Основные литературные «-измы» рубежа веков.




1. Рубеж веков как историко-культурный феномен. Декаданс и его место в культуре рубежа веков.

2. Основные литературные «-измы» рубежа веков: натурализм, символизм, эстетизм, неоромантизм, стиль модерн.

Термины для усвоения:

Антивикторианский парадокс, декаданс, драма-дискуссия, импрессионизм, интеллектуальная драма, модернизм, натурализм, неоромантизм, "новая драма", позитивизм, переходность эпохи, "поток сознания", ретроспективная композиция, "роман-поток", экспериментальный роман, символ, символизм, философский роман, футуризм, экспрессионизм, эстетизм.

Конец XIX- начало XX как начало Новейшего времени. Сложность рубежа веков как этапа мировой культуры и литературы. Доказательства сложности: отсутствие метафорического культурологического имени и проблемы периодизации эпохи в современном литературоведении.

Переходность эпохи, проявляющаяся на всех уровнях человеческого бытия и достигающая на рубеже веков своего апогея: смена общественного уклада (окончательное утверждение буржуазных отношений: капитализм, вошедший в свою заключительную фазу – империализм; образование стран-империй; финансовая олигархия, транснациональные корпорации), передел мира (войны: русско-турецкая, англо-бурская, франко-прусская, первая мировая война и т.д.), третья промышленная революция, НТР, изменения в научно-интеллектуальной и философской картине мира. Ощущения нестабильности, динамизма и трагичности бытия.

Рождение неклассического сознания, его черты. Неклассическая философия: Шопенгауэр, Ницше, Бергсон, Фрейд, Юнг.

Роль позитивизма (середина XIX в.) в снятии центральной культурологической категории европейской культуры – Бога. Крупнейшие представители позитивизма Огюст Конт (1789-1857), Ипполит Тэн (1828-1893). В своем шеститомном труде «Курс позитивной философии» О.Конт пишет, что философия не может познавать реальность, так как ее предметом являются метафизические, а не объективные проблемы существования. Наука, основанная на абстрактных представлениях о мире, не может разрешить проблемы, которые она изучает. Следовательно, философия как наука не может претендовать на высшее постижение реальности. Подлинное знание о мире несут науки, которые опираются на конкретные факты. Ключевая мысль О.Конта заключается в признании того, что только факты эмпирического опыта подлежат познанию. По его мнению, наука не должна стремиться к постижению сути явлений. Она должна отвечать на вопрос как, а не почему. О.Конт разрабатывал идею общества как развивающегося организма. Он стал одним из основоположников социологии, создал эволюционную теорию социального развития.

Ипполит Тэн, французский исследователь, автор знаменитой книги «Введение к истории английской литературы». С его точки зрения, три фактора формируют личность человека, народ и культуру – раса, среда и момент.

Раса - наследственные склонности. Даже разбросанный по свету народ сохраняет духовное и кровное родство, обнаруживаемое в языке, религии, философии данной расы.

Среда - окружающий человека мир, климат, географическое местоположение, религиозные традиции, нравственные устои, политические, экономические, социальные условия

Момент – историческая эпоха, причем важнейшая ее характеристика, а именно мировидение, оказывает влияние на человеческую личность, характер культуры и духовную атмосферу данного общества.

Идеи позитивизма разил Герберт Спенсер (1820-1903), который считал, деление общества на классы возникает вследствие биологических причин. Он явился создателем социального дарвинизма, распространив теорию эволюции Ч.Дарвина на человеческое общество. Идеи Спенсера оказали большое влияние на творчество Т.Драйзера, Джека Лондона.

Декаданс как выражение кризиса европейской культуры, «претерпевающей ужас существования в безбрежном “ничто”» (Ницше). В.М. Толмачев о декадансе. Наиболее яркие черты декаданса обнаруживает роман Ж.-К. Гюисманса «Наоборот» (1883), пьеса О.Уайльда «Саломея» 91893), графика Обри Бердслея, творчество Д.Г.Росетти, П.Верлена, А.Рембо, С. Малларме, М.Метерлинка и других.

Своеобразие литературного процесса рубежа веков. Споры о реализме в литературе рубежа веков. Значение культурных процессов и литературы рубежа веков для культуры и литературы XX века. Проявления переходности в литературном процессе на рубеже XIX–XX вв.: мозаичность картины литературной жизни, открытость границ различных художественных систем, установление более прочных связей между национальными литературами, множественность влияний и традиций. Статус русской литературы в общеевропейском литературном процессе рубежа XIX–XX вв. Творчество Ги де Мопассана, Томаса Гарди, Марка Твена, Джона Голсуорси демонстрирует преемственность по отношению к классическому реализму Х1Х века. Однако в реалистическом искусстве рубежа веков нарастает психологизм, стремление проникнуть во внутренний мир персонажей. Традиционное бытописание сочетается с публицистичностью, с одной стороны, и символикой, гротеском, аллегорией, фантастикой - с другой. Поэтика подробного воспроизведения течения жизни уступает место бессюжетности, уменьшается роль событийности в сюжете.

Натурализм (Э. Золя, братья Гонкур. Фрэнк Норрис, Стивен Крейн, Г. Гауптман). Основа натуралистической эстетики – философия О.Конта и И.Тэна. Важную роль в формировании натурализма сыграли открытия в области естественных наук – биологии, физиологии, психологии. Писатель-натуралист определяется как ученый, беспристрастно исследующий жизнь человека и общества. Свою задачу писатель-натуралист видит в правдивом, точном и всестороннем изображении действительности. В таком изображении отпадает необходимость в авторских объяснениях, морализаторстве, разъяснениях: факты говорят сами за себя. Биологический детерминизм и теория наследственности. Концепция среды. Обращение к запретным темам.

Импрессионизм. Импрессионизм во французской живописи (К. Моне, Э. Мане, К. Писсаро, А. Сислей, Э. Дега и др.). Проблема литературного импрессионизма. Элементы импрессионизма в творчестве П. Верлена, Э. Дюжардена, бр. Гонкуров, Э. Золя, Мопассана, М. Пруста. «Секундный стиль» в «Венских этюдах» П. Альтенберга.

Генезис и эстетика французского символизма. Символ как особый вид художественного образа (многозначность, двуплановость, суггестивность символа). «Манифест символизма» (1886) Ж. Мореаса. Символизм и декаданс. Символизм как литературное направление формируется в 70-х годах Х1Х века. Видные представители во Франции - Поль Верлен, Артюр Рембо, Стефан Малларме, в Бельгии - Морис Метерлинк, Эмиль Верхарн, в Германии – Герхард Гауптман, Стефан Георге. Непосредственными предшественниками символистов стали Шарль Бодлер и Лотреамон. В основе эстетики символизма лежит концепция двоемирия.

Эстетизм формируется в 1880-х-90-х годах Х1Х века в Англии. Эстетизм возник как реакция на викторианство с его прагматизмом, на философию позитивизма, на учение Ч.Дарвина, философские идеи Г.Спенсера. Джон Рёскин (1919-1900) и Уолтер Пейтер (1839-1894) создали новую концепцию искусства, в основе которого лежит красота. Признавая, что искусство выполняет дидактическую функцию, Джон Рёскин утверждал, что в области красоты этическое должно быть выше эстетического. Своим идеалом нравственной красоты он называл эпоху Средневековья. Уолтер Пейтер придерживался концепции «искусства для искусства». По его мнению, искусство не учит ничему, оно безразлично к морали. Красота выше добра и зла. Эстетические воззрении Дж.Рёскина и У.Пейтера объединяет признание за искусством возможности противостоять прагматизму капиталистического общества. Искусство они понимали как единственное средство приблизить человека к Истине. Журналы «Желтая книга» и «Савой» как противники эстетических и этических викторианских стереотипов. Яркий представитель эстетизма – Оскар Уайльд (1854-1900). Вслед за У.Пейтером Уайльд признает главным предметом искусства не реальность, а воображение, протестуя против стремления писателей изображать уродливую действительность. В эссе «Упадок лжи» он утверждал, что искусство более значимо, нежели жизнь.

Неоромантизм как эстетическая реакция на натурализм и декаданс. Традиции западноевропейского романтизма в неоромантической литературе рубежа веков. Герой как исключительный характер в произведениях Р.Л. Стивенсона, Дж. Конрада, Л. Войнич, Э. Ростана и др. Драматизм ситуаций, остросюжетность, экзотизм - особенности поэтики неоромантизма.

Значение литературы изучаемого периода для развития литературного процесса XX в.

Задание:

1. Законспектировать научную и критическую литературу по изучаемой теме.

2. Завести словарь литературоведческих терминов и понятий по изучаемой теме.

3. Законспектировать вводную главу учебника «Рубеж веков как историко-литературное и культурологическое понятие» //«Зарубежная литература конца XIX - начала ХХ века»: В 2 т. / Под ред. В.М.Толмачёва. Изд. 3-е. М.: Академия, 2008 (или - Изд. 2-е, переработанное и исправленное. М.: Академия, 2007), с. 5-45.

Литература:

Основная

1. Зарубежная литература конца XIX - начала ХХ века: В 2 т. / Под ред. В.М.Толмачёва. Изд. 3-е. М.: Академия, 2008 (или - Изд. 2-е, переработанное и исправленное. М.: Академия, 2007).

Дополнительная

1.Авангард в культуре ХХ века (1900-1930 гг.): Теория. История. Поэтика: В 2 кн. / Отв. ред. Ю.Н.Гирин. М.: ИМЛИ РАН, 2010. Кн. 1. 600 с.; Кн.2. 704 с.

2.Аникин Г.В. Эстетика Джона Рёскина и английская литература ХIХ века. М.: Наука, 1986. 318 с.

3.Апт С.К. Над страницами Томаса Манна. М.: Советский писатель, 1980. 392 с.

4.Божович В.И. Традиции и взаимодействие искусств: Франция, конец ХIХ - начало ХХ века. М.: Наука, 1987. 319 с.

5.Брандес, Георг. Литературные характеристики: Французские писатели // Собр. соч. / Изд. 2-е. СПб., б.г. Т.13 [Эрнест Ренан; Густав Флобер; Эдмонд и Жюль Гонкуры; Эмиль Золя; Гюи де Мопассан; Французская лирика]. 435 с.

6.Гаспаров М.Л. Очерк истории европейского стиха. М.: Фортуна лимитед, 2003. 271 с.

7.Гаспаров М.Л. Антиномичность поэтики русского модернизма // Гаспаров М.Л. Избранные работы. М.: Новое литературное обозрение, 1995. С.286-304.

8.Данилевский Р.Ю. Русский образ Фридриха Ницше (Предыстория и начало формирования) // На рубеже ХIХ и ХХ веков: Из истории международных связей русской литературы. Л.: Наука, 1991. С.5-43.

9.Дынник В. Анатоль Франс. Творчество. М., Л.: Гослитиздат, 1934. 421 с.

10.Дэвис, Норман. История Европы. М.: АСТ, Хранитель, 2006. 943 с.

 

 

Тема № 2. Тема: Французская литература рубежа веков

1.Социально-политическая ситуация во Франции рубежа веков.

2.Французский натурализм. Золя. Мопассан.

3.Творчество Й.-К. Гюисманса и формирование французского символизма.

4.Французский символизм. Поэзия французского символизма. Проза французского символизма.

Термины для усвоения:

Натурализм, символизм, эстетизм.

Общественно-политические события во Франции 1870–1913 годов: франко-прусская война, Парижская коммуна, установление III Республики, дело Дрейфуса - и их отражение во французской литературе рубежа веков.

Натурализм во французской литературе. Позитивизм как философская основа натурализма во Франции: О. Конт, И. Тэн, К. Бернар. Эстетические предпосылки возникновения натурализма во Франции: Г. Флобер как предтеча натурализма. Э. Золя и становление натуралистической школы во Франции. Поздний натурализм в творчестве Мопассана.

Преодоление натурализма в творчестве Й.-К. Гюисманса. «Наоборот» как антинатуралистический манифест и первый опыт символистского романа о художнике.

Символизм во Французской литературе. Эстетические предпосылки становления французского символизма: импрессионизм в живописи, сюрнатурализм Ш. Бодлера. Лирический характер французского символизма первого этапа. Манифесты символизма во Франции. П. Верлен как символист импрессионистической направленности: феномен жизни и творчества, темы, идеи, сборники. Новаторство Верлена: новый характер художественного образа, реформа стиха, внимание к «пейзажам души» и т.д. Переводы Верлена на русский язык. Поэзия А. Рембо. Феномен жизни и творчества Рембо: идеи символического жизнестроительства. Новаторство Рембо. Переводы Рембо на русский язык. Новаторство С. Малларме. Малларме и русская литература. Второй этап французского символизма: Лафорг, Ренье, Клодель. Проза французского символизма: А. Франс, Р. Роллан, М. Пруст.

Задание:

1. Законспектировать научную и критическую литературу по изучаемой теме.

Литература:

Основная

1. Зарубежная литература конца XIX - начала ХХ века: В 2 т. / Под ред. В.М.Толмачёва. Изд. 3-е. М.: Академия, 2008 (или - Изд. 2-е, переработанное и исправленное. М.: Академия, 2007).

Дополнительная

1.Авангард в культуре ХХ века (1900-1930 гг.): Теория. История. Поэтика: В 2 кн. / Отв. ред. Ю.Н.Гирин. М.: ИМЛИ РАН, 2010. Кн. 1. 600 с.; Кн.2. 704 с.

2.Божович В.И. Традиции и взаимодействие искусств: Франция, конец ХIХ - начало ХХ века. М.: Наука, 1987. 319 с.

3.Брандес, Георг. Литературные характеристики: Французские писатели // Собр. соч. / Изд. 2-е. СПб., б.г. Т.13 [Эрнест Ренан; Густав Флобер; Эдмонд и Жюль Гонкуры; Эмиль Золя; Гюи де Мопассан; Французская лирика]. 435 с.

4.Гаспаров М.Л. Очерк истории европейского стиха. М.: Фортуна лимитед, 2003. 271 с.

5.Гаспаров М.Л. Антиномичность поэтики русского модернизма // Гаспаров М.Л. Избранные работы. М.: Новое литературное обозрение, 1995. С.286-304.

6.Дынник В. Анатоль Франс. Творчество. М., Л.: Гослитиздат, 1934. 421 с.

7.Дэвис, Норман. История Европы. М.: АСТ, Хранитель, 2006. 943 с.

8.Карельский А.В. Метаморфозы Орфея: Беседы по истории западных литератур. Вып.2: Хрупкая лира. Лекции, статьи по австрийской литературе ХХ века. М.: Изд-во РГГУ, 1999. 303 с.

9.Косиков Г.К. Два пути французского постромантизма: символисты и Лотреамон // Поэзия французского символизма. Лотреамон. Песни Мальдорора. М.: Изд-во МГУ, 1993. С.5-62.

10.Крючкова В.А. Символизм в изобразительном искусстве. М.: Изобразительное искусство, 1994. 272 с.

11.Ревалд, Джон. История импрессионизма. М.: Республика, 1994. 415 с

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: