Цели и задачи практики менеджмента




ПРОГРАММА

по прохождению экономической практики и практики менеджмента

для студентов специальности 080507.65 «Менеджмент организации»

всех форм обучения (ч.2)

 

Калининград

 

ББК

 

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора ИПЭМ БГАРФ Проректор

по учебной работе БГАРФ

Д.п.н., проф.

__________ Т.А. Бец ___­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_____ Н.Ю. Бугакова

 

«____» ____________2007 г. «___»____________ 2007 г.

 

 

Авторы:

В.Б. Гришковец, к.э.н., доцент

С.Н. Гришковец, ст.преподаватель

С.В.Саванович, к.э.н., доцент

Программа по прохождению экономической практики и практики менеджмента для студентов специальности 080507.65 «Менеджмент организации» рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Менеджмент» БГАРФ от 28.11.2007 г., протокол № 4.

Зав.кафедрой«Менеджмент» А.В.Сербулов

Рецензент: к.э.н., доцент Рябцев С.В.

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………….

1.Цели и задачи практики менеджмета…………………………………………………………………………….

2. Содержание практики менеджмента…………………………………..

3. Примерный тематический план практики менеджмента…………………………………………………………………………….

4. Руководство практикой: обязанности БГАРФ, предприятия и студента………………………………………………………………………..

5. Оформление и защита отчета по практике менеджмента……………………………………………………………………………

5.1 Требования к оформлению отчета по практике…………………………………………………………………………… 5.2 Пример выполнения списка использованных

источников …………………………………………………………………

 

 

Введение

 

Учебный процесс специальности «Менеджмент организации» включает в себя важнейшую составную часть – экономическую практику и практику менеджмента. Практика менеджмента является вторым этапом прохождения экономической практики и практики менеджмента. Студенты проходят практику менеджмента на предприятии (организации, фирме).

При прохождении практики перед студентами возникает ряд вопросов, на которые даны ответы в настоящих методических рекомендациях:

1. Какие общие требования предъявляются к прохождению управленческой практики?

2. Какие цели ставятся перед студентами в ходе прохождения практики?

3. Каким должно быть содержание практики?

4. Какие требования выдвигаются к содержанию работы?

После прохождения практики менеджмента студентами на основе полученных теоретических знаний должно быть достигнуто понимание проблемы (проблем) по анализируемым направлениям управленческой деятельности организации с целью подготовки и принятия эффективных управленческих решений.

Программа состоит из разделов, отражающих цели, задачи и содержание практики менеджмента.

 

Цели и задачи практики менеджмента

 

Управленческая практика носит ознакомительно-обучающий характер. Она направлена на закрепление полученных теоретических знаний в процессе изучения деятельности предприятия, его системы управления, коммуникационных процессов. Основной целью является получение дополнительных знаний, умений и навыков в области диагностики среды жизнедеятельности организации и планирования действий по совершенствованию её системы управления, определенных требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности 080507.65 «Менеджмент организации».

Кроме того, перед студентами ставятся и другие задачи, к которым относятся:

- формирование и развитие профессиональных знаний по специальности;

- овладение необходимыми методами, навыками и умениями анализа практических ситуаций;

- углубленное изучение отдельных дисциплин специальности;

- отработка приемов принятия управленческих решений в конкретной ситуации;

- использование на практике различных методов сбора информации (сканирование, мониторинг, прогнозирование);

- сбор необходимых материалов по управленческой деятельности предприятия (организации) и использование результатов для подготовки контрольных, курсовых и дипломных работ, участия в студенческой научно-исследовательской деятельности.

Итоговый отчет может служить основой для более углубленной разработки подготовленных предложений в период последующей преддипломной практики и дипломного проектирования. В отчете должны найти отражение следующие вопросы:

1. Ознакомление с основными направлениями деятельности организации, структурой продуктового портфеля, классификацией и характеристикой целей.

2. Оценка типа организации (механистическая - органическая, индивидуалистская – корпоративная), стиля организационного поведения.

2. Изучение структуры, методов, функций и способов управления деятельностью организации; выявление проблем организации.

3. Анализ влияния внешней (макросреды и среды прямого воздействия) и внутренней среды на деятельность организации.

4. Оценка текущей стратегии и рекомендации по ее совершенствованию.

3. Выявление основных проблем организации и выработка предложений по совершенствованию управления с последующей их корректировкой.

4. Накопление практического материала для последующего его использования в учебном процессе и НИР.

5. Ведение дневника, составление и защита отчета по практике.

 

Содержание практики менеджмента

Для достижения поставленных целей должна быть использована определенная последовательность в изучении практики управленческой деятельности, осуществляемой в организации и сборе данных, которые будут использованы для обработки, анализа, формулирования проблем и выработки вариантов их решения

1.Определение организационно-правовой формы предприятия, ознакомление с основными направлениями деятельности, сопровождающееся сбором данных, позволяющих составить ее технико-экономическую характеристику (история создания и этапы развития, миссия, цели, специализация, продуктовый портфель и т.д.)

2.Оценка отраслевой принадлежности и особенностей регионального рынка.

3. Анализ типа и особенностей организационной структуры предприятия, взаимосвязей между подразделениями, степени централизации полномочий, нормы управляемости на различных уровнях управления.

4. Изучение состояния организационной культуры, наличия субкультур и контркультур, их влияние на деятельность организации.

5. Ознакомление с системой управления предприятием (организацией), отдельными подразделениями, изучение разделения ответственности и делегирования полномочий, должностных обязанностей.

6. Анализ и оценка состояния применяемых в организации функций и методов управления:

а) планирование (существующая система планирования, наличие и содержание перспективных, среднесрочных, текущих, оперативных, бизнес:

планов);

б) организация (структура, иерархия и т.д.);

в) мотивация (существующая система мотивации персонала);

г) контроль (применяемая система контроля, наличие стандартов и др.);

д) координация (применяемые формы);

е) характеристика применяемых методов управления (административных, экономических, социально-психологических);

7. Изучение состояния управления человеческими ресурсами (УЧР) в организации.

 

 

Таблица 1 Характеристики стратегии УЧР в организации

 

Компоненты стратегии УЧР Возможные варианты стратегии
Источники привлечения ра­ботников в организацию Внутренние и внешние источники набора персонала в организацию
Сокращение персонала Выбор вариантов поддержки высвобождаемых работников
Оценка персонала Выбор критериев и методов оценки Выбор лиц, осуществляющих оценку персонала
Развитие персонала Выбор форм и методов обучения, отбор контингента обучающихся
Оплата труда, вознаграждения Формирование структуры оплаты труда (в зависимости от стажа работы, квалификации, результатов деятельности, оценки заслуг работника), сис­темы премирования (за счет снижения издержек производства, роста производительности труда, социальные выплаты и льготы, материальное стимулирование инновационной деятельности, система доплат за зна­ния). Выбор подходов к обоснованию размеров оплаты труда. Выбор средств обеспечения равенства в оплате на внешних и внутренних рынках труда  
Организационная структура и проектирование работы Поощрение специализации или широкого профиля деятельности. Использование преимущественно индивидуальных или групповых форм труда. Практикуется единоначалие или коллективная форма принятия решения.
Организационная культура: лидерство, конфликты, соот­ношение формальных и не­формальных связей, межлич­ностные отношения Выполнение производственных задач любой ценой или удовлетворен­ность и развитие персонала в числе важнейших приоритетов. Поощряется или ставится задача предотвращения конфликтов всеми воз­можными средствами. Наличие баланса или дисбаланса формальных и неформальных связей как отражение эффективности управления.

 

Следует проанализировать и классифицировать основные группы факторов, оказывающих влияние на управление персоналом.

 

Таблица 2 Основные группы факторов, влияющих на управление персоналом

 

Факторы Характеристики
Стратегия организации Типовая Конкурентная Функциональные
Жизненный цикл организации Начальная стадия Рост Зрелость Реорганизация Сокращение производства
Размер организации Крупная Средняя Малая
Окружающая среда Обеспеченность ресурсами (обильная - скудная) Динамичность (подвижная - стабильная) Степень сложности (сложная – простая)

 

 

8. Оценка состояния внутренней, внешней среды деятельности предприятия с целью выявления угроз/возможностей, сильных/слабых сторон организации.

9. Анализ уровня инновационной активности предприятия, используемых инноваций и инновационных стратегий, состояния научно-технического потенциала. Выявление необходимости проведения технического перевооружения, модернизации, реконструкции.

10. Изучение состояния стратегической и оперативной деятельности в организации, определение текущей стратегии, обоснование управленческих решений по разработке будущих стратегий.

11. Разработка и оценка направлений альтернативных решений

По согласованию с руководителем практики от предприятия следует выбрать наиболее актуальную проблему и провести оценку наиболее эффективных альтернатив ее решения. Разработку одной из выбранных альтернатив следует вести на основе уже имеющихся теоретических знаний с активным использованием метода экспертных оценок, используя для этого сотрудников данной организации и, по мере возможности, (без нарушения конфиденциальности) - других организаций.

12.Обоснование предложений для реализации выбранного решения проблемы.

В предлагаемом варианте решения должна быть отражена последовательность действий по его реализации и конкретные способы осуществления, т.е. не только «что», но и «как» надо делать. Особое внимание следует уделить описанию изменений функциональных обязанностей сотрудников, участвующих в предложении, а также способам их мотивации и стимулирования.

Необходимо, чтобы логически обоснованный план реализации предложений был составной частью отчета по практике и был оценен руководителем и заинтересованными сотрудниками. Эта оценка должна быть отражена в отзыве руководителя практики от предприятия.

 

 

3 Примерный тематический план практики менеджмента

№ п/п Этап Задание
1. Подготовка, сбор данных Ознакомиться с учредительными и уставными документами предприятия, порядком документооборота, штатным расписанием, должностными инструкциями и др. документами
1.1.   Изучить структуру управления организацией. Осуществить сбор данных, характеризующих состояние применяемых в организации функций и методов управления
1.2.   Провести предварительный диагноз проблем
1.3.   Выбрать актуальное направление деятельности организации и наметить возможные области разрабатываемых предложений
2. Анализ и диагностика На основе собранных данных и предварительного анализа выявленных проблем сформулировать наиболее актуальную для данной организации и наметить направления ее решения по одной из выбранных альтернатив
3. Планирование действий Обосновать предложения по осуществлению сформулированных предложений, составить примерный план и механизм их реализации.
4. Составление отчета Представить материалы о деятельности предприятия, состоянии системы управления, результатах анализа и предложения о совершенствовании

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: