K. Тихомиров, Э.Д. Телегина, Т.В. Габай и др.).

Другими словами, в учебной деятельности по критерию продуктивности и репродуктивности могут быть выделены три группы действий. Действия, которые по их функциональному назначению выполняются по заданным параметрам, заданным способом, всегда репродуктивны, например исполнительские; действия, направленные на создание нового, например целеобразования, продуктивны. Промежуточную группу составляют действия, которые в зависимости от условий могут быть и теми, и другими (например, действия контроля).

Умение учиться – это умение самостоятельно выполнять УД, что невозможно без сознательного принятия и творческого выполнения учебной задачи с обязательной рефлексией – самоанализом и самооценкой степени успешности собственных действий.

Научиться учиться – значит овладеть умением выполнять УД, что является для любого учащегося, в том числе и для студентов, важнейшей задачей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: